Оценить статью
(Голосов: 18, Рейтинг: 4.94)
 (18 голосов)
Поделиться статьей
Иван Кряжев

Стажер-исследователь Центра стратегических исследований Института мировой военной экономики и стратегии (ИМВЭС) НИУ ВШЭ

Консультативный референдум, состоявшийся в Венесуэле 3 декабря 2023 г. с целью восстановить историческую справедливость и «утвердить неотъемлемые права» венесуэльского народа на район Эссекибо, вызвал беспрецедентный по своим масштабам кризис на границе с Гайаной вплоть до угрозы войны в Южной Америке. Состоявшиеся в Сент-Винсенте и Гренадинах 14 декабря переговоры, безусловно, не стали окончательным решением многолетнего территориального спора, тем не менее начало прямого диалога будет способствовать сохранению за Южной Америкой статуса «зоны мира».

Мир в регионе означает одновременную победу каждой из сторон, но вместе с тем есть основания полагать, что на данный момент в более выигрышной позиции находится Боливарианская Республика. Ключевое требование Венесуэлы начать прямые переговоры с Гайаной было выполнено по инициативе последней, а совместная декларация не содержит формулировок, указывающих на незаконный характер консультативного референдума и мер правительства Венесуэлы по интеграции региона, что косвенно их легитимизирует.

Референдум и его итоги создали прецедент, последствия которого будут осознаны в полной мере только в будущем. При помощи плебисцита президенту удалось сплотить венесуэльское общество или, по крайней мере, создать видимость сплочения вокруг темы Эссекибо и, заручившись народной поддержкой, пойти в наступление на позиции внутриполитических противников, что особенно важно в преддверии грядущих в 2024 г. президентских выборов. Эффективность и продуманность плана Мадуро показывает, что этому примеру могут последовать другие политики, проведя собственные «консультативные референдумы» для решения территориальных споров с соседями.

Положение Джорджтауна в отличие от Боливарианской Республики, напротив, не претерпело значимых изменений на фоне кризиса: Гайана подтвердила сохранение контроля над районом и своих исключительных прав на добычу ископаемых в Эссекибо. Соглашение в Кингстауне гайанское общество также восприняло как собственную дипломатическую победу, так как в ходе встречи президенту страны удалось фактически предотвратить войну с соседним государством почти без уступок в его пользу.

Главным же бенефициаром от всей ситуации стала Бразилия, которой в короткие сроки удалось склонить обе стороны к диалогу и выступить в качестве ключевого посредника в процессе подготовки и проведения переговоров, что соответствует одной из важнейших внешнеполитических задач страны по позиционированию себя в качестве ключевого политического игрока в Латинской Америке и на международной арене. Лула да Силва, сохранив дружественные отношения с лидерами Венесуэлы и Гайаны, фактически занял роль арбитра в споре и на время резко снизил градус напряженности в регионе, что особенно важно для Бразилии в контексте неудачи ее резолюции по урегулированию израильско-палестинского конфликта в СБ ООН. Многое в ходе дальнейшего развития событий будет зависеть от того, сможет ли бразильский лидер сохранять баланс между дипломатическим и военным давлением на Каракас и Джорджтаун.

Консультативный референдум, состоявшийся в Венесуэле 3 декабря 2023 г. с целью восстановить историческую справедливость и «утвердить неотъемлемые права» венесуэльского народа на район Эссекибо, вызвал беспрецедентный по своим масштабам кризис на границе двух государств вплоть до угрозы войны в Южной Америке. Долгосрочные последствия этих событий пока трудно предсказать, однако уже очевидно, что территориальный спор привел к частичному пересмотру сложившегося в регионе статус-кво, переменам во внутренней политике Венесуэлы и Гайаны, росту влияния и авторитета Бразилии в регионе.

Эссекибо расположен на северо-востоке Южной Америки и занимает площадь около 160 тыс. кв. км, что составляет три четверти всей территории Гайаны. Спор за контроль над Эссекибо восходит корнями к Парижскому арбитражу 1899 г., постановившему включить 90% территории района в состав Британской Гвианы, которая обрела независимость от Великобритании в 1966 г. и получила название Кооперативная Республика Гайана. Претензии Каракаса на спорный регион зазвучали громче после обнаружения американской компанией Exxon Mobile крупных залежей нефти на шельфе в неделимитированных территориальных водах вблизи Эссекибо в 2015 г. Долгое время Венесуэла призывала провести прямые переговоры между сторонами для урегулирования спора, наталкиваясь на отказ со стороны Гайаны, которая, в свою очередь, настаивала на соблюдении решений арбитража 1899 г. Объявление референдума в сентябре 2023 г. стало сигналом о смене стратегии Венесуэлы в вопросе отстаивания собственных прав на район Эссекибо, и, как демонстрируют недавние события, этот подход уже привел к промежуточным успехам.

Результаты плебисцита показали единодушную поддержку проводимой политики большинством жителей Венесуэлы. Согласно данным Национального избирательного совета, количество проголосовавших утвердительно по каждому из пяти вопросов референдума составляет 96–98%. Власти Венесуэлы оценивают количество отдавших свой голос в 10,5 млн чел. — больше, чем на президентских выборах 2019 г. Такие внушительные показатели должны придать политический вес событию в глазах венесуэльской общественности и подать четкий сигнал Джорджтауну о намерениях Каракаса решить вопрос Эссекибо в ближайшем будущем.

Плебисцит был проведен на территории Венесуэлы и не учел мнение самих жителей спорного района. Более того, западные СМИ активно подвергали сомнению представленные властями цифры в течение первых дней после референдума, характеризуя произошедшее как «пиар-катастрофу» Мадуро. Тем не менее это едва ли беспокоит руководство Венесуэлы — страна длительное время живет в условиях конфронтации с США и под жесткими западными санкциями, и уже на следующий день после голосования президент страны поздравил венесуэльский народ с общей победой и торжественно провозгласил начало «освобождения Гайаны-Эссекибо».

Национальная ассамблея страны приняла органический закон о создании 24-го штата Гайана-Эссекибо в составе Боливарианской Республики, одновременно была учреждена Комиссия высокого уровня по защите Гайаны-Эссекибо, а Николас Мадуро отдал распоряжение аннулировать в течение трех месяцев все лицензии на добычу нефти и газа, выданные Джорджтауном иностранным фирмам. Президент официально представил новую географическую карту Венесуэлы и распорядился повесить ее во всех государственных учреждениях, школах и университетах. Меры властей страны свидетельствуют о стремлении придать своим территориальным притязаниям легитимный характер, что может послужить дополнительным аргументом в отстаивании Венесуэлой территориальных прав на район в ООН и иных международных организациях.

Источник: Asamblea Nacional de Venezuela

Вместе с тем решение территориального спора и перекройка границы не являются единственными целями Мадуро. Венесуэла обладает крупнейшими запасами нефти в мире и не испытывает нужды в гайанском сырье, так как добыча на собственной территории падает уже в течение длительного времени: в 2002 г. страна добывала почти 3 тыс. барр. в сутки, а в 2022 г. показатели сократились до 758 барр. Важное значение имеет политический и символический смысл акта «присоединения» Эссекибо, так как вопрос суверенитета над спорным районом является одной из немногих тем, объединяющих венесуэльское общество. Таким образом, проведение референдума позволяет Мадуро сплотить общество вокруг этой проблемы и продемонстрировать гражданам реальные политические шаги по интеграции Эссекибо, что должно способствовать повышению рейтингов общественного одобрения действующей власти накануне президентских выборов 2024 г.

Мандат народного доверия позволил упрочить позиции Николаса Мадуро и в противостоянии с оппозицией, заключившей в октябре 2023 г. с властями Барбадосские соглашения, согласно которым правительство обязалось не препятствовать оппонентам проводить избирательные кампании и выдвигать свои кандидатуры на пост президента. Фактически в нарушение этих условий были возбуждены уголовные дела против крупных политических оппонентов режима Мадуро (все находятся за пределами Венесуэлы, в том числе признанный ранее США и европейскими государствами легитимным «президентом» Хуан Гуайдо). Противники режима, согласно заявлениям Генеральной прокуратуры, обвиняются в участии в заговоре против референдума и государственной измене.

В ответ на действия Венесуэлы в Гайане провели мобилизацию войск и усилили воинский контингент на границе. Президент Ирфаан Али заявил о готовности защищать территориальную целостность страны и поддержке регулярных контактов с союзниками, прежде всего США, при этом подчеркнув, что ключевым средством обеспечения безопасности Гайаны остается дипломатия. На фоне нарастающего кризиса в СМИ всерьез начали обсуждать перспективы войны, ее ход и возможного победителя в противостоянии.

Между тем данные о соотношении сил в случае начала «горячей фазы» конфликта свидетельствуют о полном превосходстве Венесуэлы в любых типах вооружений и прежде всего по численности армии (123 тыс. против 4,8 тыс. чел.). В случае прямого столкновения Джорджтаун едва ли бы смог оказать реальное сопротивление. Однако в случае ввода венесуэльской армии на территорию Эссекибо с высокой вероятностью в конфликт вмешались бы другие международные игроки, прежде всего США и Бразилия. Официальные представители этих государств публично высказались против любых попыток эскалации конфликта и прибегли к демонстрации своей решимости: Южное командование США объявило о совместных военных учениях с вооруженными силами Гайаны, а Министерство обороны Бразилии нарастило численность воинского контингента на границе в Венесуэлой, отправив дополнительно 20 бронемашин в регион. Силовая акция Каракаса с высокой долей вероятности вызвала бы резко негативную реакцию мирового сообщества. В этом контексте примечательны заявления внешнеполитических ведомств Китая и России — стратегических партнеров Венесуэлы. Министерства иностранных дел обоих государств подчеркнули важность уважения территориальной целостности государств и поиска мирного разрешения спора.

Стратегия Каракаса, по всей видимости, предполагала исключительно демонстрацию полной решимости отстоять права силой без ее реального применения. Этот расчет отчасти оправдался: как только впервые за многие годы возникла угроза войны между двумя государствами, гайанская сторона приступила к налаживанию диалога. Показателен факт телефонного разговора между главами МИД двух стран, состоявшийся по инициативе Джорджтауна. В условиях острой фазы кризиса позиция Гайаны претерпела изменения, став более гибкой в вопросе диалога с Каракасом, чего и добивалось руководство Венесуэлы.

Важнейшую роль в процессе урегулирования и начала переговорного процесса сыграл президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва, который одновременно поддерживал связь с руководством обеих стран и занимался поиском площадки для переговоров. Столь активное участие президента Бразилии в качестве посредника в конфликте прямо отвечает интересам администрации Лулы, одна из важнейших внешнеполитических задач которой заключается в позиционировании страны в качестве ключевого политического игрока в Латинской Америке и на международной арене, эффективного посредника в межгосударственных спорах и конфликтах. Обострение между Венесуэлой и Гайаной предоставило возможность властям страны подтвердить свой статус, укрепить позиции в регионе и в мире после некоторых неудачных внешнеполитических инициатив, например, отклонения бразильского проекта резолюции по урегулированию израильско-палестинского конфликта в Совете Безопасности ООН.

Итогом весьма продуманных действий Николаса Мадуро и активного посредничества Лулы да Силвы стали прямые переговоры между президентами Венесуэлы и Гайаны, которые прошли 14 декабря 2023 г. в Кингстауне, столице островного карибского государства Сент-Винсент и Гренадины. Их основным результатом стало заявление о недопустимости применения силы и воздержании сторон от дальнейшей эскалации. Участники анонсировали будущую встречу на высшем уровне в Бразилии и договорились об учреждении совместной комиссии по урегулированию спорных вопросов. Вместе с тем позиции Венесуэлы и Гайаны по ключевым вопросам остались неизменными: Гайана подтвердила свою приверженность процессу урегулирования конфликта Международным Судом ООН, а Венесуэла в очередной раз заявила о непризнании его юрисдикции в этом вопросе. Совместная декларация также включила в своей текст признание Женевского соглашения 1966 г., согласно которому страны договорились найти мирное и удовлетворяющее обе стороны решение территориального спора. К тексту Женевского соглашения регулярно обращался Каракас для обоснования собственных прав на Эссекибо.

Состоявшиеся в Сент-Винсенте и Гренадинах переговоры, безусловно, не стали окончательным решением многолетнего территориального спора между Венесуэлой и Гайаной. Они и не могли им стать по причине нежелания властей обоих государств идти на реальные уступки друг другу. Обе позиции в споре нашли свое отражение в тексте соглашения, но ни одна из них не получила однозначного одобрения и принятия в качестве действенного механизма урегулирования. Тем не менее начало прямого диалога является позитивным свершением и будет способствовать сохранению за Южной Америкой статуса «зоны мира».

Мир в регионе означает одновременную победу каждой из сторон, но вместе с тем рассмотрение предшествовавших переговорам событий дает основания полагать, что на данный момент в более выигрышной позиции находится Боливарианская Республика. Ключевое требование Венесуэлы начать прямые переговоры с Гайаной было выполнено по инициативе последней, а в тексте декларации упомянуто Женевское соглашение. В довершение итоговый документ не содержит формулировок, указывающих на незаконный характер консультативного референдума и мер правительства Венесуэлы по интеграции региона, что косвенно их легитимизирует.

Референдум и его итоги создали прецедент, последствия которого будут осознаны в полной мере только в будущем. При помощи плебисцита президенту удалось сплотить венесуэльское общество или, по крайней мере, создать видимость сплочения вокруг темы Эссекибо и, заручившись народной поддержкой, пойти в наступление на позиции внутриполитических противников. Эффективность и продуманность плана Мадуро показывает, что этому примеру могут последовать другие политики, проведя собственные «консультативные референдумы» для решения территориальных споров с соседями.

Положение Джорджтауна в отличие от Боливарианской Республики, напротив, не претерпело значимых изменений на фоне кризиса: Гайана подтвердила сохранение контроля над районом и своих исключительных прав на добычу ископаемых в Эссекибо. Некоторые сообщения местных СМИ уже дают основания полагать, что начало переговорного процесса и заключение соглашения в Кингстауне гайанское общество восприняло как дипломатическую победу, так как в ходе встречи 14 декабря президенту страны удалось фактически предотвратить войну с соседним государством почти без уступок в его пользу.

Главным же бенефициаром от всей ситуации стала Бразилия, президенту которой в короткие сроки удалось склонить обе стороны к диалогу и выступить в качестве ключевого посредника в процессе подготовки и проведения переговоров. Лула да Силва, сохранив дружественные отношения с лидерами Венесуэлы и Гайаны, фактически занял роль арбитра в споре и на время резко снизил градус напряженности в регионе. Многое в ходе дальнейшего развития событий будет зависеть от того, сможет ли бразильский лидер сохранять баланс между дипломатическим и военным давлением на Каракас и Джорджтаун.


Оценить статью
(Голосов: 18, Рейтинг: 4.94)
 (18 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся