Оценить статью
(Голосов: 28, Рейтинг: 4.57)
 (28 голосов)
Поделиться статьей
Владислав Белов

К.э.н., заместитель директора по научной работе Института Европы РАН, руководитель Отдела страновых исследований и Центра германских исследований ИЕ РАН

Доминантой общественно-политического дискурса по вопросам отношений России и Евросоюза с осени 2020 г. стал «фактор Навального», успешно вписавшийся в систему ценностных координат Брюсселя, в рамках которой он определяет основные подходы к своему крупнейшему партнёру на постсоветском пространстве. После достижения нижней точки политического диалога в октябре 2020 г., включая принятие Евросоюзом антироссийских химических и киберсанкций, наступил период некоторого сглаживания его наиболее острых углов в ноябре-декабре. Но после возвращения в январе 2021 г. А. Навального из Берлина в Москву, его последующего ареста и судебных приговоров, неудачного, с точки зрения Брюсселя, визита высокого представителя ЕС по иностранным делам и внешней политике Ж. Борреля в РФ, обозначилось второе, ещё более глубокое дно. По инициативе «обиженных и оскорблённых» министров иностранных дел стран Евросоюза в начале марта 2021 г. Совет ЕС впервые принял решение ввести ограничительные меры в рамках нового Общего режима санкций за нарушения прав человека, учрежденного 7 декабря 2020 г., а глава Европейского совета Ш. Мишель заявил о предстоящем пересмотре стратегического подхода ЕС к России.

Экономика за прошедшие годы в основном перешла на уровень сотрудничества России с отдельными странами Евросоюза, главным образом, с теми, кто составляет фундамент её хозяйственного потенциала — Германией, Нидерландами, Италией и Францией. На эти четыре страны приходится более половины взаимной внешней торговли, которая вместе с инвестиционной сферой образует внешнеэкономический каркас российско-ЕСовских отношений. Несмотря на существенное снижение объёма экспорта и импорта товаров с 262 млрд долл. в 2019 г. до 192 млрд долл. в 2020 г. Европейский союз остаётся ведущим партнёром РФ, по-прежнему опережая Китай.

При всей объективной необходимости возобновления отраслевых диалогов России и ЕС — это вряд ли произойдёт в ближайшее время. Основная причина — нынешний глубокий ценностный конфликт и отсутствие прогресса в реализации Минских соглашений, не позволяющие поставить на повестку дня вопрос о снятии или хотя бы смягчении многочисленных ограничительных мер со стороны Евросоюза.

Какого-либо прорыва в хозяйственно-политическом сотрудничестве РФ со странами ЕС в 2021–2022 гг. ожидать не следует. Его динамика будет определяться успехами в борьбе с пандемией коронавируса в Евросоюзе и возможными позитивными сигналами российского государства европейскому и отечественному бизнесу о предстоящих шагах по улучшении рамочных условий хозяйствования. По состоянию на начало весны 2021 г., у бизнесменов из Европы преобладали пессимистические настроения.

Доминантой общественно-политического дискурса по вопросам отношений России и Евросоюза с осени 2020 г. стал «фактор Навального», успешно вписавшийся в систему ценностных координат Брюсселя, в рамках которой он определяет основные подходы к своему крупнейшему партнёру на постсоветском пространстве. После достижения нижней точки политического диалога в октябре 2020 г., включая принятие Евросоюзом антироссийских химических и киберсанкций, наступил период некоторого сглаживания его наиболее острых углов в ноябре-декабре. Но после возвращения в январе 2021 г. А. Навального из Берлина в Москву, его последующего ареста и судебных приговоров, неудачного, с точки зрения Брюсселя, визита высокого представителя ЕС по иностранным делам и внешней политике Ж. Борреля в РФ, обозначилось второе, ещё более глубокое дно. По инициативе «обиженных и оскорблённых» министров иностранных дел стран Евросоюза в начале марта 2021 г. Совет ЕС впервые принял решение ввести ограничительные меры в рамках нового Общего режима санкций за нарушения прав человека, учрежденного 7 декабря 2020 г., а глава Европейского совета Ш. Мишель заявил о предстоящем пересмотре стратегического подхода ЕС к России.

Замороженные диалоги

На фоне актуального политического кризиса на второй план ушли экономические отношения, традиционно составляющие одну из важнейших основ европейско-российского сотрудничества. Исключение составил Северный поток-2, который многие представители европейского истэблишмента пытаются из коммерческого проекта превратить в инструмент политического давления на Кремль.

Семь лет назад, весной 2014 г. Брюссель в одностороннем порядке заморозил основные механизмы хозяйственно-политического взаимодействия с Россией, включая двусторонние саммиты на высшем уровне, многочисленные отраслевые/секторальные диалоги и межправительственные консультации между государствами-членами ЕС и РФ. В дополнение к этому были введены жёсткие секторальные санкции в отношении ряда ведущих отечественных финансовых и промышленных структур. Принятые в марте 2016 г. известные принципы Ф. Могерини, по мнению А. Кортунова, стали своего рода наименьшим общим знаменателем разнонаправленных позиций членов ЕС, зафиксировавшим компромисс между сторонниками жесткой и приверженцами мягкой линии на российском направлении. Основные экономические вопросы оказались скрыты за понятиями «избирательного взаимодействия» и «укрепления внутренней устойчивости». Предложение С. Лаврова, сделанное летом того же года, провести аудит отношений на предмет выявления тех связей, по которым возможно восстановление конструктивного сотрудничества, за пять лет так и не нашло отклика у европейских коллег. В конечном итоге МИД РФ стал характеризовать Евросоюз как «ненадёжного партнёра», выстраивающего подход на российском направлении, исходя из своих сиюминутных интересов. По всей видимости, это положение можно отнести и к экономической сфере, включающей трек Евразийского экономического союза.

Двусторонний формат сотрудничества

Экономика за прошедшие годы в основном перешла на уровень сотрудничества России с отдельными странами Евросоюза, главным образом, с теми, кто составляет фундамент её хозяйственного потенциала — Германией, Нидерландами, Италией и Францией. На эти четыре страны [1] приходится более половины взаимной внешней торговли, которая вместе с инвестиционной сферой образует внешнеэкономический каркас российско-ЕСовских отношений. Несмотря на существенное снижение объёма экспорта и импорта товаров с 262 млрд долл. в 2019 г. до 192 млрд долл. в 2020 г. Европейский союз остаётся ведущим партнёром РФ, по-прежнему опережая Китай. На его 27 стран (без Соединённого Королевства) теперь приходится 37% внешнеторгового оборота (42,5% в 2019 г., более 50% в 2013 г.), на Поднебесную — 20% (18% в 2019 г., около 11% в 2013 г.). Товарная структура с 2014 г. особых изменений не претерпела — в обмен на первичные и вторичные энергоресурсы Россия получает машины и оборудование. Ограничительные меры оказали негативное влияние на взаимные поставки, но незначительное. При этом санкционные сегменты с успехом осваивают игроки из других стран, особенно из Юго-Восточной Азии. Традиционным негативным фактором остаются отечественные вялотекущие хозяйственно-политические реформы. В России так и не появилась критическая масса конкурентоспособных малых и средних компаний. Помимо бюрократии и коррупции европейский бизнес жалуется на протекционизм и требования российских властей локализации продукции и импортозамещения. В 2020 г. добавились жалобы на обусловленные антиковидным карантинным режимом трудности пересечения границы для высококвалифицированных специалистов.

Хорошие перспективы совместной деятельности существуют в транспортно-логистической сфере. В 2020 г., несмотря на пандемию и возникшие весной разрывы в глобальных цепочках поставок, европейские и российские компании смогли расширить взаимодействие, в первую очередь, в сфере оказания услуг по железнодорожным и автомобильным контейнерным перевозкам. Объективные преимущества России как транзитного сухопутного пространства между Китаем и Европой закладывают основы долгосрочного сотрудничества в рамках китайской «Инициативы пояса и пути». Определённое будущее есть для кооперации в сфере использования транспортных маршрутов через Северный Ледовитый океан.

На фоне сокращения числа европейских хозяйствующих субъектов в отечественной экономике [2], в т.ч. в пандемический 2020 год, продолжаются прямые инвестиции компаний ЕС в РФ. Постепенно растёт число российских инвесторов в странах Евросоюза. К сожалению, нет надёжной статистики по их количественной, стоимостной, отраслевой и региональной структуре. Среди заметных сделок в последнее время отметим создание в Германии энергетического концерна «Wintershall Dea», где российскому партнёру принадлежит 33%. Общий объём накопленных прямых капиталовложений компаний ЕС в России примерно в три раза превышает аналогичную российскую величину в Евросоюзе.

Наиболее значимым остаётся коммерческий проект «Северный поток-2», ставший камнем преткновения как в евроатлантических, так и в отношениях внутри ЕС. Несмотря на признание большинством политиков и экспертов Евросоюза важности проекта для европейской энергетической безопасности и суверенитета, сторонники жёсткой линии в отношении России продолжают настаивать на его закрытии, поддерживая экстерриториальные санкции американской администрации [3]. Ключевой контекст — необходимость сохранения экспортного транзита основной части российского газа через Украину как гарантии пополнения её государственного бюджета валютными платежами Газпрома и модернизации украинской ГТС. Для этого используются аргументы о необходимости сохранения европейской солидарности и противостояния «газовой агрессии и неконтролируемой экспансии Кремля».

Именно по энергетическому треку есть потребность возобновления полномасштабного взаимодействия РФ — ЕС. Единственным работающим органом замороженного Энергодиалога на сегодняшний день остаётся Консультативный Совет по газу (КСГ) в лице экспертной Рабочей группы 2 «Развитие внутренних рынков ЕС и России», сопредседателями которой с российской стороны являются А. Конопляник, а со стороны ЕС — В. Гроенендийк (создана в 2011 г. для снижения инфраструктурных и регулятивных рисков в двусторонних газовых отношениях). Две другие группы КСГ — «Долгосрочные газовые сценарии и прогнозы» и «Развитие газотранспортной инфраструктуры» — практически не работают. Вместе с тем в мае 2014 г. начал работать формат трехсторонних переговоров России, ЕС и Украины о поставках и транзите российского газа через украинскую газо-трубопроводную систему. В 2019 г. участники достигли нового транзитного соглашения на пятилетний период.

«Зелёные» вызовы и шансы для хозяйственной кооперации

В декабре 2019 г. ЕС утвердил «Европейскую зелёную сделку» — стратегию, определяющую параметры перехода к 2050 г. к новой энергетической парадигме, которая во многом будет определять содержание взаимодействия Евросоюза с Россией в последующие десятилетия. В течение 2020 г. Европейская комиссия приняла дополнительные документы, уточняющие конкретные направления нового курса, в т.ч. в сфере промышленной политики и цифровой трансформации, водородной энергетики, критически важных сырьевых материалов, энергоэффективных строительства и модернизации зданий, экономики замкнутого цикла, сельского и лесного хозяйства, биоразнообразия. Их содержание до сих пор активно обсуждается в европейском политическом и экспертном сообществах. В течение 2021–2022 гг. с учётом результатов дискуссий будут приняты правовые акты и запущены соответствующие механизмы.

Все заявленные в новом зелёном курсе направления предоставляют шансы европейским и отечественным хозяйствующим субъектам реализовать различные кооперационные проекты. Наиболее понятной с точки зрения возможного взаимодействия на сегодняшний день представляется водородная энергетика во всех её ипостасях — производство, хранение, транспортировка и использование экологически чистого водорода, к которому, с российской точки зрения, следует относить не только зелёный, но и голубой, бирюзовый и жёлтый Н2. Благодаря прошлогодним летним инициативам Восточного комитета немецкой экономики (ВКНЭ) и Германо-Российской внешнеторговой палаты (ГРВТП), выразившим протест против отсутствия упоминания России в немецкой и европейской водородных стратегиях, «лёд тронулся», и уже с осени 2020 г. был дан старт обсуждению ряда двусторонних предпринимательских проектов. Федеральное министерство экономики и энергетики Германии, Минэнерго и Минпромторг РФ начали неформальное взаимодействие в этой сфере. Несмотря на объективные технические сложности использования Н2 и внедрения водородных технологий, у российско-германской инициативы есть хорошие перспективы для продвижения совместных проектов на рынке ЕС, в т.ч. в рамках Европейского альянса чистого водорода [4]. Помимо больших запасов метана и пресной воды, высокого объема избыточных мощностей низкоуглеродных ГЭС и АЭС, производящих дешевую электроэнергию, значительного потенциала возобновляемых источников энергии и уникальных российских ноу-хау (например, НИОКР, проводимые в рамках созданного в ноябре 2020 г. консорциума «Технологическая водородная долина») европейские стэйкхолдеры заинтересованы в использовании существующей инфраструктуры газовых трубопроводов и хранилищ, принадлежащих Газпрому, а также в поставках различного оборудования, особенно для электролиза и пиролиза водорода. Министр промышленности и торговли Д. Мантуров в середине февраля 2021 г. на конференции по стратегическому сотрудничеству между Россией и Германией заявил о намерении включить водородные технологии в перечень приоритетных для заключения специальных инвестиционных контрактов второго поколения.

Предельно настороженно (де-факто — негативно) Россия относится к «пограничному корректирующему углеродному механизму», подразумевающему введение в рамках энергетического перехода налога на «углеродный след» импортируемых товаров, что может привести к многомиллиардным потерям отечественных экспортёров нефти, газа, угля, стали, удобрений и ряда других «углеродоёмких товаров». Пока у Москвы есть возможность отстоять свои интересы. Но времени для активных действий осталось очень мало. Здесь, возможно, имеет смысл создать профильные экспертные группы по данному вопросу как в РФ, так и на уровне международного многостороннего диалога, в том числе через вынесение результатов дискуссии на уровень профильных структур ООН, включая ЮНИДО и ЮНКТАД.

На полях отметим, что Евросоюз продолжает взаимодействовать с Россией по ряду инициатив в рамках долгосрочных партнерств в сфере климата и окружающей среды — это приграничное сотрудничество, программы «Северного измерения» и партнерства по реализации положений Парижского соглашения. Конкретные проекты, в т.ч. в сфере утилизации и переработки мусора, очистки сточных вод, повышения энергоэффективности и пр., предусматривают поставки оборудования из стран ЕС, закладывая предпосылки для последующей рыночной кооперации в этих сферах. Важное место принадлежит и двусторонним инициативам, например, реализуемым Федеральным министерством окружающей среды, охраны природы и ядерной безопасности Германии и Минприроды РФ проектам «Климатически нейтральная хозяйственная деятельность: внедрение наилучших доступных технологий (НДТ) в Российской Федерации», «Климатически нейтральное обращение с отходами», «Восстановление торфяных болот в России в целях предотвращения пожаров и смягчения изменений климата». В 2019 г. была достигнута договорённость о возобновлении работы Российско-Германского Координационного совета в области охраны окружающей среды. Не прекращал своей деятельности Германо-Российский аграрно-политический диалог, который среди прочего занимается вопросами взаимодействия в сфере лесного хозяйства.

Перспективы

Позитивным моментом следует считать и возможность для российских научных структур продолжить взаимодействие с партнёрами из ЕС в рамках 9-й Рамочной программы исследований и инноваций Европейского союза «Horizon Europe», рассчитанной на период до 2027 г. Часть полученных результатов — например, в сфере медицины, информационно-коммуникационных, цифровых, водородных и прочих технологий — может быть доведена до стадии коммерческого использования. В полной мере это относится и к двустороннему сотрудничеству, например, с Германией — в конце 2018 г. началась реализация десятилетней дорожной карты научно-образовательных партнёрств.

При всей объективной необходимости возобновления отраслевых диалогов России и ЕС — это вряд ли произойдёт в ближайшее время. Основная причина — нынешний глубокий ценностный конфликт и отсутствие прогресса в реализации Минских соглашений, не позволяющие поставить на повестку дня вопрос о снятии или хотя бы смягчении многочисленных ограничительных мер со стороны Евросоюза. Основой экономического взаимодействия в ближайшие годы останется рыночная предпринимательская кооперация, которая отчасти опирается на государственные и региональные инструменты поддержки, а также на двусторонние межведомственные механизмы (например, Российско-Французский Совет по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (СЕФИК) и Российско-Германская рабочая группа высокого уровня по стратегическому сотрудничеству в области экономики и финансов (СРГ)).

Важная роль принадлежит группам интересов, среди которых наиболее продвинутыми традиционно считаются вышеупомянутые немецкие ВКНЭ и ГРВТП. Дополнительно к своим уже существующим и хорошо зарекомендовавшим себя механизмам лоббирования они инициировали создание в декабре 2020 г. Германо-Российского экономического совета. Интересы французских компаний представляет Франко-российская торгово-промышленная палата, Экономический совет российских и французских предприятий и Совет делового сотрудничества Россия-Франция, итальянских — Итало-Российская торговая палата, европейских — Ассоциация европейского бизнеса [5].

Отечественный бизнес в странах ЕС практически не организован и в поддержке своих интересов может пока рассчитывать только на содействие российского государства. В основном речь идёт о Торговых представительствах, перешедших в 2018 г. из структуры Минэкономики в Минпромторг. Сейчас идёт непростой процесс их реформирования, который покажет, насколько они смогут встроиться в систему поддержки рыночных интересов отечественного бизнеса, особенно малого и среднего, на зарубежных, в т.ч. европейских рынках. На наш взгляд, стоит обратить внимание на деятельность Торгпредства в Берлине, отмечающего 6 мая столетие своего создания и активно внедряющего новые инструменты взаимодействия с российскими экономическими игроками. Зарубежные структуры Российского экспортного центра только начинают осваиваться в европейских странах и ищут свою нишу в этой сфере.

Нынешний межстрановой уровень взаимодействия России с ЕС способен содействовать как сохранению существующего потенциала, так и прогрессу в определённых нишах кооперации, в т.ч. в рамках Европейской зелёной сделки. Одним из мощных противодействующих факторов остаётся отрицательный образ России в европейских СМИ, в т.ч. формируемый под влиянием решений Европейского совета, включая продление прежних и введение новых санкций. Эта картина повышает настороженность малого и среднего бизнеса в отношении возможных деловых связей с Россией и отодвигает на неопределённый срок его готовность устанавливать контакты. Противодействовать негативным тенденциям призваны совместные государственные форматы, как, например, Российско-Французский перекрестный год межрегионального сотрудничества (2021 г.), Год Германии в России (2020–2021 гг.), перекрестный Российско-Германский Год экономики и устойчивого развития (2020–2022 гг.).

Какого-либо прорыва в хозяйственно-политическом сотрудничестве РФ со странами ЕС в 2021–2022 гг. ожидать не следует. Его динамика будет определяться успехами в борьбе с пандемией коронавируса в Евросоюзе и возможными позитивными сигналами российского государства европейскому и отечественному бизнесу о предстоящих шагах по улучшении рамочных условий хозяйствования. По состоянию на начало весны 2021 г., у бизнесменов из Европы преобладали пессимистические настроения. Так, если предпринимательское сообщество ФРГ (опрос Германской промышленно-торговой палаты (DIHT)) позитивно оценивало перспективы своей внешнеэкономической активности в 2021 г. с Китаем, США и Еврозоной (сальдо ожиданий составило +15, +11 и +6 пунктов), то в отношении России оценка была негативной (-19 пунктов). В отличие от материнских компаний руководство немецких дочерних обществ в РФ в конце 2020 г. было настроено более оптимистично к перспективам своей деятельности на российских рынках (опрос ВКНЭ и ГРВТП). При этом они особо отметили важность и необходимость более тесного сотрудничества Евросоюза с Россией по таким вопросам двусторонней повестки как модернизация и повышение эффективности промышленной сферы, унификация норм и стандартов, переработка и обращение с отходами, энергетика и климат. Примечательно, что для респондентов сферы космоса, мобильности и добычи полезных ископаемых в 2021 г. не имеют большого значения.

В заключение приведем мнение руководителя Восточного комитета немецкой экономики Оливера Хермеса, высказанное на XXIV «Потсдамских встречах» в середине ноября 2020 г.: «Только мощное совместное экономическое пространство от Лиссабона до Владивостока позволит немецкой, а следовательно, и европейской промышленности объединить технологические ноу-хау и рыночный потенциал Западной и Восточной Европы плюс Центральной Азии и стать лидером цифровых и зеленых технологий будущего». Поэтому он считает, что необходимо уже сейчас создавать соответствующие институты для начала переговоров Евросоюза и ЕАЭС о едином рынке. Однако посланный Брюсселю во время председательства Германии в Совете ЕС сигнал отклика у Европейской комиссии пока не нашёл. Похоже, время для конструктивной реакции ещё не наступило.

1. Германия является системообразующим партнёром в отношениях России с ЕС, во многом определяя их качественное и количественное содержание.

2. Например, число юридических лиц с участием немецкого капитала в 2019 г. составляло 4 тыс. 274 единиц, а в 2020 г. – 3 тыс. 971

3. Похоже, что попытки ЕС ввести к концу 2020 г. эффективный механизм противодействия экстерриториальным санкциям третьих стран так и не увенчались успехом. См. также мнение И. Тимофеева.

4. Опыт взаимодействия российских компаний с Европейским альянсом чистого водорода представляет интерес с точки зрения возможного участия отечественных игроков в других подобных образованиях, имеющих статус «важных проектов общеевропейского интереса» (IPCEI)

5. В 1997 г. была создана Ассоциация "Круглый стол промышленников России и ЕС", активно работавшая до 2014 г. Свои последние мероприятия провела в 2015 г. По всей видимости, у её участников нет желания возродить этот когда-то эффективный механизм обсуждения существующих проблем и путей их решения.

Оценить статью
(Голосов: 28, Рейтинг: 4.57)
 (28 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju