Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Владимир Батюк

Д.и.н., руководитель Центра военно-политических исследований Института США и Канады РАН, эксперт РСМД

Хотя в настоящее время американские планы по созданию ЕвроПРО не представляют угрозы для российских стратегических ядерных сил, российское военно-политическое руководство испытывает серьезную озабоченность в связи с тем, что развитие систем ПРО может на каком-то этапе подорвать сложившийся стратегический баланс. До сих пор США и их союзники не проявляют заинтересованность в развитии сотрудничества с Россией по проблемам ПРО, однако возможности для диалога России и НАТО по проблемам противоракетной обороны пока сохраняются.

Хотя в настоящее время американские планы по созданию ЕвроПРО не представляют угрозы для российских стратегических ядерных сил, российское военно-политическое руководство испытывает серьезную озабоченность в связи с тем, что развитие систем ПРО может на каком-то этапе подорвать сложившийся стратегический баланс. До сих пор США и их союзники не проявляют заинтересованность в развитии сотрудничества с Россией по проблемам ПРО, однако возможности для диалога России и НАТО по проблемам противоракетной обороны пока сохраняются.

Европейский подход к ПРО

В последнее время разногласия между Россией и Западом по вопросам ПРО резко обострились. 13 сентября 2011 г. было подписано американо-румынское соглашение о развертывании американского объекта системы ПРО на территории Румынии, на ее авиабазе в Девеселу. На площади 175 га к 2015 г. будут развернуты американские противоракеты типа SМ-3 (SM-3 Block IВ), которые будут обслуживать до 200 американских военных. Кроме того, здесь будут размещены радар ПРО и связанный с ним комплекс средств командования, управления и связи системы «Иджис».

Эта договоренность – важная составная часть второго этапа так называемого «Европейского поэтапного адаптивного подхода» к развертыванию систем ПРО, о котором президент США Б. Обама заявил в сентябре 2009 г. Практически одновременно с этим Вашингтон добился соглашений с Турцией о размещении на юго-востоке страны противоракетного радара передового базирования AN/TPY-2 и с Испанией – о базировании на испанской территории четырех кораблей с противоракетами SМ-3 и системой «Иджис».

Опасения России

Вряд ли американские противоракеты в Румынии и Испании смогут представлять реальную угрозу российскому стратегическому потенциалу – системы такого типа с максимальной скоростью 2,7 км/с и радиусом действия 500 км не способны перехватывать межконтинентальные баллистические ракеты (МБР). Однако за вторым этапом должен последовать третий и четвертый, в ходе которых предполагается развернуть более совершенные противоракеты (Block IIA) в Польше, а в дальнейшем – заменить их еще более продвинутой системой (Block IIB), способной сбивать и МБР. Заметим, что противоракеты типа SМ-3 считаются достаточно надежными. Из 27 испытаний, проведенных с 2002 г., 22 были признаны успешными, – совершенно недостижимый результат для противоракет типа GBI, от развертывания которых в Польше в 2009 г. отказался Б. Обама.

Но дело даже не в технических возможностях американских противоракетных систем, развертываемых в рамках «поэтапного адаптивного подхода». Российское военно-политическое руководство испытывает серьезную озабоченность в связи с тем, что развитие систем ПРО может на каком-то этапе подорвать сложившийся стратегический баланс. Как отметил крупнейший российский эксперт А. Арбатов, «…в России многие чувствуют, что противодействием иранской угрозе противоракетная программа едва ли ограничивается, и тут американцы явно что-то не договаривают… Ключевой вопрос для Москвы в том, может ли эта глобальная противоракетная система в конечном итоге повернуться против России» [1].

К вопросу о сотрудничестве

Фото: Missile Defense Agency
Передвижной радар передового
базирования AN/TPY-2

Как известно, российская сторона неоднократно предлагала Вашингтону создать совместную российско-американскую систему противоракетной обороны (например, это предложение было выдвинуто В. Путиным на встрече с Дж. Бушем-младшим в Кеннебанкпорте в июле 2007 г.) С аналогичным предложением выступал и Д. Медведев. Россия предложила концепцию общей «секторальной» противоракетной обороны, в соответствии с которой Россия и НАТО защищали бы друг друга от ракетных угроз.

Однако Лиссабонский (ноябрь 2010 г.) саммит НАТО отклонил российскую инициативу и приветствовал предложенный США «поэтапный адаптивный подход» к развитию их противоракетных систем в Европе в качестве значительного вклада в натовскую европейскую архитектуру ПРО. Решено, что система ПРО НАТО будет создаваться в период с 2011 по 2021 гг., и ее окончательная конфигурация будет определяться с учетом реальности ракетных угроз, наличия технологий и других факторов. Однако уже сейчас очевидно, что ее основу составят элементы глобальной ПРО США – позиционные районы ракет-перехватчиков в Румынии и Польше, а также противоракетные корабли «Иджис» в Средиземном, Северном и, не исключено, в Черном и Баренцевом морях.

Многие авторитетные российские и западные эксперты считают возможным и желательным сотрудничество Россия–НАТО в области ПРО. Так, в феврале 2012 г. был опубликован доклад «Противоракетная оборона: к новой парадигме», подготовленный членами комиссии «Евроатлантическая инициатива в области безопасности». В числе авторов доклада такие компетентные специалисты, как Р. Легволд и С. Хэдли (США), А.А. Дынкин и В.И. Есин (Россия), Ж. Ланксад (Франция) и др. По их мнению, США/НАТО и Россия могли бы создать один или несколько центров сотрудничества, обслуживаемых смешанным личным составом, куда стекалась бы информация о ракетных пусках от спутников и радиолокационных датчиков государств-участников. Эти сведенные воедино данные и информация будут передаваться параллельно в центры командования и управления США/НАТО и России. Авторы доклада считают, что обмен информацией в созданных для этого центрах сотрудничества повысит эффективность обороны каждого участника [2].

Москва ПРОтив

В заявлении президента России от 23 ноября 2011 г. в связи с ситуацией, которая сложилась вокруг системы ПРО стран НАТО в Европе, констатируется, что до сих пор США и их союзники не проявляют заинтересованность в развитии сотрудничества с Россией по проблемам ПРО: «Соединенные Штаты Америки, а вслед за ними и другие натовские партнеры не проявили серьезной готовности двигаться в этом направлении. Они не собираются, во всяком случае на сегодняшний день, учитывать нашу озабоченность архитектурой европейской ПРО на данном этапе, а нас лишь убеждают, что их планы не направлены против России». В связи с этим Д. Медведев объявил о мерах российской стороны, которые предусматривают, в частности, введение в боевой состав радиолокационной станции системы предупреждения о ракетном нападении в Калининграде, усиление прикрытия объектов стратегических ядерных сил, оснащение стратегических баллистических ракет перспективными комплексами преодоления ПРО и новыми высокоэффективными боевыми блоками. Кроме того, перед вооруженными силами поставлена задача разработать меры, обеспечивающие в случае необходимости разрушение информационных и управляющих средств системы ПРО. «Если перечисленных мер будет недостаточно, Российская Федерация разместит на западе и на юге страны современные ударные системы вооружений, обеспечивающие огневое поражение европейского компонента ПРО», – подчеркнул Д. Медведев.

В течение ближайших 10–15 лет американская ПРО не будет способна существенно повлиять на российский потенциал ядерного сдерживания.

В то же время диалог между Россией и США, Россией и Североатлантическим альянсом по проблемам ПРО не прерывался, и это свидетельствует о том, что компромисс по данному вопросу возможен. Так, ряд российских и западных экспертов предлагает создать российско-американский совместный центр обмена данными от систем раннего предупреждения и уведомлениями о пусках ракет в соответствии с Меморандумом о договоренности между Российской Федерацией и США, подписанным еще в июне 2000 г. [3]. Были также выдвинуты предложения о выработке совместных критериев ракетных угроз и методов противодействия этим угрозам.

Следует подчеркнуть, что многие российские наработки в сфере ПРО (прежде всего, расположенные в Мингечауре и под Армавиром радары российской системы СПРН по обнаружению пусков ракет с южного направления) вызывают интерес у американских специалистов [4].

Будущее ПРО

Представляется, что у России и Запада пока еще есть время для решения этой проблемы. По общему мнению авторитетных российских экспертов (В. Есина, В. Дворкина и др.), в течение ближайших 10–15 лет американская ПРО не будет способна существенно повлиять на российский потенциал ядерного сдерживания [5].

Действительно, американские планы увеличивают степень стратегической неопределенности в мире, что заведомо вынудит военных осуществлять планирование «по наихудшему варианту». Это не означает, что между Россией и НАТО должны вновь начаться «холодная война» и полномасштабная гонка вооружений. Речь пока идет лишь о планах нынешней администрации, которые, вполне возможно, не будут осуществлены в полном объеме до 2020 г. Заметим, что последнее испытание противоракеты SM-3 Block IВ в сентябре 2011 г. закончилось неудачей. А ведь именно эти противоракеты Пентагон намеревается закупить в количестве 300 единиц в течение ближайших пяти лет и развернуть в Румынии.

Не факт, что эта очень дорогостоящая программа переживет грядущие неизбежные сокращения бюджета Пентагона. Тем не менее Москва будет и впредь внимательно следить за американскими противоракетными планами в непосредственной близости от своих государственных границ и не станет колебаться, если придется принять ответные меры.

1. Арбатов А.Г. Ядерное разоружение: тупик или пауза? // Мировая экономика и международные отношения. 2012. № 2. С. 11.

2. Противоракетная оборона: к новой парадигме. М.: Фонд Карнеги, 2012. С. 2–12.

3. Меморандум о договоренности между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о создании совместного центра обмена данными от систем раннего предупреждения и уведомлениями о пусках ракет. 04.06.2000 // Бюллетень международных договоров. 2000. № 8. С. 73.

4. Анин А.И. ПРО США – подрывающий доверие потенциал // Мировая экономика и международные отношения. 2012. № 3. С. 19; Евроатлантическое пространство безопасности / Под ред. А.А. Дынкина, И.С. Иванова. М.: ЛЕНАНД, 2011. С. 409.

5. Евроатлантическое пространство безопасности / Под ред. А.А. Дынкина, И.С. Иванова. М.: ЛЕНАНД, 2011. С. 402–403.


Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся