Оценить статью
(Голосов: 18, Рейтинг: 4.28)
 (18 голосов)
Поделиться статьей
Тлеш Мамахатов

К.э.н., ведущий научный сотрудник Центра «Россия, Китай, мир», ведущий научный сотрудник Центра изучения стратегических проблем СВА и ШОС, председатель Совета молодых ученых ИКСА РАН

Центральная Азия — территория, где традиционно пересекаются интересы ведущих держав мира. Данный регион играет ключевую роль в развитии международной транспортной и торговой инфраструктуры на Евразийском континенте, а также обладает огромными запасами природных ресурсов, что заставляет внешних игроков, таких как Россия и Китай, проявлять к нему особое внимание. Давняя история взаимодействия России со странами Центральной Азии и современная экономическая политика, проводимая Китаем в регионе, имеют сложную структуру переплетения друг с другом, делая вопрос российско-китайских отношений первостепенным на фоне динамично изменяющихся политических реалий.

Сегодня Китай расширяет свое влияние в регионе, действуя через национальные структуры, налаживая связи с местной политической элитой, приспосабливаясь к обстановке внутри страны-партнера, принимая на вооружение местные традиции, нормы и практики. Такой курс представляет собой удачный пример сочетания «мягкой силы», инвестиций и кредитов и одновременно служит механизмом воздействия на страны региона при решении спорных вопросов в пользу Китая.

Центральная Азия играет для Поднебесной ключевую роль в реализации инициативы «Один пояс, один путь», выступая важнейшим отрезком маршрута прохождения китайских товаров и технологий на Запад. Китай в обмен на инвестиции, технологии и помощь в реализации инновационных проектов получает от стран региона природные и энергетические ресурсы, столь необходимые ему ввиду возрастающих ресурсных запросов на фоне бурного экономического развития страны, а также доступ на рынки этих стран с динамично растущим уровнем потребления.

При этом не стоит забывать, что исторически данный регион был в сфере интересов России. Для России страны Центральной Азии — ключевые партнеры по привилегированному сотрудничеству в военно-политической, торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах, а также в деле обеспечения общей безопасности государств Евразии с южного направления. Учитывая явное экономическое и технологическое превосходство Китая, может возникнуть вопрос о некоей конкуренции в Центральной Азии между Москвой и Пекином.

Тем не менее сотрудничество России и Китая в Центральной Азии не имеет характера конкурентной борьбы, но представляется партнерским взаимодействием с согласованным распределением ролей в регионе. Если КНР берет на себя роль экономического локомотива, то Москва выступает гарантом безопасности в регионе. Политическая и военная роль России никак не ставится под сомнение Китаем. В то же время фактор экономического могущества Китая признается Москвой.

Центральная Азия (ЦА) — территория, где традиционно пересекаются интересы ведущих держав мира. Данный регион играет ключевую роль в развитии международной транспортной и торговой инфраструктуры на Евразийском континенте, а также обладает огромными запасами природных ресурсов, что заставляет внешних игроков, таких как Россия и Китай, проявлять к нему особое внимание. Давняя история взаимодействия России со странами Центральной Азии и современная экономическая политика, проводимая Китаем в регионе, имеют сложную структуру переплетения друг с другом, делая вопрос российско-китайских отношений первостепенным на фоне динамично изменяющихся политических реалий.

Сегодня Китай расширяет свое влияние в регионе, действуя через национальные структуры, налаживая связи с местной политической элитой, приспосабливаясь к обстановке внутри страны-партнера, принимая на вооружение местные традиции, нормы и практики. Такой курс представляет собой удачный пример сочетания «мягкой силы», инвестиций и кредитов и одновременно служит механизмом воздействия на страны региона при решении спорных вопросов в пользу Китая. Здесь также важно отметить, что Центральная Азия играет для Поднебесной ключевую роль в реализации инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП), выступая важнейшим отрезком маршрута прохождения китайских товаров и технологий на Запад. Китай в обмен на инвестиции, технологии и помощь в реализации инновационных проектов получает от стран региона природные и энергетические ресурсы, столь необходимые ему ввиду возрастающих ресурсных запросов на фоне бурного экономического развития страны, а также доступ на рынки этих стран с динамично растущим уровнем потребления. При этом не стоит забывать, что исторически данный регион был в сфере интересов России. Для России страны Центральной Азии — ключевые партнеры по привилегированному сотрудничеству в военно-политической, торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах, а также в деле обеспечения общей безопасности государств Евразии с южного направления. Учитывая явное экономическое и технологическое превосходство Китая, может возникнуть вопрос о некоей конкуренции в Центральной Азии между Москвой и Пекином.

Энергетика

КНР традиционно выступает крупным импортером энергоресурсов. В условиях интенсивного производства страна испытывает нарастающий дефицит собственных энергоресурсов, что подталкивает ее к активному участию в мировой торговле энергоносителями. Географическая близость ЦА и Китая благоприятствует транспортировке энергоресурсов как по трубопроводам, так и наземным транспортом. Это экономит время и снижает транспортные затраты. Таким образом, коммерческая выгода для всех сторон представляется очевидной.

Казахстан — один из важнейших и давних энергетических партнеров Китая. Энергетическое сотрудничество двух стран охватывает множество сфер: от добычи и разработки месторождений углеводородов до строительства инфраструктуры, а также от атомной энергетики до внедрения новейших технологий возобновляемой энергии. На 2020 г. на долю КНР приходилось 16% всей добычи нефти в Казахстане. Еще в 1997 г. в Казахстан пришла Китайская национальная нефтяная компания (CNPC), которая приобрела контрольный пакет акций АО «Актюбинскнефть». Сегодня эта компания выступает одним из крупнейших налогоплательщиков в бюджет, что выгодно отличает ее от многих западных нефтяных фирм, присутствующих на рынке Казахстана.

В 2004 г. Китайская национальная ядерная корпорация (CNNC) подписала с НК «Казатомпром» контракт по добыче урана на срок до 2020 г., который сопровождался договором о стратегической кооперации между Китаем и Казахстаном в области атомной энергетики. В сентября 2023 г. на полях 67-й сессии Генеральной конференции МАГАТЭ был подписан Меморандум о взаимопонимании в отношении сотрудничества между Национальным ядерным центром Республики Казахстан и Китайским институтом атомной энергии. Поставки казахстанского урана в Китай осуществляются с 2019 г. На сегодняшний день до 70% всего импортного урана в Китае приходится на Казахстан. Также между КНР и Казахстаном были достигнуты соглашения о совместном производстве ядерного топлива.

Потенциал развития двустороннего энергетического сотрудничества между Китаем и Казахстаном еще не раскрыт полностью и будет только расти за счет поставок энергоресурсов, позволяя значительно расширить роль Казахстана на энергетическом рынке Китая.

Разумеется, внимание Китая в регионе приковано не только к Казахстану. Расширяется сотрудничество и с другими странами ЦА, причем не только в области добычи углеводородов, но и в вопросе внедрения и использования альтернативных источников энергии, таких как гидроэнергетика и энергия солнца.

Вместе с тем активность Китая в Центральной Азии в энергетическом секторе не означает потерю важной роли России в данном регионе. Например, 7 октября 2023 г. на встрече президентов России, Узбекистана и Казахстана был дан старт поставок российского газа в Центральную Азию. В итоге Узбекистан получает дополнительный источник энергоснабжения, позволяющий гарантировать бесперебойную подачу тепла и электричества в домохозяйства и социально значимые объекты, а Казахстан решает проблему газификации своих северных и восточных регионов. Таким образом, Россия обеспечивает в регионе энергетическую безопасность, компенсируя центральноазиатским странам потерю собственного газа, уходящего на экспорт в Китай. Дело в том, что Узбекистан, связанный договорными обязательствами по обеспечению необходимых объемов поставок газа в Китай, столкнулся с падением объемов добычи природного газа на своих месторождениях. Только зимой 2022–2023 гг. население Узбекистана испытывало колоссальную нехватку топлива, и целые поселки и городские районы находились на грани гуманитарной катастрофы.

Представляется, что сотрудничество в энергетической сфере между Россией и странами Центральной Азии будет продолжаться в долгосрочной перспективе, несмотря на усиление роли Китая. Казахстан уже готов обеспечить транзит от 1,5 млрд до 10 млрд куб. м российского газа в Узбекистан ежегодно. Объем поставок могут увеличить в зависимости от готовности узбекской энергетической инфраструктуры и решения России.

На узбекистанском рынке давно и эффективно работают многие российские крупные энергетические компании. Лукойл осваивает месторождения Кандым и Гиссар, а также построил в Бухарской области газоперерабатывающий комплекс. Татнефть и Зарубежнефть занимаются нефтехимической переработкой, поставками топлива, технологической модернизацией и повышением производительности нефтяных промыслов.

Также, согласно российско-узбекскому соглашению о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях, подписанному в 2017 г., на территории Узбекистана к 2028 г. планируется построить АЭС с двумя энергоблоками поколения 3+ мощностью 1 200 МВт каждый.

В Таджикистане действует совместная гидроэлектростанция. В уставном капитале ОАО «Сангтудинская ГЭС-1» доля России составляет 75%, Таджикистана — 25%. Эта ГЭС построена на средства РФ и российских энергетических компаний в рамках стратегического сотрудничества с Таджикистаном в области электроэнергетики.

Развитие инфраструктурных проектов

Китайская инициатива «Один пояс, один путь» предполагает расширение связанности между Азиатским, Европейским и Африканским континентами, а также развитие инфраструктуры в омывающих их морях для укрепления и совершенствования партнерских отношений между странами, включенными в проект. Постоянное укрепление сотрудничества между Китаем и странами Центральной Азии в области строительства инфраструктуры выгодно не только в рамках двустороннего, но и многостороннего сотрудничества, в котором выигрывают все стороны.

В 2023 г. между странами Центральной Азии и Китаем был подписан Меморандум о взаимопонимании по укреплению сотрудничества в области строительства инфраструктуры. В двустороннем порядке был заключен ряд соглашений, например, Соглашение о сотрудничестве по строительству малых и средних гидроэлектростанций в Республике Узбекистан, Правительственное соглашение о международных автомобильных перевозках и другие, направленные на постоянное содействие сотрудничеству предприятий из Китая и Узбекистана.

Казахстан и Китай совместно возводят необходимую инфраструктуру в транспортно-логистической, автодорожной и авиационной отраслях, увеличивая транзитный потенциал Казахстана. Кроме того, стоит отметить реализацию проекта по строительству третьего железнодорожного перехода между Республикой Казахстан и КНР, а также развитие Транскаспийского международного транспортного маршрута для ОПОП.

В настоящее время страны ЦА сформулировали стратегии развития и энергично принялись за реформирование транспортного сектора. Также они при помощи Китая расширяют активность по сооружению инфраструктуры, включая строительство новых дорог и модернизацию старых, а также создание вспомогательных объектов обслуживания. Кроме того, государства региона ведут строительство и новой энергетической инфраструктуры: тепловых электростанций, ГЭС и насосных станций. Модернизируются телекоммуникационные и водоснабженческие сети [1].

При этом Россия также реализует совместные инфраструктурные проекты на территории Центральной Азии.

Торговля, финансы и инвестиции

Китай много лет является крупнейшим торговым партнером стран ЦА: в 2022 г. объем торговли между ним и странами региона превысил 70 млрд долл., а в первом квартале 2023 г. китайско-центральноазиатский товарооборот вырос на 22% по сравнению с соответствующим периодом 2022 г. Центральная Азия остается для Китая ценным поставщиком продуктов сельского хозяйства — пшеницы, соевых бобов, фруктов и сухофруктов, мясной продукции.

Россия занимает второе после Китая место среди основных торговых партнеров стран ЦА. Так, торговый оборот России и стран Центральной Азии в 2022 г. увеличился по итогам 2022 г. на 15% и составил более 42 млрд дол. Например, в 2022 г. товарооборот с Узбекистаном увеличился более чем на четверть. При этом Россия остается крупнейшим торговым партнером Узбекистана, и в 2022 г. рост встречных экспортно-импортных операций продолжился: за первые семь месяцев 2023 г. вырос почти на 15%.

В Узбекистане работает более трех тысяч предприятий с российским участием. В целом же российские капиталовложения превысили уже 13 млрд долл. Прорабатываются или находятся на начальной стадии реализации порядка 100 совместных экономических проектов на общую сумму 28 млрд долл.

Совместные проекты Китая и стран Центральной Азии не противоречат интересам России в регионе. Напротив, подобное сотрудничество может еще больше укрепить торгово-экономические отношения между странами. Китай продолжает укреплять отношения и с Россией, в том числе на территории ЦА. Свой первый государственный визит китайский лидер после переизбрания совершил в Москву. Итогом встречи стали подписанные соглашения, которые касаются развития ключевых направлений российско-китайского экономического сотрудничества: страны намерены развивать инвестиционное сотрудничество в области энергетических проектов, технологий и инноваций, сельского хозяйства. В планах — нарастить финансовую кооперацию и улучшить логистику для развития двусторонней торговли.

Россия и Узбекистан энергично переходят на национальные валюты в финансовых взаиморасчетах, выстраивают устойчивые каналы кредитно-банковского сотрудничества. Доля рубля в двусторонних коммерческих сделках по итогам прошлого года достигла 47,5% и продолжает расти. К настоящему времени 17 банков Узбекистана подключились к системе передачи финансовых сообщений Банка России.

Инновационное развитие

Существует большая взаимная заинтересованность между Китаем и странами ЦА в налаживании сотрудничества в области инноваций и технологий. Например, Узбекистан и Туркменистан намерены приложить серьезные усилия к развитию электронной промышленности и IT-сектора. Производственные масштабы и технический уровень Китая вызывают интерес у центральноазиатских стран в части создания совместных технологических предприятий. Функционирует целый ряд китайских транснациональных компаний, которые уже занимают лидирующие позиции на рынках многих стран.

Россия же оказывает содействие в решении странами ЦА задач устойчивого развития. За период с 2008 г. по 2019 г. его объем составил более 6 млрд долл. (свыше 4,2 млрд долл. — на двусторонней основе, около 2 млрд долл. — по линии международных организаций, прежде всего ООН).

Российское содействие ориентировано на создание и модернизацию торгово-экономической и промышленной инфраструктуры, развитие здравоохранения и образования, продовольственную и экологическую безопасность государств региона. Посредством «климатического окна» трастового фонда Россия — ПРООН в целях развития реализуется ряд специализированных проектов в водно-экологической сфере в Киргизии, Таджикистане и Узбекистане.

Проблемы региональной безопасности

В Центральной Азии существует проблема этнического и религиозного экстремизма, что подвергает серьезному риску не только страны региона, но и их соседей. Угрозы безопасности для стран Центральной Азии исходят от международных террористических организаций и кризиса в соседнем Афганистане. С террористической угрозой неразрывно связана и проблема контрабанды наркотиков. Проблема обеспечения безопасности осложняется существующими разногласиями между странами ЦА, приграничными и межэтническими конфликтами (например, на кыргызско-таджикской границе).

Безальтернативное значение сохраняет антитеррористическое и антинаркотическое сотрудничество стран ЦА в ОДКБ и СНГ при ключевой роли России. В частности, правительство Российской Федерации планирует выделить Таджикистану более 2,5 млн долл. на борьбу с наркоугрозой в 2023–2025 гг. В рамках совместного проекта России и Управления ООН по наркотикам и преступности для стран ЦА, Афганистана и Пакистана ведется подготовка «антинаркотических» кадров.

Для Китая жизненно необходимо получить поддержку в обеспечении безопасности в регионе Центральной Азии, ведь три государства граничат с Синьцзян-Уйгурским автономным районом КНР, где в прошлом десятилетии происходили стычки между мусульманами и китайскими властями. Захват власти в Афганистане движением «Талибан»* еще больше усилил опасения в Пекине, что исламский экстремизм проникнет в Синьцзян. Взаимодействие Китая со странами региона в области безопасности перекликается с положениями, зафиксированными в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и в инициативе «Один пояс, один путь». В то же время с этими странами у Китая есть двустороннее сотрудничество в области безопасности. Китай для них — крупный поставщик вооружений, готовит их кадры. Остается открытым вопрос, насколько далеко будут готовы пойти партнеры Китая по пути взаимодействия с армейскими подразделениями и силами безопасности КНР, ведь традиционным гарантом безопасности в регионе всегда была Россия.

***

В заключении следует отметить, что сотрудничество России и Китая в Центральной Азии не имеет характера конкурентной борьбы, но представляется партнерским взаимодействием с согласованным распределением ролей в регионе. Если КНР берет на себя роль экономического локомотива, то Москва выступает гарантом безопасности в регионе. Политическая и военная роль России никак не ставится под сомнение Китаем. В то же время фактор экономического могущества Китая признается Москвой.

*Движение признано террористическим и запрещено на территории РФ.

1. Mamakhatov, T.M., Mallah, J.M. The role of the SCO countries in ensuring China's energy security // RUDN Economic Journal, 29.4 (2021). P. 660.


(Голосов: 18, Рейтинг: 4.28)
 (18 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju