Очередная годовщина трагических событий в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 г. наводит на не слишком вдохновляющие размышления о перспективах международного сотрудничества в борьбе с терроризмом. 22 года назад многим казалось, что мир необратимо движется к единству и очевидная потребность в совместном противостоянии террористической угрозе станет одним из факторов, ускоряющих это движение.
Прошло немногим более двух десятилетий, и мир стал совсем другим. Борьба с терроризмом — уже не главный приоритет глобальной политики: она уступила место более привычному геополитическому противостоянию великих держав. Россия и Запад, США и Китай постоянно обвиняют друг друга в прямой или опосредованной поддержке террористических организаций и движений.
Было бы соблазнительно свести всю проблему к тому, что на Западе и на Востоке всё более расходятся представления об истоках, движущих силах и о самой природе современного терроризма. Но проблема не ограничивается лишь одним, пусть и крайне важным измерением. Не менее серьезные трудности возникают внутри коллективного Запада и «глобального большинства». Так, принципиальные разногласия между Индией и Пакистаном в оценках ситуации в Кашмире существенно затрудняют выработку единой позиции Шанхайской организации сотрудничества по вопросам терроризма. Равным образом вхождение Саудовской Аравии и Ирана в БРИКС с учетом их прямо противоположных взглядов на йеменских хуситов создаст сложности в согласовании подходов организации ко всей террористической повестке. В Европейском союзе имеются серьезные расхождения, скажем, по израильско-палестинскому вопросу или по статусу Косово, что также препятствует достижению внутреннего консенсуса по вопросам противодействия террористической угрозе.
Современная геополитика стимулирует дальнейший подъем терроризма. Умножение региональных конфликтов с прямым или косвенным участием внешних игроков неизбежно ведет к тому, что потенциальные или реальные террористы получают дополнительные возможности и ресурсы. Кроме того, противостояние великих держав так или иначе ведет к обострению многих социально-экономических проблем в наименее стабильных странах и регионах мира. Складываются предпосылки для подъема политических радикалов и экстремистов, охотно прибегающих к террористическим методам для достижения целей. А подъем терроризма, в свою очередь, еще больше затрудняет решение фундаментальных задач экономического и социального развития и, соответственно, подпитывает радикалов и экстремистов. Складывается замкнутый круг хронической нестабильности, разорвать который с течением времени становится всё труднее.
Очередная годовщина трагических событий в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 г. наводит на не слишком вдохновляющие размышления о перспективах международного сотрудничества в борьбе с терроризмом. 22 года назад многим казалось, что мир необратимо движется к единству и очевидная потребность в совместном противостоянии террористической угрозе станет одним из факторов, ускоряющих это движение.
Сразу же после воздушных ударов по башням Всемирного торгового центра и зданию Пентагона руководители России и КНР, равно как и Совет Безопасности ООН, выразили свою полную солидарность с народом и правительством Соединенных Штатов. Вскоре мировое сообщество практически единодушно поддержало начало военной операции США и их союзников в Афганистане.
Сегодня уже мало кто помнит, что в начале столетия активно развивалось двустороннее российско-американское сотрудничество по вопросам терроризма. В течение нескольких лет регулярно собиралась рабочая группа высокого уровня «Трубников — Армитидж», названная так по именам сопредседателей — первого заместителя главы МИД России Вячеслава Трубникова и первого заместителя госсекретаря США Ричарда Армитиджа. Наработанные алгоритмы взаимодействия спецслужб использовались как при запуске других двусторонних механизмов сотрудничества, так и в создании соответствующих многосторонних форматов.
Прошло немногим более двух десятилетий, и мир стал совсем другим. Борьба с терроризмом — уже не главный приоритет глобальной политики: она уступила место более привычному геополитическому противостоянию великих держав. Россия и Запад, США и Китай постоянно обвиняют друг друга в прямой или опосредованной поддержке террористических организаций и движений.
Успешная совместная борьба с терроризмом предполагает в числе прочего обмен более чем чувствительной информацией, повседневную координацию планов оперативной работы, совместную подготовку аналитических материалов и решение множества нетривиальных организационных и логистических задач. Например, по авторитетному свидетельству директора ФСБ Александра Бортникова, для предотвращения терактов во время проходившего в 2018 году в России чемпионата мира по футболу был создан Центр международного сотрудничества, в работе которого приняли участие представители 55 спецслужб и правоохранительных органов из 34 государств. Подобное взаимодействие невозможно без хотя бы минимального уровня доверия между партнерами. Когда же этого доверия нет, даже очевидные плюсы сотрудничества оказываются под вопросом.
Было бы соблазнительно свести всю проблему к тому, что на Западе и на Востоке все более расходятся представления об истоках, движущих силах и о самой природе современного терроризма. Но проблема не ограничивается лишь одним, пусть и крайне важным измерением. Не менее серьезные трудности возникают внутри коллективного Запада и «глобального большинства». Так, принципиальные разногласия между Индией и Пакистаном в оценках ситуации в Кашмире существенно затрудняют выработку единой позиции Шанхайской организации сотрудничества по вопросам терроризма. Равным образом вхождение Саудовской Аравии и Ирана в БРИКС с учетом их прямо противоположных взглядов на йеменских хуситов создаст сложности в согласовании подходов организации ко всей террористической повестке. В Европейском союзе имеются серьезные расхождения, скажем, по израильско-палестинскому вопросу или по статусу Косово, что также препятствует достижению внутреннего консенсуса по вопросам противодействия террористической угрозе.
Современная геополитика стимулирует дальнейший подъем терроризма. Умножение региональных конфликтов с прямым или косвенным участием внешних игроков неизбежно ведет к тому, что потенциальные или реальные террористы получают дополнительные возможности и ресурсы. Неслучайно премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху недавно заметил, что отдельные образцы противотанкового оружия, поставляемого Западом Киеву, уже обнаружились вблизи израильских границ.
Нигерийская террористическая организация «Боко Харам» (запрещена в РФ) смогла существенно пополнить свои военные арсеналы за счет ливийских запасов, оказавшихся бесхозными после свержения Муаммара Каддафи. Нетрудно предположить, что часть оставленного американцами в Афганистане оружия досталась не только нынешним властям в Кабуле, но и гораздо более радикально настроенным фундаменталистским группировкам в отдаленных провинциях страны.
Кроме того, противостояние великих держав так или иначе ведет к обострению многих социально-экономических проблем в наименее стабильных странах и регионах мира. Складываются предпосылки для подъема политических радикалов и экстремистов, охотно прибегающих к террористическим методам для достижения целей. А подъем терроризма, в свою очередь, еще больше затрудняет решение фундаментальных задач экономического и социального развития и, соответственно, подпитывает радикалов и экстремистов. Складывается замкнутый круг хронической нестабильности, разорвать который с течением времени становится все труднее.
Размышляя о возможностях международного сотрудничества в противодействии терроризму, приходится исходить из того, что геополитическое противостояние великих держав — это всерьез и надолго. В обозримом будущем мир останется расколотым, и в этом мире едва ли удастся достичь единого понимания проблемы терроризма. А значит, не появится и общемировой стратегии противодействия угрозе.
По всей видимости, в сложившихся обстоятельствах сотрудничество должно развиваться вокруг частных, конкретных проблем, где совпадение интересов очевидно, а сопутствующие политические риски минимальны. Даже сегодня между великими державами нет принципиальных разногласий по таким вопросам, как присутствие «Исламского государства» (запрещено в РФ) на Ближнем Востоке, «Боко Харам» в Западной Африке или «Аль-Каиды» (запрещена в РФ) в Южной Азии.
Едва ли какой-либо ответственный международный игрок готов смириться с перспективой приобретения террористическими группировками оружия массового уничтожения. Никто ничего не выиграет от возобновления пиратства в Аденском заливе или в Малаккском проливе. Ситуативные и точечные договоренности по конкретным, относительно нетоксичным вопросам создадут основу для более комплексного взаимодействия в более отдаленной перспективе. Наверное, такие договоренности должны носить преимущественно рабочий, непубличный характер.
Очередная волна международного терроризма уже поднимается на горизонте. Ее подпитывают изменения климата, обострение продовольственной проблемы, кризис государственности в разных регионах и многие другие факторы. Ее разгоняют незаконная миграция, глобальная гонка вооружений и современные технологии в военной сфере. Поднимающаяся волна грозит новыми потрясениями всему человечеству. И к этой угрозе надо готовиться сегодня, даже если другие вызовы и проблемы не дают возможности ясно разглядеть приближающееся цунами.
Впервые опубликовано в «Известиях».