Read in English
Оценить статью
(Голосов: 17, Рейтинг: 4.71)
 (17 голосов)
Поделиться статьей
Елена Зиновьева

Д.полит.н., профессор кафедры мировых политических процессов ФУП МГИМО МИД России

Бай Яцзе

Аспирантка МГИМО МИД России

Нарастание конфликтности в цифровом пространстве обуславливает стремление государств к укреплению цифровых границ и защите суверенитета. Лидер и первопроходец в данной области — Китай, Россия также в течение длительного времени проводит линию на суверенизацию цифровой сферы. После начала СВО политика цифрового суверенитета в России получила дополнительный импульс, в частности, был запрещен ряд западных социальных сетей и СМИ.

В обоих государствах стремление к цифровому суверенитету ставит во главу угла вопросы безопасности, при этом в практике его реализации есть различия. Россия уделяет большое внимание дипломатическим усилиям и внешнеполитическим инициативам в области цифрового суверенитета, а также делает акцент на обеспечении международной информационной безопасности (МИБ). Китай же рассматривает цифровой суверенитет как важный элемент защиты экономически значимых цифровых активов от киберугроз, а также уделяет особое внимание контролю контента в рамках национального сегмента Интернета, в то время как на международном уровне Китай более склонен выступать в поддержку российских инициатив и по сравнению с Россией значительно реже выступает с дипломатическими проектами в данной области. В обеих странах защита цифрового суверенитета включает контроль контента национального сегмента сети Интернет, что предполагает поддержку создания национальных социальных сетевых сервисов, платформенных компаний, а также поисковых систем и почтовых сервисов.

Схожесть приоритетов в области цифрового суверенитета способствует развитию сотрудничества на двустороннем уровне, а также позволяет России и Китаю согласованно продвигать общие подходы на глобальных и региональных площадках.

Цифровой суверенитет означает опору на собственные силы, в том числе в области аппаратной базы современных цифровых технологий, но это не влечет за собой закрытость, а, скорее, управляемую открытость и готовность к сотрудничеству при сохранении независимости.

 

Нарастание конфликтности в цифровом пространстве обуславливает стремление государств к укреплению цифровых границ и защите суверенитета. Лидер и первопроходец в данной области — Китай, Россия также в течение длительного времени проводит линию на суверенизацию цифровой сферы. После начала СВО политика цифрового суверенитета в России получила дополнительный импульс, в частности, был запрещен ряд западных социальных сетей и СМИ.

В обоих государствах стремление к цифровому суверенитету ставит во главу угла вопросы безопасности, при этом в практике его реализации есть различия. Россия уделяет большое внимание дипломатическим усилиям и внешнеполитическим инициативам в области цифрового суверенитета, а также делает акцент на обеспечении международной информационной безопасности (МИБ). Китай же рассматривает цифровой суверенитет как важный элемент защиты экономически значимых цифровых активов от киберугроз, а также уделяет особое внимание контролю контента в рамках национального сегмента Интернета, в то время как на международном уровне Китай более склонен выступать в поддержку российских инициатив и по сравнению с Россией значительно реже выступает с дипломатическими проектами в данной области.

Вместе с тем, схожесть приоритетов в области цифрового суверенитета способствует развитию сотрудничества на двустороннем уровне, а также позволяет России и Китаю согласованно продвигать общие подходы на глобальных и региональных площадках.

Цифровой суверенитет в международной политике

В ответ на растущий масштаб угроз международной информационной безопасности наметилась тенденция к укреплению цифрового суверенитета государств. Учитывая, что цифровые технологии имеют определяющее значение в экономическом развитии, политическом процессе и обеспечении национальной и международной безопасности, контроль над их развитием становится важнейшей ставкой в глобальной борьбе за власть.

Политическая концепция суверенитета, понимаемая как власть, которой обладает руководящий орган без какого-либо вмешательства со стороны внешних сил, происходит от латинского слова «superanus», что означает «над» или «высший». Суверенитет в первую очередь означает независимость государства по отношению к другим государствам (внешний суверенитет), а также его верховную власть над всеми полномочиями на территории государства (внутренний суверенитет). Эта же трактовка применима и к анализу цифрового суверенитета современных государств.

Первоначально Интернет воспринимался как пространство, на которое не распространяются нормы суверенитета и к которому не применимо понятие государственных границ. Однако, по мере роста значимости технологии, государства осознали необходимость управления ее развитием и контроля национального сегмента цифрового пространства. Видение глобального Интернета, в котором нет государственных границ, характерное для 1990-х 2000-х гг., ушло в прошлое.

«Арабская весна» 2011 г. показала уязвимость политических режимов по отношению к внешнему информационному воздействию. Эти события стали водоразделом, после которого наметилась тенденция к усилению внимания со стороны государств к вопросам обеспечения информационной безопасности, а также стремление контролировать трансграничные потоки информации, передаваемой по социальным сетям с тем, чтобы не допустить инспирирования «цветных революций» по цифровым каналам. Кроме того, важным стимулом к укреплению цифрового суверенитета стала необходимость защиты критической информационной инфраструктуры от возможных атак. Цифровой суверенитет предполагает контроль внешнего контура цифровой инфраструктуры для защиты от информационного воздействия и кибератак, наличие автономной программной и аппаратной базы в области цифровых технологий, развитого ИТ-сектора и платформенных компаний, а также технологий производства радио- и микроэлектроники, маршрутизаторов, микросхем и микропроцессоров и полупроводников. Таким образом, это весьма широкое понятие, которое по ряду параметров смыкается с категориями «технологический суверенитет» и «стратегическая автономия».

Помимо внутренней составляющей, цифровой суверенитет предполагает и международно-правовое закрепление принципа суверенного равенства государств в ИКТ среде в международных документах с тем, чтобы оформить его не только как международно-правовой обычай, но и как норму права.

Первопроходцем в сфере цифрового суверенитета стал Китай, где с конца 1990-х гг. ведётся политика по защите национального информационного пространства, символ и практическая реализация которой — Великий китайский файрволл. Россия внесла важный вклад в признание значимости суверенитета в ИКТ среде на международном уровне, а в последние годы усиливает внимание к контролю трансгранично передаваемого в сети контента.

Подход России к обеспечению цифрового суверенитета

Россия — один из центров силы в глобальном информационном пространстве. По числу пользователей Интернета, а также по уровню развития ИТ-компаний и платформенной экономики страна относится к лидерам европейского региона, что продемонстрировала эффективность работы российских платформенных компаний в пандемию. Российские компании в сфере информационной безопасности стали лидерами на глобальных рынках, яркий пример тому — Kaspersky.

Особый акцент Россия традиционно делала на международно-политическое оформление принципа государственного суверенитета в ИКТ среде. Россия была пионером в области формирования внешнеполитической повестки дня по вопросам МИБ и обеспечения цифрового суверенитета и удерживает интеллектуальное лидерство в этом направлении. С 1998 года Россия на уровне ООН, региональных и трансрегиональных международных организаций, а также в рамках двустороннего сотрудничества продвигает инициативу об обеспечении международной информационной безопасности, в основу которой положен международно-правовой принцип суверенного равенства государств.

Дипломатические усилия Российской Федерации внесли важнейший вклад в формирования политико-правовых оснований категории государственного суверенитета в ИКТ среде. В частности, с подачи России в итоговые документы Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВУИО) 2003 и 2005 гг. был внесен тезис о том, что политические полномочия по вопросам связанной с Интернет политики являются суверенным правом государств. Данный тезис нашел отражение в целом ряде Резолюций ГА ООН и в документах Групп правительственных экспертов по международной информационной безопасности. В настоящее время в рамках ООН действует созданная по инициативе России Рабочая группа открытого состава ООН по безопасности использования ИКТ и самих ИКТ второго созыва, в рамках которой обсуждаются острейшие вопросы международной информационной безопасности. В документах данной Группы также нашел отражение принцип суверенного равенства государств в ИКТ среде.

Однако Россия делает акцент не только на международно-политической составляющей суверенитета в ИКТ-среде, но и на укреплении цифровых границ. Практика цифрового суверенитета в Российской Федерации берет начало в 2000-х гг., а основополагающим документом стала Доктрина информационной безопасности от 2000 года. Важнейшими компонентами цифрового суверенитета стали развитие национальных поисковых систем и социальных сетей, укрепление цифрового контура национального сегмента сети Интернет, в том числе создание хранилищ данных и точек обмена трафиком. Предпринимались шаги, направленные на развитие российского программного и аппаратного обеспечения с целью снижения зависимости от зарубежных технологий.

Национальная платёжная система также стала элементом цифрового суверенитета. Успехи в данной области были достигнуты в 2000–2010 гг., что способствовало продолжению избранного курса. В частности, в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации от 2016 года отмечается важность ликвидации зависимости отечественной промышленности от зарубежных технологий и за счет создания, развития и широкого внедрения отечественных разработок, а также производства продукции и оказания услуг на их основе.

Нормативно-правовое оформление политика цифрового суверенитета приобрела с принятием в ноябре 2019 г. Закона о «суверенном Интернете» [1], который сформировал правовую базу для централизованного управления Интернетом в государственных границах. Однако в течение длительного времени цифровой суверенитет в России не предполагал контроля контента внутреннего сегмента Интернета и ограничения доступа к западным цифровым площадкам по модели КНР. Начало Специальной военной операции России на Украине и обострение отношений со странами Запада актуализировали и форсировали политику России в области цифрового суверенитета. В 2022 г. на территории России была запрещена деятельность ряда западных ИТ-платформ, что стало еще одним шагом на пути к укреплению цифрового суверенитета. Санкционное давление со стороны стран Запада также привело к снижению технологической зависимости отечественного ИТ-сектора. В частности, появляются такие отечественные ИТ-решения, как онлайн-образовательные площадки Stepik и Skillbox, пришедшие на смену Coursera. Кроме того, за последний год существенно выросла востребованность российского программного обеспечения, особенно в сфере информационной безопасности.

Как отмечает Д. Дробинин, только обеспечение суверенитета, возможное «при открытости к самому широкому взаимообогащающему равноправному международному сотрудничеству, может гарантировать устойчивое развитие России и достойное место нашей страны в многополярном миропорядке». В свою очередь, по мнению И. Сафранчука, поведение России на международной арене долгое время определялось дилеммой между суверенитетом и развитием, что предполагало стремление ориентироваться на западные образцы управления в цифровом пространстве.

В настоящее время пришло понимание необходимости ориентироваться на национальные технологии. Российская практика цифрового суверенитета в значительной степени ориентирована на сотрудничество с Китаем, что отражает общий вектор внешней политики страны, который характеризуется смещением акцентов на Восток.

Подход Китая к обеспечению цифрового суверенитета

Китай стал государством-первопроходцем в области суверенного развития цифровых технологий. В конце 1990-х гг. в КНР была создана техническая система контроля и фильтрации контента, получившая название «Великой китайской Интернет-стены». Именно поддержка государства и ограничение присутствия западных ИТ-гигантов способствовало росту автономного ИТ-сектора Китая, причем в настоящее время в его ряды входят компании-лидеры как в области платформенной экономики, так и в сфере технологической сетевой инфраструктуры. По оценкам ЮНКТАД, Китай по уровню развития цифровых технологий КНР уступает только США.

Концепцию суверенного Интернета сформулировал «отец китайского файервола» Фан Биньсин и озвучил ее в 2011 г. на Международном симпозиуме по информационной безопасности в Чанше. В основе его идеи лежат четыре принципа: каждая страна должна обладать полным контролем над своим сегментом Интернета; государство должно иметь возможность защищать свой сегмент Интернета от любых внешних атак; все страны должны иметь равные права на использование ресурсов в Интернете; другие страны не должны контролировать корневые DNS-серверы, через которые осуществляется доступ к национальному сегменту Интернета.

Подход Китая к обеспечению цифрового суверенитета исходит из того, что цифровые технологии и Интернет представляют собой значимые элементы, необходимые для достижение геополитического лидерства. При этом особый акцент делается на развитии прорывных технологий и реализацию экономических преимуществ цифровизации. Среди «четырех принципов» и «пяти предложений» по развитию и управлению Интернетом, выдвинутых Второй Всемирной интернет-конференцией в 2015 г., первым принципом является «уважение суверенитета в интернет-пространстве».

Как и в России, в Китае обеспечение безопасности — это важнейшая составляющая политики цифрового суверенитета. В 2016 г. в Китае были обнародованы «Закон о кибербезопасности» и «Национальная стратегия безопасности киберпространства». В документах стратегического планирования подчеркивается необходимость обеспечения суверенитета и национальной безопасности в киберпространстве, защиты информационной инфраструктуры, борьбы с кибертерроризмом и преступностью. При этом безопасность предполагает развитие международного сотрудничества. В 2017 г. КНР была обнародована «Стратегия международного сотрудничества в киберпространстве», позиция и предложения Китая в области кибербезопасности были систематизированы и уточнены. Среди них подчеркивается атрибут национального суверенитета киберпространства и поддерживается ведущая роль ООН.

На Двадцатом съезде Коммунистической партии Китая в октябре 2022 г. было подчеркнуто, что без кибербезопасности не будет национальной безопасности, а без информатизации не будет модернизации, защита цифрового суверенитета — важная гарантия кибербезопасности.

Вместе с тем по мере роста технологического потенциала Китая США стали отрезать китайские технологические компании от глобальных цепочек поставок, рынков капитала и доступа на западные рынки. В разное время США и их союзники вводили ограничительные меры против таких китайских компаний и социальных сетей, как ZTE, Huawei, WeChat, TikTok и др.

В этих условиях Китай стал более активен в области участия в выработке внешнеполитической повестки. В сентябре 2020 г. Китай выпустил «Глобальную инициативу по безопасности данных», в которой подчеркивается, что все страны должны уважать суверенитет других стран и решительно пресекать незаконный сбор личной информации граждан других стран и передачу данных из других стран без разрешения. В документе также подчеркивается важность уважения государственного суверенитета в области данных, а также центральной роли ООН в международном сотрудничестве. Россия поддержала видение КНР.

Важную роль в реализации национальных интересов Китая в цифровой среде играет внешнеполитическая инициатива «Цифровой шелковый путь». Благодаря развитию инициативы «Один пояс, один путь» трансграничная цифровая инфраструктура стран и регионов вдоль маршрута становится все более взаимосвязанной. Следовательно, возникает потребность в безопасности трансграничной цифровой инфраструктуры, что актуализирует необходимость международного сотрудничества. Взаимодействие России и Китая по вопросам информационной безопасности играет особую роль, как в рамках международной системы в целом, так и на уровне региона «Большой Евразии».

Уважение государственного суверенитета как принцип, лежащий в основе цифрового сотрудничества России и Китая

История сотрудничества России и Китая в области МИБ имеет долгую традицию на двустороннем и многостороннем уровнях. В 2006 г. лидеры стран на «полях» ШОС приняли совместное заявление в области международной информационной безопасности. В мае 2015 г. Россия и Китай подписали двустороннее соглашение о сотрудничестве в области МИБ. В июне 2016 г. Владимир Путин и Си Цзиньпин подписали совместное Заявление о сотрудничестве в области развития информационного пространства. Лидеры подчеркивают, что они отстаивают принцип уважения национального суверенитета в информационном пространстве и изучают возможности выработки универсальных правил ответственного поведения в информационном пространстве в рамках ООН.

Помимо информационной безопасности, двустороннее взаимодействие также затрагивает широкий спектр новых угроз безопасности, связанных с развитием прорывных технологий. В 2022 г. стороны подписали «Совместное заявление РФ и КНР о международных отношениях, вступающих в новую эпоху, и глобальном устойчивом развитии». Обе стороны придают большое значение вопросу управления искусственным интеллектом, подтверждая углубление сотрудничества в области МИБ. Также отмечается, что к информационному пространству применимы такие принципы, как уважение государственного суверенитета и основных прав человека, невмешательство во внутренние дела.

Страны взаимодействуют в рамках региональных и трансрегиональных международных площадок, среди которых особое место занимают ШОС и БРИКС. В сентябре 2022 г. председатель КНР Си Цзиньпин на саммите в Самарканде заявил, что государства — члены ШОС должны поддерживать усилия друг друга и защищать от «цветных революции», а также поддерживать свой суверенитет и политическую безопасность. В рамках БРИКС, участников которого называют «ястребами суверенитета», также наметилась координация политики в области информационной безопасности и защиты цифрового суверенитета. При этом именно Россия и Китай выступают в роли наиболее активных стран, поддерживающих обсуждение данной проблематики в рамках данного объединения.

ШОС и БРИКС выделяют в качестве приоритетной цели развитие сотрудничества в рамках ООН. К сожалению, в условиях фрагментации глобального информационного пространства международное сотрудничество в данной области на уровне ООН сталкивается с растущим противодействием со стороны стран Запада, которые выступают с альтернативными инициативами. В их числе выдвинутая Францией на уровне ООН Программа действий в области поощрения ответственного поведения государств в киберпространстве, Рекомендации ОЭСР в области регулирования технологий искусственного [2] и инициатива на уровне «Группы семи» в области регулирования трансграничных потоков данных [3]. Схожая конкуренция проектов в области управления передовыми технологиями наблюдается и в области технологий искусственного интеллекта, регулирования сетей связи нового поколения (5G), а также регламентации технологий интернета вещей и пр.

Таким образом, международная борьба идет вокруг новых инструментов глобального влияния, таких как глобальные нормы и институты, технологические стандарты, торговля и технологии. Запад продвигает порядок, основанный на правилах, в рамках которого не предполагается уважение цифрового суверенитета незападных государств. Россия и Китай, а также партнеры по ШОС, БРИКС и другим международным организациям, предлагают альтернативное видение глобальной цифровой сферы, основанное на уважении государственного суверенитета.

***

В России и Китае политика обеспечения цифрового суверенитета ставит во главу угла вопросы информационной безопасности, при этом Россия выступает в роли лидера формирования международного режима в данной области, в то время как Китай делает больший акцент на обеспечении безопасности данных как важнейшего актива цифровой экономики. В обеих странах защита цифрового суверенитета включает контроль контента национального сегмента сети Интернет, что предполагает поддержку создания национальных социальных сетевых сервисов, платформенных компаний, а также поисковых систем и почтовых сервисов. Цифровой суверенитет означает опору на собственные силы, в том числе в области аппаратной базы современных цифровых технологий, но это не влечет за собой закрытость, а, скорее, управляемую открытость и готовность к сотрудничеству при сохранении независимости.

1. Закон о «суверенном Интернете» — неформальное название Федерального закона от 01.05.2019 №90-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

2. Recommendation of the Council on Artificial Intelligence, 2019 OECD/LEGAL/0449

3. Дорожная карта «Группы семи» по сотрудничеству в области свободных потоков данных и доверия. Лондон, 2021.

Оценить статью
(Голосов: 17, Рейтинг: 4.71)
 (17 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju