Оценить статью
(Голосов: 34, Рейтинг: 3.62)
 (34 голоса)
Поделиться статьей
Иван Лошкарёв

К.полит.н., доцент кафедры политической теории МГИМО МИД России

Проведение специальной военной операции на Украине только обострило желание западных государств и отдельных политиков как-то зафиксировать политическую лояльность Африки южнее Сахары.

В условиях глобального противостояния России и Запада борьба за симпатии африканских государств только обостряется. Западные аналитические центры уже несколько лет характеризуют самое невинное налаживание африкано-российских связей в сфере экономики, культуры, здравоохранения как серьезную угрозу для Запада. Как пишет аналитик Института Брукингса Дж. Сигл, Россия «вытесняет западное влияние и продвигает альтернативы демократии в качестве региональной нормы поведения».

Вполне естественно, что проведение специальной военной операции на Украине только обострило желание западных государств и отдельных политиков как-то зафиксировать политическую лояльность Африки южнее Сахары.

На Африканском континенте пока не сложилось антироссийского большинства, которое бы навязывало свою точку зрения на международных площадках, в различных региональных и субрегиональных объединениях. Из 49 государств Африки южнее Сахары Запад уверенно может рассчитывать на 10–15 голосов. В этот список входят два крупных государства — Нигерия и Демократическая Республика Конго. В числе колеблющихся — еще 10–15 государств (наиболее крупные — Кения, Ботсвана). Однако и в этом случае устойчивого и явно выраженного большинства все равно не получается, по крайней мере, в нынешней трактовке правил арифметики.

Задача российской дипломатии может заключаться не только в расширении группы «доброжелателей», но и в укреплении рядов «стран-молчунов». Официальной Москве вполне по силам легалистская аргументация и легитимация своих действий на основе международного права, более отчетливая демонстрация дискриминационных норм социальной и гуманитарной политики современного украинского государства. Сомневающимся африканским государствам и их элитам необходимо всячески пояснять, насколько уникален украинский кейс и почему его никак не применить к реалиям других частей Света.

Еще один способ продвигать адекватную точку зрения на события на Украине заключается в общем расширении присутствия России на континенте. От отдельных сырьевых и военно-промышленных проектов нашей стране и нашему бизнесу придется перейти к новым перспективным отраслям сотрудничества — IT-технологиям, мирному использованию космоса, энергетике и здравоохранению. Иначе вероятно постепенное размывание группы «стран-молчунов», которая обеспечивает разумный плюрализм внешнеполитических позиций и международно-правовых оценок.

В условиях глобального противостояния России и Запада борьба за симпатии африканских государств только обостряется. Западные аналитические центры уже несколько лет характеризуют самое невинное налаживание африкано-российских связей в сфере экономики, культуры, здравоохранения как серьезную угрозу для Запада. Как пишет аналитик Института Брукингса Дж. Сигл, Россия «вытесняет западное влияние и продвигает альтернативы демократии в качестве региональной нормы поведения».

Вполне естественно, что проведение специальной военной операции на Украине только обострило желание западных государств и отдельных политиков как-то зафиксировать политическую лояльность Африки южнее Сахары. В частности, в марте 2022 г. в Европарламенте выдвинули идею новой разновидности инвестиций для континента — инвестиций для противодействия экономическим циклам. А в Сенате США предложили двухпартийную резолюцию с призывом к исполнительной власти провести второй саммит США-Африка. Первый и пока единственный саммит состоялся в далеком 2014 г.

Важность Африканского континента для формирования нового и более справедливого мироустройства не вызывает сомнений. Необходимо иметь представление о специфике позиций африканских государств в отношении специальной военной операции на Украине и о возможных путях трансформации их подходов на этом направлении и по отношению к России в целом.

Три подхода к украинской проблематике

Настоящим тестом на устойчивость перед давлением коллективного Запада стали два голосования в Генеральной Ассамблее ООН. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН ES-11/1 «Агрессия против Украины» от 2 марта 2022 г. содержит крайне односторонние оценки происходящего и возлагает всю ответственность на Россию и Беларусь. Столь же значимым непропорциональным было и принятие резолюции ГА ООН ES-11/3 «Приостановка членства Российской Федерации в Совете по правам человека» от 7 апреля 2022 г.

Условно, можно разделить страны Африки южнее Сахары на три группы, исходя из высказанного ими отношения к специальной военной операции на Украине. Первая группа — «лоялисты» Запада, то есть государства, которые прямо или косвенно воспроизводят позицию Вашингтона и Брюсселя. Ярким участником этой группы можно назвать Кот-д’Ивуар. Глава МИД данного государства Кандия Камара заявил, что позиция его президента совпадает и будет совпадать с позицией ЕС по «всем резолюциям в международных организациях в отношении украинского вопроса». Вторая группа — «молчуны». Это страны, которые активно не высказывались по ситуации на Украине или преимущественно декларировали равноудаленность между Москвой и Киевом. Хрестоматийным можно считать сверхнейтральное заявление МИД Мадагаскара с призывом ко всем государствам «не принимать опрометчивых решений» и задуматься о «возможных последствиях конфликта для мировой экономики». Наконец, третью группу мы условно называем «доброжелателями» России. В этой категории оказались страны, которые не присоединились к антироссийской риторике, воздержались или проголосовали против обеих резолюций в ГА ООН. Такие государства, как Судан или Эритрея обычно призывают Россию и Украину к диалогу, решительно осуждают внешнее (в том числе, западное) вмешательство во внутренние дела государств и не высказывают односторонних оценок по текущей ситуации.

Группа поддержки Запада

Лоялизм в отношении Запада и жёсткие оценки в отношении специальной военной операции на Украине высказывают в основном государства Западной Африки. На заседании СБ ООН представитель Габона назвал международную арену джунглями, где есть место только хищникам и жертвам, и призвал изменить такое положение дел. Глава МИД Ганы Ширли Айкор Ботчвей охарактеризовала действия России как «неспровоцированное вторжение». Подобная однобокая линия закреплена и на уровне региональной интеграционной группировки — Экономического сообщества стран Западной Африки. Уже 27 февраля этого года ЭКОВАС выступило с коротким и недвусмысленным осуждением «вторжения» России на Украину и призвало к поиску «интересов мира в регионе».

Именно страны Западной Африки преобладают и в числе соавторов резолюции «Агрессия против Украины» (Гана, Гамбия, Нигер, Либерия). Также соавторами данной резолюции выступили Ботсвана, ДРК и Малави. Однако в списке соавторов по резолюции ГА ООН ES-11/3 из африканских государств осталась только Либерия.

Безусловно, среди «лоялистов» Запада оказались не только западноафриканские страны. За обе антироссийские резолюции также голосовали такие государства, как ДРК, Маврикий, Малави, Сейшельские острова и Чад. Хотя мотивация и степень открытости к диалогу с Россией у этих государств разная, их объединяет большая зависимость от европейского капитала (прежде всего банковского). Интересно, что мартовская резолюция ГА ООН собрала 24 голоса африканских государств, а апрельская — лишь 9. Это говорит о том, что поддержка антироссийской риторики нуждается в постоянной подпитке со стороны западной дипломатии и не отражает глубинные внешнеполитические представления африканских государств (за исключением, пожалуй, Либерии и Маврикия). В целом группа западных «лоялистов» насчитывает 10–15 государств и может вырасти из-за усиливающегося давления бывших метрополий и Вашингтона.

«Молчуны»: акцент на правовых аспектах

В группу «молчунов» входят 15–20 государств, включая ряд региональных лидеров, — ЮАР, Эфиопию, Танзанию, Анголу. Позиция данных государств наиболее полно нашла отражение в проекте резолюции ГА ООН, который в марте предлагала ЮАР. В этом документе делался акцент на координирующей роли ООН в разрешении конфликта, предоставлении гуманитарной помощи и защите гражданского населения. Косвенно данный проект резолюции осуждал тактику Вооруженных Сил Украины по переносу оборонительных боев в городские жилые массивы и намеренное размывание опознавательных границ между комбантами и некомбатантами.

В позиции «молчунов» есть важный аспект, связанный с гуманитарными соображениями. Такие государства обычно заботятся о судьбе своих граждан, находящихся около или непосредственно в зоне боевых действий. Обычно речь идет о студентах или тех, кто после учебы остался жить на Украине. Немногочисленные публичные заявления «стран-молчунов» подчеркивают недопустимость избирательной эвакуации, создания искусственных препятствий для выезда иностранных граждан. В частности, министр иностранных дел Того Роберт Дьюси напрямую отождествил препоны для эвакуации африканцев с расизмом.

В то же время, группу «молчунов» волнует проблема территориальной целостности, столь актуальная для Африканского континента. Со времен Каирской декларации 1964 г. в Африке существует норма, что все государства континента сохраняют те границы, которые они имели на момент получения независимости. И проведение специальной военной операции на Украине рассматривается именно с этой формальной точки зрения, без учета идеологических и военно-политических причин операции. В логике «стран-молчунов», изменение или оспаривание границ в одном регионе может дать стимул другим государствам творчески переработать и использовать этот опыт в остальной части мира.

В отличие от группы западных «лоялистов», «страны-молчуны» не имеют четкой географической привязки. С большими оговорками, концентрация «молчунов» несколько выше в Южной и Восточной Африке, чем в остальных частях континента.

Доброжелатели России: «это спор славян между собою»

Отказ от антироссийской риторики и призывы не усугублять ситуацию за счет внешней поддержки одной из сторон конфликта в той или иной мере поддерживают 6–8 государств Африки. Вероятно, часть этих государств ориентируется на сводки из официального Пекина и пытается следовать китайской внешнеполитической линии (Зимбабве, Республика Конго, Эритрея). Однако в отдельных случаях сказывается и набирающее обороты политическое присутствие России в «странах-доброжелателях» (Судан, ЦАР, Мали).

Москва не требует от стран в точности воспроизводить свою политическую и юридическую оценку ситуации на Украине. Поэтому позиция африканской группы «доброжелателей» сводится к тому, что вмешательство внешних сил в ситуацию на Украине в момент проведения специальной военной операции не будет способствовать урегулированию конфликта. Вместе с тем часть государств использует слова «война» и «вооруженный конфликт», не придерживаясь официальной российской терминологии.

Дмитрий Тарасенко, Александра Фокина:
Зачем России Африка и с чем «ходить гулять»?

Наглядный пример такой позиции — в заявлении МИД Республики Зимбабве от 2 марта. Документ приводит следующие аргументы. Во-первых, ситуация на Украине сложная и не приемлет простых решений. Во-вторых, предлагаемые на уровне ООН документы не способствуют снижению напряженности и не решают накопившиеся проблемы. Наконец, в-третьих, применение санкций, помимо очевидного противоречия международному праву, не может иметь положительных последствий, поскольку санкции ведут только к страданиям обычных людей и гуманитарным проблемам.

При этом важно понимать, что некоторые участники данной группы также серьезно зависят от западных инвестиций (Республика Конго, Судан). Поэтому переоценивать устойчивость данной группы не стоит. В то же время возникает эффект географического «перелива», поскольку «страны-доброжелатели» главным образом сосредоточены в регионе Сахеля. А это означает возможное расширение этой группы стран за счет бывших французских колоний в Центральной и Западной Африке, в которых растет недовольство неравноценными и неуважительными отношениями с бывшей метрополией и с Западом в целом.

Возможная реакция России

Позитивный вывод для Москвы заключается в том, что на Африканском континенте пока не сложилось антироссийского большинства, которое бы навязывало свою точку зрения на международных площадках, в различных региональных и субрегиональных объединениях. Из 49 государств Африки южнее Сахары Запад уверенно может рассчитывать на 10–15 голосов. В этот список входят два крупных государства — Нигерия и Демократическая Республика Конго. В числе колеблющихся — еще 10–15 государств (наиболее крупные — Кения, Ботсвана). Однако и в этом случае устойчивого и явно выраженного большинства все равно не получается, по крайней мере, в нынешней трактовке правил арифметики.

Задача российской дипломатии может заключаться не только в расширении группы «доброжелателей», но и в укреплении рядов «стран-молчунов». Официальной Москве вполне по силам легалистская аргументация и легитимация своих действий на основе международного права, более отчетливая демонстрация дискриминационных норм социальной и гуманитарной политики современного украинского государства. Сомневающимся африканским государствам и их элитам необходимо всячески пояснять, насколько уникален украинский кейс и почему его никак не применить к реалиям других частей Света.

Еще один способ продвигать адекватную точку зрения на события на Украине заключается в общем расширении присутствия России на континенте. От отдельных сырьевых и военно-промышленных проектов нашей стране и нашему бизнесу придется перейти к новым перспективным отраслям сотрудничества — IT-технологиям, мирному использованию космоса, энергетике и здравоохранению. Иначе, вероятно постепенное размывание группы «стран-молчунов», которая обеспечивает разумный плюрализм внешнеполитических позиций и международно-правовых оценок.

Автор благодарит стажера африканского сектора Института международных исследований МГИМО МИД России Д.В. Казаковского за помощь в сборе материалов.


Оценить статью
(Голосов: 34, Рейтинг: 3.62)
 (34 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju