Read in English
Оценить статью
(Голосов: 6, Рейтинг: 5)
 (6 голосов)
Поделиться статьей
Алексей Куприянов

К.и.н., руководитель Центра Индоокеанского региона ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН

Нынешний визит Владимира Путина в Индию — первый с начала СВО в 2022 г. Это придает ему известный символизм: за прошедшие три года российско-индийские отношения не только смогли выстоять под ударами западных санкций и политического давления, но и развились до степени, казавшейся еще десятилетие назад невообразимой. Поездка президента в Индию — своего рода закрепление достигнутых результатов и заявка на то, что и в будущем особые отношения Москвы и Дели никуда не денутся, а товарооборот между нашими странами будет и дальше расти.

Политическое партнерство России и Индии представляет собой редкий феномен в российской внешнеполитической практике: оно носит не реактивный, а проактивный характер. Это не тактический ответ на возникающую проблему, а сформированная и тщательно поддерживаемая ось, рассчитанная на взаимовыгодные политические дивиденды в будущем. При каждой встрече Владимир Путин и Нарендра Моди подтверждают приверженность концепции многополярного мира. В условиях трансформации миропорядка в сторону естественной полицентричности любая из стран, желающая в новую эпоху сохранить внутреннюю устойчивость и независимость в принятии политических решений, сможет сделать это только с опорой на широкую сеть взаимодействия с другими центрами силы, и в качестве таких центров Россия и Индия видят друг друга. Как бы ни штормило мировую политику в ближайшие десятилетия, в Дели убеждены, что Москва останется надежным и ценным партнером, а в Москве уверены, что Дели будет и дальше идти по пути стратегической автономии и не войдет ни в какие антироссийские альянсы, включая военные. Такая уверенность — нечастое явление в отношениях между великими державами, и до сих пор она позволяла и позволит в будущем пережить любые сложные моменты.

Экономические отношения России и Индии бьют рекорды: подобного товарооборота (по итогам текущего финансового года он, скорее всего, превысит 75 млрд долл.) не было с распада СССР. Причиной такого роста стало введение западных санкций и последовавший разрыв торговых связей российских экспортеров с привычными партнерами в Европе, ускорившие, казалось, давно объявленный «поворот на Восток». Достаточно быстро, однако, выяснилось, что как минимум отчасти поворот на Восток обернулся доворотом к Западу: значительная доля российских углеводородов, продаваемых в Индию и другие восточные страны, попадает после переработки в Европу. Индия, таким образом, играет роль транзитного хаба, обеспечивая бесперебойное функционирование нефтяного насоса. Россия в итоге продает дешевле, Европа покупает дороже, а разницу кладут в карман индийские нефтеперерабатывающие компании в качестве премии за надежность в условиях геополитической бури.

У этой модели две основных проблемы: во-первых, у ее роста есть пределы; во-вторых, она крайне зависима от внешнеполитической конъюнктуры.

Для того, чтобы избежать этой ситуации (а заодно покончить с огромным торговым дисбалансом, существующим между Индией и Россией), необходимо изменить саму модель экономического взаимодействия. Сейчас Индия продает России преимущественно сельскохозяйственные товары, лекарства, продукцию легкой промышленности. Чтобы избежать коллапса торговли в случае снятия или ужесточения санкций, необходимо наращивать экспорт из Индии в Россию. Речь идет в первую очередь о продукции тяжелого машиностроения и хайтека, к которым Россия потеряла доступ из-за санкций.

Еще одно важное направление сотрудничества — выстраивание новых производственных цепочек. Индия на фоне падения объема западных инвестиций в свою экономику и очевидному снижению интереса западных компаний нуждается в деньгах и технологиях. Россия, живущая в условиях санкций, — в товарах. Это создает ситуацию, буквально подталкивающую экономики двух стран к сотрудничеству и формированию цепочек производства, в которых Россия сможет взять на себя НИОКР, Индия — роль производственной площадки.

Одним из ключевых модификаторов процесса дальнейшего сближения России и Индии может и должно стать повышение уровня экспертизы. При этом и в России, и в Индии наблюдается явный дефицит специалистов, причем в Индии он куда более заметен. В Индии по-прежнему нет учебных заведений, которые целенаправленно готовили бы специалистов по современной российской экономике и праву со знанием русского языка. В такой ситуации подготовка экспертов превращается в первоочередную задачу. Решить ее можно комплексными усилиями — открытием отделений российских вузов и аналитических центров в Индии, увеличением квот для индийских студентов (в том числе в сфере социальных наук) в России, интенсификацией программы обменов. Чем больше качественных специалистов по России будет в Индии и vice versa, тем заметнее будет действие этого модификатора.

Нынешний визит Владимира Путина в Индию — первый с начала СВО в 2022 г. Это придает ему известный символизм: за прошедшие три года российско-индийские отношения не только смогли выстоять под ударами западных санкций и политического давления, но и развились до степени, казавшейся еще десятилетие назад невообразимой. Поездка президента в Индию — своего рода закрепление достигнутых результатов и заявка на то, что и в будущем особые отношения Москвы и Дели никуда не денутся, а товарооборот между нашими странами будет и дальше расти.

Политика

Политический фундамент современного этапа отношений между Россией и Индией был заложен в 2000 г., когда Владимир Путин и Атал Бихари Ваджпаи подписали соглашение о стратегическом партнерстве. С тех пор концептуально в политических отношениях между Москвой и Дели не поменялось ничего: ни одна из сторон не хочет превращать партнерство в формальный альянс. Добавление к «стратегическому партнерству» слово «особо привилегированное» в 2010 г. лишь подчеркнуло, что отношения с Индией для России важны не меньше, чем с Китаем.

Вектор, заданный 25 лет назад, определил развитие двусторонних отношений на все последующие годы. Москва поддержала заявку Дели на вступление в ШОС, куда Индия в итоге была принята в 2017 г., и неизменно выступает за включение последней в число постоянных членов СБ ООН. Индия, в свою очередь, последовательно поддерживает российские инициативы в международных организациях, а после начала украинского конфликта отказалась осудить Россию, чем немало огорчила европейских и американских чиновников и политиков, рассчитывавших на моральную поддержку со стороны «крупнейшей демократии мира».

Причины, позволяющие этому стратегическому партнерству жить и процветать, вызывают у внешних наблюдателей недоумение уже не первое десятилетие. Действительно, в 1970-80-е гг. советско-индийское партнерство, закрепленное Договором о мире, дружбе и сотрудничестве 1971 г., объяснялось обычно набором вполне практических соображений: от стремления советского руководства обзавестись ценным союзником в Азии и установить тесные связи с одним из лидеров Движения неприсоединения до желания обезопасить себя от возможной китайской агрессии, которой в тот момент всерьез опасались и в Дели, и в Москве. В случае, если стычки на Линии фактического контроля в Гималаях или на дальневосточных рубежах СССР переросли в полноценный вооруженный конфликт, Пекин оказался бы перед перспективой не просто вести войну на два фронта, но и делать это на двух крайне неудобных отдаленных ТВД со сложной логистикой и тяжелыми погодными условиями. После окончания холодной войны и урегулирования российско-китайских отношений этот стимул к сближению исчез, но на отношения Москвы и Дели это никак не повлияло.

Как представляется, причина в том, что политическое партнерство России и Индии представляет собой редкий феномен в российской внешнеполитической практике: оно носит не реактивный, а проактивный характер. Это не тактический ответ на возникающую проблему, а сформированная и тщательно поддерживаемая ось, рассчитанная на взаимовыгодные политические дивиденды в будущем. При каждой встрече Владимир Путин и Нарендра Моди подтверждают приверженность концепции многополярного мира. В условиях трансформации миропорядка в сторону естественной полицентричности любая из стран, желающая в новую эпоху сохранить внутреннюю устойчивость и независимость в принятии политических решений, сможет сделать это только с опорой на широкую сеть взаимодействия с другими центрами силы, и в качестве таких центров Россия и Индия видят друг друга. Как бы ни штормило мировую политику в ближайшие десятилетия, в Дели убеждены, что Москва останется надежным и ценным партнером, а в Москве уверены, что Дели будет и дальше идти по пути стратегической автономии и не войдет ни в какие антироссийские альянсы, включая военные. Такая уверенность — нечастое явление в отношениях между великими державами, и до сих пор она позволяла и позволит в будущем пережить любые сложные моменты.

Экономика

Экономические отношения России и Индии бьют рекорды: подобного товарооборота (по итогам текущего финансового года он, скорее всего, превысит 75 млрд долл.) не было с распада СССР. Причиной такого роста стало введение западных санкций и последовавший разрыв торговых связей российских экспортеров с привычными партнерами в Европе, ускорившие, казалось, давно объявленный «поворот на Восток». Достаточно быстро, однако, выяснилось, что как минимум отчасти поворот на Восток обернулся доворотом к Западу: значительная доля российских углеводородов, продаваемых в Индию и другие восточные страны, попадает после переработки в Европу. Индия, таким образом, играет роль транзитного хаба, обеспечивая бесперебойное функционирование нефтяного насоса. Россия в итоге продает дешевле, Европа покупает дороже, а разницу кладут в карман индийские нефтеперерабатывающие компании в качестве премии за надежность в условиях геополитической бури.

У этой модели две основных проблемы: во-первых, у ее роста есть пределы; во-вторых, она крайне зависима от внешнеполитической конъюнктуры. Рекордные цифры были достигнуты в рекордный срок — менее чем за три года; но сейчас Россия продает в Индию в стоимостном отношении столько же нефти, сколько она продавала в Европу до начала конфликта. Это не значит, что рост товарооборота в будущем финансовом году прекратится; но темпы явно снизятся, и к заявленной цели — 100 млрд долл. к 2030 г. — придется идти постепенно, не надеясь достичь ее мощным рывком. Вторая проблема встанет во весь рост в случае, если Запад резко снимет или, наоборот, нарастит санкции; в первом случае исчезнет необходимость в Индии как в посреднике, во втором — есть риск, что индийские компании, глубоко интегрированные в западную бизнес-среду, решат не рисковать и выйти из игры, уступив роль посредников компаниям из других стран. В обоих случаях товарооборот может обрушиться столь же быстро, как он вырос.

Для того, чтобы избежать этой ситуации (а заодно покончить с огромным торговым дисбалансом, существующим между Индией и Россией), необходимо изменить саму модель экономического взаимодействия. Сейчас Индия продает России преимущественно сельскохозяйственные товары, лекарства, продукцию легкой промышленности. Чтобы избежать коллапса торговли в случае снятия или ужесточения санкций, необходимо наращивать экспорт из Индии в Россию. Речь идет в первую очередь о продукции тяжелого машиностроения и хайтека, к которым Россия потеряла доступ из-за санкций. Это выгодно и для Индии, которая таким образом получит гарантированный рынок и стимул для развития своей высокотехнологичной промышленности (запчасти, электроника и т.д.), которое заявлено как приоритет в рамках программ Make in India и «Атманирбхар Бхарат», и для России, которая сможет таким образом обеспечить себя товарами, производство которых невозможно наладить своими силами в короткий срок.

Еще одно важное направление сотрудничества — выстраивание новых производственных цепочек. Индия на фоне падения объема западных инвестиций в свою экономику и очевидному снижению интереса западных компаний нуждается в деньгах и технологиях. Россия, живущая в условиях санкций, — в товарах. Это создает ситуацию, буквально подталкивающую экономики двух стран к сотрудничеству и формированию цепочек производства, в которых Россия сможет взять на себя НИОКР, Индия — роль производственной площадки. При должной гибкости такие схемы позволят, с одной стороны, привлекать к производству компании из третьих стран, с другой — облегчат выход российско-индийских товаров на мировой рынок.

Наконец, Индия может сыграть в отношении западных технологий и инвестиций ту же роль транзитного хаба, которую она уже играет в отношении нефти, став посредником, через которого заинтересованные в сохранении и расширении своего бизнеса в России западные компании смогут инвестировать и экспортировать в Россию. Если это получилось с нефтью, то может получиться и с деньгами и технологиями — вопрос только в политической воле, отработанных механизмах и четкой организации логистики, которая позволит снизить издержки.

Эксперты и люди

Одним из ключевых модификаторов процесса дальнейшего сближения России и Индии может и должно стать повышение уровня экспертизы. Сам по себе эксперт — специалист по российской и индийской экономике, отдельным отраслям и направлениям, внутренней политике, — не производит и не продает товар; но, будучи специалистом в теме, он может вовремя подсказать, какой товар, кому и где имеет смысл продавать. Услуги эксперта могут сберечь компании значительные средства.

При этом и в России, и в Индии наблюдается явный дефицит специалистов, причем в Индии он куда более заметен. Если в России в последние годы профильные вузы, откликаясь на требования времени, резко нарастили подготовку специалистов по практической работе с Индией, в первую очередь экономистов со знаниями хинди (хотя с подготовкой специалистов по индийскому праву по-прежнему всё печально), то в Индии по-прежнему нет учебных заведений, которые целенаправленно готовили бы специалистов по современной российской экономике и праву со знанием русского языка. Большинство вузов, где готовят русистов, ориентированы на изучение истории и литературы. В результате нишу экспертов по современным российским реалиям занимают подчас случайные люди, все сведения о России черпающие из американской и британской прессы.

В такой ситуации подготовка экспертов превращается в первоочередную задачу. Решить ее можно комплексными усилиями — открытием отделений российских вузов и аналитических центров в Индии, увеличением квот для индийских студентов (в том числе в сфере социальных наук) в России, интенсификацией программы обменов. Чем больше качественных специалистов по России будет в Индии и vice versa, тем заметнее будет действие этого модификатора.

Наконец, важный вопрос — развитие туризма. Не секрет, что турпоток из России в Индию куда больше, чем из Индии в Россию. Кто-то едет ради того, чтобы подарить себе пару недель теплого моря, солнечного неба и свежих фруктов в разгар зимы, кто-то — за древней мудростью, кто-то просто потому, что интересно. С обратным турпотоком куда хуже: во-первых, свободных денег у индийцев в среднем меньше, а те, у кого они есть, предпочитают внутренний туризм, соседние страны или Европу. Во-вторых, многие индийцы даже не представляют, что вообще можно посмотреть в России за исключением Красной площади и Эрмитажа.

Эти проблемы можно и нужно решать, снижая расходы и ликвидируя барьеры (важным шагом на этом пути может стать договоренность об отмене виз для организованных тургрупп). Но необходимы и соответствующие шаги со стороны отечественной туриндустрии, в первую очередь специальные предложения для индийцев, которых могут заинтересовать не только классические Москва и Петербург, но и природный, и индустриальный туризм.

Когда я пишу эти строки, ни программа визита, ни список подписанных документов и соглашений еще не опубликованы. Но главное событие этого визита — визит как таковой: это свидетельство того, что времена, когда надо было жертвовать публичной стороной взаимодействия, чтобы не дразнить западных гусей, уже позади.


Оценить статью
(Голосов: 6, Рейтинг: 5)
 (6 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju