Read in English
Оценить статью
(Голосов: 15, Рейтинг: 4.87)
 (15 голосов)
Поделиться статьей
Иван Лошкарёв

К.полит.н., доцент кафедры политической теории МГИМО МИД России

В последние 15 лет все больше начали говорить о возвращении России в Африку. Важен сам глагол: именно возвращается, а не возвратилась. Тем самым формируется тезис о том, что быстрых успехов на африканском направлении российской внешней политики, вероятно, ждать не стоит. С этим можно было бы согласиться, если бы были какие-либо временные ограничения: однако и сегодня, и после грядущего саммита «Россия — Африка» ни те, кто формирует российскую политику в отношении Африки, ни те, кто ее претворяет в жизнь, ни те, кто эту политику анализирует, не могут четко сформулировать, когда и что именно Россия должна сделать на континенте. Российская политика в Африке вполне может похвастаться некоторыми достижениями, но за ними совершенно не просматривается какая-либо стратегия, система, упорядоченность. В таком виде отношения могли сносно работать до обострения международной обстановки (гражданская война в Сирии, крымские события, торговая война США и КНР), но сейчас Москве желательно четко понимать, что Африка может предложить России, что Россия может предложить Африке, где наши интересы с африканскими странами пересекаются, до какой степени России необходимо включаться в процесс экономического и политического развития континента.

Новая международная реальность с безжалостностью обнажает те проблемы, которые давно существуют в российско-африканских отношениях. Первая из этих проблем: Африка стремительно меняется. Поэтому все труднее опираться на советские наработки — особенно это касается образовательных связей. Сам по себе факт обучения в России (или в дружественных нам странах) уже не имеет прежнего значения для налаживания контактов с африканскими элитами, установления доверительных отношений в духе советской дипломатии. Еще одно измерение перемен в Африке — этнокультурное. Россия нуждается в совершенно новом наборе месседжей для дипломатии в Африке, поскольку отсылки к истории (например, к антиколониальной борьбе) могут не так хорошо работать в новых реалиях континента.

Какая стратегия нужна России? Концепция внешней политики 2016 г. содержит утверждение, что России интересно «разноплановое взаимодействие с африканскими государствами». Представляется, что такую цель проще достигнуть, используя индийский и японский опыт: акцент на горизонтальных связях, мощное дипломатическое присутствие как инструмент координации помощи развитию и публичной дипломатии. Реализация такой стратегии менее затратная по сравнению с опытом КНР, однако и в этом случае совокупный объем помощи развитию, кредитов и грантов должен вырасти по сравнению с нынешними показателями: по данным МИД РФ, в 2018 г. африканские страны получили от России только около 10 млн долл. в рамках «комплексного содействия» экономическому развитию. Помимо финансовой составляющей (и здесь сложно переоценить роль РЭЦ или аналогичных ему институтов) для российской стратегии важен выбор стран-партнеров. В свое время многие крупные игроки испытывали свою стратегию на какой-либо ограниченной группе африканских государств: для Турции это было Сомали, для КНР — Судан и Ангола, для Индии — страны Восточной Африки. В этом отношении российское руководство, видимо, проявляет осторожность и предполагает сформировать две тестовые группы — группу крупных стран Африки (Египет, Нигерия, ЮАР) и группу нестабильных государств Сахеля (ЦАР, Судан). Насколько такой подход поможет все-таки определиться со стратегией в отношении континента — покажет время.

В конечном счете, диверсификация внешнеполитических и внешнеторговых контактов в нынешней обстановке для России — вопрос первостепенный. Сейчас и на Африканском континенте благоприятный момент для возвращения России, и в России — благоприятный момент для осмысления своих целей и задач в Африке. Главное — понимать, что это может очень быстро измениться.


В последние 15 лет все больше начали говорить о возвращении России в Африку. Важен сам глагол: именно возвращается, а не возвратилась. Тем самым формируется тезис о том, что быстрых успехов на африканском направлении российской внешней политики, вероятно, ждать не стоит. С этим можно было бы согласиться, если бы были какие-либо временные ограничения: однако и сегодня, и после грядущего саммита «Россия — Африка» ни те, кто формирует российскую политику в отношении Африки, ни те, кто ее претворяет в жизнь, ни те, кто эту политику анализирует, не могут четко сформулировать, когда и что именно Россия должна сделать на континенте. Российская политика в Африке вполне может похвастаться некоторыми достижениями, но за ними совершенно не просматривается какая-либо стратегия, система, упорядоченность. В таком виде отношения могли сносно работать до обострения международной обстановки (гражданская война в Сирии, крымские события, торговая война США и КНР), но сейчас Москве желательно четко понимать, что Африка может предложить России, что Россия может предложить Африке, где наши интересы с африканскими странами пересекаются, до какой степени России необходимо включаться в процесс экономического и политического развития континента.

Новая международная реальность с безжалостностью обнажает те проблемы, которые давно существуют в российско-африканских отношениях. Первая из этих проблем: Африка стремительно меняется. Поэтому все труднее опираться на советские наработки — особенно это касается образовательных связей. Если в СССР готовили будущую элиту африканских стран (партийных функционеров, военных, руководителей производств, инженеров и врачей), то выпускникам российских вузов из Африки еще придется искать свое место на рынке труда. На сегодняшний день отношения с Африкой во многом вернулись к уровню позднего Советского Союза: и в 1992 г., и в 2019 г. у власти в африканских странах три выпускника вузов соцстран [1]. Несколько обнадеживает поток студентов: в 2018 г. в российских вузах обучалось 6781 студентов из стран Африки на программах бакалавриата, 8713 студентов — на программах специалитета, 1577 студентов — на программах магистратуры, то есть в совокупности более 17 тыс. человек. Если сравнить с данными, например, за 1988 год, то цифры вполне сопоставимы: в вузах СССР обучалось 44,2 тыс. студентов из развивающихся стран, около половины из которых представляли страны Африки [2]. Но совершенно очевидно, что сам по себе факт обучения в России (или в дружественных нам странах) уже не имеет прежнего значения для налаживания контактов с африканскими элитами, установления доверительных отношений в духе советской дипломатии.

Еще одно измерение перемен в Африке — этнокультурное. Яркий тому пример — незамеченная отечественным экспертным сообществом «революция оромо» в Эфиопии (2014–2018 гг.). В профессиональной среде принято говорить об особом месте Эфиопии в российской внешней политике — общая христианская культура, родина прадеда А.С. Пушкина, первый госпиталь в стране, построенный российским Красным Крестом еще в 1898 г. Однако этнополитический баланс в стране стремительно меняется: на смену южносемитскому христианскому большинству (амхара, тигре, гураге) приходит этнос оромо, который уже сейчас составляет 30–40% населения страны. Именно эту перемену зафиксировала трансформация правящей партии и правительства: под влиянием протестов и кровавых стычек в штате Оромия командные высоты политики и экономики перешли от тиграйского клана к блоку оромо и так называемых «южных народов». Важно понимать, что оромо — преимущественно мусульмане и политеисты по вероисповеданию, поэтому для них не имеет никакого значения общее христианское наследие России и Эфиопии. Также для оромо не имеют значение российско-эфиопские связи в имперский период (не только госпиталь, но и Пушкин!): в Эфиопской (Абиссинской) империи оромо находились в низшем слое социальной иерархии, изучение языка оромо практически не допускалось, а их самих называли «галла» — по одной из версий, «отвергнутые Богом» [3]. И эфиопский пример — это не исключение из правила, сходные процессы можно наблюдать в Чаде, Камеруне, Бенине и других странах. Проще говоря, Россия нуждается в совершенно новом наборе месседжей для дипломатии в Африке, поскольку отсылки к истории (например, к антиколониальной борьбе) могут не так хорошо работать в новых реалиях континента.

Вторая важная проблема — эффекты «болезни роста», которые испытывает Африка. На континенте 635 млн человек не имеют доступа к электричеству [4], около 330 млн не имеют базового доступа к источникам питьевой воды [5], около 240 млн — страдают от хронического недоедания [6]. При этом в Африке с огромной скоростью происходит урбанизация: в 1995–2015 гг. численность городского населения выросла вдвое и составила более 40% всех жителей континента. С темпами роста по 3–4% в год этот показатель к 2050 году составит 56% населения Африки (около 1,3 млрд человек) [7]. Это означает, что уже сейчас в африканских странах формируется мощный постиндустриальный сектор услуг, который сопутствует городскому образу жизни. Только в Африке южнее Сахары в 2018 г. было зафиксировано 456 млн уникальных пользователей мобильных телефонов: к 2025 году ожидается, что этот показатель превысит 600 млн человек [8]. Континент уже переходит к цифровой экономике: в 2017 г. было совершено 21 млн онлайн-покупок на сумму около 2 млрд долларов [9].

Что означают такие контрасты для России? В Африке очень быстро меняется обстановка, возникают новые возможности и риски, утрачивают смысл бизнес-идеи сегодняшнего дня. Тот, кто сумеет выявить новые возможности и придумает, как ими воспользоваться, получит несомненные преимущества. С этой точки зрения, Россия может многое: у нас очень хорошо налажена система мониторинга обстановки на континенте (свыше 40 посольств, 4 торгпредства). Однако существуют проблемы c использованием полученной информации. Например, в 2015 г. с целью продвижения несырьевого экспорта был учрежден «Российский экспортный центр», который, в теории, должен превращать аналитику российских зарубежных представительств в реальные предложения для наших экспортеров. По данным за прошлый год, РЭЦ пока занимает скорее выжидательную позицию и дублирует некоторые функции торгпредств.

Совмещение мониторинга с реальными предложениями на африканском рынке — это во многом вопрос стратегии, ведь мониторинг проводится для достижения определенного набора долгосрочных целей. В частности, китайская стратегия такова: Китай предоставляет доступные кредиты странам в обмен на получение контрактов китайскими корпорациями (прежде всего, энергетическими и строительными). Основным источником информации для КНР остается элита африканских государств: китайские корпорации нередко потакают ее запросам, содействуют постройке официальных правительственных зданий и престижных объектов («бетонная дипломатия») [10]. Для поддержания соответствующих контактов Пекин сформировал мощное дипломатическое присутствие на континенте (посольства в 51 государстве Африки). Напротив, Индия делает ставку на «дипломатию развития»: основные усилия индийского бизнеса и государства направлены на самые болезненные сферы экономики континента — медицина, сельское хозяйство, здравоохранение, телекоммуникации. В основе этого подхода — стремление дать импульс двусторонней публичной дипломатии, сделать источником информации само население Африки (по крайней мере, часть этого населения). Соответственно, и представительств Индии на континенте меньше, чем у КНР, — пока только 34 (с перспективой увеличения до 38). Интереcна и стратегия Японии на континенте: Токио пытается установить связи по линии «бизнес к бизнесу» (B2B) и вписать эти связи в контекст деятельности международных структур (ООН, Всемирный банк). Отсюда возникает необходимость многоуровневой дипломатии — взаимодействия не только со странами и местными бизнесменами, но и с африканскими интеграционными структурами (например, САДК), представительствами международных организаций в Африке. В результате у Японии открыто 37 посольств на континенте. Из вышеприведенных примеров видно, что мониторинг обстановки не может существовать в отрыве от целей и задач государственной политики.

Какая стратегия нужна России? Концепция внешней политики 2016 г. содержит утверждение, что России интересно «разноплановое взаимодействие с африканскими государствами» [11]. Представляется, что такую цель проще достигнуть, используя индийский и японский опыт: акцент на горизонтальных связях, мощное дипломатическое присутствие как инструмент координации помощи развитию и публичной дипломатии. Реализация такой стратегии менее затратная по сравнению с опытом КНР, однако и в этом случае совокупный объем помощи развитию, кредитов и грантов должен вырасти по сравнению с нынешними показателями: по данным МИД РФ, в 2018 г. африканские страны получили от России только около 10 млн долл. в рамках «комплексного содействия» экономическому развитию [12]. Помимо финансовой составляющей (и здесь сложно переоценить роль РЭЦ или аналогичных ему институтов) для российской стратегии важен выбор стран-партнеров. В свое время многие крупные игроки испытывали свою стратегию на какой-либо ограниченной группе африканских государств: для Турции это было Сомали, для КНР — Судан и Ангола, для Индии — страны Восточной Африки. В этом отношении российское руководство, видимо, проявляет осторожность и предполагает сформировать две тестовые группы — группу крупных стран Африки (Египет, Нигерия, ЮАР) и группу нестабильных государств Сахеля (ЦАР, Судан). Насколько такой подход поможет все-таки определиться со стратегией в отношении континента — покажет время [13].

В конечном счете, диверсификация внешнеполитических и внешнеторговых контактов в нынешней обстановке для России — вопрос первостепенный. Сейчас и на Африканском континенте благоприятный момент для возвращения России, и в России — благоприятный момент для осмысления своих целей и задач в Африке. Главное —понимать, что это может очень быстро измениться.

1. В 1992 году — Ангола, Египет, Мали. Сегодня — Ангола, Сейшелы, Мозамбик.

2. Народное образование и культура в СССР (статистический сборник). М.: Финансы и статистика, 1989. С. 239. URL: http://istmat.info/files/uploads/26588/obraz_sssr_1989_obrazovanie.pdf

3. Конечно, были и исключения – например, верхушка племени йеджу в XVIII-XIX вв., родственники правителей присоединенных западных и южных территорий в XIX в. Подробнее см.: Лошкарёв И. Д. Развитие идентичности этноса оромо и политические процессы в Эфиопии (XVII-XX вв.) // Вестник Брянского государственного университета. – 2018. – №. 1 (35). С. 105-110.

4. Atlas of Africa Energy Resources. United Nations Environment Programme, 2017. р. 6.

5. Под базовым доступом к питьевой воде терминология ООН подразумевает возможность доставить питьевую воду в жилище (из водоемов, колодцев) за 30 минут или за более короткий срок (путь туда и обратно). См.: Прогресс в области обеспечения питьевой водой, санитарии и гигиены. ЮНИСЕФ, 2017. C. 10.

6. По определению ФАО, недоедание — это такой тип питания, который не обеспечивает организму достаточной энергии для здоровой и активной жизни. См.: State of Food Security and Nutrition in the World 2019. FAO, 2019. p. 3.

7. Economic Report on Africa 2017: Urbanization and Industrialization for Africa’s Transformation. ECA, 2017. рр. 65–67.

8. The Mobile Economy. Sub-Saharan Africa 2019. GSMA Intelligence, 2019. p. 4.

9. UNCTAD B2C e-commerce Index 2018. Focus on Africa. рр. 16-17.

10. Пример – недавние контракты по строительству штаб-квартир Африканского союза и ECOWAS.

11. Указ Президента Российской Федерации от 30.11.2016 г. № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации».

12. МИД России не включил в обзор инвестиционные связи, которые находятся в несколько лучшем положении (например, проекты «Росатома» в Нигерии, Египте). См.: Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2018 году. Обзор МИД РФ. М., 2019. С. 59.

13. В недавнем материале агентство Stratfor попыталось с помощью иллюстративного материала обосновать тезис, что Россия руководствуется геополитическими соображениями и выстраивает условную линию сотрудничества с севера на юг Африки. Этот тезис смешивает два разных понятия: само сотрудничество и интенсивность сотрудничества.


(Голосов: 15, Рейтинг: 4.87)
 (15 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju