Оценить статью
(Голосов: 9, Рейтинг: 4.89)
 (9 голосов)
Поделиться статьей
Наталья Вяхирева

К. полит. н., старший научный сотрудник, руководитель отдела Канады Института США и Канады им. Г.А. Арбатова

6 ноября 2018 г. состоятся выборы в Конгресс США, Америка находится в ожидании. Учитывая роль США в мире, напряженность отношений президента Д. Трампа и Конгресса, влияние Конгресса на принятие внешнеполитических решений, в ожидании находится большая часть мира. Как выстраиваются отношения президента и Конгресса? Возможен ли импичмент, и как он осуществляется? Как результаты выборов в Конгресс отразятся на отношениях России и США?

Неизвестно, сколько Д. Трамп продержится на посту президента, сможет ли он обеспечить себе относительную свободу и независимость от Конгресса. Неизвестно, кто и когда станет его преемником. После выборов в Конгресс есть три варианта развития событий. Первый — отстранение действующего президента от власти в результате импичмента до 2020 г. В случае получения большинства мест в Сенате республиканцами они вряд ли допустят признание импичмента, хотя разбирательства по этому вопросу могут затянуться надолго и отвлекут на себя значительные ресурсы. Второй вариант — избрание нового президента в 2020 г. после истечения президентского срока Д. Трампа. Третий вариант — переизбрание действующего президента в 2020 г. на второй срок. В случае избрания нового президента как до 2020 г., так и после остается неизвестным его отношение к России и желание или нежелание выстраивать с ней отношения.

6 ноября 2018 г. состоятся выборы в Конгресс США, Америка находится в ожидании. Учитывая роль США в мире, напряженность отношений президента Д. Трампа и Конгресса, влияние Конгресса на принятие внешнеполитических решений, в ожидании находится большая часть мира. Как выстраиваются отношения президента и Конгресса? Возможен ли импичмент, и как он осуществляется? Как результаты выборов в Конгресс отразятся на отношениях России и США?

Конгресс

Выборы в Конгресс проходят в первый вторник после первого понедельника ноября каждого четного года — в этом году они состоятся 6 ноября. Будет полностью переизбрана Палата представителей Конгресса и 35 членов Сената.

Конгресс США — высший законодательный орган страны, права и функции которого определены 8 разделом ст. 1 Конституции США. Конгресс состоит из двух палат — Сената и Палаты представителей.

Палата представителей — нижняя палата Конгресса США, в нее входят представители от каждого штата пропорционально численности его населения, в общей сложности — 435 человек. Их переизбрание происходит один раз в два года. Конгрессменом может стать гражданин США, достигший возраста 25 лет и проживающий в течение семи лет на момент выборов на территории того штата, от которого он намерен баллотироваться. Каждый представитель избирается в нижнюю палату Конгресса по своему избирательному округу и может переизбираться неограниченное количество раз. Возглавляет Палату представителей спикер, который избирается внутри Палаты путем голосования ее членов.

Помимо общих полномочий с Сенатом, Палата представителей пользуется специальными полномочиями. В частности, она имеет исключительное право законодательной инициативы в сфере финансов, также Палате представителей принадлежит право возбуждения преследования в порядке импичмента.

Сенат — верхняя палата Конгресса США. По Конституции в состав Сената входят по два сенатора от каждого штата, в общей сложности 100 человек. Сенаторы избираются на шестилетний срок, каждые два года переизбирается 1/3 состава Сената. Сенатором может быть избран кандидат в возрасте от 30 лет, являющийся в течение девяти лет гражданином США и проживающий на момент выборов в штате, от которого намерен избираться.

Система подразумевает, что процесс принятия решений основан на тесном взаимодействии и компромиссе различных ветвей власти, в результате чего США могут выступать единым голосом. Однако такая схема взаимодействия между президентом и Конгрессом не работает в период президентства Д. Трампа.

Помимо общих законодательных полномочий с Палатой представителей, Сенат обладает рядом специальных полномочий. В частности, Сенат обладает исключительным правом осуществления суда в порядке импичмента, а также правом участия в ратификации международных договоров. В Конституции записано, что Президент имеет право по совету и с согласия Сената заключать международные договоры при условии их одобрения двумя третями присутствующих сенаторов, аналогичным способом происходит утверждение назначений послов и консулов, судей Верховного суда, всех других должностных лиц США.В структуру Конгресса входят различные комитеты — ведущие рабочие органы, в которых происходит основная работа над законопроектами, разделяют постоянные, временные, совместные комитеты.

Конгресс и Президент

Принцип разделения властей и система сдержек и противовесов в США, заложенные еще отцами-основателями, предполагают, что законодательная, исполнительная и судебная ветви власти разделены организационно, независимы друг от друга, и каждая из ветвей обладает полномочиями, позволяющими ей контролировать и ограничивать другие. Система подразумевает, что процесс принятия решений основан на тесном взаимодействии и компромиссе различных ветвей власти, в результате чего США могут выступать единым голосом. Однако такая схема взаимодействия между президентом и Конгрессом не работает в период президентства Д. Трампа.

Как показывает американская история, эффективность управления и успех в реализации президентом предвыборных обещаний зависят от слаженности взаимодействия исполнительной и законодательной власти. Уровень конфликтности между президентом и Конгрессом достаточно часто остается высоким. Вопрос заключается в том, в какой мере Конгресс работает на то, чтобы намеренно блокировать работу администрации президента. Конкуренция законодательной и исполнительной власти может дополняться партийным противостоянием. На протяжении большей части новейшей истории государственная власть в США представляла собой модель разделенного правления, когда в обеих или одной палате Конгресса большинство принадлежит оппозиционной президенту партии. Как правило, противоречия возникают, именно когда президент и большинство в Конгрессе имеют разную партийную принадлежность, но это не аксиома.

Например, президент-демократ Билл Клинтон не смог предотвратить конфликты с Конгрессом даже в первые годы своего президентства, когда большинство в Конгрессе принадлежало демократам. С республиканцами в Конгрессе сложились еще более сложные отношения — республиканцы инициировали процедуру импичмента против президента Клинтона, однако, в результате длительных разбирательств Сенат отклонил статьи об импичменте.

В случае с президентом Дж. Бушем мл. отношения с Конгрессом были обусловлены событиями 11 сентября 2001 г. Трагедия послужила объединяющим элементом для американской нации, в этот период президент получил высокий уровень поддержки граждан, что обеспечило ему лояльность Конгресса и определенную степень независимости от законодательной власти. Барак Обама не раз вступал в противостояние с республиканским большинством в Конгрессе, в частности, по вопросам энергетики и охраны окружающей среды. Чрезвычайно сложные отношения с Конгрессом сложились у президента Д. Трампа, несмотря на то, что республиканцы имеют большинство голосов в Конгрессе текущего созыва. Сложности в отношениях с Конгрессом обостряются отсутствием единства и в самой президентской администрации. Так, в New York Times появилась статья анонимного члена администрации, описывающего сложности внутри президентской администрации.

Конгресс, президент Трамп и Россия

По оценкам некоторых экспертов, сам президент не принимает особенности политической системы США, пытаясь навязать свои правила и подстроить систему под себя, что невозможно.

В американской истории принято выделять периоды сильного и слабого президентства, основываясь на соотношении власти между президентом и Конгрессом. Сегодня можно говорить об ослаблении института президентской власти в США, это во многом связано с фактором личности действующего президента Д. Трампа. Американская элита, в частности, политическая элита не принимают его как президента. Кроме того, по оценкам некоторых экспертов, сам президент не принимает особенности политической системы США, пытаясь навязать свои правила и подстроить систему под себя, что невозможно. Еще одна особенность, раздражающая американский истеблишмент, — за Д. Трампом тянется «русский шлейф». Ни один кандидат в президенты не высказывался о России так, как это делал Д. Трамп в своей предвыборной кампании. Он подчеркивал, что мог бы найти общий язык с Россией с целью координации совместных действий в борьбе с международным терроризмом. Сразу после его победы на президентских выборах в 2016 г. развернулась активная и непрекращающаяся до сих пор дискуссия о вмешательстве России в избирательный процесс в США, о причастности Кремля к победе Д. Трампа, не имеющая под собой достаточных оснований и доказательств.

Наличие республиканского большинства не привело к взаимопониманию и слаженности в работе президента-республиканца и Конгресса. В текущем Конгрессе 115 созыва большинство мест принадлежит представителям республиканской партии. Среди 435 членов Палаты представителей — 237 республиканцев, 193 демократа, 5 вакантных мест. В Сенате из 100 мест 50 принадлежит республиканцам, 47 — демократам, 2 — независимым представителям, 1 остается вакантным.

Игорь Иванов:
Хельсинки и далее

Пример принятия закона об антироссийских санкциях (август 2017 г.) в полной мере отражает характер отношений Д. Трампа и Конгресса. Особенность закона о санкциях, принятого Конгрессом в августе 2017 г., заключается в том, что он значительно ограничивает полномочия президента Д. Трампа и его администрации в регулировании антироссийских санкций и, следовательно, лишает его возможности проявлять гибкость в политике в отношении России. При рассмотрении порядка вступления в силу законопроекта Конгресс США предусмотрел, что если Д. Трамп решит воспользоваться правом президентского вето, то Палата Представителей большинством в 2/3 голосов сможет отклонить блокирование президентом законопроекта. Право вето дает президенту возможность предотвратить введение в действие законопроекта, принятого Конгрессом США. По Конституции США, каждый законопроект, принятый обеими палатами, приобретает силу закона только после подписания президентом. В случае несогласия с законопроектом президент возвращает его со своими возражениями в ту палату, которая его инициировала. Для преодоления права вето каждая из палат при повторном рассмотрении должна принять законопроект большинством в 2/3 голосов, после чего он становится законом без согласия президента. Президент Д. Трамп выразил негативное отношение к законопроекту, однако, подписал его, понимая последующие шаги Конгресса.

Это яркий пример сдерживания исполнительной власти законодательной, что демонстрирует глубокое недоверие Конгресса США действующему президенту. Кроме того, это показатель, что отношения с Россией стали фактором внутренней политики США.

По мнению Дональда Трампа, в ухудшении отношений с Россией виноват именно Конгресс. «Наши отношения находятся на исторически самом низком и очень опасном уровне. Поблагодарить за это можно Конгресс», — написал президент в своем Twitter 3 августа 2018 г. Однако и он сам анонсирует жесткую позицию в отношении России, пытаясь тем самым опровергнуть обвинения в сговоре с Россией. В одном из интервью заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков отметил, что среди сенаторов и конгрессменов немало тех, кто осознанно старается ограничить свободу внешнеполитического маневра Президента США, чтобы не дать ему возможности наладить отношения с Россией.

Выборы в Конгресс, президент Трамп и Россия

Одна из особенностей промежуточных выборов, контекст и атмосфера, в которых они проходят, — нагнетание российской угрозы вмешательства в текущий выборный процесс. Кроме того, обсуждение возможных результатов выборов выстраивается вокруг будущей степени свободы действий президента Д. Трампа, в том числе, в выстраивании отношений с Россией.

В случае избрания нового президента как до 2020 г., так и после остается неизвестным его отношение к России и желание или нежелание выстраивать с ней отношения.

Победа демократов на выборах в Конгресс нежелательна для Дональда Трампа. Вероятнее всего, демократам не удастся получить большинство в обеих палатах, позиции республиканцев в Сенате достаточно прочны, тем не менее получить большинство в палате представителей демократам вполне по силам. Если демократы получат большинство хотя бы в одной из палат, они могут запустить процедуру импичмента. При таком раскладе Д. Трамп окажется еще более скованным в своих действиях. Импичмент подразумевает под собой процедуру привлечения к ответственности и судебному разбирательству дел о преступлениях высших должностных лиц и судей. По Конституции США, право возбуждения преследования в порядке импичмента предоставлено Палате представителей, а исключительное право осуществления суда в порядке импичмента — Сенату. То есть нижняя палата ведет расследование и предъявляет обвинение, а верхняя выступает как судебная коллегия. При возбуждении импичмента против президента в Сенате председательствует глава Верховного суда, для вынесения приговора необходимо одобрение 2/3 голосов присутствующих сенаторов. Приговор ограничивается отстранением от должности и лишением права занимать какую-либо должность на службе США. В американской истории есть два примера возбуждения процедуры импичмента против президента Палатой Представителей — против президентов Эндрю Джонсона (1868 г.) и Билла Клинтона (1998–1999 гг.), но оба лидера были оправданы Сенатом. Президент США Ричард Никсон под угрозой импичмента добровольно сложил полномочия и ушел в отставку (1974 г.).

Победа республиканцев на выборах в Конгресс вряд ли поможет Д. Трампу значительно укрепить свои позиции, учитывая, что республиканцы уже представляют большинство в Конгрессе, но это не приводит к слаженному взаимодействию исполнительной и законодательной власти. Для Д. Трампа важна победа тех кандидатов-республиканцев, которые являются его сторонниками, но даже в этом случае в США продолжится период слабого президентства.

Какой расклад наиболее благоприятен для России и будущего российско-американских отношений? Они нередко выстраивались на основе межличностных отношений лидеров России и США. Президентский уровень — это лишь одна из составляющих отношений, как показал опыт саммита в Хельсинки (июль 2018 г.), делать ставку только на него в условиях слабого института президентства нецелесообразно.

Неизвестно, сколько Д. Трамп продержится на посту президента, сможет ли он обеспечить себе относительную свободу и независимость от Конгресса. Неизвестно, кто и когда станет его преемником. После выборов в Конгресс есть три варианта развития событий. Первый — отстранение действующего президента от власти в результате импичмента до 2020 г. В случае получения большинства мест в Сенате республиканцами они вряд ли допустят признание импичмента, хотя разбирательства по этому вопросу могут затянуться надолго и отвлекут на себя значительные ресурсы. Второй вариант — избрание нового президента в 2020 г. после истечения президентского срока Д. Трампа. Третий вариант — переизбрание действующего президента в 2020 г. на второй срок. В случае избрания нового президента как до 2020 г., так и после остается неизвестным его отношение к России и желание или нежелание выстраивать с ней отношения. На данный момент в США сложился негативный образ России как страны, вмешивающейся в избирательный процесс в иностранном государстве, совершающей кибератаки, несоблюдающей нормы международного права, «аннексировавшей» Крым, применившей химическое оружие в Солсбери. Пока подобный образ существует в мышлении американской политической элиты, конгрессменов и сенаторов, выход на конструктивное взаимодействие с Россией представляется маловероятным.


  1. Какой исход выборов в Конгресс США, по вашему мнению, мог бы оказать положительное влияние на российско-американские отношения в краткосрочной перспективе?

    Ни один из возможных результатов не способен оказать однозначного влияния  
     181 (71%)
    Большинство республиканцев в обеих палатах  
     46 (18%)
    Большинство демократов в обеих палатах  
     27 (11%)

Оценить статью
(Голосов: 9, Рейтинг: 4.89)
 (9 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju