Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 14, Рейтинг: 4.64)
 (14 голосов)
Поделиться статьей
Ксения Джалагония

Программный координатор, контент-менеджер сайта РСМД

Туристическая отрасль к началу апреля этого года оказалась в глубоком кризисе из-за повсеместного закрытия границ государств и введения режимов ЧС, что повлекло за собой спад деловой активности, тем самым спровоцировав нанесение ущерба всей мировой экономике.

Серьёзный удар испытала на себе вся мировая авиаиндустрия, которая пострадала едва ли не больше других отраслей экономики — пандемия фактически уничтожила долгосрочные стратегии, привела к массовым увольнениям и заморозила сотни тысяч ежедневно выполняемых международных авиарейсов.

Общая динамика распространения вируса и действие карантинных мер позволяют постепенно начинать планирование летних полётных программ. Авиаперевозчики готовятся наращивать обороты с июля. Air France от настоящей загруженности в 5% планирует увеличить количество рейсов до 30%, ирландская Ryanair готова запустить 40% рейсов от своей обычной загруженности — т.е. почти 1000 рейсов в день, а немецкая Lufthansa готовится к запуску перелётов по 130 направлениям уже к концу июня.

Крупнейшие игроки туроперейтинга в РФ на данный момент переориентируют все свои ресурсы на внутренний рынок — уже готовятся чартерные программы и пакетные туры на курорты Краснодарского края и Крыма на это лето. Перспективы внутреннего туризма эксперты оценивают по-разному, но очевидно, что у отечественного турбизнеса появляется стимул к серьезному росту.

Выездной туризм в ближайшее время как никогда зависит не только от улучшения эпидемиологической ситуации в РФ, но и от ограничительных мер во всех остальных государствах.

При положительной динамике снижения угрозы уже в августе выезд за границу с целью туризма для граждан РФ может стать реальностью. Но стоит понимать, что в связи с новыми протоколами безопасности, по крайне мере в ближайшее время возможность путешествовать будет предоставляться не в том виде, в каком это было до пандемии.

В любом случае, полная «заморозка» международной индустрии путешествий невозможна, т.к. это приведет не только к губительным последствиям для экономики, но и к другим негативным факторам в поддержании гуманитарных связей между государствами.

Туристическая отрасль к началу апреля этого года оказалась в глубоком кризисе из-за повсеместного закрытия границ государств и введения режимов ЧС[1]. Из непосредственного очага вирус иррадировал далеко за пределы всего азиатского региона и сделал это достаточно быстро, погрузив весь мир в панику и молниеносный алгоритм введения карантинных мер, повлекших за собой спад деловой активности, тем самым спровоцировав нанесение ущерба всей мировой экономике.

С таким деструктивным глобальным явлением туристическая отрасль сталкивается впервые за несколько десятилетий — Всемирный совет по туризму и путешествиям (WTTC) утверждает, что в связи с пандемией 2020 года потери мировой индустрии путешествий составят более 2 трлн долл.

Кризис авиационной отрасли

Серьёзный удар испытала на себе вся мировая авиаиндустрия, которая пострадала едва ли не больше других отраслей экономики — пандемия фактически уничтожила долгосрочные стратегии, привела к массовым увольнениям и заморозила сотни тысяч ежедневно выполняемых международных авиарейсов.

По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), в ангарах простаивают почти две трети мирового пассажирского флота, а это более 26 тыс. самолётов.

Стоит отметить, что тяжелая финансовая ситуация у некоторых авиакомпаний начала складываться ещё до проблем с пандемией. Так, крупнейший авиаперевозчик Италии и пятый по величине в Европе — Alitalia по итогам 2019 года зафиксировала убытки в размере 300 млн евро. Компания оказывается в «крутом пике» уже не в первый раз — более двух десятилетий она не приносит прибыль. Тем не менее, несмотря на падение оборота компании на 87,5% в 2020 году, именно благодаря кризису, который сейчас переживает авиаиндустрия, Alitalia может рассчитывать на светлое будущее. По словам министра экономического развития Италии Стефано Патуанелли, если раньше Alitalia была похожа на хрустальную вазу среди ваз из стали, на сегодняшний день ситуация в корне изменилась. Пока менее крупные авиаперевозчики ждут субсидий, Alitalia подхватила спасательный круг от правительства — компания будет полностью национализирована, а уже в июне будет выполнен ее полный перезапуск, компания получит в свой бюджет дополнительные 3 млрд евро от государства. Как подчеркнул Стефано Патуанелли, правительство сделает всё возможное для сохранения рабочих мест в компании. На данный момент в условиях кризиса и закрытых границ Alitalia вынуждена сфокусироваться на внутренних рейсах и коротких маршрутах, но в планах компании — сделать серьёзный акцент на дальнемагистральные направления после окончания карантинных мер и открытия границ.

Другой крупнейший авиаперевозчик Европы, франко-голландский Air France-KLM, показал убыток за первый квартал 2020 года в размере 815 млн евро (в 2019 г. эта цифра составляла 286 млн евро). По прогнозам Air France-KLM, во втором квартале 2020 г. объём авиаперевозок сократится на 95%, что приведёт к ещё большим финансовым потерям в этом периоде. Это первый «минус» такого масштаба в истории французско-голландского холдинга с момента их объединения в 2004 году.

На данный момент Европейский союз подтвердил финансирование в размере 7 млрд евро от правительства Франции, предназначенное для Air France. Нидерланды планируют предоставить от 2 до 4 млрд евро подразделению KLM.

Борьба за выживание заставляет концерн Air France-KLM продолжать предоставлять минимальные полётные программы на самых популярных европейских направлениях по нескольку раз в неделю, также продолжают выполняться дальнемагистральные рейсы из Парижа в Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Монреаль, Мексику, Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу и Токио. Одновременно с этим выполняются рейсы между материковой Францией и её заморскими территориями — Мартиникой, Французской Гвианой, Гваделупой и Реюньоном.

Общая динамика распространения вируса, которая демонстрирует замедление, и некоторое послабление карантинных мер в отдельных странах позволяют постепенно начинать планирование летних полётных программ. Авиаперевозчики готовятся наращивать обороты с июля. Air France от настоящей загруженности в 5% планирует увеличить количество рейсов до 30% (как внутри, так и за пределами ЕС), ирландская Ryanair готова запустить 40% рейсов от своей обычной загруженности — т.е. почти 1000 рейсов в день, а немецкая Lufthansa готовится к запуску перелётов по 130 направлениям уже к концу июня. Национальный авиаперевозчик Великобритании British Airways также собирался вернуть в расписание основные рейсы в июле. К сожалению, из-за заявления Бориса Джонсона о внедрении обязательного 14-дневного карантина (который, к слову, действует также на территории многих государств ЕС до конца мая и, возможно, будет продлён на неопределённый срок) для всех прилетающих в страну пассажиров эти планы British Airways могут реализоваться значительно позже.

В условиях сложной экономической ситуации в сфере туриндустрии, Европейская комиссия поспешила обнародовать поэтапный план открытия границ, аэропортов и отелей. По словам комиссара ЕС по транспорту Адины Вэле, основная цель плана — создать безопасные условия на всех видах транспорта, как для путешественников, так и для всех работников этой сферы.

Забота о потребителе поставила Еврокомиссию в неудобное положение перед авиаперевозчиками, которые выдвинули просьбу о временном приостановлении действия закона о правах пассажиров, который обязывает возвращать денежные средства в случае отмены рейса. Вместо денежных средств перевозчики готовы предоставлять ваучеры на другие даты, но такой вид «возврата» выглядит не слишком привлекательным для большинства пассажиров. Просьба была проигнорирована, поскольку в приоритете ЕС — защита прав граждан Евросоюза. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта, без временной заморозки действия закона, авиакомпаниям грозит серьёзный удар по бюджету в виде выплат денежных компенсаций в размере 9,2 млрд евро, что приведёт к постановке вопроса о ликвидности бизнеса.

«В то время, когда авиакомпании сталкиваются с самым большим кризисом в своей истории, мы разочарованы и удивлены тем, что комиссия проигнорировала просьбу большинства государств-членов о внесении временной поправки», — сообщил региональный вице-президент IATA по Европе Рафаэль Шварцман.

В вопросе социального дистанцирования в самолётах Еврокомиссия пошла навстречу авиаперевозчикам, которые единогласно заявляют, что экономически нецелесообразно эксплуатировать самолеты с большим количеством свободных мест. ЕК готова не давать рекомендаций по дистанцированию на уровне ЕС, но национальные правительства позволят руководствам авиакомпаний применять такие меры, если они того пожелают.

По рекомендациям Еврокомиссии, обеспечение безопасности перелётов должны включать в себя поощрение пассажиров за регистрацию в Интернете, замер температуры у пассажиров, обеспечение социальной дистанции при сдаче багажа, отсутствие питания, регулярную дезинфекцию салона, обязательное ношение средств защиты как сотрудниками авиакомпаний, так и пассажирами. При этом прохождение экспресс-теста на COVID-19 не будет считаться эффективной мерой даже при наличии отрицательного результата — члены ЕК признают, что человек может заразиться вирусом после прохождения теста. При этом все участники индустрии признают, что очень важно добиться выполнения одинаковых условий по безопасности на всех направлениях и всеми перевозчиками — несогласованные меры будут только тормозить восстановление отрасли.

Обращаясь к азиатскому рынку авиаперевозок, можно увидеть похожую картину — гигантские убытки и постепенные шаги к возобновлению авиасообщения, которое происходит поэтапно от перезапуска внутренних рейсов до расширения полётных программ в пользу международных направлений. Конечно, есть и такие исключения, как национальная авиакомпания Сингапура Singapore Airlines, которая при полном отсутствии внутреннего рынка вынуждена ожидать полноценного открытия границ, отправив весь свой парк самолётов Airbus A380 на бессрочное хранение в Элис-Спрингс на севере Австралии.

Крупнейшие игроки рынка спешат как можно быстрее выйти из кризиса — перевозчик ближневосточного региона Emirates уже с середины мая выполняет согласованные с посольствами разных государств вывозные рейсы, а к началу июня планирует полноценно запустить девять коммерческих рейсов в Лондон, Париж, Франкфурт, Милан, Мадрид, Чикаго, Торонто, Сидней и Мельбурн.

Национальная авиакомпания Катара Qatar Airways заявила, что к концу июня планирует начать выполнять рейсы по 23 направлениям в Европе, четыре рейса в Cеверную и Южную Америку, 20 рейсов — на Ближнем Востоке и в Африке, а также 33 рейса — в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Очевидно, что от удара по бюджету раньше всех удастся оправиться китайским авиаперевозчикам China Eastern Airlines, China Southern Airlines и Air China, которые первыми ощутили на себе всю нагрузку от ограничений из-за пандемии ещё в самом начале этого года и первыми получили возможность восстанавливать свои позиции. Благодаря «просторному» внутреннему рынку и высокому спросу на маршруты между городами с наиболее развитой промышленностью и финансовыми центрами, уже в марте гражданская авиация Китая смогла восстановиться на 20%. Китай будет готов принимать международные авиарейсы уже с конца июня — этим непременно воспользуются в первую очередь наиболее заинтересованные в этом Korean Air, Asiana, американский авиахолдинг United Airlines, а также Qatar Airways и Turkish Airlines.

Несмотря на рвение авиакомпаний быстрее вернуться в строй, прогнозы аналитиков сводятся к тому, что процесс покорения прежних вершин в сфере авиаперевозок займет несколько лет и будет отставать от общей экономической активности. Так, по прогнозам IATA, представленным совместно с Tourism Economics, в этом году мировой ВВП снизится примерно на 5% и вернётся к прежним показателям 2019 года лишь в 2021 г., в то время как объём авиаперевозок достигнет прежних показателей только к 2023 году.

Прогнозы IATA/Tourism Economics

Как себя чувствуют отельеры?

В условиях глобального карантина гостиничный бизнес также оказался под тяжелейшим ударом — ущерб от нового вируса оказался гораздо более масштабным по сравнению с недавним глобальным экономическим кризисом 2008 года и эпидемией SARS в 2004 году.

По данным Американской ассоциации гостиниц и отелей (American Hotel & Lodging Association), по меньшей мере 70% сотрудников отелей только лишь в Соединенных Штатах были уволены или отправлены в неоплачиваемые отпуска. По всему миру отели остаются функционировать с минимальной загрузкой или закрываются вовсе.

Серьёзный урон отрасли отчетливо виден на примере международной сети отелей и курортов Hilton. Всего за первый квартал 2020 года сеть зафиксировала падение выручки со 158 млн долл. до 18 млн долл. и была вынуждена закрыть 10% своего американского фонда и 60% отелей по всей Европе.

Первые шаги в сторону восстановления сеть Hilton делает не только внутри страны, но и в азиатском регионе, объявив об открытии всех своих отелей на материковой части Китая уже в июне. Естественно, вместе с перезапуском бизнеса планируется внедрение новых протоколов обеспечения безопасности здоровья постояльцев. Гостиничный гигант планирует активизировать свою программу CleanStay, которая даст возможность выйти на новый уровень предоставления клинингового сервиса.

По оценкам Европейской комиссии, средиземноморские курорты в этом году не смогут получить и половины среднего дохода. По данным аналитиков финансовой группы UBS, в марте 2020 г. прибыль туристической отрасли в Италии упала на 95%, в Испании — на 77%. Для государств Евросоюза это настоящая трагедия, ведь туристический сектор имеет важное значение для национальных экономик стран-участников. По данным Всемирного банка, на туристическую отрасль приходится 20% ВВП в Греции, 18% — в Португалии, 15% — в Испании и 13% — в Италии.

Несмотря на неутешительные прогнозы, участники рынка не теряют надежду на поддержку со стороны правительств. Так, Франция уже представила детали «плана Маршалла для туризма». Финансовая поддержка в рамках плана составит 18 млрд евро. Также финансовая помощь будет оказываться из уже действующего «Фонда солидарности» — предприятия смогут получить из фонда помощь в размере до 10 тысяч евро.

Чтобы хоть как-то спасти летний сезон, крупные сети и малый гостиничный бизнес готовы к постепенному заполнению номерного фонда уже в начале июля. Ожидается, что весь летний период отельеры и рестораторы будут обязаны выполнять новые протоколы безопасности, составленные Еврокомиссией в связи с риском возникновения новых очагов заражения.

Следует отметить, что уже наблюдается некоторая несогласованность действий участников индустрии, что не способствует росту доверия со стороны конечных потребителей. По предварительным условиям, которые обнародовала Греция, очевидно, что уже начинаются расхождения с мнением Еврокомиссии. Так, представители ЕК ранее заявляли, что отрицательный тест на COVID-19 не будет эффективной мерой ограничения из-за того, что заболеть можно после сдачи теста. Министерство по туризму Греции в это же время сообщает, что наличие справки о здоровье будет обязательным условием для въезда в страну.

Насколько же будет популярен отдых в условиях выполнения этих протоколов? Многим путешественникам отдых в новых реалиях принесёт дополнительные неудобства, такие как отсутствие питания на борту самолёта, отсутствие программы питания по системе «шведский стол» в отелях, ограниченный доступ на пляж и другие объекты на курортах, также есть риск попасть в «карантинный отель» на весь период отпуска при наличии признаков заболевания. Всё это говорит о не самой высокой степени привлекательности путешествий в ближайшее время и подтверждает догадки о медленном восстановлении отрасли даже в условиях ожидания «отложенного спроса» этим летом.

Проблемы отечественного туроперейтинга

Представители выездного туризма в России ощутили на себе момент «входа» в кризис в середине марта 2020 года — именно в этот период границы государств начали закрываться одно за другим, и перед представителями отрасли встал вопрос о возвращении граждан на родину и проблемы массовых аннуляций туристических услуг.

Как отметил Сергей Лавров в своём интервью медиахолдингу РБК, на данный момент на родину возвращено более 250 тысяч граждан РФ, и этот процесс ещё не завершен — около 30 тысяч человек ожидают вывозных рейсов. Колоссальная работа по возвращению граждан РФ проводится совместно с Минкомсвязи России и Росавиацией, а также МИД РФ и его загранучреждениями во взаимодействии с Роспотребнадзором и главами субъектов регионов РФ. Непосредственно в вывозных рейсах задействованы 12 российских авиакомпаний: «Аэрофлот», «Россия», «Аврора», «Уральские авиалинии», «Сибирь», «Азур Эйр», «ЮТэйр», «Роял Флайт», «Якутия», «ИрАэро», «Нордавиа» и «Икар».

Ограничительные меры из-за пандемии сильно повлияли на экономическую сторону вопроса. По словам главы Ростуризма Зарины Догузовой, только в сфере внутреннего и въездного туризма падение оборота уже достигло 95–100%. Как следствие, отрасль туризма в РФ не дополучит доход в объеме около 1,5 трлн рублей в первом полугодии 2020 года.

Сложность ситуации привела к принятию третьего пакета антикризисных мер правительством РФ — государственная поддержка включила в себя решения по отсрочке уплаты авансовых платежей за I квартал 2020 года по налогу на имущество организаций и земельному налогу. По оценкам экспертов, такая мера способна поддержать около 1,4 тыс. гостиниц.

Следующая ожидаемая мера поддержки — законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции». Эти поправки позволят туроператорам, отелям и перевозчикам переносить выполнение обязательств перед клиентами в чрезвычайных ситуациях и при режиме повышенной готовности. Проект неофициально назван «законом о ваучерах» и получил широкую поддержку в экспертном обществе — он позиционируется чуть ли не как единственная возможность для сохранения туристического рынка.

Несмотря на все трудности и потери, настроения в отрасли не слишком пессимистичные. «Индустрия выйдет из карантина изрядно побитой, но не в нокауте, а колоссальный отложенный спрос ни у кого не вызывает сомнений», — сообщает Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР).

Крупнейшие игроки туроперейтинга на данный момент переориентируют все свои ресурсы на внутренний рынок — уже готовятся чартерные программы и пакетные туры на курорты Краснодарского края и Крыма на это лето. Перспективы внутреннего туризма эксперты оценивают по-разному, но очевидно, что у отечественного турбизнеса появляется стимул к серьезному росту.

Выездной туризм в ближайшее время как никогда зависит не только от улучшения эпидемиологической ситуации в РФ, но и от ограничительных мер во всех остальных государствах. Июль повсеместно станет месяцем для перезапуска международного авиасообщения с введением новых условий по соблюдению мер безопасности.

Необходимо отметить, что конечному потребителю не стоит слишком торопиться с бронированием отпуска, ведь специалисты не отрицают возникновения «второй волны» пандемии. В этом случае негативный сценарий может отбросить понятие «открытого мира» до осени. При положительной динамике снижения угрозы уже в августе выезд за границу с целью туризма для граждан РФ может стать реальностью. Но стоит понимать, что в связи с новыми протоколами безопасности, по крайне мере в ближайшее время возможность путешествовать будет предоставляться не в том виде, в каком это было до пандемии.

Долгосрочная «заморозка» международной индустрии путешествий маловероятна, так как это не только губительно отразится на экономиках многих стран, но и негативно скажется на гуманитарных связях между государствами.


1. Режим ЧС был введен во многих странах мира: Италии, Испании, Чехии, Эстонии, Румынии, Болгарии, Венгрии, Словакии, США, Мексике, Ливане, Казахстане, Киргизии, Индонезии, Австралии и др. В России был введен режим повышенной готовности.


Оценить статью
(Голосов: 14, Рейтинг: 4.64)
 (14 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся