Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 5)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
Вячеслав Белокреницкий

Д.и.н., зам.директора по науке Института востоковедения РАН, профессор каф. востоковедения МГИМО (У) МИД России, эксперт РСМД

Состоявшаяся в начале февраля 2015 г. встреча министров иностранных дел России, Индии и Китая в Пекине имела более существенное значение, чем большинство предшествующих. Дело в том, что она состоялась практически сразу после официального визита президента США Б.Обамы в Индию, где он присутствовал в качестве главного гостя на традиционном параде в честь Дня Республики 26 января 2015г.

Состоявшаяся в начале февраля 2015 г. встреча министров иностранных дел России, Индии и Китая в Пекине имела более существенное значение, чем большинство предшествующих. Дело в том, что она состоялась практически сразу после официального визита президента США Б.Обамы в Индию, где он присутствовал в качестве главного гостя на традиционном параде в честь Дня Республики 26 января 2015г. (Кстати, первым главным иностранным гостем на таком параде был в 2007 г. президент России В.В.Путин). Визит Б.Обамы ознаменовался стремлением индийской и американской сторон поднять двусторонние отношения на новый уровень, открыть дорогу для сооружения американскими компаниями атомных электростанций в Индии и серьезно расширить военно-техническое взаимодействие. Это было воспринято многими наблюдателями как попытка США внедриться в сферы традиционного партнерства Индии с Россией и стремление продемонстрировать свою близость к Индии в условиях растущей экономической и военной мощи Китая.

Трехсторонняя встреча была выгодна и необходима всем трем сторонам. Индия показала, что, несмотря на теплоту и доброжелательность, продемонстрированные в ходе встреч нового премьера страны Н.Моди и Б. Обамы, не намерена нарушать сложившиеся в ее внешней политике принципы сбалансированности в отношениях со всеми главными партнерами. Индийский министр иностранных дел Индии С. Сварадж не жалела сил, чтобы развеять подозрения в антикитайском уклоне внешнеполитического курса Индии и подчеркнуть значимость индийско-российских взаимосвязей.

Для КНР эта встреча была важна как подтверждение одной из основных ролей Китая в мире, нейтрализации впечатления, что она проигрывает в интенсивности и многосторонности своих внешнеполитических контактов. Как представитель принимающей стороны, министр иностранных дел КНР.

Ван И сделал, кажется, всё, чтобы поднять престиж Пекинских переговоров. Китай стремился подчеркнуть значимость отношений с Индией, и неслучайно в дни встречи было объявлено о предстоящем в мае 2015 года официальном ответном визите премьер-министра Н.Моди в КНР.

Весьма существенное значение переговоры в трехстороннем формате имели для России. В условиях непрекращающегося давления на нее со стороны Запада в связи с событиями на Украине Москва продемонстрировала, что у нее есть верные и надежные друзья и партнеры на Востоке. Характерно при этом, что она не стремилась «сколотить» на этой основе антизападный альянс. Министр иностранных дел России С.Лавров в своих выступлениях и в ходе пресс-конференции по итогам встречи подчеркивал заинтересованность стран РИК в создании демократической и справедливой полицентричной системы мироустройства при центральной координирующей роли ООН.

Встреча министров иностранных дел стран РИК в Пекине лишний раз показала необходимость развития разнообразных форм и видов неантагонистического взаимодействия на мировой арене.


Особое внимание он уделил участию России в урегулировании самого острого из ныне протекающих конфликтов — сирийского, где с 2011 г. погибло более 200 тыс. человек. С. Лавров проинформировал своих собеседников о состоявшихся 26–29 января 2015 г. переговорах в Москве представителей различных групп сирийской оппозиции и Сирийского правительства. Значение такой подготовительной встречи, направленной на налаживание полноценного переговорного процесса, трудно переоценить. Министр иностранных дел России сказал на пресс-конференции, что стороны хотят расширить состав участников на основе нескольких принципов, сформулированных модератором московских дискуссий — директором Института востоковедения РАН, член Научного совета РСМД В. Наумкиным, предполагается расширить зону согласия между представителями сирийской оппозиции и правительства. Весьма важно, что отношение к сирийскому кризису у всех участников встречи в Пекине не может не быть близким или одинаковым, поскольку и Китай, и Индия весьма озабочены кровавыми деяниями «Исламского государства» и перспективами разрастания экстремистского джихадизма. Позитивные отклики на московские переговоры прозвучали также из Вашингтона, где, наконец, осознали, что смена существующего в Сирии режима приведет лишь к усилению джихадистов и порождаемых ими угроз.

Встреча министров иностранных дел стран РИК в Пекине лишний раз показала необходимость развития разнообразных форм и видов неантагонистического взаимодействия на мировой арене. Симптоматично, что Россия и Китай в ходе встречи поддержали стремление Индии стать членом АТЭС. Очевидно, что наряду с РИК сохраняет свою роль такой формат, как БРИКС, а вступление Индии в качестве полноправного члена в ШОС, которое вновь поддержали Россия и Китай, придаст еще большее значение и этой организации. Примечательно, что следующая встреча министров трех государств пройдет во второй половине 2015 года в России.

Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 5)
 (3 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся