Центральная Азия — территория, где традиционно пересекаются интересы ведущих держав мира. Данный регион играет ключевую роль в развитии международной транспортной и торговой инфраструктуры на Евразийском континенте, а также обладает огромными запасами природных ресурсов, что заставляет внешних игроков, таких как Россия и Китай, проявлять к нему особое внимание. Давняя история взаимодействия России со странами Центральной Азии и современная экономическая политика, проводимая Китаем в регионе, имеют сложную структуру переплетения друг с другом, делая вопрос российско-китайских отношений первостепенным на фоне динамично изменяющихся политических реалий.
Сегодня Китай расширяет свое влияние в регионе, действуя через национальные структуры, налаживая связи с местной политической элитой, приспосабливаясь к обстановке внутри страны-партнера, принимая на вооружение местные традиции, нормы и практики. Такой курс представляет собой удачный пример сочетания «мягкой силы», инвестиций и кредитов и одновременно служит механизмом воздействия на страны региона при решении спорных вопросов в пользу Китая.
Центральная Азия играет для Поднебесной ключевую роль в реализации инициативы «Один пояс, один путь», выступая важнейшим отрезком маршрута прохождения китайских товаров и технологий на Запад. Китай в обмен на инвестиции, технологии и помощь в реализации инновационных проектов получает от стран региона природные и энергетические ресурсы, столь необходимые ему ввиду возрастающих ресурсных запросов на фоне бурного экономического развития страны, а также доступ на рынки этих стран с динамично растущим уровнем потребления.
При этом не стоит забывать, что исторически данный регион был в сфере интересов России. Для России страны Центральной Азии — ключевые партнеры по привилегированному сотрудничеству в военно-политической, торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах, а также в деле обеспечения общей безопасности государств Евразии с южного направления. Учитывая явное экономическое и технологическое превосходство Китая, может возникнуть вопрос о некоей конкуренции в Центральной Азии между Москвой и Пекином.
Тем не менее сотрудничество России и Китая в Центральной Азии не имеет характера конкурентной борьбы, но представляется партнерским взаимодействием с согласованным распределением ролей в регионе. Если КНР берет на себя роль экономического локомотива, то Москва выступает гарантом безопасности в регионе. Политическая и военная роль России никак не ставится под сомнение Китаем. В то же время фактор экономического могущества Китая признается Москвой.
Центральная Азия (ЦА) — территория, где традиционно пересекаются интересы ведущих держав мира. Данный регион играет ключевую роль в развитии международной транспортной и торговой инфраструктуры на Евразийском континенте, а также обладает огромными запасами природных ресурсов, что заставляет внешних игроков, таких как Россия и Китай, проявлять к нему особое внимание. Давняя история взаимодействия России со странами Центральной Азии и современная экономическая политика, проводимая Китаем в регионе, имеют сложную структуру переплетения друг с другом, делая вопрос российско-китайских отношений первостепенным на фоне динамично изменяющихся политических реалий.
Сегодня Китай расширяет свое влияние в регионе, действуя через национальные структуры, налаживая связи с местной политической элитой, приспосабливаясь к обстановке внутри страны-партнера, принимая на вооружение местные традиции, нормы и практики. Такой курс представляет собой удачный пример сочетания «мягкой силы», инвестиций и кредитов и одновременно служит механизмом воздействия на страны региона при решении спорных вопросов в пользу Китая. Здесь также важно отметить, что Центральная Азия играет для Поднебесной ключевую роль в реализации инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП), выступая важнейшим отрезком маршрута прохождения китайских товаров и технологий на Запад. Китай в обмен на инвестиции, технологии и помощь в реализации инновационных проектов получает от стран региона природные и энергетические ресурсы, столь необходимые ему ввиду возрастающих ресурсных запросов на фоне бурного экономического развития страны, а также доступ на рынки этих стран с динамично растущим уровнем потребления. При этом не стоит забывать, что исторически данный регион был в сфере интересов России. Для России страны Центральной Азии — ключевые партнеры по привилегированному сотрудничеству в военно-политической, торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах, а также в деле обеспечения общей безопасности государств Евразии с южного направления. Учитывая явное экономическое и технологическое превосходство Китая, может возникнуть вопрос о некоей конкуренции в Центральной Азии между Москвой и Пекином.
Энергетика
КНР традиционно выступает крупным импортером энергоресурсов. В условиях интенсивного производства страна испытывает нарастающий дефицит собственных энергоресурсов, что подталкивает ее к активному участию в мировой торговле энергоносителями. Географическая близость ЦА и Китая благоприятствует транспортировке энергоресурсов как по трубопроводам, так и наземным транспортом. Это экономит время и снижает транспортные затраты. Таким образом, коммерческая выгода для всех сторон представляется очевидной.
Казахстан — один из важнейших и давних энергетических партнеров Китая. Энергетическое сотрудничество двух стран охватывает множество сфер: от добычи и разработки месторождений углеводородов до строительства инфраструктуры, а также от атомной энергетики до внедрения новейших технологий возобновляемой энергии. На 2020 г. на долю КНР приходилось 16% всей добычи нефти в Казахстане. Еще в 1997 г. в Казахстан пришла Китайская национальная нефтяная компания (CNPC), которая приобрела контрольный пакет акций АО «Актюбинскнефть». Сегодня эта компания выступает одним из крупнейших налогоплательщиков в бюджет, что выгодно отличает ее от многих западных нефтяных фирм, присутствующих на рынке Казахстана.
В 2004 г. Китайская национальная ядерная корпорация (CNNC) подписала с НК «Казатомпром» контракт по добыче урана на срок до 2020 г., который сопровождался договором о стратегической кооперации между Китаем и Казахстаном в области атомной энергетики. В сентября 2023 г. на полях 67-й сессии Генеральной конференции МАГАТЭ был подписан Меморандум о взаимопонимании в отношении сотрудничества между Национальным ядерным центром Республики Казахстан и Китайским институтом атомной энергии. Поставки казахстанского урана в Китай осуществляются с 2019 г. На сегодняшний день до 70% всего импортного урана в Китае приходится на Казахстан. Также между КНР и Казахстаном были достигнуты соглашения о совместном производстве ядерного топлива.
Потенциал развития двустороннего энергетического сотрудничества между Китаем и Казахстаном еще не раскрыт полностью и будет только расти за счет поставок энергоресурсов, позволяя значительно расширить роль Казахстана на энергетическом рынке Китая.
Разумеется, внимание Китая в регионе приковано не только к Казахстану. Расширяется сотрудничество и с другими странами ЦА, причем не только в области добычи углеводородов, но и в вопросе внедрения и использования альтернативных источников энергии, таких как гидроэнергетика и энергия солнца.
Вместе с тем активность Китая в Центральной Азии в энергетическом секторе не означает потерю важной роли России в данном регионе. Например, 7 октября 2023 г. на встрече президентов России, Узбекистана и Казахстана был дан старт поставок российского газа в Центральную Азию. В итоге Узбекистан получает дополнительный источник энергоснабжения, позволяющий гарантировать бесперебойную подачу тепла и электричества в домохозяйства и социально значимые объекты, а Казахстан решает проблему газификации своих северных и восточных регионов. Таким образом, Россия обеспечивает в регионе энергетическую безопасность, компенсируя центральноазиатским странам потерю собственного газа, уходящего на экспорт в Китай. Дело в том, что Узбекистан, связанный договорными обязательствами по обеспечению необходимых объемов поставок газа в Китай, столкнулся с падением объемов добычи природного газа на своих месторождениях. Только зимой 2022–2023 гг. население Узбекистана испытывало колоссальную нехватку топлива, и целые поселки и городские районы находились на грани гуманитарной катастрофы.
Представляется, что сотрудничество в энергетической сфере между Россией и странами Центральной Азии будет продолжаться в долгосрочной перспективе, несмотря на усиление роли Китая. Казахстан уже готов обеспечить транзит от 1,5 млрд до 10 млрд куб. м российского газа в Узбекистан ежегодно. Объем поставок могут увеличить в зависимости от готовности узбекской энергетической инфраструктуры и решения России.
На узбекистанском рынке давно и эффективно работают многие российские крупные энергетические компании. Лукойл осваивает месторождения Кандым и Гиссар, а также построил в Бухарской области газоперерабатывающий комплекс. Татнефть и Зарубежнефть занимаются нефтехимической переработкой, поставками топлива, технологической модернизацией и повышением производительности нефтяных промыслов.
Также, согласно российско-узбекскому соглашению о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях, подписанному в 2017 г., на территории Узбекистана к 2028 г. планируется построить АЭС с двумя энергоблоками поколения 3+ мощностью 1 200 МВт каждый.
В Таджикистане действует совместная гидроэлектростанция. В уставном капитале ОАО «Сангтудинская ГЭС-1» доля России составляет 75%, Таджикистана — 25%. Эта ГЭС построена на средства РФ и российских энергетических компаний в рамках стратегического сотрудничества с Таджикистаном в области электроэнергетики.
Развитие инфраструктурных проектов
Китайская инициатива «Один пояс, один путь» предполагает расширение связанности между Азиатским, Европейским и Африканским континентами, а также развитие инфраструктуры в омывающих их морях для укрепления и совершенствования партнерских отношений между странами, включенными в проект. Постоянное укрепление сотрудничества между Китаем и странами Центральной Азии в области строительства инфраструктуры выгодно не только в рамках двустороннего, но и многостороннего сотрудничества, в котором выигрывают все стороны.
В 2023 г. между странами Центральной Азии и Китаем был подписан Меморандум о взаимопонимании по укреплению сотрудничества в области строительства инфраструктуры. В двустороннем порядке был заключен ряд соглашений, например, Соглашение о сотрудничестве по строительству малых и средних гидроэлектростанций в Республике Узбекистан, Правительственное соглашение о международных автомобильных перевозках и другие, направленные на постоянное содействие сотрудничеству предприятий из Китая и Узбекистана.
Казахстан и Китай совместно возводят необходимую инфраструктуру в транспортно-логистической, автодорожной и авиационной отраслях, увеличивая транзитный потенциал Казахстана. Кроме того, стоит отметить реализацию проекта по строительству третьего железнодорожного перехода между Республикой Казахстан и КНР, а также развитие Транскаспийского международного транспортного маршрута для ОПОП.
В настоящее время страны ЦА сформулировали стратегии развития и энергично принялись за реформирование транспортного сектора. Также они при помощи Китая расширяют активность по сооружению инфраструктуры, включая строительство новых дорог и модернизацию старых, а также создание вспомогательных объектов обслуживания. Кроме того, государства региона ведут строительство и новой энергетической инфраструктуры: тепловых электростанций, ГЭС и насосных станций. Модернизируются телекоммуникационные и водоснабженческие сети [1].
При этом Россия также реализует совместные инфраструктурные проекты на территории Центральной Азии.
Торговля, финансы и инвестиции
Китай много лет является крупнейшим торговым партнером стран ЦА: в 2022 г. объем торговли между ним и странами региона превысил 70 млрд долл., а в первом квартале 2023 г. китайско-центральноазиатский товарооборот вырос на 22% по сравнению с соответствующим периодом 2022 г. Центральная Азия остается для Китая ценным поставщиком продуктов сельского хозяйства — пшеницы, соевых бобов, фруктов и сухофруктов, мясной продукции.
Россия занимает второе после Китая место среди основных торговых партнеров стран ЦА. Так, торговый оборот России и стран Центральной Азии в 2022 г. увеличился по итогам 2022 г. на 15% и составил более 42 млрд дол. Например, в 2022 г. товарооборот с Узбекистаном увеличился более чем на четверть. При этом Россия остается крупнейшим торговым партнером Узбекистана, и в 2022 г. рост встречных экспортно-импортных операций продолжился: за первые семь месяцев 2023 г. вырос почти на 15%.
В Узбекистане работает более трех тысяч предприятий с российским участием. В целом же российские капиталовложения превысили уже 13 млрд долл. Прорабатываются или находятся на начальной стадии реализации порядка 100 совместных экономических проектов на общую сумму 28 млрд долл.
Совместные проекты Китая и стран Центральной Азии не противоречат интересам России в регионе. Напротив, подобное сотрудничество может еще больше укрепить торгово-экономические отношения между странами. Китай продолжает укреплять отношения и с Россией, в том числе на территории ЦА. Свой первый государственный визит китайский лидер после переизбрания совершил в Москву. Итогом встречи стали подписанные соглашения, которые касаются развития ключевых направлений российско-китайского экономического сотрудничества: страны намерены развивать инвестиционное сотрудничество в области энергетических проектов, технологий и инноваций, сельского хозяйства. В планах — нарастить финансовую кооперацию и улучшить логистику для развития двусторонней торговли.
Россия и Узбекистан энергично переходят на национальные валюты в финансовых взаиморасчетах, выстраивают устойчивые каналы кредитно-банковского сотрудничества. Доля рубля в двусторонних коммерческих сделках по итогам прошлого года достигла 47,5% и продолжает расти. К настоящему времени 17 банков Узбекистана подключились к системе передачи финансовых сообщений Банка России.
Инновационное развитие
Существует большая взаимная заинтересованность между Китаем и странами ЦА в налаживании сотрудничества в области инноваций и технологий. Например, Узбекистан и Туркменистан намерены приложить серьезные усилия к развитию электронной промышленности и IT-сектора. Производственные масштабы и технический уровень Китая вызывают интерес у центральноазиатских стран в части создания совместных технологических предприятий. Функционирует целый ряд китайских транснациональных компаний, которые уже занимают лидирующие позиции на рынках многих стран.
Россия же оказывает содействие в решении странами ЦА задач устойчивого развития. За период с 2008 г. по 2019 г. его объем составил более 6 млрд долл. (свыше 4,2 млрд долл. — на двусторонней основе, около 2 млрд долл. — по линии международных организаций, прежде всего ООН).
Российское содействие ориентировано на создание и модернизацию торгово-экономической и промышленной инфраструктуры, развитие здравоохранения и образования, продовольственную и экологическую безопасность государств региона. Посредством «климатического окна» трастового фонда Россия — ПРООН в целях развития реализуется ряд специализированных проектов в водно-экологической сфере в Киргизии, Таджикистане и Узбекистане.
Проблемы региональной безопасности
В Центральной Азии существует проблема этнического и религиозного экстремизма, что подвергает серьезному риску не только страны региона, но и их соседей. Угрозы безопасности для стран Центральной Азии исходят от международных террористических организаций и кризиса в соседнем Афганистане. С террористической угрозой неразрывно связана и проблема контрабанды наркотиков. Проблема обеспечения безопасности осложняется существующими разногласиями между странами ЦА, приграничными и межэтническими конфликтами (например, на кыргызско-таджикской границе).
Безальтернативное значение сохраняет антитеррористическое и антинаркотическое сотрудничество стран ЦА в ОДКБ и СНГ при ключевой роли России. В частности, правительство Российской Федерации планирует выделить Таджикистану более 2,5 млн долл. на борьбу с наркоугрозой в 2023–2025 гг. В рамках совместного проекта России и Управления ООН по наркотикам и преступности для стран ЦА, Афганистана и Пакистана ведется подготовка «антинаркотических» кадров.
Для Китая жизненно необходимо получить поддержку в обеспечении безопасности в регионе Центральной Азии, ведь три государства граничат с Синьцзян-Уйгурским автономным районом КНР, где в прошлом десятилетии происходили стычки между мусульманами и китайскими властями. Захват власти в Афганистане движением «Талибан»* еще больше усилил опасения в Пекине, что исламский экстремизм проникнет в Синьцзян. Взаимодействие Китая со странами региона в области безопасности перекликается с положениями, зафиксированными в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и в инициативе «Один пояс, один путь». В то же время с этими странами у Китая есть двустороннее сотрудничество в области безопасности. Китай для них — крупный поставщик вооружений, готовит их кадры. Остается открытым вопрос, насколько далеко будут готовы пойти партнеры Китая по пути взаимодействия с армейскими подразделениями и силами безопасности КНР, ведь традиционным гарантом безопасности в регионе всегда была Россия.
***
В заключении следует отметить, что сотрудничество России и Китая в Центральной Азии не имеет характера конкурентной борьбы, но представляется партнерским взаимодействием с согласованным распределением ролей в регионе. Если КНР берет на себя роль экономического локомотива, то Москва выступает гарантом безопасности в регионе. Политическая и военная роль России никак не ставится под сомнение Китаем. В то же время фактор экономического могущества Китая признается Москвой.
*Движение признано террористическим и запрещено на территории РФ.
1. Mamakhatov, T.M., Mallah, J.M. The role of the SCO countries in ensuring China's energy security // RUDN Economic Journal, 29.4 (2021). P. 660.