Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Илья Крамник

Научный сотрудник Центра североамериканских исследований ИМЭМО РАН, эксперт РСМД

Судьба отечественной авианосной программы столь же сложна, сколь и длительна. Исследования 1920-1930-х годов не воплотились «в железе» сначала из-за тяжелого экономического положения СССР, затем из-за Второй мировой войны. После войны расходы на флот были ограничены необходимостью создания ядерного оружия, системы ПВО и поддержания мощной сухопутной армии. Вслед за тем свой отпечаток наложило правление Н.С. Хрущева, при котором крупные надводные корабли и авиация были объявлены устаревшим средством ведения войны.

Судьба отечественной авианосной программы столь же сложна, сколь и длительна. Исследования 1920-1930-х годов не воплотились «в железе» сначала из-за тяжелого экономического положения СССР, затем из-за Второй мировой войны. После войны расходы на флот были ограничены необходимостью создания ядерного оружия, системы ПВО и поддержания мощной сухопутной армии. Вслед за тем свой отпечаток наложило правление Н.С. Хрущева, при котором крупные надводные корабли и авиация были объявлены устаревшим средством ведения войны.

После отставки Хрущева исследования по авианосной тематике начались вновь. Однако отсутствие единого подхода и различные взгляды на место морской авиации в составе флота привели к рождению удивительных гибридов – тяжелых авианесущих крейсеров (ТАВКР) проекта 1143 с достаточно посредственными самолетами вертикального взлета и посадки Як-38 и мощным ракетным вооружением. И лишь под самый занавес СССР, в 1990 году, в состав флота вошел корабль, максимально приближенный к нормальному авианосцу, – тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». В это время у достроечной стенки Черноморского судостроительного завода в Николаеве шли работы над аналогичным «Кузнецову» «Варягом», а на стапеле росли конструкции атомного «Ульяновска», который должен был стать первым полноценным советским авианосцем. Реализации этих планов помешал распад СССР.

Если оценивать сегодняшнюю российскую программу надводного кораблестроения, то на ум приходят прежде всего два слова: последовательность и осторожность.

Сегодня ВМФ России располагает единственным авианосцем – все тем же «Кузнецовым». Однотипный ему «Варяг» в 1998 году был продан в Китай по цене лома, за 20 млн долларов, и стал авианосцем «Ляонин» . Его предшественники либо разрезаны на металл, либо стали плавучими музеями и развлекательными центрами. Больше других повезло «Адмиралу Горшкову», четвертому по счету советскому ТАВКР: после долгого ремонта и модернизации в Северодвинске в 2004-2012 годах он превратился в авианосец ВМС Индии «Викрамадитья». Недостроенный «Ульяновск» в 1990-х годах разрезали на металл прямо на стапеле.

Вместе с тем очевидно, что мысли о поддержании морской авиации не оставляют российское руководство. Довольно весомые расходы на строительство нового учебного центра морской авиации в Ейске, как и закупка новых палубных истребителей, вряд ли были бы разумны, если бы военное руководство не предполагало дальнейшей работы в этом направлении. Но каковы возможные пути такого развития?

Последовательное приближение

Фото: navy.su
Тяжелый авианесущий крейсер
"Новороссийск" (проект 1143)

Если оценивать сегодняшнюю российскую программу надводного кораблестроения, то на ум приходят прежде всего два слова: последовательность и осторожность. Россия последовательно реализует ряд проектов, переходя ко все более сложным. На первом этапе это достройка кораблей «старых программ» и начало строительства новых кораблей ближней морской зоны – корветов. На втором – расширение программы за счет постройки кораблей дальней морской зоны – фрегатов. Следующим шагом должно стать строительство универсальных десантных кораблей, эсминцев и модернизация крейсеров советской постройки – то есть пополнение флота кораблями океанской зоны. В ходе реализации этих проектов отрабатывается оборудование, вооружение и общекорабельные системы нового поколения по принципу «от простого к сложному». При этом впервые в отечественной практике уделяется особое внимание унификации – российский надводные корабли нового поколения получают единую многофункциональную боевую информационно-управляющую систему (БИУС) и установки вертикального пуска (УВП) под широкую номенклатуру ракет.

Источником вдохновения в данном случае послужили американские корабли – крейсеры типа «Тикондерога» и эсминцы типа «Арли Берк», оснащенные многофункциональной БИУС «Иджис» (Aegis) и УВП «Марк 41» (Mk 41). Радиоэлектронное оборудование этих кораблей обеспечивает обнаружение, слежение, целеуказание и поражение целей на поверхности, под водой, в воздухе и на суше, а также управление как отдельным кораблем, так и целым соединением, включая летательные аппараты различных классов. УВП, совместимые практически со всеми типами управляемых ракет и ракето-торпед, состоящих на вооружении ВМС США, позволяют кораблям решать самые разные боевые задачи без потери эффективности.

Даже оборонительные действия против страны, располагающей авианосным флотом, без собственных авианосцев превращаются в лотерею: флот, вынужденный жаться к собственным базам и наземным аэродромам, заведомо отдает инициативу противнику.

Сегодня тот же подход начинает использовать Россия. Но без авианосцев российский надводный флот будет скован серьезными ограничениями: вне радиуса действия своей береговой авиации его можно будет применять только в «полицейских» операциях против слабовооруженного противника. В отсутствие воздушного прикрытия возможные боевые действия против страны, располагающей более-менее современными ВВС и/или флотом, будут крайне рискованными. При этом речь совершенно не обязательно идет об акциях в удаленных районах земного шара. Даже оборонительные действия против страны, располагающей авианосным флотом, без собственных авианосцев превращаются в лотерею: флот, вынужденный жаться к собственным базам и наземным аэродромам, заведомо отдает инициативу противнику.

Таким образом, реализация авианосной программы становится вершиной пирамиды, конечным этапом и необходимым условием создания океанского флота, способного решать задачи вдали от побережья, – причем как задачи чисто наступательные, так и задачи активной обороны, что особенно актуально в условиях строительства и закупок авианосцев все большим числом стран.

Споры вокруг проекта

Фото: tsushima.su
Тяжелый авианесущий крейсер
"Адмирал  флота Советского Союза Кузнецов"

Первые официальные сообщения о возможном строительстве для ВМФ России авианесущих кораблей появились в 2004 году. 5 марта 2004 г. главком ВМФ адмирал флота Куроедов объявил о том, что к 2017 году Россия построит новый авианосец. Через год, в мае 2005-го, он повторил это заявление, несколько уточнив его: главком сообщил о начале проектирования в 2005 году и возможном строительстве нового корабля после 2010 года. В том же интервью адмирал Куроедов также упомянул о разработке нового многоцелевого самолета для палубной авиации, очевидно имея в виду создававшийся в это время модернизированный вариант палубного истребителя МиГ-29К (изделие 9-41). На первый взгляд, эта машина уступает по некоторым показателям тяжелому истребителю Су-33. Однако лучшая приспособленность для палубного базирования, лучшая весовая отдача и более современные материалы и оборудование, примененные при создании новейшей модификации МиГ-29К, делают этот выбор вполне оправданным, – особенно если учитывать, что площадь ангара «Адмирала Кузнецова» не настолько велика, чтобы разместить достаточно большую группу тяжелых машин [1] .

Этот недостаток «Адмирала Кузнецова» вызван «родимыми пятнами» его происхождения и обусловлен наличием на корабле больших объемов, занятых под ракетное вооружение, не свойственное обычным авианосцам. На самом «Кузнецове» исправить ситуацию можно только путем дорогостоящей и длительной реконструкции. Однако, по имеющейся информации, создатели нового авианосца изначально делали упор на максимальном приоритете авиации. О том, что ударное ракетное вооружение на новом корабле не предусмотрено, заявил в 2009 году официальный представитель Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Анатолий Шлемов .

Шлемов также сообщил, что водоизмещение нового корабля составит порядка 60 тысяч тонн. Исходя из этого, можно предположить, что перспективный российский авианосец должен быть близок по размерам к недостроенному советскому авианосцу «Ульяновск» (стандартное водоизмещение 60-63 тысяч тонн) и строящемуся в настоящее время британскому авианосцу класса «Квин-Элизабет» (65 тысяч тонн).

Вместе с тем в 2012 году стало известно, что главкомат ВМФ не устроил предложенный ОСК проект авианосца. Озвученные претензии касались излишней заметности корабля для радаров, отсутствия электромагнитной катапульты и невозможности базирования самолета дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО). По сообщениям ряда источников, за основу нового проекта действительно был взят советский авианосец «Ульяновск», во многом унаследовавший недостатки «Кузнецова», хоть и в меньшей мере.

Фото: korabley.net
Крейсер УРО типа "Тикондерога",
Shiloh CG-67

Сегодня российское военно-морское руководство рассматривает перспективный авианосец не просто как платформу для действий самолетов, а как морской авианесущий комплекс, боевые средства которого смогут действовать во всех средах – над и под водой, в воздухе и, возможно, в космосе. Говоря коротко, это подразумевает оснащение корабля универсальной боевой информационно-управляющей системой (БИУС), способной управлять различными пилотируемыми и беспилотными аппаратами, включая спутники, а также наличие в арсенале корабля, помимо классических самолетов и вертолетов, также беспилотных летательных аппаратов и подводных роботов. Отмечается при этом, что корабль такого рода должен иметь достаточно большие размеры .

Радикально повысить возможности корабля может отказ от ограничения стандартного водоизмещения авианосца цифрой в 60-65 тысяч тонн. Увеличение водоизмещения корабля до 80 тысяч тонн позволит приблизить его по параметрам к действующим и перспективным американским авианосцам. При этом надо учитывать, что по соотношению стоимости и эффективности тяжелые авианосцы являются наиболее выгодными представителями своего класса. Стоимость такого корабля должна оказаться где-то между ценой американского авианосца класса «Джеральд Р. Форд» (12,4 млрд долларов) и ценой британского авианосца типа «Квин-Элизабет» (порядка 3,5 млрд фунтов за корабль без учета стоимости авиакрыла). С учетом роста военных расходов России эти затраты, распределенные примерно на десять ближайших лет, не представляются чрезмерными.

Катапульта, истребитель, вертолет, радар.

Фото: migavia.ru
МИГ-29К и МИГ-29КУБ

Собственно говоря, для того, чтобы приступить к строительству авианосца 80000-тонной размерности, России сегодня не хватает двух критически важных изделий: катапульты и палубного самолета ДРЛО. При этом Россия имеет потенциал, позволяющий спроектировать и построить и то, и другое в обозримом будущем, – особенно учитывая, что новый авианосец, даже если его строительство начнется в 2015 году, вряд ли войдет в строй ранее 2022 или 2023 года. Желательным также было бы строительство новой верфи, но и возможности уже имеющихся производств позволяют построить корабль такого класса .

Необходимым условием является также появление нового поколения вертолетов корабельного базирования – за прошедшие два десятка лет у России накопилось определенное отставание в этом плане.

Вопрос с истребителем для перспективного авианосца не столь острый. МиГ-29К в варианте 9-41 (9-47 для двухместной машины) в ближайшие два десятка лет будет вполне конкурентоспособен. Вместе с тем к середине-концу следующего десятилетия России понадобится новый серийный истребитель, способный составить основу палубной авиации до 2050-х годов.

Для того, чтобы приступить к строительству авианосца 80000-тонной размерности, России сегодня не хватает двух критически важных изделий: катапульты и палубного самолета ДРЛО. При этом Россия имеет потенциал, позволяющий спроектировать и построить и то, и другое в обозримом будущем, – особенно учитывая, что новый авианосец, даже если его строительство начнется в 2015 году, вряд ли войдет в строй ранее 2022 или 2023 года.

О необходимости создания перспективного авиационного комплекса корабельной авиации заявил в 2012 году главком ВМФ Виктор Чирков. Сегодня есть два возможных пути решения этой задачи. Первый и наиболее вероятный – создание палубного варианта истребителя пятого поколения Т-50. Второй путь – разработка новой машины на базе легкой платформы пятого поколения, однако эту платформу еще предстоит создать.

В целом проработка проекта российского перспективного авианосца и создание соответствующей инфраструктуры – включая упомянутый центр боевой подготовки – сегодня уже достигли той стадии, когда осуществление проекта возможно в обозримой перспективе. В этих условиях совершенно оправданным представляется включение строительства первого авианосца и создание оборудования для него в разрабатываемую госпрограмму вооружений на 2016-2025 годы, которая должна скорректировать и продолжить действующую сегодня ГПВ 2011-2020. Начало строительства авианосца в 2017-2018 гг. позволит при должном финансировании ввести в строй головной корабль до 2025 года, и как минимум еще один – до 2030 года.

1. По этому показателю (4000 м2) российский корабль несколько уступает даже меньшему по размерам французскому авианосцу «Шарль де Голль», площадь ангара которого составляет 4600 м2. Американские авианосцы типа «Нимиц» имеют ангар площадью около 7000 м2, при том что габаритные размеры основного истребителя ВМС США, Ф/A-18 «Суперхорнет», меньше, чем у Су-33.

 

 

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся