В 2015 г. ряд государств-членов Североатлантического альянса приняли решение о продолжении военного участия в афганском конфликте. Юридическим основанием для этого послужили два соглашения о сотрудничестве в области безопасности и обороны, подписанные 30 сентября 2014 г. между Афганистаном, с одной стороны, и НАТО и США, с другой. Оба соглашения вступили в силу 1 января 2015 г. Кроме того, 12 декабря 2014 г. Совет Безопасности ООН единогласно проголосовал за резолюцию № 2189, согласно которой новая миссия НАТО «Решительная поддержка» («Resolute Support») получила мандат на один год с возможностью продления.
«Решительная поддержка»
13 мая 2015 г. в Анталье прошла встреча министров иностранных дел стран НАТО, на которой Генеральный секретарь альянса Йенс Столтенберг сообщил, что достигнута договоренность о сохранении присутствия в Афганистане после окончания текущей миссии «Решительная поддержка».
На следующей встрече, состоявшейся 1 декабря 2015 г. в Брюсселе, было принято заявление министров иностранных дел стран НАТО, государств-участников «Решительной поддержки» и Афганистана. В нем, в частности, говорилось: «Сегодня союзники по НАТО и партнеры по "Решительной поддержке" договорились о сохранении присутствия миссии, в том числе в регионах Афганистана, в течение 2016 г. Деятельность миссии будет тщательно проанализирована, включая ее конфигурацию, и в случае необходимости скорректирована для обеспечения большей эффективности».
По словам Й. Столтенберга, численность войск, которые будут находиться в Афганистане в 2016 г. в рамках миссии «Решительная поддержка», составит около 12 тыс. человек.
Эти цифры мало отличаются от нынешнего уровня иностранного военного присутствия в Афганистане. По данным НАТО за октябрь 2015 г., в «Решительной поддержке» участвовали 13,1 тыс. военнослужащих из 40 стран. Из них 1,8 тыс. (13%) представляли государства, не входящие в состав Североатлантического альянса.
Военное присутствие
Наибольший вклад в эту миссию вносят Соединенные Штаты – 6,8 тыс. человек. Это большая часть американских военнослужащих, находящихся в Афганистане. Еще 3 тыс. военнослужащих США размещены в этой стране в рамках операции «Страж свободы» («Freedom’s Sentinel»), которая началась в 2015 г. после завершения многолетней операции «Несокрушимая свобода» («Enduring Freedom»). В соответствии с американо-афганским соглашением от 30 сентября 2014 г. в течение десяти лет США могут использовать в военных целях объекты в Кабуле, Баграме, Мазари-Шарифе, Герате, Кандагаре, Гильменде, Гардезе, Джалалабаде и Шинданде. Места дислокации американских и других иностранных военных в Афганистане не ограничиваются только этими объектами. В целом, по данным на февраль 2015 г., иностранные войска, находившиеся на афганской территории в рамках миссии «Решительная поддержка», были размещены на 21 базе.
15 октября 2015 г. президент США Барак Обама объявил о сохранении в Афганистане американского военного контингента численностью 9,8 тыс. человек в 2015–2016 гг. и уменьшении его до 5,5 тыс. в конце 2016 или начале 2017 гг. После сокращения численности контингент будет находиться на базах в Баграме, Джалалабаде, Кандагаре и в посольском комплексе в Кабуле.
Вашингтон отказался от плана, озвученного президентом США 27 мая 2014 г. Согласно этому плану, предполагалось к концу 2015 г. вдвое сократить число американских военнослужащих и разместить их на авиабазе в Баграме и в посольском комплексе в Кабуле, а к концу 2016 г. ограничить военное присутствие в Афганистане группой, соответствующей по своим масштабам батальону, разместив ее в посольстве.
Большинство партнеров по миссии НАТО «Решительная поддержка» проявили солидарность с Соединенными Штатами и заявили о сохранении в 2016 г. своих военных контингентов в Афганистане на нынешнем уровне. 18 ноября 2015 г. Германия объявила даже об увеличении в 2016 г. численности своих военнослужащих с 850 до 980 человек. Однако это решение еще должно быть утверждено германским парламентом в начале 2016 г. Основное количество иностранных военнослужащих, находящихся в Афганистане в рамках миссии «Решительная поддержка», не выполняют боевые задачи, а участвуют в боевой подготовке, инструктаже и поддержке операций афганских силовиков.
Вместе с тем некоторые страны продолжают принимать участие в боевых действиях на афганской территории. Во-первых, военнослужащие США и стран-партнеров выполняют в Афганистане две задачи: борьбу с терроризмом и оказание помощи силовым ведомствам этой страны. Соединенные Штаты решают первую задачу преимущественно в рамках операции «Страж свободы», вторую – в рамках миссии «Решительная поддержка».
По словам главнокомандующего американскими и коалиционными силами в Афганистане генерала Джона Кэмпбелла, по состоянию на октябрь 2015 г. в борьбе с терроризмом были заняты около 1,3 тыс. американских военнослужащих, размещенных в Кабуле (около 800 человек) и за его пределами (около 500). 39% из них были вовлечены в антитеррористические действия по всей стране, 61% оказывали помощь афганским силовикам.
Приведенные Дж. Кэмпбеллом данные не включают сотрудников Центрального разведывательного управления США, к числу важнейших приоритетов которого в Афганистане относится антитеррористическая борьба. Несколько лет назад в этой стране находились более тысячи представителей ЦРУ, однако после уничтожения Усамы бен Ладена 2 мая 2011 г. уровень присутствия в Афганистане данной организации стал снижаться.
В связи с планом по ограничению к концу 2015 г. присутствия американских военнослужащих в Афганистане, озвученным Б. Обамой в 2014 г., а также под влиянием террористической атаки на дипломатическое представительство и объект ЦРУ в Бенгази (Ливия) в сентябре 2012 г. было объявлено о переводе в 2014 г. ключевых сотрудников данного ведомства и Совета национальной безопасности США в Кабул и о существенном ограничении операций за пределами афганской столицы.
Не исключено, что решение сохранить американский контингент в Афганистане на уровне 9,8 тыс. человек принималось под влиянием разведывательного сообщества США. Как отмечают некоторые авторы, оно опасалось за безопасность своих объектов в этой стране в случае понижения уровня присутствия. В то же время американские военные были обеспокоены тем, что сворачивание деятельности разведчиков за пределами Кабула может негативно сказаться на поступлении разведданных и оперативной информации.
Кроме того, приведенные Дж. Кэмпбеллом цифры не учитывают контрактников. Согласно данным, представленным в феврале 2015 г. офисом помощника заместителя министра обороны Алана Эстевеса, 30,1 тыс. человек работают в Афганистане по контракту с Министерством обороны США. Из них только 10,3 тыс. – американские граждане, остальные – граждане Афганистана (12,9 тыс.) и третьих стран (6,9 тыс.).
Контрактники работают в основном в тылу и занимаются снабжением. Вместе с тем, по имеющимся сведениям, 1,7 тыс. человек (5,5% от общего числа контрактников) заняты обеспечением безопасности, а одна тысяча (3,4%) – боевой подготовкой. Работа контрактников связана с высоким риском для жизни. Об этом свидетельствует тот факт, что в 2001–2015 гг. в Афганистане были убиты 2,2 тыс. американских военнослужащих и по меньшей мере 1,6 тыс. контрактников Министерства обороны США.
В боевых действиях на территории Афганистана могут также участвовать представители миссии НАТО «Решительная поддержка». Такая возможность существует главным образом в связи с выполнением задач по борьбе с терроризмом. Лидирующую роль в усилиях НАТО и ее союзников играет Объединенная оперативная группа специальных операций – Афганистан (Special Operations Joint Task Force – Afghanistan). Она была создана в 2012 г. с целью объединения усилий спецслужб Афганистана, стран-членов НАТО и их партнеров по миссии. В 2013 г. численность Объединенной оперативной группы составляла 13 тыс. военнослужащих, представлявших более 20 государств. В конце 2014 г. она была сокращена до размера батальона.
Уйти нельзя остаться
Можно выделить три причины пролонгации военного присутствия Соединенных Штатов и их союзников в Афганистане.
Во-первых, как сказал Б. Обама, в Афганистане «ситуация в области безопасности все еще очень хрупкая, и в некоторых местах существует риск ухудшения». Помимо угроз, связанных с деятельностью террористических организаций «Аль-Каида» и «Талибан», появляются новые. По оценкам американских военных, «Исламское государство» в настоящее время пытается закрепиться в Афганистане. Его деятельность была замечена в 25 из 34 провинций. Численность афганских сторонников этого террористического образования может доходить до 3 тыс. человек.
Во-вторых, увеличение срока пребывания в Афганистане иностранных военных может быть связано с состоянием местных силовых ведомств. По словам Б. Обамы, «афганские силы все еще не так сильны, как должны быть». После нападения талибов на г. Кундуз на севере Афганистана в конце сентября 2015 г. генерал Дж. Кэмпбелл отметил, что афганские вооруженные силы успешно решают задачи в тех случаях, когда имеют возможность хорошо подготовиться, но в кризисных ситуациях они все еще нуждаются в помощи извне.
В-третьих, сохранение прежде всего американского контингента в Афганистане может преследовать стратегические цели. На слушаниях в комитете по делам вооруженных сил Палаты представителей Конгресса США Дж. Кэмпбелл обозначил эти цели следующим образом: «Я думаю, присутствие равняется влиянию. Если у вас люди на земле, у вас есть влияние. И если вы не можете оказывать влияние, кто-то другой окажется там, будь то Россия, Китай, Иран».
Перспективы иностранного военного присутствия в Афганистане различаются на многостороннем и двустороннем уровнях. В 2016 г. миссия НАТО «Решительная поддержка» может быть переформатирована в миссию «Несокрушимое партнерство», но ее численность и характер вряд ли сильно изменятся. Об этом свидетельствуют как приведенные выше заявления Й. Столтенберга, так и упоминавшиеся решения участников миссии о сохранении военных контингентов в Афганистане. Однако будущее миссии НАТО после 2016 г. остается туманным.
На двустороннем уровне перспективы иностранного военного присутствия в Афганистане будут зависеть, во-первых, от состояния американо-афганских отношений и, во-вторых, от политики Вашингтона в области безопасности до и после президентских выборов в США.
В настоящее время политический диалог между Вашингтоном и Кабулом позволяет утверждать, что в ближайшие годы США смогут иметь военные объекты и проводить специальные операции на территории Афганистана.
Для современной политики Вашингтона в области безопасности характерно перераспределение акцентов в использовании вооруженных сил в горячих точках, к которым, несомненно, относится Афганистан. Основная ставка делается на спецоперации и нанесение авиаударов с использованием беспилотных летательных аппаратов. В 2015 г. с помощью беспилотников было осуществлено 175 авиаударов, в результате которых погибло около тысячи человек.
На сегодня более 90% спецопераций в Афганистане осуществляются национальными силами. Тем не менее американские и другие группы специального назначения продолжают выполнять в стране самые разные функции – от боевой подготовки, планирования и организации операций до непосредственного участия в них.
Все более активное использование сил специального назначения – отличительная особенность президентства Б. Обамы. Если в 2010 г. группы американского спецназа присутствовали в 75 странах, то в 2014 г. – уже в 133.
Кроме того, политику США в области безопасности отличает стремление снизить нагрузку на собственные вооруженные силы. Для этого Вашингтон идет на создание коалиций, делегирует ответственность за безопасность национальным силовым ведомствам и привлекает контрактников к выполнению задач в рамках военных миссий и операций.