Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 3.3)
 (10 голосов)
Поделиться статьей
Игорь Матвеев

К.и.н., действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса, доцент кафедры международного бизнеса Факультета международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Девятый год внутреннего вооруженного конфликта принес Сирии новые испытания. Согласно данным Экономической и социальной комиссии ООН для Западной Азии, опубликованным 23 сентября 2020 г., общий ущерб для сирийской экономики к концу 2019 г. превысил 442 млрд долл. Оставаясь под санкциями в условиях отсутствия международного консенсуса по вопросу финансирования восстановления, страна не только не преодолела острый экономический кризис, но и столкнулась с негативными последствиями пандемии коронавируса, помноженными на дестабилизацию ситуации в соседнем Ливане. Как и в засушливые нулевые, на эти вызовы неблагоприятным образом наложились природные катаклизмы: землетрясения и лесные пожары.

В ситуации, когда власти САР явно не в состоянии в одиночку противостоять множественным вызовам, в Дамаске рассчитывают на Иран и Россию. Что характерно, в местном политическом истеблишменте и экспертном сообществе анализируют перспективы выстраивания российско-иранского «баланса влияния» в свете итогов предстоящих президентских выборов в США. Прогнозируется, что, если верх одержит Д. Трамп, антииранские санкции будут по-прежнему ограничивать потенциал иранцев, в то время как победа Дж. Байдена может привести к возврату Вашингтона к Совместному всеобъемлющему плану действий (ядерной сделке) и, как следствие, усилению иранского экономического присутствия в Сирии. Стоит ли удивляться, что активизация в сентябре-октябре 2020 г. обмена делегациями между Россией и Сирией (визит в Дамаск сопредседателя Постоянной Российско-Сирийской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническом сотрудничеству (МПК) Ю. Борисова и министра иностранных дел С. Лаврова и ответный визит сирийской делегации во главе с министром по делам президентства М. Аззамом; поездки в Дамаск председателя Следственного комитета РФ А. Бастрыкина и Главного военного прокурора В. Петрова) расценивается как попытка Москвы «подстраховаться», усилив контроль сфер экономики и безопасности Сирии.

Признавая наличие рационального зерна в этих утверждениях, представляется, что российской стороне действительно пора определиться с экономической стратегией в Сирии. Следует ли и в дальнейшем опираться в основном на крупные частные компании с опытом работы на Ближнем Востоке (в данном случае — АО «Стройтрансгаз») или принять профильную федеральную программу под эгидой МПК — визит Ю. Борисова можно рассматривать именно под таким углом. Второй алгоритм действий позволил бы создать хороший задел на будущее на основе системного подхода, в том числе в свете партнерства-соперничества с иранцами. Москве по силам помочь Дамаску в борьбе с пандемией COVID-19 и посодействовать в восстановлении экономического единства Сирии. Именно с этим многие специалисты связали приезд С. Лаврова в Дамаск; ранее, 31 августа 2020 г. он принял в Москве курдскую делегацию во главе с Сопредседателем Исполнительного совета «Совета демократической Сирии» Ильхам Ахмед.

Девятый год внутреннего вооруженного конфликта принес Сирии новые испытания. Согласно данным Экономической и социальной комиссии ООН для Западной Азии, опубликованным 23 сентября 2020 г., общий ущерб для сирийской экономики к концу 2019 г. превысил 442 млрд долл. Оставаясь под санкциями в условиях отсутствия международного консенсуса по вопросу финансирования восстановления, страна не только не преодолела острый экономический кризис, но и столкнулась с негативными последствиями пандемии коронавируса, помноженными на дестабилизацию ситуации в соседнем Ливане. Как и в засушливые нулевые, на эти вызовы неблагоприятным образом наложились природные катаклизмы: землетрясения и лесные пожары.

Нарушение территориальной целостности — тормоз восстановления

Несмотря на то, что правительственным силам удалось отвоевать половину «Большого Идлиба», включающего в себя сам Идлиб и прилегающие районы губернаторств Алеппо, Латакия и Хама (подконтрольная мятежным боевикам зона сократилась с 7 тыс. кв. км в апреле 2019 г. до 3 тыс. кв. км в марте 2020 г.), Дамаск по-прежнему не в состоянии вернуть все территории и восстановить единство хозяйственной жизни.

После ликвидации игиловского «халифата» остаются «параллельные экономики» в Идлибе (под эгидой созданного исламскими радикалами «Хайят Тахрир аш-Шам» «Сирийского правительства спасения») и подконтрольной Турции «буферной зоне» на Севере (формально под властью оппозиционного «Временного правительства» Сирии), не говоря уже о курдской «Автономной администрации северной и восточной Сирии» (ААСВС). Попытки США «законсервировать» такую экономическую разобщенность, получив через курдских союзников доступ к местным природным богатствам, давно стали «головной болью» для центральных властей САР. Свежим примером стало подписание ААСВС в июле 2020 г. (невзирая на протесты Дамаска и Анкары) соглашения с фирмой «Delta Crescent LLC», зарегистрированной в американском штате Делавэр, о разработке нефтяных месторождений в сирийском Заевфратье.

Ливанский кризис: негативные последствия для Сирии

Еще одним вызовом для Дамаска стал нарастающий внутренний кризис в соседнем Ливане. В дополнение к его деструктивному воздействию на ослабление курса сирийской национальной валюты и сужение инвестиционной базы для восстановления экономики Сирии масла в огонь подлила катастрофа со взрывами в бейрутском порту 4 августа 2020 г. Тогда ключевой перевалочный пункт для торговли Сирии со странами Персидского залива был выведен из строя. Альтернативные маршруты представляются проблематичными в силу меньшей почти в 10 раз пропускной способности северо-ливанского порта Триполи по сравнению с бейрутским, а главное — неготовности международных торговых и транспортных компаний использовать сирийские порты Латакия и Тартус для прямых поставок в Сирию и тем более для транзита в Ливан (из-за санкций). Закономерным итогом стало сокращение объемов импорта в САР и рост цен на продовольствие и другие ввозимые товары ввиду больших санкционных рисков и удорожания логистических услуг.

«Акт Цезаря»: реальные санкции

К сожалению для Сирии, вторичные американские санкции в рамках «Акта Цезаря» в отличие от прежних мер, которые зачастую ограничивались составлением санкционных списков, начали быстро превращаться в действенный механизм (хотя и от «бумажных» санкций в Вашингтоне отказываться не собираются: 30 сентября 2020 г. Министерство финансов США подготовило новый список, включив туда 13 юридических и семь физических лиц, в том числе Управляющего Центральным банком Сирии).

Предметом особого беспокойства деловых партнеров сирийцев стала перспектива уголовного преследования в США за использование в интересах Сирии американской финансовой системы и действия, склоняющие американских граждан и компании к нарушению санкционного режима. Многие решили «подстраховаться». Как, например, и крупнейшая американская площадка электронной торговли «Amazon», которая 8 июля 2020 г. решила задним числом добровольно уплатить Минфину США 134 523 долл. за поставки товаров и услуг в Сирию (равно как и в санкционные Иран и Крым) за период с 5 ноября 2011 г. по 18 октября 2018 г.

Во вроде бы дружественном Сирии Ливане, остро нуждающемся в западной донорской помощи для преодоления собственного кризиса, власти, похоже, готовы на все, лишь бы не попасть под «санкции Цезаря». Так, 6 сентября 2020 г. местные таможенники арестовали судно с 4 млн литров бензина, предназначавшегося для Сирии. Этот жест не оставили без внимания на Капитолийском холме: 28 сентября американские сенаторы Джоан Шахин, Крис Мерфи и Тимоти Кейн призвали госсекретаря Майка Помпео не наказывать Ливан за закупку электроэнергии у сирийцев.

Эффективность «санкций Цезаря» признают сами сирийцы. В сентябре 2020 г. западные СМИ процитировали министра нефти и минеральных ресурсов Бассама Тума, возложившего на американцев ответственность за создание дефицита энергоносителей в его стране (сейчас, по существующим оценкам, потребности сирийцев в сырой нефти составляют 100–136 тыс. барр. в день при ежедневной добыче в 24 тыс. барр.). Местные экономисты отмечают, что вызванные санкциями перебои с электроэнергией ударили по промышленности, прежде всего, в Алеппо. Энергетический кризис вынудил правительство пойти на непопулярные меры, подняв 4 октября 2020 г. цены на несубсидированный бензин-95 с 575 до 850 сир. фунтов за литр (т. е. с 46 до 68 центов), а затем — и на субсидированный бензин-90 с 250 до 450 сир. фунтов (т. е. c 20 до 36 центов).

Пандемия коронавируса: цифры и реальность

На первый взгляд, статистика по COVID-19 в Сирии выглядит более оптимистично по сравнению со статистикой соседних стран — например, по числу случаев заражения (менее 6 тыс.), исходя из доли инфицированных среди населения (0,03%) и 129-го места страны в мировом рейтинге (см. таблицу, составленную автором на основе данных за 18 и 23 октября 2020 г., взятых из интернет-источника Coronavirus-control.ru):

Отчасти неплохие показатели объясняются тем, что санкционная Сирия военного времени была и остается закрытой страной по сравнению с открытыми внешнему миру Израилем, Ливаном и Турцией, что объективно снижает опасность заражения. Даже после открытия 1 октября 2020 г. Дамасского международного аэропорта (он не функционировал с марта) число регулярных авиарейсов осталось небольшим по сравнению с бейрутским аэропортом, ставшим для многих сирийцев «воротами» во внешний мир; пассажиры по прилету и отлету обязаны предоставить результаты тестов на коронавирус. Многие официальные пункты пропуска на границе САР по-прежнему закрыты, что также сдерживает распространение COVID-19.

В Сирию поступает зарубежная помощь для борьбы с пандемией — в том числе из Китая, ОАЭ и России. По линии Всемирной организации здравоохранения доставлено 1,5 млн медицинских и 67 848 респираторных масок, 1,3 млн пар перчаток. Власти САР проводят работа по налаживанию производства национальных препаратов, например, азитромицина, включенного в протокол лечения COVID-19.

Однако за оптимистичными показателями скрываются проблемы, на которые указывает та же статистика: по показателю смертности от коронавируса (почти 5%) Сирия превосходит все соседние страны, в то время как процент выздоровевших (немногим более 31%) у нее существенно ниже, чем у соседей, за исключением Иордании.

Негативным фактором является нарушенная территориальная целостность САР, что не позволяет организовать общенациональную кампанию по борьбе с пандемией. Более чем скромные показатели числа инфицированных в районах, подконтрольных ААСВС, и в Идлибе (не учтенные в официальной сирийской статистике) — при том, что первые случаи заражения там были зарегистрированы соответственно в апреле и июле 2020 г. — едва ли отражают реальное положение дел. В ряде случаев негативно сказывается вооруженное противостояние: в качестве примера можно сказать о том, что в середине августа протурецкие группировки, базирующиеся вблизи города Рас-эль-Айн на северо-востоке Сирии, перекрыли водоснабжение для провинциального центра Хасеке в зоне ААСВС. Представители ООН назвали этот инцидент «использованием воды в качестве оружия».

Эксперты-медики обращают внимание на возможные перемещения физических лиц через неформальные погранпункты без соблюдения требований по борьбе с пандемией, включая ковид-тесты. Они также указывают на нехватку медицинских учреждений и наборов для идентификации COVID-19 (нередки случаи, когда частные медицинские центры отказывают заболевшим коронавирусом, не имеющим страховки, в приеме), а также нежелание многих пациентов обращаться за медицинской помощью из опасений потерять работу (по данным Министерства социальных дел и труда САР, безработными в результате карантинных мероприятий стали свыше 320 тыс. сирийцев). Эксперты ООН бьют тревогу из-за нехватки ассигнований на финансирование мероприятий по борьбе с распространением коронавируса в САР: из необходимых 188,6 млн долл. на эти цели пока удалось собрать не более 55,6 млн долл.

Лесные пожары

Субъективным фактором ухудшения социально-экономической ситуации стали беспрецедентные по масштабам лесные пожары, охватившие в сентябре-октябре 2020 г. горные районы западной Сирии. Как считают в местных правоохранительных органах, они могли быть сознательно спровоцированы террористами или преступными группами. По данным Управления по координации гуманитарных вопросов ООН, только за период 8–11 октября 156 пожаров в провинциях Латакия, Тартус и Хомс уничтожили 9 тыс. га сельскохозяйственных и лесных угодий, вызвав исход 25 тыс. временно перемещенных лиц. По мнению местных экспертов, этот ущерб на время заслонил собой негативные последствия боестолкновений, санкций и пандемии.

Антикризисная консолидация национальных ресурсов

Несмотря на трудности, сирийские власти пытаются реагировать на все вызовы кризисной повестки дня, сочетая фискальные меры по поиску новых источников бюджетных поступлений с добровольно-принудительным привлечением финансовых ресурсов частного сектора, мерами по административной поддержке национального бизнеса и популистскими шагами по сохранению лояльности населения.

Так, 8 июля 2020 г. премьер-министр Х. Арнус подписал распоряжение 46/2020, обязавшее сирийских граждан (за исключением несовершеннолетних и водителей грузового и общественного транспорта), въезжающих на территорию САР, обменивать 100 долл. на сирийские фунты. Это решение, однако, вызвало общественное недовольство в связи с нарушением положений действующей конституции 2012 г. (ее Ст. 38 запрещает чинить препятствия возвращению граждан на родину), что вынудило власти в сентябре предусмотреть послабления для малоимущих граждан.

Приоритетной задачей правительства остается мобилизация ресурсов частного сектора под лозунгами социальной ответственности и борьбы с коррупцией. В июле 2020 г. таможенные органы прекратили очистку ввозимых товаров до продажи импортерами госсектору 15% продукции по себестоимости. В то же время в русле поддержки местной промышленностью выпуска препаратов для борьбы с коронавирусом 13 июля был принят декрет 14/2020, полностью освобождающий импорт фармакологического сырья от таможенных сборов сроком на один год.

В рамках кампании по борьбе с фаворитизмом и коррупцией, курируемой лично президентом, власти продолжили ликвидацию обширной «бизнес-империи» Р. Махлуфа, включая его крупнейший актив в Сирии «Шам холдинг», сеть магазинов беспошлинной торговли и фонд микрофинансирования «Нур», с целью извлечения финансовых средств на меры по преодолению кризиса. Неслучайно Б. Асад в ходе выступления 12 августа 2020 г. перед вновь избранным Народным советом (парламентом) назвал коррупцию, наряду с терроризмом, главным вызовом, повторив ту же мысль в обращении к новому составу кабинета министров 1 сентября.

Декларируя последовательную линию на повышение социальной защищенности граждан и противодействие спекуляции товарами первой необходимости, правительство в сентябре в дополнение к карточной системе распределения бензина ввело карточки на хлеб для жителей Дамаска, столичной области и Латакии. 21 октября власти снизили размер прогрессивного налога на доходы физических лиц с 5–22% до 4–18%, объявив о единовременной выплате в размере 50 тыс. сир. фунтов (эквивалент 40 долл.) гражданским и военным служащим. 13 октября Б. Асад посетил северо-западные районы страны, распорядившись о том, чтобы Министерство по делам местного управления и экологии выделило 2,37 млрд сир. фунтов на восстановление пострадавших от пожаров населенных пунктов в губернаторствах Латакия и Тартус; в Коммерческом банке Сирии был открыт специальный счет для помощи жертвам пожаров.

Российская экономическая помощь Сирии

В ситуации, когда власти САР явно не в состоянии в одиночку противостоять множественным вызовам, в Дамаске рассчитывают на Иран и Россию. Что характерно, в местном политическом истеблишменте и экспертном сообществе анализируют перспективы выстраивания российско-иранского «баланса влияния» в свете итогов предстоящих президентских выборов в США. Прогнозируется, что, если верх одержит Д. Трамп, антииранские санкции будут по-прежнему ограничивать потенциал иранцев, в то время как победа Дж. Байдена может привести к возврату Вашингтона к Совместному всеобъемлющему плану действий (ядерной сделке) и, как следствие, усилению иранского экономического присутствия в Сирии. Стоит ли удивляться, что активизация в сентябре-октябре 2020 г. обмена делегациями между Россией и Сирией (визит в Дамаск сопредседателя Постоянной Российско-Сирийской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническом сотрудничеству (МПК) Ю. Борисова и министра иностранных дел С. Лаврова и ответный визит сирийской делегации во главе с министром по делам президентства М. Аззамом; поездки в Дамаск председателя Следственного комитета РФ А. Бастрыкина и Главного военного прокурора В. Петрова) расценивается как попытка Москвы «подстраховаться», усилив контроль сфер экономики и безопасности Сирии.

Признавая наличие рационального зерна в этих утверждениях, представляется, что российской стороне действительно пора определиться с экономической стратегией в Сирии. Следует ли и в дальнейшем опираться в основном на крупные частные компании с опытом работы на Ближнем Востоке (в данном случае — АО «Стройтрансгаз») или принять профильную федеральную программу под эгидой МПК — визит Ю. Борисова можно рассматривать именно под таким углом. Второй алгоритм действий позволил бы создать хороший задел на будущее на основе системного подхода, в том числе в свете партнерства-соперничества с иранцами. Москве по силам помочь Дамаску в борьбе с пандемией COVID-19 и посодействовать в восстановлении экономического единства Сирии. Именно с этим многие специалисты связали приезд С. Лаврова в Дамаск; ранее, 31 августа 2020 г. он принял в Москве курдскую делегацию во главе с Сопредседателем Исполнительного совета «Совета демократической Сирии» Ильхам Ахмед.


Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 3.3)
 (10 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju