Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Юрий Надточей

К.ист.наук, доцент кафедры международных отношений и дипломатии МосГУ, эксперт РСМД

10 марта 2015 г. Россия устами А.Ю. Мазура «освободила» себя от обязательств в рамках Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Подобное решение вряд ли можно было бы назвать сенсацией. Скорее, оно стало логичным завершением истории с Договором, положения которого с момента подписания соглашения по его адаптации на саммите ОБСЕ в Стамбуле в далеком 1999 году так и остались на бумаге.

10 марта 2015 г. Россия устами А.Ю. Мазура «освободила» себя от обязательств в рамках Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Подобное решение вряд ли можно было бы назвать сенсацией. Скорее, оно стало логичным завершением истории с Договором, положения которого с момента подписания соглашения по его адаптации на саммите ОБСЕ в Стамбуле в далеком 1999 году так и остались на бумаге.

Ратификация стамбульского соглашения только четырьмя из 30 подписавших его сторон — Белоруссией, Казахстаном, Россией и Украиной — и дальнейшие призывы Москвы к остальным подписантам последовать ее примеру, так и не увенчались успехом. С 2007 года, т.е. со времени введения российского моратория на исполнение положений ДОВСЕ, Договор фактически не действовал. Режим контроля над обычными вооружениями в Европе осуществлялся в других, более удобных по сравнению с громоздким ДОВСЕ форматах сотрудничества, прежде всего в рамках Договора по открытому небу (ДОН) и Венского документа 2011 года о мерах укрепления доверия и безопасности (ВД–2011).

Оба документа, в отличие от ДОВСЕ, не устанавливают каких-либо «потолков» для боевой техники и вооружений участвующих в них сторон, а выполняют «надзорную функцию», то есть обеспечивают необходимую транспарентность в военной сфере (контрольные полеты, обмен информацией военного характера и т.д.).

Сам же ДОВСЕ, с его заостренностью на количественные ограничения вооружений, представлял собой скорее символ ушедшей «перестроечной» эпохи – времени, когда в отношениях между тогда еще существовавшим СССР и Западом в лице НАТО была возможна дипломатия разменов и торга. Ощетинившиеся танковыми дивизиями сверхдержавы и их союзники могли себе позволить обсуждение вопросов о том, каким количеством бронированной техники можно было бы поступиться, не снизив при этом  уровень «разумной достаточности».

Однако в начале XXI века такие договоренности представляются уже чем-то совершенно реликтовым. Революция в военном деле, породившая высокоточные и высокомобильные системы вооружений, превратила предусмотренные «зональные» ограничения ДОВСЕ в пережиток прошлого.

ИТАР ТАСС

Современные конфликты развиваются отнюдь не по сценарию времен холодной войны, где танковым дивизиям отводилась важнейшая роль в победе над вероятным противником. Исход войны нового типа решается не на полях сражений между многочисленными армиями, оснащенными тяжелыми вооружениями, а качеством электронной разведки, командования, контроля и связи, плюс целеуказания для наведения высокоточного оружия. Следовательно, и механизм ДОВСЕ не способен предотвратить «гибридные войны» с обилием беспилотных летательных аппаратов, ракетных систем нового типа, а также высокомобильных боевых групп, использующих партизанскую тактику ведения боевых действий.

Не будет ошибочным утверждение о том, что фактический выход России из ДОВСЕ не способен кардинально изменить и военно-политическую обстановку в Европе, резкое ухудшение которой стало бы возможным и в случае продолжения российских обязательств в рамках Договора. Впрочем, отказ от данных обязательств еще не означает юридической процедуры выхода из документа. Речь идет о приостановке участия в работе Совместной консультативной группы (CКГ), что само по себе не может быть приравнено к «выходу», т.е. к денонсации. Для этого, согласно положениям Договора, должна быть созвана конференция стран-участниц.

В любом случае, судьба ДОВСЕ не случайно решилась в период нового витка напряженности между Россией и НАТО. Наращивание военной активности Североатлантического альянса вблизи российских границ, а также ответные «визиты» российских ВВС в натовское воздушное пространство подтолкнули Москву  к окончательному урегулированию вопроса с ДОВСЕ – решению, с которым российские власти ранее предпочитали не спешить, выжидая подходящего момента. Сейчас он наступил.

Ожидаемая реакция стран НАТО на российский демонстративный «выход» из ДОВСЕ – это именно то, на что рассчитывали в Москве, оказавшейся не в состоянии убедить языком дипломатии своих западных партнеров в деструктивности политики санкций и продолжения курса на изоляцию России.

Вряд ли, однако, можно ожидать каких-либо действенных мер со стороны Вашингтона или европейских столиц в связи с российским решением по Договору. Маховик санкционных действий Запада в отношении России и без того предельно раскручен и даже «прорыв» на минских переговорах в феврале 2015 г. продемонстрировал, что частота вращения этого механизма не зависит от сиюминутных решений в области кризисной дипломатии. Казус ДОВСЕ в этом аспекте не способен ни существенно навредить отношениям Москвы с Вашингтоном и Брюсселем, ни существенно улучшить их.

В истории с ДОВСЕ остается тем не менее одна немаловажная деталь, заставляющая отнестись к этому документу с определенной долей ностальгии.  Речь идет не столько о букве, сколько о «духе» самого Договора, который принимался на закате холодной войны и символизировал собой путь к так и не построенному в итоге «общеевроепейскому дому».

Даже на фоне многочисленных кризисов и конфликтов между Россией и Евроатлантикой (от Югославии и до Грузии) Договор оставался привычным элементом еще той «домайданной», «докиевской» системы соглашений в области европейской безопасности, участвуя в которых, Россия и Запад стремились к взаимной интеграции и партнерству. Почти все эти договоренности – от Основополагающего Акта до Венского документа – заключались почти синхронно с ДОВСЕ и в итоге пережили его. Остается открытым вопрос: надолго ли?

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся