Read in English
Оценить статью
(Голосов: 6, Рейтинг: 5)
 (6 голосов)
Поделиться статьей
Анастасия Василенко

Младший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН

Василий Кузнецов

Д.полит.н., заместитель директора по научной работе Института востоковедения РАН, член РСМД

Подписание углубленного стратегического партнерства между Россией и Алжиром в 2023 г. стало документальным выражением фактически союзнического характера отношений между двумя странами. Основываясь на схожести концептуальных подходов к проблемам мировой политики и динамично развиваясь в сферах ВТС и торговли, эти отношения, как представляется, обладают значительным потенциалом наполнения не только в экономической, гуманитарной или научно-технологической сферах, но и в сфере чисто политической. Внешнеполитическая независимость России и Алжира, наличие у обеих стран собственных подходов к наиболее важным проблемам международных отношений и готовность активно участвовать в их решении делает чрезвычайно важным развитие диалога между ними не только на политическом, но и на экспертно-аналитическом уровне.

Для его развития, как представляется, весьма полезным могло бы стать ясное понимание внешнеполитических приоритетов партнера и выделение среди них как тех моментов, по которым позиции сторон совпадают, так и тех, по которым они расходятся.

Перспективы взаимодействия с Россией на приоритетных для Алжира направлениях различны. Внешняя схожесть принципиальных взглядов на вопросы международных отношений и трансформации миропорядка не дают автоматической гарантии позитивного сотрудничества. Его реализация требует серьезной работы с обеих сторон, вдумчивого и откровенного диалога на самых разных уровнях, включая экспертный. На сегодняшний день из трех ключевых для алжирской стороны направлений внешней политики наиболее перспективным для взаимодействия с Москвой остается арабское, в то время как сахаро-сахельское требует прояснения позиций сторон, а магрибинское оставляет лишь ограниченные возможности.

Подписание углубленного стратегического партнерства между Россией и Алжиром в 2023 г. стало документальным выражением фактически союзнического характера отношений между двумя странами. Основываясь на схожести концептуальных подходов к проблемам мировой политики и динамично развиваясь в сферах ВТС и торговли, эти отношения, как представляется, обладают значительным потенциалом наполнения не только в экономической, гуманитарной или научно-технологической сферах, но и в сфере чисто политической. Внешнеполитическая независимость России и Алжира, наличие у обеих стран собственных подходов к наиболее важным проблемам международных отношений и готовность активно участвовать в их решении делает чрезвычайно важным развитие диалога между ними не только на политическом, но и на экспертно-аналитическом уровне.

Для его развития, как представляется, весьма полезным могло бы стать ясное понимание внешнеполитических приоритетов партнера и выделение среди них как тех моментов, по которым позиции сторон совпадают, так и тех, по которым они расходятся.

Принципиальная и независимая внешняя политика

Анастасия Василенко, Григорий Лукьянов:
Международные организации во внешней политике Алжира

Внешняя политика Алжира традиционно формируется под воздействием определенных принципов и лозунгов. Многие из них остаются неизменными со времен обретения страной независимости, хотя и меняются в содержательном и приоритетном плане. Значительная роль в них отводится вопросам безопасности, что во многом связано со спецификой формирования алжирской государственности, происходившей на фоне постоянного противостояния многочисленным угрозам. Созданная в результате ожесточенной борьбы за независимость, АНДР сразу оказалась втянута в Войну в песках (1963–1964 гг.), с 1970-х гг. страна была вовлечена в Западносахарский конфликт, 1990-е гг. омрачились кровопролитным гражданским противостоянием и получили название «черного десятилетия», в 2000-е гг. страна оказалась вынуждена противостоять террористической деятельности АКИМ, а в 2010-е гг. — столкнуться с вызовами Арабской весны. Наконец к настоящему моменту это самое большое по площади государство Африки и Арабского мира оказывается окружено зонами политических конфликтов, нестабильности и напряженности вдоль большей части своей огромной (6343 км) сухопутной границы: в Ливии, Нигере, Мали, Западной Сахаре.

Драматичный опыт, пережитый за относительно короткий исторический период времени, непростая текущая геополитическая обстановка в прилегающих странах в совокупности с сохраняющейся экстраординарной политической ролью вооруженных сил в политической системе Алжира предопределяют его весьма специфический взгляд на всю систему международных отношений.

Так, алжирские эксперты выделяют три ключевых составляющих национального подхода к международной безопасности: солидарность, глобальность и неделимость [1].

Под первым понимается, с одной стороны, солидарность всех акторов в противостоянии глобальным угрозам (терроризм, изменение климата и др.), а с другой — солидарность со странами Юга и со страдающими от угнетения народами Палестины и Западной Сахары. Происхождение этого принципа очевидно связано с социалистическим характером алжирского правящего класса, который со времен обретения страной независимости с особым сочувствием относился к Движению неприсоединения и идеям тьермондизма.

Под глобальностью, в свою очередь, понимается глобальное видение будущего и соответствующая роль в новом мировом порядке АНДР, которая всегда претендовала на лидерские позиции в рамках Третьего мира. Кажется, этот тезис удачно сочетается с продвигаемой Пекином концепцией Сообщества единой судьбы человечества, равно как и с концептуализируемой Москвой идеей многополярности.

Конечно, подчеркивание значимости глобальных вызовов, с которыми сталкивается человечество, вообще характерно для политических элит стран Азии и Африки. В случае с Алжиром в эту глобальную повестку удачно вписывается дискурс борьбы с неоколониализмом, равно как и экологическая (доступ к водным и продовольственным ресурсам) и экономическая (борьба с бедностью) повестка, а также политика соблюдения прав человека, среди которых приоритетное внимание алжирские власти уделяют вопросам гендерного равенства, поддержке молодежи и борьбе с безработицей. Одновременно по-своему понимаемое глобальное видение позволяет уйти от навязываемых Западом дихотомий свободного — несвободного миров. Напротив, Алжир в своих призывах к усилению транспарентности ООН, повышению эффективности его институтов и более справедливого представительства стран Африки в руководящих органах организации фактически прямо говорит об утверждении истинной демократии в международных отношениях (см.: речь Абдельмаджида Теббуна). Нельзя не заметить, что этот подход на концептуальном уровне совпадает с российским, также основанном на курсе на истинную демократию в мировой политике (см.: речь С.В. Лаврова на Примаковских чтениях).

Со вторым принципом во многом связан и третий, предполагающий отказ от разделения проблем на глобальные и региональные и, соответственно, отказ от возможности выстраивать региональные системы безопасности, не решая глобальных проблем. В практическом плане этот подход позволяет Алжиру поднимать значимость собственных внешнеполитических озабоченностей, выводя их на глобальный уровень. Очевидно, что это расходится не только с широко распространенной в последние годы в науке о международных отношениях идеей регионализации, но и с подходами страны к целому ряду конкретных проблем — в частности, с тезисом «региональным проблемам — региональное решение», описывающим взгляд АНДР на конфликты в Ливии и Сахеле.

Несмотря на четкое постулирование внешнеполитических принципов, географические приоритеты внешней политики АНДР, выделяются не столь очевидно. Если во времена А.А. Бутефлики они определялись довольно четко (алжирская диаспора за рубежом — Магриб — Арабский мир — Африка — Движение неприсоединения — глобальные институты), то в программных документах, принятых при А. Теббуне, и речах президента особо выделяется только два региона — Арабский мир и Африка. К ним, вероятно, можно добавить Магриб, о значимости которого говорится в конституции страны.

Интересно, что такая приоритизация отличается не только от исторически устоявшейся традиции, но и от географической и экономической реальности, в которой не менее значимым направлением остается Северное Средиземноморье.

Ближний круг — Магриб

Сама идея магрибинского региона сохраняет свою значимость не только для Алжира, но и для других относящихся к нему государств, что находит отражение и в конституциях стран (Мавритании, Марокко, Туниса), где упоминается значимость принадлежности стран к Великому Магрибу.

Несмотря на выраженную идентичность, основанную на этнической (арабо-берберское население), исторической (от империй Альморавидов и Альмохадов до эпохи колониализма), конфессиональной (маликитский мазхаб), диалектальной и культурной общности, реальные проекты магрибинской интеграции — от идей Североафриканской звезды до Союза арабского Магриба (САМ), не собиравшегося на уровне глав государств с 1994 г. — никогда особым успехом не пользовались. Более того, на двустороннем уровне отношения Алжира с соседями не раз омрачались более или менее глубокими кризисами, а в случае с Марокко и вовсе остаются конфликтными на протяжении большей части истории.

И все же после 2011 г. идея реанимации магрибинского проекта периодически озвучивалась разными лицами в разных странах региона, однако на деле всегда оставалась скорее политическими фантазиями, далекими от реальности. Конфликт в Ливии и нестабильность в Тунисе оставляли мало надежд на их реализацию, а полный разрыв отношений между Алжиром и Марокко в 2021 г. (связи между двумя странами в настоящий момент прерваны даже на академическом уровне) и вовсе, казалось, сделал возвращение к мечте о единстве невозможным.

Тем не менее в 2024 г. обсуждение магрибинской интеграции вновь оказалось на повестке дня, правда, в несколько неожиданном формате — 22 апреля в Тунисе состоялась консультативная встреча трех лидеров: президента Алжира Абдельмаджида Теббуна, президента Туниса Кайса Саида и председателя президентского совета Ливии Мухаммада Аль-Манфи. В рамках встречи обсуждались перспективы углубления сотрудничества в сфере экономики, в том числе развитие приграничных регионов, энергетика, продовольственная безопасность и устранение препятствий в торговле. Участники договорились встречаться каждые три месяца.

Отсутствие среди участников встречи представителей Рабата, особенно бросающееся в глаза с учетом постоянно нарастающей алжиро-марокканской напряженности, дало комментаторам основание рассуждать о том, что состоявшаяся встреча представляет собой попытку создать альтернативную САМ структуру с антимарокканской направленностью. На первый взгляд кажущиеся вполне логичными такие рассуждения, впрочем, имеют под собой не очень серьезные основания — в конце концов, ни погруженная в трудности бесконечного переходного периода Ливия, ни ограниченный в своих внешнеполитических возможностях Тунис не обладают никакой мотивацией участвовать в такого рода альянсе. Характерно, что антимарокканский характер встречи отверг и министр иностранных дел Алжира Ахмед Аттаф, заявив, что встреча «не направлена против какой-либо стороны» и «дверь [объединения] не закрыта ни для Марокко, ни для Мавритании».

Если отмести антагонистическую логику сближения между странами, то остается два основных объяснения реанимации идеи магрибинского единства.

Первое — имиджевое. Для Мухаммеда аль-Манфи участие во встрече стало возможностью продемонстрировать региональную субъектность Ливии, в последние годы чаще воспринимающейся не как самостоятельный участник международных отношений, а как объект внешних притязаний. Для Кайса Саида речь идет о воплощении в реальность амбиций, связанных, с одной стороны, с усилением арабского внешнеполитического вектора, а с другой — с сохранением сформировавшейся еще при Х. Бургибе особой посреднической функции Туниса в регионе. Наконец, для А. Теббуна участие во встрече оказалось еще одним поводом продемонстрировать алжирское региональное политическое лидерство.

Второе объяснение связано с воплощением в реальность характерного как для АНДР, так и для Туниса стремления к поиску регионального решения региональных проблем — без участия внешних акторов.

В этом плане характерно, что западные подходы к Магрибу вызывают в Алжире все больше недовольства. Европа, с точки зрения алжирских экспертов, так и не научилась воспринимать Африку в целом и Магриб в частности как своего экономического и политического визави. Сохраняя колониальное видение, она одновременно сегодня видит в южных соседях, прежде всего, источник угроз и все больше секьюритизирует свою политику. Об этом свидетельствуют не только неудачные высказывания Э. Макрона, в свое время приведшие к резкому ухудшению алжиро-французских отношений, но и разрабатываемые сегодня в некоторых государствах Европы специфические проекты борьбы с нелегальной миграцией посредством переселения мигрантов в Африку.

В свою очередь, США, как отмечают алжирцы, хотя и внесли Марокко и Тунис в список своих основных союзников вне НАТО, в целом не рассматривают Магриб как специфический регион, по-отдельности выстраивая отношения с каждым из расположенных здесь государств и уделяя основное внимание борьбе с терроризмом.

В этом контексте возможности развития сотрудничества России с Алжиром по общемагрибинской повестке, вероятно, весьма ограниченны. Конечно, алжирская сторона могла бы быть заинтересована в сотрудничестве с Москвой по отдельным вопросам (например, борьбы с терроризмом), равно как и в корректировке позиции Москвы по Ливии (в сторону отказа от сотрудничества с властями Востока страны) или Западной Сахаре (в сторону принуждения сторон к проведению референдума в соответствии с решениями ООН 1991 г.), однако даже гипотетически она никак не могла бы принять превращение Москвы в активного участника межмагрибинских отношений.

Арабские братья

Второе направление внешней политики Алжира — арабское в сущности сводится к участию в решении палестинской проблемы. Активизация усилий на этом направлении в последние пару лет, как представляется, была связана с несколькими обстоятельствами.

Во-первых, запуск процесса мароккано-израильской нормализации, вскоре обернувшийся военно-политическим сближением двух стран вплоть до создания военного союза, воспринимался в алжирской столице как прямая угроза — как в силу обострения алжиро-марокканского соперничества, так и в свете западносахарской проблемы (здесь стоит вспомнить, что Вашингтон «расплатился» с Рабатом за нормализацию признанием марокканского суверенитета над Западной Сахарой и обещанием создать там американское консульство).

Во-вторых, очередное председательство Алжира в ЛАГ в 2022 г. требовало какого-то содержательного наполнения. Палестинская проблема оказывалась тут как нельзя кстати — сказывался исторический опыт поддержки палестинского движения, лидеры которого находили приют на алжирской земле еще в 1980-е гг.

Наконец, в-третьих, инициация диалога по Палестине позволяла Алжиру с наименьшими усилиями напомнить арабским братьям о своих лидерских амбициях в регионе.

Учитывая эти обстоятельства, организация встречи палестинских фракций в Алжире в октябре 2022 г. оказывалась вполне логичной. По ее итогам была принята Алжирская декларация, целый ряд положений которой спустя более года фигурировали также в итоговом документе, принятом по итогам Четвертой межпалестинской встречи в Москве. Впрочем, несмотря на внешний успех встречи в Алжире, до воплощения принятых заявлений в жизнь дело не дошло, а трагические события осени–зимы 2023/2024 гг. и вовсе создали принципиально новый контекст решения палестинской проблемы. В этом новом контексте максимально жесткая позиция Алжира, парламент которого дал президенту разрешение вступить в войну с Израилем, объективно сужает его возможности участвовать в межпалестинской медиации.

В таких условиях ключевым вкладом АНДР, по всей видимости, может стать поддержка палестинского движения на площадке ООН, где в 2024 г. Алжир вошел в состав непостоянных членов СБ, а также дипломатическая поддержка радикальных палестинских групп, таких как ХАМАС и Палестинский исламский джихад. Последние, надо признать, хотя и остаются неприемлемыми партнерами для значительной части мирового сообщества, за последние месяцы резко усилили свои позиции в палестинском национальном движении.

Рассматривая российско-алжирские отношения через призму палестинской проблемы, можно отметить частичное совпадение подходов двух стран. И Алжир, и Москва полагают необходимым прикладывать усилия к консолидации позиции палестинцев и не видят возможности исключить ХАМАС из процесса урегулирования. Принципиальные же расхождения связаны с жесткой антиизраильской линией Алжира, с одной стороны, и стремлением Москвы не антагонизировать израильскую сторону, с другой. При этом инструменты влияния на ситуацию в конфликте у обоих государств весьма ограниченны. В этих условиях, как представляется, Алжир и Москва могут стать как соперниками в борьбе за межпалестинскую медиацию, так и партнерами по ее проведению. При этом более сбалансированная позиция Москвы и принадлежность Алжира к семье арабских государств могут стать серьезным подспорьем для взаимодействия.

Самая большая страна Африки

Наконец, третье важнейшее направление внешней политики Алжира — африканское, под которым подразумевается, прежде всего, деятельность в сахаро-сахельской зоне, рассматривающейся как прямое продолжение Магриба.

На этом направлении алжирская политика кажется несколько амбивалентной. С одной стороны, Сахель воспринимается как источник потенциальных угроз. С другой же — как пространство реализации лидерских амбиций АНДР, в котором она соперничает в том числе и с Марокко. Лишенные пространства для такого соперничества внутри самого Магриба два этих государства уже давно вынуждены переносить его в Сахель, тем самым как бы «притягивая» его к магрибинскому субрегиону.

При этом, как отмечает известный алжирский ученый-международник Оаммар Бахзуз, после 2011 г. руководство страны вынуждено было найти баланс между необходимостью обеспечения собственной безопасности и необходимостью «играть важную роль на магрибо-сахельской арене, которая соответствовала бы статусу региональной державы».

В поисках этого баланса поначалу, в 2010-е гг., алжирцы прилагали лишь ограниченные усилия на южном направлении, вполне соглашаясь действовать там параллельно с иными внешними акторами, прежде всего, с Францией. Однако после прихода к власти А. Теббуна стратегия была пересмотрена. Западные подходы к урегулированию ситуации в Сахеле, вылившиеся в проведение операций «Серваль» в 2013 г. и «Бархан» в 2014–2022 гг., были сочтены полностью неэффективными, а вместо них Алжир стал настаивать на «глобальном, многостороннем и девелопменталистском» подходе, в рамках которого политические и экономические меры, равно как и мероприятия по обеспечению безопасности, должны рассматриваться как вспомогательные. При этом отказ от традиционно присутствовавшего в алжирской внешнеполитической стратегии запрета на использование вооруженных сил страны за рубежом в рамках принятых в 2020 г. поправок к конституции создал основу для проведения более активной политики на сахельском направлении.

Несмотря на то, что до сих пор участие АНДР в урегулировании ситуации в странах Сахеля по большей части ограничивалось дипломатией, осложнение ситуации в регионе в последний год и создание Альянса государств Сахеля, в целом, порывающего с алжирским посредничеством, становится новым вызовом для АНДР.

В этом контексте обращает на себя внимание попытка Алжира разнообразить инструменты влияния на ситуацию в регионе, инвестируя в девелопменталистские проекты, курировать которые должно недавно созданное Алжирское агентство международного сотрудничества в целях солидарности и развития. Заявленные им многочисленные проекты направлены в основном на развитие систем образования, здравоохранения и решение экологических проблем в соседних государствах. Их реализация, естественно, будет требовать времени. Однако как раз времени у Алжира и нет. Быстрый процесс военно-политической трансформации в Сахеле требует принятия быстрых решений и пересмотра устоявшихся подходов. Парадоксальным образом отношения Алжира со странами Сахеля оказываются кривым зеркалом отношений Европы с Магрибом — точно так же, как у магрибинских элит вызывает раздражение свойственная европейцам объективация Северной Африки, у новых элит стран Сахеля вызывает неприятие свойственное Алжиру стремление рассматривать регион исключительно как источник вызовов и угроз.

Оказываемая Россией помощь сахельским государствам вызывает в Алжире некоторое недовольство. Проблема для Алжира, однако в том, что, в отличие от ситуации с французским вмешательством в западноафриканские дела, российское присутствие не может интерпретироваться как проявление колониализма. Напротив, речь идет о содействии африканским партнерам в укреплении их обороноспособности и суверенитета, помощи, оказываемой по их просьбе и на взаимовыгодных условиях. Так что этот российский подход вполне согласуется со всеми заявляемыми принципами внешней политики Алжира.

***

Таким образом, перспективы взаимодействия с Россией на приоритетных для Алжира направлениях различны. Внешняя схожесть принципиальных взглядов на вопросы международных отношений и трансформации миропорядка не дают автоматической гарантии позитивного сотрудничества. Его реализация требует серьезной работы с обеих сторон, вдумчивого и откровенного диалога на самых разных уровнях, включая экспертный. На сегодняшний день из трех ключевых для алжирской стороны направлений внешней политики наиболее перспективным для взаимодействия с Москвой остается арабское, в то время как сахаро-сахельское требует прояснения позиций сторон, а магрибинское оставляет лишь ограниченные возможности.

1. Интервью автора с алжирскими экспертами. Алжир, февраль 2024 г.


Оценить статью
(Голосов: 6, Рейтинг: 5)
 (6 голосов)
Поделиться статьей
Выберите
Выберите
Выберите

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся