Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 5)
 (4 голоса)
Поделиться статьей
Антон Лестев

К.и.н., лауреат «Всероссийского конкурса молодых журналистов-международников» в 2014 г.

Визит в Россию японского премьер-министра Абэ Синдзо на фоне попыток международной изоляции России со стороны США — важный шаг на пути к укреплению сотрудничества двух стран и возможному заключению мирного договора. Именно отсутствие мирного договора из-за спора о принадлежности Курильских островов — главное препятствие к развитию отношений и укреплению экономического сотрудничества двух стран.

Визит в Россию японского премьер-министра Абэ Синдзо на фоне попыток международной изоляции России со стороны США — важный шаг на пути к укреплению сотрудничества двух стран и возможному заключению мирного договора. Именно отсутствие мирного договора из-за спора о принадлежности Курильских островов — главное препятствие к развитию отношений и укреплению экономического сотрудничества двух стран.

История проблемы

История территориального спора между Японией и Россией берёт своё начало с мирной конференции в Сан-Франциско 4 сентября 1951 г., на которой страны-союзницы должны были подписать подготовленный Государственным департаментом США под руководством Дж. Ф. Даллеса, проект мирного договора с Японией. Единственными странами, не подписавшими договор, стали СССР, Чехословакия и Польша. Дело в том, что по Ялтинскому соглашению между СССР, США и Великобританией Сахалин и Курильские острова отходили СССР. В тексте договора, подготовленного американцами, говорилось, что Япония теряет суверенитет над частью Сахалина и Курильскими островами, но о том, что эти территории передаются Советскому Союзу, не было ни слова.

РИА Новости
История «Курильского вопроса»

Стремясь решить проблему во взаимоотношениях с Японией и одновременно уменьшить влияние США на неё, СССР в лице Якова Малика 9 августа 1955 г. в беседе с Мацумото Сюнити впервые предложил передать Японии два острова Хабомаи и Шикотан. В дальнейшем эту формулу предлагал и Никита Хрущев, отмечая, что острова будут переданы после заключения мирного договора. Япония же продолжала настаивать на передаче четырех островов Курильской гряды: Кунашир, Итуруп, Хабомаи и Шикотан. Неконструктивная позиция Японии по урегулированию территориального спора связана как со спецификой внутренней политики, так и с влиянием США. В частности, когда японская делегация, видя фактическую невозможность добиться всех четырех островов, была готова согласиться с предложением Советского Союза, государственный секретарь США Джон Фостер Даллес выступил с жестким заявлением, известным как «ультиматум Даллеса». США заявляли, что поскольку по мирному договору в Сан-Франциско Япония отказалась от суверенитета над Курильскими островами, то она не имеет права признавать суверенитет Советского Союза над Кунаширом и Итурупом. В случае, если Япония не продолжит бороться за все четыре острова, Даллес угрожал, что США не вернет архипелаг Рюкю Японии. Таким образом, США решали сразу несколько задач: недопущение сближения Японии с СССР, оправдание присутствия американских военных баз и смещение националистической риторики с недовольства оккупацией на проблему возвращения «северных территорий». Во внутренней политике любые уступки по так называемой «принципиальной позиции» Японии в отношении Курильских островов умело использовались для обвинения своих политических оппонентов в предательстве и слабости. Кроме того, о «принципиальной позиции» вспоминали тогда, когда следовало провести непопулярные экономические реформы, как это было с 2001 по 2006 гг. при премьере Дзюнъитиро Коидзуми.

Новый премьер — новые возможности

Премьер-министр Японии Синдзо Абэ считается политическим преемником Д. Коидзуми. С. Абэ выдвинулся на фоне кампании против похищения японских граждан Корейской Народно-Демократической Республикой. Его выдвижение поддержали и ультраправые националистические силы. Как и Д. Коидзуми, С. Абэ регулярно посещает синтоистский храм Ясукуни, считающийся символом японского милитаризма. В Ясукуни почитают души павших за Императора воинов. Посещение официальными лицами святилища Ясукуни — предмет острого недовольства Китая, использующего этот повод для риторики о возрождении японского милитаризма и необходимости Японии покаяться за страдания, причиненные азиатским странам.

На фоне обострившихся территориальных споров двух стран С. Абэ выступает в роли жесткого политика, отстаивающего интересы Японии. Несмотря на опасения американских и британских экспертов, называвших С. Абэ националистом, стремящимся проводить в регионе агрессивную политику, японский премьер провел успешную реформу Сил самообороны Японии. 14 января 2015 г. правительство утвердило крупнейший за всю историю оборонный бюджет. В сентябре 2015 г. был принят новый закон, расширяющий полномочия Сил самообороны и разрешающий их применение за границей в рамках новой трактовки в конституции права на коллективную самооборону, принятой в 2014 г.

С другой стороны, С. Абэ приходится сыном Синтаро Абэ, бывшего министра иностранных дел Японии. Его визит в 1986 г. в Москву положил начало укреплению советско-японских отношений в области торговли, науки и культуры. В 1990 г. Синтаро Абэ сформулировал предложение о развитии отношений по восьми направлениям, получившее название «Программа С. Абэ». Данная программа послужила основой в подготовке первого визита главы СССР в Японию в 1991 г. Таким образом, Синдзо Абэ своим визитом в Сочи в 2016 г. и предложением по развитию российского Дальнего Востока в некотором смысле продолжает программу своего отца. Символично, что план, представленный С. Абэ в мае 2016 г., состоит из восьми пунктов. Смещение фокуса националистического внимания на проблемы с КНР и КНДР даёт С. Абэ некоторый простор для манёвра в переговорах с Россией по вопросу Курильских островов.

Смещение фокуса националистического внимания на проблемы с КНР и КНДР даёт С. Абэ некоторый простор для манёвра в переговорах с Россией .

Синдзо Абэ многократно заявлял, что намерен решить давнюю проблему с Россией и заключить мирный договор. Однако конкретные программы и предложения до сих пор широкой общественности неизвестны. За время премьерства С. Абэ ситуация вокруг Курильских островов несколько раз нагнеталась японскими СМИ и политиками из-за их посещения официальными российскими лицами. В свою очередь, политика Японии, поддержавшей санкции против России, не способствовала переговорам и решению проблем. По заявлению официального представителя МИД России Марии Захаровой, визит японского премьера в феврале 2016 г. был отменен по просьбе президента США Барака Обамы.

На пути к мирному договору

В последние годы напряженность в АТР резко возросла. Председатель КНР Си Цзиньпин не ограничивается лишь декларативными заявлениями как его предшественники, а переходит к открытому противостоянию, устраивая демонстративные акции при помощи флота и заявляя свои права на спорные островаДяоюйдао (Сенкаку). Политика КНДР также остается враждебной по отношению к Японии. Возможные испытания ядерного оружия и баллистических ракет способных долететь до Токио не может не вызывать беспокойства у японского правительства. В условиях устроенной американцами международной изоляции России всё чаще раздаются призывы некоторых российских политиков заключить с Китаем военно-политический союз. Несмотря на то, что польза от такого договора сомнительна, сама возможность его заключения крайне негативно скажется на расстановке сил в регионе. По этой причине приезд премьер-министра Японии в Россию, несмотря на советы США, является важным шагом для сближения позиций Токио и Москвы. Такой  шаг, по мнению японцев, может способствовать нейтралитету России в спорах с Китаем и сотрудничеству по решению северокорейской ядерной проблемы. Даже если решения территориального спора вокруг Курильских островов и не удастся достичь, то решение вышеописанных задач уже будет некоторым успехом для С. Абэ. Проамериканская риторика, ТТП и готовность увеличить свой вклад в оборонный союз с США могут помочь Синдзо Абэ избежать противодействия США в разрешении курильского вопроса.

Решение территориального спора вокруг Курильских островов, безусловно, не может устроить всех. Передача Россией или отказ Японии от всех четырёх островов будут восприняты как абсолютное поражение и предательство национальных интересов во внутренней политике обеих стран. Очевидно, что ни один из этих вариантов не будет принят. Единственный реальный вариант, на который, в теории, могут согласиться обе страны, — это передача Японии двух островов Хабомаи и Шикотана в соответствии с декларацией от 1956 г. Данное соглашение также будет встречено негативно общественностью обеих стран, а оппозиционные партии попытаются разыграть эту карту для прихода к власти. Однако в современных условиях данное решение выглядит вполне реальным. Характерно, что посещение островов официальными российскими лицами ограничивается лишь визитами на Кунашир и Итуруп. Пойдёт ли процесс урегулирования территориальных споров по пути, намеченному совместной декларацией 1956 г., выберет ли новый путь или, как в прошлом, натолкнётся на препятствия в виде невыполнимых условийсо стороны Токио, станет ясно из последующих возможных визитов Сергея Лаврова и Владимира Путина в Японию.

Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 5)
 (4 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся