Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Антон Хлопков

Директор Центра энергетики и безопасности, эксперт РСМД, член РСМД

Планируется, что в конце августа 2015 года Россия и Иран возобновят контракт на поставки российских зенитно-ракетных систем С-300 в Тегеран. Данное решение последовало за принятием исторического соглашения об иранской ядерной программе, достигнутого Ираном и странами «шестерки». Ситуацию комментирует Антон Хлопков, директор Центра энергетики и безопасности, эксперт РСМД.

Планируется, что в конце августа 2015 года Россия и Иран возобновят контракт на поставки российских зенитно-ракетных систем С-300 в Тегеран. Данное решение последовало за принятием исторического соглашения об иранской ядерной программе, достигнутого Ираном и странами «шестерки». Ситуацию комментирует Антон Хлопков, директор Центра энергетики и безопасности, эксперт РСМД.

Нет ничего неожиданного в готовности России по состоянию на август 2015 года осуществить поставку зенитно-ракетных систем (ЗРС) С-300 Тегерану. В апреле 2015 года Президент России В. Путин внес поправки в Указ Президента Российской Федерации от 22 сентября 2010 года №1154 «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1929 от 9 июня 2010 года», исключив из последнего запрет на поставки зенитных ракетных комплексов в Иран. Таким образом, были сняты внутрироссийские правовые ограничения на реализацию проекта.

14 июля 2015 г. «Группой шести» и Ираном были заключены Венские договоренности по урегулированию кризиса вокруг иранской ядерной программы, что создало более благоприятную политическую атмосферу для осуществления поставки, т.к. изначально ограничения на ВТС с Ираном вводилось для того, чтобы стимулировать Тегеран к более конструктивному диалогу в рамках переговоров по ИЯП. В июле такие договоренности достигнуты.

Flickr / МИД России
Иранская ядерная веха

Осуществление поставок С-300 во многом призвано разблокировать проблемные места в двусторонних отношениях, образовавшиеся в последние годы, в том числе в результате отказа России в 2010 году поставлять системы в Иран, несмотря на то, что резолюции Совета Безопасности ООН подобные поставки не запрещали.

Очевидно, что в нынешних условиях Россия заинтересована в развитии двусторонних российско-иранских торгово-экономических контактов. Ожидается, что с последовательным снятием санкций в отношении Ирана предпринимательский климат для расширения двусторонних контактов улучшится. Очевидно, что нынешний уровень торгово-экономических связей между двумя странами не отвечает ни масштабу экономики России, ни Ирана. В 2014 году товарооборот двух стран составил порядка 1 млрд. 700 млн. долларов. В то время как несколько лет назад он находился на отметке четыре млрд. долл.

Осуществление поставок С-300 во многом призвано разблокировать проблемные места в двусторонних отношениях, образовавшиеся в последние годы, в том числе в результате отказа России в 2010 году поставлять системы в Иран, несмотря на то, что резолюции Совета Безопасности ООН подобные поставки не запрещали. Как известно, Иран в ответ подал иск в Международный третейский суд Женевы. Очевидно, что без отзыва Ираном иска двусторонние масштабные проекты вряд ли возможны.

В этом контексте поставки систем С-300 и синхронный отзыв иска призваны создать новые возможности для развития торгово-экономического сотрудничества двух стран. Повторюсь, что соответствующие поставки не нарушают российских обязательств по ранее принятым санкционным резолюциям Совета Безопасности ООН в отношении Ирана. Очевидно, что интересам России также отвечает развитие военно-технического сотрудничества с Ираном и далее по тем направлениям, которые не запрещены Венскими договоренностями от 14 июля 2015 года на ближайшие 5 лет.

Материал подготовила Мария Гурова, редактор сайта РСМД

Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся