Все годы существования социалистического лагеря Польша была его важным элементом. Отношения с советским руководством у польских лидеров не всегда были простыми. Наиболее сложная ситуация складывалась в кризисные 1956 и 1981 годы. Это было время массовых выступлений протеста в Польше. Тем не менее лидерам двух стран всегда удавалось находить общий язык. В Советском Союзе с интересом присматривались к польскому опыту реформирования экономической модели социализма, политическим реформам 1980-х годов и к тому, что в советских условиях получило название «гласность».
Все годы существования социалистического лагеря Польша была его важным элементом. Отношения с советским руководством у польских лидеров не всегда были простыми. Наиболее сложная ситуация складывалась в кризисные 1956 и 1981 годы. Это было время массовых выступлений протеста в Польше. Тем не менее лидерам двух стран всегда удавалось находить общий язык. В Советском Союзе с интересом присматривались к польскому опыту реформирования экономической модели социализма, политическим реформам 1980-х годов и к тому, что в советских условиях получило название «гласность».
Путь реформ
Одним из основных факторов, определявших специфику социально-политической ситуации в Польше во второй половине 1980-х годов, было наличие в стране развитой оппозиционной структуры – профсоюза «Солидарность» и связанных с ним организаций. В период действия военного положения (1981–1983 гг.) профсоюз был запрещен, а многие его лидеры интернированы. Тем не менее организация возобновила свою деятельность на полулегальной основе уже в 1986 г. Профсоюз объединил в своих рядах представителей рабочего движения и интеллигенции. «Солидарность» стала центром притяжения оппозиционных социалистическому режиму сил, аккумулировала в себе опыт и традиции противостояния официальным властям Польской Народной Республики.
Важную роль сыграло и само введение военного положения. Властям удалось остановить сползание страны к гражданской войне, предотвратить свойственный ей радикализм и при этом не сжечь мосты для последующего диалога с оппозицией.
Краху социализма в Польше предшествовала активная реформистская деятельность властей. В середине и второй половине 1980-х годов Польша превратилась в своеобразную лабораторию по реформированию социалистической модели. К этому опыту присматривались в других странах блока, особенно в Советском Союзе. Противоречивость преобразований наложила отпечаток на развитие событий в конце 1980-х годов.
Осознание властями необходимости реформ повлияло, в числе прочего, и на то, как проходила передача власти в руки оппозиции. Руководивший страной генерал В. Ярузельский пошел на переговоры с оппозиционными лидерами, по результатам которых в 1989 г. в Польше состоялись так называемые первые частично свободные выборы. Они стали прологом прихода оппозиции к власти.
Свою роль также сыграли получившие распространение в определенных слоях общества религиозно-мессианские настроения. Они во многом обусловливались сильным влиянием католической церкви и уходили корнями в историю Польши, которая в течение длительного времени не существовала в качестве единого государства.
И с Западом не все так просто, или ностальгия по СССР
С одной стороны, после выхода из соцлагеря состоялось так часто анонсировавшееся «возвращение в европейский дом»: Польша стала членом НАТО и вошла в ЕС. С другой стороны, отчетливо проявился контраст между Польшей и странами Западной Европы. Консерватизм и традиционализм значительной части польского общества резко контрастируют с превалирующими на западе Европы общественными установками. Именно этим во многом объяснялись зачастую непростые отношения Варшавы и Брюсселя. Особенно это было заметно в период пребывания у власти партии «Право и справедливость» братьев Качиньских.
В определенной степени уровень поддержки этой партии является отражением разочарований, связанных с проблемами трансформации польского общества. Созданная экономическая модель до сих пор не позволила решить проблему занятости. Эмиграция остается на высоком уровне. Сохраняется серьезный диспаритет в доходах между Польшей и западными экономиками.
Недовольство у части поляков вызывает и характер отношений с новыми союзниками. Польские войска до сих пор находятся в Афганистане, они принимали участие и в операциях в Ираке. В Польше вспоминают, что во времена существования Организации Варшавского Договора польские военные не привлекались для миссий Советского Союза.
Навстречу Польше
Россия стремится выстраивать с Польшей прагматические отношения. При этом политика Москвы в отношении Варшавы вплоть до недавнего времени носила в основном реактивный характер. Это во многом определялось отсутствием конструктивного подхода и заинтересованности в развитии двусторонних отношений с польской стороны. Часто отношения с Москвой для Варшавы либо являлись производной определенной внутриполитической ситуации, либо рассматривались через призму отношений с другими партнерами, трактовались инструментально и не имели, таким образом, самостоятельного значения. На фоне изменения подхода Польши к России после прихода к власти партии «Гражданская платформа» Дональда Туска в 2007 г. Москва видоизменила свою политику, пойдя навстречу Варшаве по ряду чувствительных для поляков вопросов.
Интерес России к Польше определяется несколькими факторами. Во-первых, Польша является соседом России – она граничит с Калининградским эксклавом. Во-вторых, через Польшу проходят маршруты транспортировки российских энергоносителей в другие европейские страны. Нельзя забывать и о том, что Варшава стала частью ЕС и НАТО, и отношения двух стран также детерминируются взаимоотношениями Москвы с этими организациями.
Россия через призму европейской политики
(На вопросы автора ответил польский дипломат Роберт Амброзяк)
- Как Польша сейчас относится к России?
- Отношение современной Польши к России невозможно рассматривать без учета исторических, социальных и других обстоятельств, которые оказывают влияние на формирование традиционного образа страны в сознании граждан. Отношение поляков к образу России, создаваемому в общественном сознании в течение длительного времени, является одним из важных факторов – наряду с профессиональными оценками экспертного сообщества, – подпитывающих формирование официальной политики властей страны. При оценке отношения Польши к России следует, с одной стороны, учитывать фактор устоявшегося общественного мнения и влияния со стороны формирующих (поддерживающих) его институтов, главным образом масс-медиа. С другой стороны, в условиях проведения последних институциональных реформ – вступления в силу Лиссабонского договора (2009 г.) и после расширения ЕС (2004, 2007 гг.) – отношение Польши к России есть производная отношений Европейского Союза к восточному соседу. В постсоветский период Польша в большей степени рассматривает Россию через призму европейской внешней политики, которая базируется на согласовании легитимных интересов отдельных стран-членов, имеющих при ее выработке право вето.
Данная постановка вопроса вписывается в понимание Варшавой как ответственным членом ЕС и международного сообщества ее обязательств в отношении России, на официальном уровне декларирующей приверженность общеевропейским ценностям демократии и уважения прав человека.
Россия является одной из мировых держав, самодовлеющим цивилизационным центром притяжения и емким рынком с перспективным потенциалом развития. Кроме того, она обладает естественными геополитическими, экономическими и другими преимуществами, относящимися к области безопасности. В связи с этим она представляет для Польши интерес и как сфера приложения общеевропейских интересов. В данном случае, естественно, не имеется в виду европоцентричная установка – одностороннее следование России в форваторе европейской политики. Речь идет о выработке прочного консенсуального алгоритма взаимодействия на международной арене в целях укрепления общеевропейской безопасности.
- Каковы перспективы развития российско-польских отношений?
- Будущее отношений двух стран зависит не только от решения насущных проблем, возникающих в двустороннем польско-российском диалоге, например, катынского вопроса. На европейском уровне восприятия проблемы отношений России со странами ЕС, в том числе с Польшей, в большей степени затрагивают выработку или определение общей платформы ценностей. Создание и одинаковое понимание (толкование) свода законов, которыми будут руководствоваться страны ЕС и Россия, приблизят решение остальных проблем и ускорят формирование подлинного стратегического партнерства.
На протяжении последних двух десятилетий отношения Польши и России складывались по большей части непросто. Однако нельзя не заметить существенного улучшения отношений в последние несколько лет. Очевидно, что у этой тенденции есть еще значительный потенциал. Но будет ли он реализован? Это зависит от многих факторов, среди которых не последнюю роль играет то, как будут развиваться отношения России с Западом в целом.