Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Иван Андреев

Эксперт РСМД

Одно из основных мест на прошедшем в декабре 2011 г. саммите России и ЕС занимал визовый вопрос. Однако едва ли стоит ожидать каких-либо значительных подвижек на пути отмены виз, на чем вот уже нескольких лет настаивает Россия.

В чем же причины такого положения дел? Что является главным препятствием на пути к достижению безвизового режима между Россией и Евросоюзом?

Одно из основных мест на прошедшем в декабре 2011 г. саммите России и ЕС занимал визовый вопрос. Однако едва ли стоит ожидать каких-либо значительных подвижек на пути отмены виз, на чем вот уже нескольких лет настаивает Россия. В чем же причины такого положения дел? Что является главным препятствием на пути к достижению безвизового режима между Россией и Евросоюзом?

В ноябре 2011 г. в рамках подготовки грядущего саммита представители России и ЕС обсудили вопросы взаимных отношений. Рассматривались, как писала газета «Коммерсант», следующие проблемы: вступление России в ВТО, либерализация визового режима между Россией и ЕС, взаимодействие по урегулированию кризисных ситуаций, положение на Ближнем Востоке (ситуация в Сирии), права человека в России и идея Владимира Путина о создании Евразийского союза.

Несмотря на то, что эти сюжеты, как и другие традиционные для подобных встреч вопросы – сотрудничество в области энергетики и выработка нового базового соглашения между Евросоюзом и Россией, – оказались в тени темы прошедших в России парламентских выборов, визовому вопросу на саммите было уделено значительное внимание.

Визы как тест для Брюсселя

Евросоюз в визовом вопросе занимает очень осторожную позицию. Беспокойство ЕС вызывают потенциальные мигранты из России, а также незащищенные российские границы на юге.

Иногда складывается впечатление, что эта проблема занимает главенствующее положение в совместной повестке дня – столько делается заявлений по этому поводу.

Такая ситуация во многом связана с тем, что прогресс по другим направлениям взаимодействия с ЕС весьма небольшой.

Действительно, из российско-европейской повестки дня пока решена только проблема вступления Москвы в ВТО, которая, строго говоря, является вопросом более широким, чем двусторонние взаимоотношения России и ЕС. Выработка нового базового соглашения – Соглашения о партнерстве и сотрудничестве – продвигается чрезвычайно медленно, принципы сотрудничества в энергетике также остаются камнем преткновения. Оба вопроса связаны с политикой Евросоюза по созданию единого энергетического рынка ЕС, которая не устраивает российскую сторону, рассматривающую подход Брюсселя как угрозу для своих энергетических компаний.

По многим насущным внешнеполитическим вопросам, таким, например, как проблемы Сирии и Ирана, позиции России и ЕС также различаются.

На этом фоне переговоры по отмене виз, хотя и идут весьма непросто, выглядят как исключение. По сути, визовый вопрос – одна из немногих возможностей для российских властей продемонстрировать какие-то осязаемые итоги партнерских отношений с Евросоюзом. Трудно избежать ощущения, что эта проблема превратилась для российской стороны в своеобразную площадку, с помощью которой Москва тестирует готовность Брюсселя к сотрудничеству. Помимо этого, приоритетное значение этого вопроса для Москвы связано с тем, что отмена виз серьезно облегчит контакты между ЕС и Россией. А это, в свою очередь, может положительно повлиять на темпы модернизации российской экономики и социальной сферы, то есть способствовать выполнению задач, о необходимости решения которых часто заявляют российские власти. В целом значимость этого вопроса определятся тем, что отмена виз может привести к изменению характера отношений между Россией и ЕС, вывести их на иной, более высокий уровень.

Осторожная позиция ЕС

Для Брюсселя визовый вопрос в отношениях с Москвой представляет определенный интерес. Россия – важный партнер, богатый ресурсами, как природными, так и людскими, к тому же это большой рынок. Однако инициатива в переговорах находится на стороне России. Из Москвы постоянно идут заявления чиновников, не удовлетворенных темпами переговоров по отмене виз. В мае 2011 г. глава МИД России Сергей Лавров заявил, что Москва готова «хоть завтра» перейти на безвизовый режим.

В переговорах по визам есть определенный прогресс: несколько лет назад Россия и ЕС подписали соглашение об упрощении выдачи виз, а в настоящее время работают над «дорожной картой» по их отмене.

В то же время лидеры ЕС постоянно подчеркивают, что отмена виз – это не перспектива ближайших лет. Французский президент Николя Саркози заявил чуть более года назад, что визы между Россией и ЕС будут отменены через 10–15 лет.

Евросоюз в визовом вопросе занимает очень осторожную позицию. Беспокойство ЕС вызывают потенциальные мигранты из России, а также незащищенные российские границы на юге. Поэтому Брюссель настаивал на заключении соглашения о реадмиссии. Такое соглашение было заключено и вступило в силу с июня 2007 г. С 1 июня 2010 г. начала применяться статья о реадмиссии в отношении граждан третьих стран: ЕС и Россия должны выдавать граждан третьих стран, пересекших их территорию до того, как нелегально попасть в другую страну.

В Брюсселе также настаивают на либерализации российского законодательства в области регистрации иностранцев, пребывающих на территории России. Еще одной причиной нежелания ЕС идти на радикальное изменение ситуации в отношении визового вопроса называют российскую коррупцию, в результате которой заграничные паспорта могут получить те, у кого есть проблемы с законом.

Политизация визового вопроса

Решению визовой проблемы мешает, в первую очередь, нерешенность в Брюсселе вопроса об основах политического сотрудничества между Евросоюзом и Россией.

Москва упрекает Брюссель в излишней политизации позиции по визовому вопросу. Для этого есть все основания.

«Дорожная карта» по отмене виз (официальное название документа – «Совместные шаги к безвизовому режиму краткосрочных поездок России и ЕС») готова, она должна была быть подписана еще в рамках предыдущего саммита, состоявшегося в Нижнем Новгороде в июне 2011 г. Однако это произошло только в рамках нынешней встречи. Как сообщали СМИ, трудности при согласовании этого документа возникли из-за того, что Россия настаивала на автоматическом запуске переговоров об отмене виз после выполнения одобренного сторонами перечня необходимых для этого технических шагов.

В ЕС пытались оставить руки свободными для выдвижения в адрес России дополнительных политических условий. Как можно судить по имеющейся информации, России не удалось настоять на автоматическом запуске переговоров по безвизовому режиму после выполнения требований «дорожной карты». Помимо этого ЕС увязал визовый вопрос с субъективной оценкой внутриполитической ситуации в России – соблюдением прав человека, основных свобод и верховенства закона.

Евросоюз, особенно представителей некоторых стран-новичков организации, беспокоит и то, как отреагируют остальные страны региона, которым обещана более тесная интеграция с блоком, на отмену виз не с ними, а с Россией.

Министр иностранных дел Румынии Теодор Баконски заявил в ноябре 2011 г., что «упрощение визового режима не должно происходить в то время, как наши другие партнеры будут пребывать в ожидании».

«Тесное партнерство ЕС и России»

В то же время есть и позитивная динамика. Все больше стран ЕС высказываются если не в пользу отмен виз, то призывают к существенному упрощению визовой ситуации – выдаче многолетних виз. Полгода назад Россия и Евроcоюз достигли соглашения по поводу выдачи россиянам пятилетних шенгенских виз.

Пока своеобразным пионером в том, что касается либерализации визового режима с Россией, выступает Польша. Вскоре должно вступить в силу соглашение о безвизовом пересечении границ в рамках приграничной зоны между Калининградской областью и прилегающими польскими регионами. Поляки первыми из стран ЕС заявили, что готовы выдавать визы сроком на пять лет.

Однако очевидно, что решению визовой проблемы мешает, в первую очередь, нерешенность в Брюсселе вопроса об основах политического сотрудничества между Евросоюзом и Россией. Москва не является для Брюсселя полноценным стратегическим партнером. Это прослеживается как в области энергетики, так и в визовом вопросе. В качестве объяснения этого чаще всего ссылаются на различие ценностей, составляющих основу политической культуры России и стран ЕС. В политической культуре России и Европейского союза есть безусловные отличия, однако, очевидно, что стратегическое сближение укрепило бы взаимные связи и создало бы предпосылки для большей постепенной конвергенции.

В то же время несомненным позитивным моментом здесь является то, что многие в ЕС это понимают. В письме, которое недавно отправили Кэтрин Эштон, отвечающей за внешнюю политику ЕС, главы МИД Польши и Германии, указывается на важность России для Европейского союза.

«Тесное и амбициозное партнерство между ЕС и Россией не только будет оказывать позитивное влияние на нашу безопасность, но также добавит Европе геополитического веса и влияния», – говорится в этом письме.

В контексте продолжающегося экономического кризиса, который ставит Евросоюз перед новыми вызовами, осознание необходимости углубления политического сотрудничества с Россией будет только укрепляться. Без сомнения, это будет содействовать дальнейшему продвижению по пути решения визового вопроса между Брюсселем и Москвой.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся