Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Анна Щербакова

К.полит.н., научный сотрудник ИЛА РАН, эксперт РСМД

Июльское турне Владимира Путина по Латинской Америке закономерно приковало к себе внимание всего мира. Изменение маршрута российского лидера и его неожиданное появление в Никарагуа также не остались незамеченными. Интрига разрешилась после того, как стало известно, что президент принял приглашение, ранее полученное от своего никарагуанского коллеги. Этот визит оказался необыкновенно продуктивным, о чем свидетельствуют подписанные документы.

Июльское турне Владимира Путина по Латинской Америке закономерно приковало к себе внимание всего мира. Изменение маршрута российского лидера и его неожиданное появление в Никарагуа также не остались незамеченными. Интрига разрешилась после того, как стало известно, что президент принял приглашение, ранее полученное от своего никарагуанского коллеги. Этот визит оказался необыкновенно продуктивным, о чем свидетельствуют подписанные документы.

Постконфликтный синдром

Никарагуа до сих пор остается одним из наименее развитых государств субконтинента. По разным данным, от 42% до 67% населения проживает за чертой бедности. Более 20% никарагуанцев живут без электричества, 15% – без водоснабжения. Уровень социального неравенства при этом остается высоким: индекс Джини составляет всего 51,2 (данные Межамериканского банка развития за 2011 г.). Еще в 2008 г. всего 10% самых богатых получали 45% совокупных доходов, а 10% самых бедных – только 1,4% [1].

Страна все еще вынуждена справляться с последствиями революции 1979 г. и затянувшегося на десятилетие внутреннего вооруженного конфликта, которые унесли тысячи жизней и добавили Никарагуа на карту военных действий холодной войны. Отличительная черта никарагуанской политической элиты – широкое представительство во власти бывших полевых командиров, стоявших у истоков Сандинистского фронта национального освобождения [2]. Так, Даниэль Ортега, возглавляющий страну уже третий президентский срок, пришел к власти как раз в качестве лидера сандинистов.

Страна все еще вынуждена справляться с последствиями революции 1979 г. и затянувшегося на десятилетие внутреннего вооруженного конфликта, которые унесли тысячи жизней и добавили Никарагуа на карту военных действий холодной войны.

Декада турбулентности неизбежно повлияла и на внутриполитическую ситуацию. По оценке Управления ООН по наркотикам и преступности, уровень преднамеренных убийств в стране замер на отметке 11,3 на 100 тыс. человек (2012 г.), что, как это ни парадоксально, сделало Никарагуа самым безопасным из центральноамериканских государств. Действительно, по сравнению с Гондурасом (90) и Сальвадором (41) ситуация здесь относительно благополучная. Примечательно, что некоторое снижение уровня насилия было достигнуто без использования политики «твердой руки» (исп. «mano dura»), поскольку власти стараются дистанцироваться от силовых методов клана Сомосы [3].

Однако, возможно, это связано с тем, что «война с наркотиками», которую США давно и безуспешно ведут на американском континенте, пока затронула Никарагуа в значительно меньшей степени, нежели соседние государства. В таком случае рост насилия в этой стране представляется лишь вопросом времени.

Политика доброго соседа

Стиль управления нынешнего никарагуанского лидера Д. Ортеги, сочетающего авторитаризм в политике, поддержку интересов деловых кругов в экономике, популизм в социальных вопросах и общий прагматизм, по меткому выражению одного из авторов авторитетного американского журнала «Foreign Policy», можно определить как «ортеганомику». Эта дефиниция вполне отражает расстановку не только внешнеэкономических, но и внешнеполитических приоритетов Манагуа.

www.hoy.com.ec
Президенты Венесуэлы, Эквадора, Никарагуа,
Боливии и Гондураса на встрече,
посвященной решению финансового кризиса,
2008.

Прежде всего, Никарагуа активно участвует в интеграционных процессах в рамках субконтинента, будучи одной из стран-основательниц Центральноамериканского общего рынка (ЦАОР) [4]. Не случайно соседние государства-члены ЦАОР на протяжении последних лет неизменно входят в первую десятку экспортеров, пропустив вперед только США и Мексику, и поставщиков импортных товаров в Никарагуа.

Отдельное место на шкале внешнеполитических приоритетов правительства Д. Ортеги занимают отношения с Венесуэлой. Помимо идеологической близости (о присоединении к Боливарианской альтернативе для Америки [5] – АЛБА – он заявил уже на следующий день после вступления в должность, причины сближения лежат в экономической плоскости. Венесуэла представлялась весьма привлекательным партнером с точки зрения помощи в решении постоянных проблем никарагуанской энергетической отрасли, которая не обеспечивает растущих потребностей населения и экономики.

После вступления Никарагуа в АЛБА показатели двусторонней торговли стали стремительно расти. Примечательно, что никарагуанский экспорт в Венесуэлу состоит из крупного рогатого скота, сахара, масла, кофе, молочных продуктов, черной фасоли, тогда как импорт южноамериканского нефтяного гиганта представлен преимущественно нефтью и нефтепродуктами. В результате на протяжении последних лет Венесуэла прочно удерживает третье место по объему экспорта из этой центральноамериканской страны и следует за членами ЦАОР в списке ее основных импортеров. Поскольку вдохновителем, идеологом и промотором блока был Уго Чавес, скончавшийся в 2013 г., вопросы жизнеспособности группировки без своего «отца-основателя» и сохранения интенсивности межгосударственного взаимодействия на прежнем уровне остаются открытыми.

Свой среди чужих, чужой среди своих

Стиль управления нынешнего никарагуанского лидера Д. Ортеги, можно определить как «ортеганомику».

Несмотря на декларируемую приверженность принципам боливарианской трактовки «социализма XXI века», Д. Ортега воздерживается от антиамериканской риторики, которая была своего рода «визитной карточкой» ушедшего венесуэльского лидера. Подобную осторожность можно объяснить прагматичным курсом лидера сандинистов. США были и остаются ведущим экономическим партнером Никарагуа – они занимают первую строчку среди экспортеров и импортеров никарагуанских товаров, а также являются крупнейшим источником прямых иностранных инвестиций.

Именно прагматические соображения, видимо, подвигли правительство Д. Ортеги к поиску внерегиональных партнеров, что представляется насущной необходимостью в условиях процессов глобализации. Наиболее активные внерегиональные игроки в этой центральноамериканской республике – Китай и Иран (активность последнего в латиноамериканском регионе в целом пошла на спад после избрания на высший государственный пост Хасана Роухани).

AP
Даниэль Ортега выступает в поддержку
переизбрания Уго Чавеса, 2012.

На сближение Никарагуа с Исламской Республикой частично повлияло тесное сотрудничество обоих государств с Венесуэлой. Кроме того, их объединяла «антиимпериалистическая борьба» в прошлом – даже революции, приведшие к свержению диктатуры, там произошли в один год. Поэтому восстановление в 2007 г., после 16-летнего перерыва, дипломатических отношений между Манагуа и Тегераном многие расценили как свидетельство того, что «режим мулл» по-прежнему считает сандинистов своими «естественными союзниками».

В отношениях с ближневосточным государством во главе угла также стояло желание никарагуанской стороны решить свои насущные проблемы, прежде всего энергетическую, а Тегеран, в частности, заявлял о намерении инвестировать в строительство гидроэлектростанций. Тем не менее по итогам прошедших пяти лет можно констатировать, что заметных результатов двустороннее сотрудничество так и не принесло.

В отличие от Ирана, отношения с Китаем представляются очень важными с точки зрения реализации никарагуанской стратегии по диверсификации своих внешнеэкономических связей. Примечательно, что наращивание взаимодействия с Пекином при отсутствии дипломатических отношений между странами происходит в контексте сложившихся и взаимовыгодных (судя по показателям взаимной торговли) связей Манагуа с Тайванем (в отличие, например, от Коста-Рики, которая сделала выбор в пользу третьей экономики мира).

Дипломатия чековой книжки

Наиболее активные внерегиональные игроки в этой центральноамериканской республике – Китай и Иран.

Экономическая экспансия КНР в Латинской Америке – один из наиболее заметных трендов в развитии региона в начале нового тысячелетия. В последнее время самым обсуждаемым стало участие китайских компаний в реализации центральноамериканского мегапроекта под названием «Большой межокеанский канал» (далее – БМК). Планируется, что он соединит Тихий и Атлантический океаны и тем самым разгрузит Панамский канал, который уже не справляется с возросшими объемами трансокеанских морских перевозок [6].

Международную концессию на сооружение нового канала на территории Никарагуа получила гонконгская компания «Nicaragua Canal Development Investment Co Ltd.», которой владеет китайский миллиардер Ван Цзин. Компания также получила разрешение на строительство глубоководных морских портов на Карибском побережье страны. Помимо этого, по разным данным, проект предусматривает сооружение международного аэропорта, туристического комплекса, нефтепровода, а также создание двух зон свободной торговли. С никарагуанской стороны проект курирует сын главы государства Лауреано Ортега Мурильо. Любопытно, что согласно некоторым источникам, финансирование на этапе проектно-изыскательских работ будет осуществляться за счет личных средств Ван Цзина.

В случае успешной реализации новый межокеанский канал станет самым амбициозным инфраструктурным проектом в регионе.

Очевидно, что в случае успешной реализации этой многолетней мечты никарагуанского руководства новый межокеанский канал станет самым амбициозным инфраструктурным проектом в регионе. Влияние, которое он окажет на расстановку сил в межамериканской системе, трудно переоценить. Прежде всего, он будет служить наглядным подтверждением мощного присутствия китайских инвесторов в латиноамериканской экономике, одновременно подчеркивая утрату Соединенными Штатами права решающего голоса при принятии столь важных решений в сфере их традиционных интересов. В контексте общего снижения американского влияния в Западном полушарии Белый дом поспешил заявить о своем интересе к проекту: это сделал заместитель министра торговли США Уолтер Бастиан в ходе своего визита в Никарагуа в июле 2013 г. Избежав рассуждений о геополитическом значении будущего канала, чиновник лишь обозначил интерес американского частного сектора к вопросу потенциальных инвестиций в его строительство.

www.worldpropertychannel.com
Строительство канала в Никарагуа.

Кроме того, на современные отношения Вашингтона и Манагуа до сих пор влияют отголоски биполярного противостояния времен холодной войны, поэтому пристальное внимание Белого дома к появлению новых игроков в непосредственной близости от своих границ вполне объяснимо. Одним из таких игроков, уверенно заявивших о своих намерениях, является Россия.

Из России с любовью

На протяжении десятилетий в основе двустороннего взаимодействия лежала так называемая патерналистская советско-сандинистская модель. В последние годы ей на смену приходит взаимный прагматический интерес, лишенный идеологической подоплеки. После провальных в этом смысле 1990-х годов началом нового этапа стало подписание в 2002 г. Договора об основах отношений между двумя странами и полное списание никарагуанского долга по кредитам бывшего СССР [7].

Хотя взаимодействие между двумя странами было переведено на рыночные рельсы, показатели двусторонней торговли остаются весьма скромными. Так, по данным Федеральной таможенной службы России, в 2013 г. Никарагуа занимала 131-е место по объему экспорта и 110-е – по объему импорта. Судя по всему, значительно больший потенциал для взаимодействия кроется в других сферах. Так, недавно В. Путин подписал Федеральный закон, ратифицирующий Соглашение между правительствами двух стран о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях.

О возвращении России в регион к югу от Рио-Гранде вновь заговорили в передовицах крупнейших мировых изданий после информации о ее участии в проекте БМК.

О возвращении России в регион к югу от Рио-Гранде вновь заговорили в передовицах крупнейших мировых изданий после информации о ее участии в проекте БМК. По-видимому, финансовые аспекты строительства канала все же останутся в ведении китайской стороны, а российское участие ограничится военно-политической сферой. Об этом, в частности, свидетельствует заключение двустороннего соглашения, в соответствии с которым российские корабли и самолеты получили разрешение на патрулирование берегов Никарагуа в Тихом океане и Карибском море до 30 июня 2015 г.

Появление военной техники под российским флагом в водах Западного полушария вызывает настороженность не только у США, но и у Колумбии, которая была и остается их ближайшим южноамериканским союзником. Позиция Боготы обусловлена недовольством в связи с решением Международного Суда в Гааге от 2012 г., определившим новую морскую границу между Колумбией и Никарагуа. Заявление никарагуанской стороны о том, что в 2014 г. не только российские, но и американские военные суда могут пересекать ее сектор в Карибском море, спровоцировало новый виток этого затянувшегося спора.

В последнее время еще одним поводом для повышенного внимания к российско-никарагуанским контактам стала информация о планах по размещению недалеко от Манагуа наземной станции российской навигационной системы ГЛОНАСС. Особую остроту ситуации придали появившиеся в СМИ сообщения о том, что Москва и Гавана договорились о возобновлении работы радиолокационного центра в пригороде кубинской столицы, которая была прекращена российской стороной в одностороннем порядке в 2001 г. Однако вскоре эти сообщения были официально опровергнуты.

В условиях быстро меняющейся международной обстановки довольно сложно делать какие-либо прогнозы. Тем не менее заинтересованность России в наращивании своего присутствия в Латинской Америке на долгосрочной основе очевидна. Станет ли участие Москвы в реализации центральноамериканского мегапроекта еще одним импульсом к интенсификации двусторонних и многосторонних связей в рамках Западного полушария, покажет время.

1. Никарагуа: сандинисты снова у власти. Серия «Саммит». М.: ИЛА РАН, 2008. С. 12.

2. Сандинистский фронт национального освобождения – леворадикальная военно-политическая марксистская организация, пришедшая к власти в 1979 г. вооруженным путем.

3. Клан Сомосы – династия никарагуанских политиков, находившихся у власти с 1936 по 1979 гг. Сандинистская революция 1979 г. свергла режим Анастасио Сомосы. За время пребывания у власти представители этой влиятельной семьи стали прочно ассоциироваться с коррупцией, репрессиями и преследованиями инакомыслящих.

4. Центральноамериканский общий рынок (исп. Mercado Común Centroamericano) был образован в 1960 г. в составе Сальвадора, Гватемалы, Гондураса, Никарагуа, Коста-Рики. Страны-члены намеревались сформировать таможенный союз, но из-за «Футбольной войны» между Гондурасом и Сальвадором организация распалась и была восстановлена только в 1991 г. В первые годы функционирования ЦАОР снижение пошлин способствовало росту взаимной торговли, но в дальнейшем доля взаимного товарооборота в совокупной торговле снизилась. В начале нового века странам-участницам удалось преодолеть неблагоприятные тенденции и учредить таможенный союз. В 2000 г. был введен общий таможенный тариф со ставками пошлин 0–15%. Одновременно активизировалась деятельность ЦАОР по формированию зон свободной торговли с другими странами – США (заявлено о создании Центральноамериканской зоны свободной торговли) и Доминиканской республикой. Страны Северного треугольника (Сальвадор, Гватемала, Гондурас) подписали соглашение с Мексикой в 2000 г. Действуют соглашения о двусторонних зонах свободной торговли, заключенные между Никарагуа и Мексикой (1997 г.), между Коста-Рикой и Мексикой (1994 г.).

5. Так назывался блок на момент вступления Никарагуа. С 2009 г. – Боливарианский альянс для народов нашей Америки.

6. Яковлева Н.М. Никарагуанский канал в светлое будущее // Латинская Америка. 2014. № 1. С. 34–47.

7. Никарагуа: сандинисты снова у власти. Серия «Саммит». М.: ИЛА РАН, 2008. С. 47–50.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся