1 ноября 2020 г. в Молдове состоятся президентские выборы. Предвыборный расклад определяется сейчас тем же, чем и всегда — делением политических сил страны на условно пророссийские и прозападные. Спецификой Молдовы является то, что такая дихотомия сложилась изначально, сразу после обретения страной независимости, но она не стала причиной внутреннего раскола, а скорее новой данностью, которая совершенно не мешала политическому консенсусу, а зачастую являлась его основой.
О президентских выборах в Молдове сложно рассуждать в отрыве от очень вероятной перспективы досрочных парламентских выборов. Страна вновь возвращается к пропорциональной избирательной системе и выборам по партийным спискам, благодаря закону, принятому парламентом 15 августа 2019 г. Это очень негативно скажется на позициях, прежде всего, Демократической партии бежавшего из Молдовы В. Плахотнюка. Ее мандаты могут быть перераспределены в пользу социалистов, правых партий М. Санду и А. Нэстасе, «Нашей партии» Р. Усатого и «Гражданского конгресса» М. Ткачука (при условии, что он сумеет получить финансирование для предвыборной компании). То есть можно прогнозировать, что по крайней мере первые следующие выборы сформируют еще более мозаичную структуру парламента, чем прежде. Это означает, что нестабильность и сложность формирования правительства останутся характерными особенностями молдавской политики в последующие годы и, возможно, мы станем свидетелями повторения модели «пророссийский президент и прозападный парламент». Однако политическая система Молдовы уже необратимо изменилась, и за обманчиво схожими формами на этот раз будет разворачиваться настоящая борьба с минимальной перспективой консенсуса.
1 ноября 2020 г. в Молдове состоятся президентские выборы. Предвыборный расклад определяется сейчас тем же, чем и всегда — делением политических сил страны на условно пророссийские и прозападные. Спецификой Молдовы является то, что такая дихотомия сложилась изначально, сразу после обретения страной независимости, но она не стала причиной внутреннего раскола, а скорее новой данностью, которая совершенно не мешала политическому консенсусу, а зачастую являлась его основой.
Во многом это объясняется тем, что внешнее вмешательство во внутренние дела страны стало привычным для населения и необходимым для элит, что сделало его не только приемлемым, но и желательным. Однако такую модель формирования внутреннего и внешнего консенсуса особенно трудно поддерживать в ситуации крайнего обострения отношений между Россией и Западом. Это хорошо понимали В. Плахотнюк и его окружение, взявшие после 2014 г. курс на полную заморозку отношений с Россией и сузившие до предела полномочия президента И. Додона, при этом не прекратив попыток имитации готовности к сотрудничеству с Россией. По свидетельству замглавы администрации президента РФ Д. Козака (тогда вице-премьера РФ), российская сторона была очень удивлена предложениям откровенно антироссийской Демократической партии о радикальном изменении внешнеполитического курса Молдовы с переориентацией на Россию и об урегулировании приднестровского конфликта на основе федерализации Молдовы. Предложения, разумеется, приняты не были, поскольку при всей их заманчивости, они явно предусматривали ответные уступки коррумпированному олигарху, тогда как рассчитывать на выполнение им изложенных обязательств не приходилось.
Дальнейшее развитие событий показало невозможность сохранения политической модели, использующей противоречия и ресурсы России и Запада, а также попыток внутреннего консенсуса, основанного на договоренностях тех же внешних игроков. Поэтому президентские выборы и, очень вероятно, последующие за ними в первой половине следующего года досрочные парламентские требуют к себе гораздо большего внимания, чем прежде. Привычка считать, что от выборов в Молдове мало что зависит, именно сейчас может оказаться обманчивой.
Кандидаты в президенты
ЦИК Молдовы зарегистрировал восемь кандидатов — нынешнего президента и лидера социалистов И. Додона, лидера партии «Действие и солидарность» М. Санду, председателя «Нашей партии» Р. Усатого, лидера «Платформы Достоинство и правда» А. Нэстасе, бывшего председателя Либерально-демократической партии Т. Делиу, депутата от партии «Шор» В. Иванову, лидера блока «Объединение» Д. Киртоакэ и лидера «Партии Национального Единства» О. Цыку. Отказано в регистрации было лидеру партии «Pro Moldova» А. Канду.
Практически нет сомнений в том, что выборы пройдут в два тура и во второй выйдут И. Додон и М. Санду. Прочие кандидаты мотивированы отнюдь не победой, а включенностью в политический торг, сохранением присутствия на политической сцене или просто выступают в качестве спойлеров. Все политические силы Молдовы очень нестабильны и в случае неуспеха любого из кандидатов можно ожидать перехода их сторонников к более успешным или лучше финансируемым политическим образованиям. Это существенно повышает значение президентских выборов и делает задачу победы на них для М. Санду и И. Додона принципиальной, а от остальных кандидатов требует демонстрации максимально высоких результатов в первом туре. Таким образом, реальное значение выборов существенно выше формального значения президентского поста.
Эти деформации политического процесса во многом объясняются внешним влиянием. Этот же фактор создает основу для перехода политической конкуренции в уличную конфронтацию. М. Санду не скрывает, что уже готовится к признанию выборов недемократичными и заявлениям о многочисленных подтасовках. Для нее проигрыш практически означает окончание активной политической карьеры и переключение спонсоров унионистов на более молодых и перспективных политиков.
Между тем партия, которую она возглавляет, сегодня является наиболее стабильным политическим образованием в Молдове. Она может продолжить свое существование без нынешнего лидера, несмотря на ее весьма авторитарный характер. Источник стабильности кроется в индоктринированности членов партии, а также влиянии и финансировании из-за рубежа. Сегодня партия М. Санду — основной получатель средств для предвыборной борьбы и последующих протестов из Европы, поступающих преимущественно через некоммерческие организации (по закону N86 от 11.06.2020 НКО «вправе запрашивать, получать и использовать финансовые и материальные средства из страны или из-за границы для достижения уставных целей», что позволяет легально финансировать деятельность молдавских политических партий через связанные с ними НКО).
Программы кандидатов
Несмотря на то, что от нынешних президентских выборов будущее Молдовы зависит в гораздо большей степени, чем от всех предыдущих, ни один из кандидатов, кроме И. Додона, до сих пор так и не представил сколь-нибудь адекватной программы развития страны. В основном они придерживаются прежней тактики обмена обвинениями, вброса компромата и, в гораздо большей степени, фейковых разоблачений. Примечательно, что в этом процессе начали участвовать медиа М. Ходорковского, пытающиеся в меру способностей фабриковать «инсайды» из администрации президента РФ. Это может быть логически оправдано только одним — правая оппозиция не стремится победить на выборах и рассчитывает в большей степени на гальванизацию потенциально протестной части населения, а остальные кандидаты хорошо понимают, что исполнять свои обещания им не придется.
Программа И. Додона, несмотря на то, что имеет умеренно-популистский характер, все же вполне может быть реализована при условии активного участия России. Причем речь идет не только о финансовой стороне вопроса, но и о том, чем прежде российское руководство пренебрегало — активным включением в содержательные аспекты реформ. В ней декларируется защита государственности («мы не должны никому страну продавать или с кем-либо объединяться») и реинтеграция Приднестровья. В программе также заявлена взвешенная внешняя политика («мы не хотим быть с кем-то против кого-то»), продолжение ассоциации с ЕС, укрепление стратегического партнерства с Россией, установление дружеских отношений с соседями и стратегического партнерства с США, Китаем и другими странами.
Программа также включает вопросы социальной политики, программы комфортабельного города (чем сейчас активно занимается мэр Кишинева И. Чебан) и модернизации села, новый подход к аграриям, инфраструктурные проекты, запуск индустриальных платформ и «амбициозный план дигитализации страны». Последний аспект содержит в себе очень высокий потенциал сотрудничества, поскольку Молдова сейчас не в состоянии самостоятельно перешагнуть сразу через несколько ступеней модернизации страны.
Разумеется, важнейшей задачей И. Додона представляется конституционная реформа, предполагающая сокращение числа депутатов и запрет перехода во фракции и партии, а также реформа юстиции, которая будет запущена «немедленно после положительного заключения внешних партнеров».
Выборы за пределами Молдовы
Голосование в Приднестровье и в странах, где проживает значительная молдавская диаспора имеет большое значение для результатов выборов. Не секрет, что проживающие в странах ЕС граждане Молдовы готовы поддержать правых унионистов, тогда как проживающие в Приднестровье и России молдаване в большей степени поддерживают И. Додона. Ранее кандидаты на президентский пост М. Санду, Д. Киртоакэ, О. Цику, Р. Усатый и Т. Делиу написали совместное письмо международному сообществу о необходимости закрытия избирательных участков в России. Таким образом, они приступили к подготовке почвы для заявлений о масштабных фальсификациях в ходе голосования.
В Приднестровье же руководство холдинга «Шериф», фактически контролирующего экономическую и политическую жизнь непризнанной республики, склонно оказывать поддержку Р. Усатому, находящемуся в розыске в России и фактически выступающему в качестве кандидата-спойлера в интересах М. Санду. Это может перевесить пророссийские настроения населения. Нельзя исключать и возможность эксцессов на границе с Приднестровьем, которые помешают голосованию молдавских граждан, проживающих в левобережной части страны.
В числе других сценариев развития политической борьбы нельзя не упомянуть возможность отставки правительства И. Кику — пожалуй, самого грамотного главы кабинета в новейшей истории Молдовы. Предыдущая попытка, предпринятая правыми и представителями парламентской группы «Pro Moldova» в июле 2020 г., не удалась. Однако после выборов может быть запущен комплексный процесс, включающий непризнание результатов выборов большинством кандидатов в президенты, массовые протесты и новую мобилизацию депутатов парламента с целью отставки правительства. Нельзя полностью исключать и временное отстранение под каким-либо предлогом И. Додона решением Конституционного суда, контролируемого из-за рубежа.
Двигателем протестов до сих пор были ветераны приднестровского конфликта. С каждым годом их становится всё больше, что связано с тем, что соответствующий статус со всеми причитающимися льготами очень несложно получить за относительно небольшую сумму. Однако практика последних месяцев показывает, что с этой ролью они справляются не в полной мере. Поэтому значительную роль в протестах могут сыграть активисты, которые прибудут из соседней Румынии, если только этому не помешают ограничения, связанные с пандемией. В любом случае ситуация будет сопряжена со значительными ограничениями для обеих сторон — маловероятными представляются как попытки откровенно силового захвата власти, так и силового разгона демонстрантов.
***
О президентских выборах в Молдове сложно рассуждать в отрыве от очень вероятной перспективы досрочных парламентских выборов. Страна вновь возвращается к пропорциональной избирательной системе и выборам по партийным спискам, благодаря закону, принятому парламентом 15 августа 2019 г. Это очень негативно скажется на позициях, прежде всего, Демократической партии бежавшего из Молдовы В. Плахотнюка. Ее мандаты могут быть перераспределены в пользу социалистов, правых партий М. Санду и А. Нэстасе, «Нашей партии» Р. Усатого и «Гражданского конгресса» М. Ткачука (при условии, что он сумеет получить финансирование для предвыборной компании). То есть можно прогнозировать, что по крайней мере первые следующие выборы сформируют еще более мозаичную структуру парламента, чем прежде. Это означает, что нестабильность и сложность формирования правительства останутся характерными особенностями молдавской политики в последующие годы и, возможно, мы станем свидетелями повторения модели «пророссийский президент и прозападный парламент». Однако политическая система Молдовы уже необратимо изменилась, и за обманчиво схожими формами на этот раз будет разворачиваться настоящая борьба с минимальной перспективой консенсуса.