Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Вячеслав Долгов

Профессор кафедры дипломатии МГИМО (У) МИД России, Чрезвычайный и Полномочный Посол, эксперт РСМД

Казахстан не был в числе союзных республик, добивавшихся распада СССР. Но, получив независимость, превратился за двадцать лет в политически и экономически состоятельное национальное государство, которое по-прежнему ориентируется на сотрудничество, прежде всего, с Россией.

Казахстан не был в числе союзных республик, добивавшихся распада СССР. Но, получив независимость, превратился за двадцать лет в политически и экономически состоятельное национальное государство, которое по-прежнему ориентируется на сотрудничество, прежде всего, с Россией.

«Национальная окраина» СССР

В Советском Союзе Казахская республика представляла собой типичную «национальную окраину», управление которой Москва осуществляла через своего фактического «наместника» – русского второго секретаря республиканской компартии.

Экономическое развитие Казахской ССР, известной после освоения целины в качестве одной из «зерновых житниц» страны, богатой кладовой месторождений угля Экибастуса, нефти Мангашлыка, нефтегазоконденсата Карачаганака и сопутствующей им индустрии, шло по планам Москвы. На территории республики находились крупные военные полигоны, в том числе ядерный близ Семипалатинска, а также космодром Байконур.

На разломе СССР

Директивное правление Центра, сосредоточение реальной власти в руках русских не устраивало национальную элиту. Недовольство титульной нации наиболее открыто и остро проявилось в декабрьских (1986 г.) событиях в Алма-Ате. Тысячи казахов вышли на улицы столицы протестовать против назначения русского партийного деятеля первым секретарем компартии республики. Беспорядки были подавлены, но их первопричины остались.

Разумеется, в Казахстане позитивно восприняли стремление союзных республик к независимости и приняли в декабре 1990 г. Декларацию о государственном суверенитете. Однако председатель правительства, а затем президент республики Н. Назарбаев понимал, что без экономической поддержки России Казахстану самостоятельно, по крайней мере, на первых порах, не выжить. Поэтому Алма-Ата подстраховалась августовскими (1991 г.) совместными заявлениями президентов Б. Ельцина и Н. Назарбаева «О гарантиях стабильности суверенных государств» и «О Едином экономическом пространстве».

Казахстанский президент был твердым сторонником политического и экономического реформирования СССР. Срыв переговоров в подмосковном Ново-Огарево по проекту Союзного договора и прошедшая без Н. Наразбаева встреча в Беловежской пуще в декабре 1991 г. президентов России, Украины и Белоруссии задели политическое самолюбие казахстанского лидера, но в той сложной ситуации было не до обид. Н. Назарбаев добился созыва в Алма-Ате 21 декабря 1991 г. саммита глав государств бывших советских республик, на котором было принято решение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). После этого 26 декабря 1991 г. Верховный Совет Казахстана провозгласил государственную независимость республики.

Первые шаги суверенного Казахстана

Строительство государства в Казахстане началось с «приватизации власти» национальной элитой. В республике пошла форсированная «казахизация» политики и экономики, образования и науки, культуры и искусства, словом, всех сфер жизни страны. Результатом стал массовый исход из Казахстана русских и других славян. В первые годы независимости выехало около 5 млн чел., направленных в советские время на освоение целины и разработку природных ископаемых. Казахи заняли абсолютное большинство руководящих постов во всех эшелонах власти. Присутствие в них русских допускалось лишь номинально и строго регламентировалось.

Во избежание негативных последствий «казахизации» руководству республики пришлось энергично заняться восстановлением традиционного межнационального и межконфессионального согласия путем повышения внимания к Русской православной церкви и учреждения общественной Ассамблеи народов Казахстана.

На первом этапе становления казахстанской государственности остро встали социально-экономические проблемы – двукратное падение ВВП, обвальное снижение жизненного уровня населения. Купировать кризис в экономике Алма-Ата могла лишь за счет наработанной годами производственной кооперации с Россией. В 1992–1993 гг. Казахстан оставался в рублевой зоне, подписал Соглашение с Россией «О снятии ограничений в хозяйственной деятельности», инициировал проведение совместного заседания правительств двух стран в целях координации экономической деятельности.

Параллельно Алма-Ата пошла традиционным для постсоветских республик путем налаживания торгово-экономических и инвестиционных связей с Западом, прежде всего с США. Для иностранных компаний была открыта практически вся ресурсно-сырьевая база страны.

Внешнеэкономические связи эффектно дополнялись расширением внешнеполитических контактов Казахстана практически по всем азимутам. Президент Н. Назарбаев и его молодые, но высокопрофессиональные дипломатические советники инициативно работали на повышение роли республики в региональных и международных делах. Именно в тот период Алма-Ата разработала предложение о созыве Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, которое было успешно реализовано. Тогда же озвучивалась, правда, в самой общей форме, идея формирования на пространстве СНГ Евразийского союза.

Итоги двадцатилетия независимого Казахстана

В первое десятилетие независимости руководству Казахстана удалось стабилизировать экономическую и внутриполитическую ситуацию в стране, укрепить молодую государственность. Это было достигнуто за счет формирования социальной рыночной экономики, проведения президентом взвешенной внутренней и внешней политики.

Во внешних связях Казахстан опирался, прежде всего, на Россию, о чем свидетельствует перечень договоров по двустороннему сотрудничеству: Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи (1992 г.), Договор о дальнейшем углублении экономического сотрудничества и интеграции (1994 г.), Договор о военном сотрудничестве (1994 г.), реализация стратегического партнерства с 1997 г., Декларация о вечной дружбе и союзничестве, ориентированном в XXI столетие (1998 г.), Договор об экономическом сотрудничестве на 1998–2007 гг. (1998 г.) с программой конкретных мероприятий по его реализации. В настоящее время осуществляется Программа экономического сотрудничества на 2008–2011 гг. Договорные обязательства сторон подкреплялись ощутимыми результатами. Товарооборот российско-казахстанской торговли вырос с 2703 млн долл. в 1994 г. до 15273 млн долл. в 2010 г., а в первом полугодии 2011 г. составил 9210 млн долл., т. е. возрос на 143 %.

В многосторонних отношениях на пространстве СНГ Алма-Ата во взаимодействии с Москвой и Минском последовательно содействовала развитию интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Казахстан стал участником Таможенного союза, Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), Единого экономического пространства (ЕЭП), а также ОДКБ и ШОС.

Параллельно Казахстан развернул активное торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество с КНР, а также с США и западноевропейскими странами.

Разумеется, на пути становления независимого казахстанского государства возникало немало проблем, причем как реальных, так и надуманных. К первым можно отнести предоставленный западному бизнесу широкий доступ к ключевым ресурсным отраслям экономики страны. В Алма-Ате скоро увидели, что иностранные технологии и инвестиции – это не только благо. К иностранному бизнесу появились и некоторые вопросы. Так, отдельные западные компании держали своих специалистов на работе в Казахстане лишь 28 дней в месяц, а затем отправляли в оплачиваемые «заграничные отпуска», дабы избежать местного налогообложения. Отпускные же расходы проводились по статье «инвестиции в производство». Имели место и другие «особенности» иностранного бизнеса в республике. Но в целом экономическое сотрудничество с Западом приносило Казахстану миллиарды долларов инвестиций и финансовых дивидендов.

К надуманным проблемам Алма-Аты относилась необоснованная озабоченность некоей «потенциальной угрозой отхода к России территории Северного Казахстана», которая была заселена в основном казахстанскими гражданами русского и иного славянского происхождения, командированными сюда в советские времена для освоения целинных земель. Вопреки мнению многих казахстанцев, руководство страны пошло на реализацию весьма сомнительного и затратного проекта – перенесло столицу из «расположенной слишком далеко на юге страны» Алма-Аты в «находящуюся в географическом центре республики» Астану.

В целом же российско-казахстанское суверенное взаимодействие состоялось и базировалось на принципах обоюдной заинтересованности и выгоды.

Будущее отношений России и Казахстана

Позитивные результаты взаимодействия России и Казахстана в немалой степени обеспечивались личной приверженностью президента Н. Назарбаева делу экономической интеграции с Россией и другими готовыми к ней странами СНГ.

Не секрет, что позитивные результаты взаимодействия России и Казахстана в немалой степени обеспечивались личной приверженностью президента Н. Назарбаева делу экономической интеграции с Россией и другими готовыми к ней странами СНГ.

Казахстанский руководитель, уже многие годы умело ведущий государственный корабль республики, четко прочерчивает благоприятные перспективы нашего двустороннего сотрудничества и на будущее. В своей книге «Казахстан – 2030» он пишет: «Мы будем развивать и укреплять доверительные и равноправные отношения с нашим ближайшим и исторически дружественным соседом – Россией». Весь двадцатилетний опыт сотрудничества России и Казахстана лишь подтверждает такой прогноз главы государства.

Вместе с тем нельзя не учитывать, что Н. Назарбаев находится на вершине власти уже третье десятилетие. Вся нынешняя модель казахстанского государственного управления заточена исключительно под него. Очевидных «преемников» главы государства пока не просматривается, да и по нынешнему сценарию развития событий их быть не может. Регулярно проводимые президентом ротация и обновление кадров во властных структурах высокого уровня фактически лишают потенциальных кандидатов возможности проявить себя. Попытки «самовыдвиженцев» из семейного или политически близкого окружения заявить о себе неизбежно заканчивались провалом.

Известно, что далеко не все в казахстанской политической и клановой элите разделяют политические взгляды главы государства, в частности его ориентацию на активное сотрудничество с Россией и другими странами СНГ в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Расстановка сил в республике по этим и другим ключевым вопросам в последнее время достаточно подвижна. Есть политические силы, ориентирующиеся на внешние факторы воздействия, прежде всего на КНР и США. Просматриваются признаки начала подспудной борьбы за ближние рубежи высшей власти.

Словом, Казахстан могут ожидать непростые времена, когда заложенные Н. Назарбаевым основы казахстанской модели управления подвергнутся серьезным испытаниям на прочность.

Курс России во взаимоотношениях с Казахстаном ясен и не подвержен конъюнктурным колебаниям: Москва выступает за взаимовыгодное сотрудничество на двусторонней и многосторонней основе на пространстве СНГ и на международной арене в целом.

Хочется надеяться, что и в последующие годы сотрудничество России и Казахстана неизменно будет взаимовыгодным и отвечающим коренным интересам наших стран и народов.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся