Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Иван Андреев

Эксперт РСМД

Все годы существования социалистического лагеря Польша была его важным элементом. Отношения с советским руководством у польских лидеров не всегда были простыми. Наиболее сложная ситуация складывалась в кризисные 1956 и 1981 годы. Это было время массовых выступлений протеста в Польше. Тем не менее лидерам двух стран всегда удавалось находить общий язык. В Советском Союзе с интересом присматривались к польскому опыту реформирования экономической модели социализма, политическим реформам 1980-х годов и к тому, что в советских условиях получило название «гласность».

Все годы существования социалистического лагеря Польша была его важным элементом. Отношения с советским руководством у польских лидеров не всегда были простыми. Наиболее сложная ситуация складывалась в кризисные 1956 и 1981 годы. Это было время массовых выступлений протеста в Польше. Тем не менее лидерам двух стран всегда удавалось находить общий язык. В Советском Союзе с интересом присматривались к польскому опыту реформирования экономической модели социализма, политическим реформам 1980-х годов и к тому, что в советских условиях получило название «гласность».

Путь реформ

Одним из основных факторов, определявших специфику социально-политической ситуации в Польше во второй половине 1980-х годов, было наличие в стране развитой оппозиционной структуры – профсоюза «Солидарность» и связанных с ним организаций. В период действия военного положения (1981–1983 гг.) профсоюз был запрещен, а многие его лидеры интернированы. Тем не менее организация возобновила свою деятельность на полулегальной основе уже в 1986 г. Профсоюз объединил в своих рядах представителей рабочего движения и интеллигенции. «Солидарность» стала центром притяжения оппозиционных социалистическому режиму сил, аккумулировала в себе опыт и традиции противостояния официальным властям Польской Народной Республики.

Важную роль сыграло и само введение военного положения. Властям удалось остановить сползание страны к гражданской войне, предотвратить свойственный ей радикализм и при этом не сжечь мосты для последующего диалога с оппозицией.

Краху социализма в Польше предшествовала активная реформистская деятельность властей. В середине и второй половине 1980-х годов Польша превратилась в своеобразную лабораторию по реформированию социалистической модели. К этому опыту присматривались в других странах блока, особенно в Советском Союзе. Противоречивость преобразований наложила отпечаток на развитие событий в конце 1980-х годов.

Осознание властями необходимости реформ повлияло, в числе прочего, и на то, как проходила передача власти в руки оппозиции. Руководивший страной генерал В. Ярузельский пошел на переговоры с оппозиционными лидерами, по результатам которых в 1989 г. в Польше состоялись так называемые первые частично свободные выборы. Они стали прологом прихода оппозиции к власти.

Свою роль также сыграли получившие распространение в определенных слоях общества религиозно-мессианские настроения. Они во многом обусловливались сильным влиянием католической церкви и уходили корнями в историю Польши, которая в течение длительного времени не существовала в качестве единого государства.

И с Западом не все так просто, или ностальгия по СССР

С одной стороны, после выхода из соцлагеря состоялось так часто анонсировавшееся «возвращение в европейский дом»: Польша стала членом НАТО и вошла в ЕС. С другой стороны, отчетливо проявился контраст между Польшей и странами Западной Европы. Консерватизм и традиционализм значительной части польского общества резко контрастируют с превалирующими на западе Европы общественными установками. Именно этим во многом объяснялись зачастую непростые отношения Варшавы и Брюсселя. Особенно это было заметно в период пребывания у власти партии «Право и справедливость» братьев Качиньских.

В определенной степени уровень поддержки этой партии является отражением разочарований, связанных с проблемами трансформации польского общества. Созданная экономическая модель до сих пор не позволила решить проблему занятости. Эмиграция остается на высоком уровне. Сохраняется серьезный диспаритет в доходах между Польшей и западными экономиками.

Недовольство у части поляков вызывает и характер отношений с новыми союзниками. Польские войска до сих пор находятся в Афганистане, они принимали участие и в операциях в Ираке. В Польше вспоминают, что во времена существования Организации Варшавского Договора польские военные не привлекались для миссий Советского Союза.

Навстречу Польше

Россия стремится выстраивать с Польшей прагматические отношения. При этом политика Москвы в отношении Варшавы вплоть до недавнего времени носила в основном реактивный характер. Это во многом определялось отсутствием конструктивного подхода и заинтересованности в развитии двусторонних отношений с польской стороны. Часто отношения с Москвой для Варшавы либо являлись производной определенной внутриполитической ситуации, либо рассматривались через призму отношений с другими партнерами, трактовались инструментально и не имели, таким образом, самостоятельного значения. На фоне изменения подхода Польши к России после прихода к власти партии «Гражданская платформа» Дональда Туска в 2007 г. Москва видоизменила свою политику, пойдя навстречу Варшаве по ряду чувствительных для поляков вопросов.

Интерес России к Польше определяется несколькими факторами. Во-первых, Польша является соседом России – она граничит с Калининградским эксклавом. Во-вторых, через Польшу проходят маршруты транспортировки российских энергоносителей в другие европейские страны. Нельзя забывать и о том, что Варшава стала частью ЕС и НАТО, и отношения двух стран также детерминируются взаимоотношениями Москвы с этими организациями.

Россия через призму европейской политики

(На вопросы автора  ответил польский дипломат Роберт Амброзяк)

-    Как Польша сейчас относится к России?

- Отношение современной Польши к России невозможно рассматривать без учета исторических, социальных и других обстоятельств, которые оказывают влияние на формирование традиционного образа страны в сознании граждан. Отношение поляков к образу России, создаваемому в общественном сознании в течение длительного времени, является одним из важных факторов – наряду с профессиональными оценками экспертного сообщества, – подпитывающих формирование официальной политики властей страны. При оценке отношения Польши к России следует, с одной стороны, учитывать фактор устоявшегося общественного мнения и влияния со стороны формирующих (поддерживающих) его институтов, главным образом масс-медиа. С другой стороны, в условиях проведения последних институциональных реформ – вступления в силу Лиссабонского договора (2009 г.) и после расширения ЕС (2004, 2007 гг.) – отношение Польши к России есть производная отношений Европейского Союза к восточному соседу. В постсоветский период Польша в большей степени рассматривает Россию через призму европейской внешней политики, которая базируется на согласовании легитимных интересов отдельных стран-членов, имеющих при ее выработке право вето.

Данная постановка вопроса вписывается в понимание Варшавой как ответственным членом ЕС и международного сообщества ее обязательств в отношении России, на официальном уровне декларирующей приверженность общеевропейским ценностям демократии и уважения прав человека.

Россия является одной из мировых держав, самодовлеющим цивилизационным центром притяжения и емким рынком с перспективным потенциалом развития. Кроме того, она обладает естественными геополитическими, экономическими и другими преимуществами, относящимися к области безопасности. В связи с этим она представляет для Польши интерес и как сфера приложения общеевропейских интересов. В данном случае, естественно, не имеется в виду европоцентричная установка – одностороннее следование России в форваторе европейской политики. Речь идет о выработке прочного консенсуального алгоритма взаимодействия на международной арене в целях укрепления общеевропейской безопасности.

- Каковы перспективы развития российско-польских отношений?

- Будущее отношений двух стран зависит не только от решения насущных проблем, возникающих в двустороннем польско-российском диалоге, например, катынского вопроса. На европейском уровне восприятия проблемы отношений России со странами ЕС, в том числе с Польшей, в большей степени затрагивают выработку или определение общей платформы ценностей. Создание и одинаковое понимание (толкование) свода законов, которыми будут руководствоваться страны ЕС и Россия, приблизят решение остальных проблем и ускорят формирование подлинного стратегического партнерства.

На протяжении последних двух десятилетий отношения Польши и России складывались по большей части непросто. Однако нельзя не заметить существенного улучшения отношений в последние несколько лет. Очевидно, что у этой тенденции есть еще значительный потенциал. Но будет ли он реализован? Это зависит от многих факторов, среди которых не последнюю роль играет то, как будут развиваться отношения России с Западом в целом.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся