Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Алексей Чернышев

Независимый аналитик, эксперт РСМД

Изданный президентом США Бараком Обамой 9 марта 2015 г. указ, в котором Венесуэла названа «угрозой национальной безопасности США» и который, по мнению Каракаса, мог быть прелюдией к вооруженному вмешательству, вместо эскалации конфронтации вывел страны на путь улучшения отношений.

Изданный президентом США Бараком Обамой 9 марта 2015 г. указ, в котором Венесуэла названа «угрозой национальной безопасности США» и который, по мнению Каракаса, мог быть прелюдией к вооруженному вмешательству, вместо эскалации конфронтации вывел страны на путь улучшения отношений.

Действительно развитие событий в диалоге между Венесуэлой и США после марта 2015 г. указывает на то, что оба государства готовы к нормализации отношений и преодолению конфронтации, длившейся с момента прихода к власти в карибской стране социалистического правительства Уго Чавеса (1999 – 2013гг.). Представить себе нечто подобное еще в начале 2015 года было крайне трудно, однако сегодняшние заявления сторон существенно смягчились по сравнению с прежней враждебной риторикой.

На VII Саммите Америк, прошедшем 9 – 11 апреля 2015 г. в г. Панама, президент Венесуэлы Николас Мадуро выразил готовность встретиться с Б.Обамой и попытаться преодолеть накопившиеся противоречия. В середине июня 2015 г. состоялась встреча между председателем Национальной ассамблеи Венесуэлы Дьосдадо Кабельо, вторым человеком в правительстве Н.Мадуро, и советником Госдепартамента США Томасом Шэнноном, после чего Н. Мадуро регулярно отчитывается о функционировании «дипломатического канала», позволяющего наладить диалог между двумя государствами.

Развитие событий в диалоге между Венесуэлой и США после марта 2015 г. указывает на то, что оба государства готовы к нормализации отношений и преодолению конфронтации, длившейся с момента прихода к власти Уго Чавеса.

С учетом того, что Венесуэла – один из ключевых в латиноамериканском регионе геополитических и торговых партнеров России, с которым ее связывает тесное сотрудничество в энергетике и военно-технической сфере, понимание происходящего крайне важно для прогнозирования развития событий и, возможно, внесения корректировок в латиноамериканский вектор российской внешней политики. Далее представлены основные факторы, побуждающие Каракас и Вашингтон пойти на перемирие.

Решение внутриполитических проблем

Сближение Каракаса с Вашингтоном следует рассматривать, в первую очередь, с точки зрения попыток венесуэльских властей решить внутриполитические проблемы: взять передышку в конфронтации с оппозицией и набрать очки, демонстрируя готовность к диалогу с США.

После смерти У.Чавеса в 2013 г. Венесуэлу преследует череда кризисов, открывающих пространство для усиления оппозиции – в первую очередь в лице «Круглого стола демократического единства» (Mesa de la Unidad Democrática, MUD), опирающегося в политической борьбе на поддержку США, – и подрывающих позиции власти и в целом управляемость в стране. Это особенно тревожно для правительства в свете предстоящих 6 декабря 2015 г. парламентских выборов. Инфляция, достигшая в 2014 г. 68,5%, и стагнация экономики на фоне падения мировых цен на нефть не могут не влиять на рейтинг президента Н. Мадуро, который в январе 2015 г. упал до 22%. Таким образом, сближение Каракаса с Вашингтоном следует рассматривать, в первую очередь, с точки зрения попыток венесуэльских властей решить внутриполитические проблемы: взять передышку в конфронтации с оппозицией и набрать очки, демонстрируя готовность к диалогу с США.

Предотвращение вмешательства США

На фоне экономического спада и падения рейтинга правящей партии оппозиция ближе к выборам, безусловно, прибегла бы к новым протестным действиям – с целью оказать давление на правительство и спровоцировать его на их жесткое подавление. Это, в свою очередь, могло бы стать поводом если не для военного вмешательства США под предлогом «защиты демократии», то для вливания еще бóльших средств в оппозицию. По некоторым данным, Вашингтон намерен выделить 2 млрд долл. на «поддержку демократии» на Кубе, в Венесуэле и Эквадоре. Неслучайно именно в Венесуэле и Эквадоре с 2014 г. происходили мощнейшие насильственные антиправительственные акции протеста. Таким образом, идя на сближение с Вашингтоном, правящая партия демонстрирует, что является той силой, с которой США могут искать точки соприкосновения интересов.

Предотвращение региональной изоляции

По некоторым данным, Вашингтон намерен выделить 2 млрд долл. на «поддержку демократии» на Кубе, в Венесуэле и Эквадоре.

В целом солидарность с Венесуэлой демонстрируют практически все государства региона, а также региональные интеграционные объединения и форумы: в частности Союз южноамериканских наций (Unión de las Naciones Suramericanas, Unasur) и Саммит Америк. Вместе с тем почти все относящиеся к левым и леворадикальным режимы Латинской Америки демонстрируют весьма прагматичный подход к США и, регулярно критикуя Вашингтон за империалистическую политику, все же прагматично рассматривают США как перспективный рынок и потенциально выгодного торгового партнера. В последние месяцы на сближение с США пошли Куба, а затем Бразилия и Боливия, отношения которых с «империей» нельзя назвать простыми.

Поэтому сближение с США для Венесуэлы – это еще и попытка, демонстрируя конструктивный прагматизм, присоединиться к идеологически близким левоориентированным режимам, которые не прочь улучшить экономические отношения с бывшей империей – при условии уважения к их суверенитету.

Россия и Латинская Америка.
Инфографика РСМД

Наращивание экономического сотрудничества

Сегодня очевидно, что Венесуэле как никогда следует сконцентрироваться на решении экономических проблем, среди которых необходимость привлечения инвестиций и диверсификации экспорта в условиях падения мировых цен на сырьевые товары. Хотя Вашингтон и в последние годы, несмотря на политические разногласия, оставался основным торговым партнером Венесуэлы, страны, безусловно, имеют потенциал для наращивания сотрудничества.

Геополитический фактор

В нынешней турбулентной и быстроменяющейся глобальной обстановке, открывающей новые возможности для неожиданных альянсов, следует учитывать и геополитический фактор. В этом плане США готовы поступиться принципами и сделать шаг навстречу «антиамериканским» режимам, как Куба и Венесуэла. Само по себе это может не означать преодоления противоречий или серьезного сближения, но все же создает необходимый резонанс и вносит сумятицу и неопределенность в казалось бы устоявшуюся систему отношений. Если предположить, что сближение с Венесуэлой выгодно США, в том числе, и с точки зрения противостояния попыткам России утвердиться в Латинской Америке, то улучшение отношений с социалистическим правительством Н.Мадуро Вашингтону даже выгоднее, чем смена режима.

Почти все относящиеся к левым и леворадикальным режимы Латинской Америки демонстрируют весьма прагматичный подход к США и, регулярно критикуя Вашингтон за империалистическую политику, все же прагматично рассматривают США как перспективный рынок и потенциально выгодного торгового партнера. .

***

Таким образом, Венесуэла, идя на сближение с США, стремится к решению как внутриполитических и экономических проблем, так и проблемы позиционирования в регионе, и в данный момент эти намерения отвечают геополитическим интересам США. Это сближение пока не создает серьезных препятствий для поддержания партнерских отношений между Россией и Венесуэлой и в целом для «возвращения» России в Латинскую Америку, однако вынуждает Москву действовать на этом направлении прагматичнее и последовательнее.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся