Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Денис Примаков

К.ю.н., руководитель практики санкционного права и комплаенса, Адвокатское бюро КИАП

В статье анализируются политические, экономические и правовые причины свержения президента Египта Мухаммеда Мурси. Рассматривается идеология политического ислама в стране и предлагается представителей политического ислама поделить на три группы – умеренные, радикальные и ультрарадикальные. Также в статье предлагаются меры по снижению дестабилизизации путем привлечения к политическому диалогу всех политических акторов.

В статье анализируются политические, экономические и правовые причины свержения президента Египта Мухаммеда Мурси. Рассматривается идеология политического ислама в стране и предлагается представителей политического ислама поделить на три группы – умеренные, радикальные и ультрарадикальные. Также в статье предлагаются меры по снижению дестабилизизации путем привлечения к политическому диалогу всех политических акторов.

3 июля 2013 г. годовое правление законно избранного президента Египта, представителя исламистов Мухаммеда Мурси, завершилось военным переворотом. Армия, которая на протяжении почти всей послевоенной истории страны была наиболее мощным и влиятельным (прежде всего с экономической точки зрения) механизмом управления в Египте, с одобрения оппозиционных сил взяла государство под свой контроль, отстранив Мурси и его правительство от власти. Обязанности главы государства временно перешли к председателю Высшего конституционного суда Адли Мансуру, который был сам назначен Мурси на свой пост 1 июля. Кроме того, было приостановлено действие Конституции, а сам Мурси — заключен под стражу.

9 июля 2013 Адли Мансур назначил премьер-министром либерального экономиста Хазема аль-Беблави, в прошлом правительстве занимавшего пост министра финансов и представлявшего Египет на переговорах с МВФ о выделении стране помощи в 5 млрд долларов. Вице-президентом стал Нобелевский лауреат, экс-глава МАГАТЭ и политический деятель, возглавляющий партию либерального толка «Ад-Дустур», Мухаммед аль-Барадеи. Против того, чтобы аль-Барадеи стал главой исполнительной власти – премьер-министром, возражали салафиты. Их ультраортодоксальная исламистская партия «Ан-Нур» поддержала действия армии по смещению президента, поскольку, по мнению ее лидеров, Мурси проводил недостаточно «происламскую» политику.

Также в ночь на 9 июля 2013 Адли Аль-Мансур опубликовал Конституционную декларацию, согласно которой в течение последующих четырех с половиной месяцев будет разработана новая конституция, которая должна быть утверждена на всенародном референдуме. В последующие два месяца после принятия конституции будут проведены выборы президента страны. Таким образом, нынешний президент предполагает оставаться у власти до марта 2014 года.

Причинами свержения Мухаммеда Мурси являются серьезные ошибки, которые он допустил в экономической, политической и правовой областях. Разберем каждую по отдельности.

Первой причиной стал конфликт Мурси с военными кругами. Правильно будет утверждать, что исторически египетская армия была оплотом и поддержкой власти. С момента свержения монархии в 1952 г. во главе государства всегда стояли военные. Мурси стал первым лидером, не носившим погоны, поэтому военные с самого начала негативно воспринимали его и поддерживали его соперника — Ахмеда Шафика [1]. Кроме того, Мурси совершил ряд ошибок во взаимоотношениях с армией. Одним из первых его шагов на посту президента стало смещение руководителей Высшего совета вооруженных сил во главе с маршалом Мухаммедом Тантауи, который фактически управлял страной с февраля 2011 по июнь 2012 года. Для подрыва авторитета армии Мурси пытался инициировать войну с Израилем на Синайском полуострове в августе 2012 г. Поводом послужило убийство террористами 16 египетских пограничников на КПП «Карм Абу Салем» возле города Рафах на египетско-израильской границе. Но Израиль не ввел войска на Синайский полуостров, и прямого столкновения между странами удалось избежать. Наконец, травля бывшего соперника по президентским выборам, генерала армии Ахмада Шафика, вынудила того эмигрировать из Египта.

Вторым провалом в политике Мурси можно считать серьезный конфликт с судейским сообществом, возникший после издания им Конституционной декларации 21 ноября 2012 года, согласно которой запрещалось опротестовывать в судебном порядке все указы президента.

Третьим политическим провалом, который и послужил детонатором протестов, приведших к свержению Мурси, стало назначение губернатором провинции Луксор Аделя Мухаммеда аль-Хаята, одного из лидеров радикальной исламистого движения «Джамаат аль-Исламия» [2]. В 1997 году боевики именно этой партии обстреляли группу западных туристов, которая осматривала храм Хатшепсут в Луксоре, и убили 62 человека. При этом аль-Хаят имел непосредственное отношение к организации этого теракта. После шумных и многочисленных протестов 23 июня 2013 г. аль-Хаят отказался от должности. Но так или иначе, во-первых, население и власть осознали, что после революции 2011 года граждане имеют право требовать отмены решений власти и добиваться изменения политики – о чем во времена Хосни Мубарака, Гамаля Абдель Насера и Анвара Садата даже нельзя было и помыслить. А во-вторых, недальновидное решение президента стало отправной точкой заката самого правления Мурси и движения «Братьев-мусульман».

Все это происходило на фоне ухудшающегося экономического положения в стране. Для того, чтобы получить помощь МВФ, власти Египта пошли на непопулярную меру – отменили дотацию на «девяносто пятый» бензин, и цена его с марта 2013 г. выросла втрое. По словам политолога Александра Игнатенко, «С 1 апреля 2013 года власти ввели карточную систему на продажу бензина с октановыми числами 80, 90 и 92. Но талоны по лимиту получают владельцы малолитражных автомобилей. Все остальные платят рыночную стоимость. То, что сейчас происходит в Египте, – это подтверждение некомпетентности «Братьев-мусульман» в социально-экономической сфере и неоперабельности их лозунга «Ислам – вот решение».

Таким образом, движением «Братьев-мусульман», которое руководило страной через партию «Свобода и справедливость», и лично Мурси были недовольны очень многие: либералы, которые с самого начала говорили, что у них «украли революцию»; бедные слои из Садр-Сити, которым вследствие инфляции и перебоев с поставками продуктов стало нечем кормить семьи; салафиты, разуверившиеся в происламском характере политики Мурси; наконец, военные и судьи, не забывшие унижения, которые причинил им президент. Это привело к его отставке.

Ресурсы религиозных организаций Египта

После принятия 28 марта 2011 г. нового закона «О политических партиях», согласно которому для образования партий необходимо собрать всего 1000 подписей граждан, число партий возросло в разы. После прихода Мурси к власти ислам стал политической программой, и большинство в Палате представителей и в Верхней палате парламента составляли депутаты от партий исламисткого толка.

Необходимо подчеркнуть, что у Мурси до сих пор много сторонников. Во втором туре президентских выборов в июне 2012 г. он получил 51,7% голосов, а Ахмед Шафик — 48,3%. Можно без преувеличения утверждать, что на данный момент государство разделено поровну. Сторонники свергнутого президента – это члены движения «Братьев-мусульман», часть салафитов, приверженцев ультраисламистов террористического толка из движения «Джамаат аль-Исламия», часть сторонников революции. Сторонниками же либерально-светского пути развития Египта можно считать аль-Барадеи, аль-Беблави и часть армейского командования. Чтобы ослабить сторонников Мурси, переходное правительство и армия начали целенаправленно преследовать членов «Братьев-мусульман» [3]. Кроме этого, были закрыты все государственные СМИ, лояльные режиму Мурси [4]. Можно сказать, что движение «Братьев-мусульман» ослаблено, но не подавлено.

Однако накануне смещения с поста Мурси управляемая «Братьями-мусульманами» Партия свободы и справедливости призвала руководителей сорока исламистских партий войти в Национальную коалицию для поддержки законности с целью «осудить политическое насилие и разорвать связи с коррупционерами режима Мубарака». В эту коалицию вошли салафиткие партии: «Аль-Ватан» («Родина»), образованная в начале января 2013 г. бывшим руководителем партии «Ан-Нур» Эмадом Абдель Гафуром; «Аль-Шабаб» («Народная партия»); Новая рабочая партия; «Аль-Фадиля» («Достоинство»); молодежное ответвление салафитов «Ислах» («Египетская реформистская партия»). Также в этой коалиции была представлена партия «Строительства и развития», инициаторами создания которой выступило террористическое движение «Джамаат аль-Исламия» и представители умеренных исламистов «Аль-Васат» («Центр»).

Данный альянс противников Мухаммеда Мурси, который на деле не просуществовал ни дня, репрезентативен и отчасти пересекается с более ранним объединением партий исламского толка – «Демократическим альянсом за Египет», созданным в июне 2011 г. в качестве ответа на создание «Демократического альянса за египетскую коалицию», который поддерживал Мухаммеда Мурси на президентских выборах. Как мы видим, одни и те же партии в разное время могли входить как в коалицию в поддержку политики Мурси, так и в коалицию против него.

Все исламисткие партии на египетской политической сцене можно поделить на три группы: умеренные, радикальные, ультрарадикальные.

Умеренные

Сюда можно отнести движение «Братьев-мусульман», выступающих от имени Партии свободы и справедливости, которая до сих пор пытается вести переговоры с армией. Также это движение представлено партией «Аль-Васат».

Радикальные

Это салафитское движение [5], представленное на политическом ландшафте современного Египта многочисленными партиями [6], многие из которых образовывались путем почкования от уже существующих. Например, глава партии «Аль-Фадиля» («Достоинство») Адель Абдель Максуд в знак несогласия с изменением принципов партии на более умеренные покинул ее в 2011 году и вместе со своими сторонниками основал новую партию «Аль-Ассала». Таким образом, можно утверждать, что это движение далеко от консолидации и являет собой образец политической разобщенности. Об этом свидетельствует и тот факт, что разные салафиткие партии не смогли согласовать свои позиции по отношению к Мурси. Но именно неоднородность может привести данное движение к власти, поскольку стоит одной из этих партий взять большинство голосов, как салафиты могут объединить свои усилия и выступить единым фронтом.

Ультрарадикальные

Ультрарадикальные исламисткие движения преследуют цель не столько захвата власти в Египте, сколько террористической борьбы с израильтянами и неверными. Это, в первую очередь, джихадисты, которым так и не удалось зарегистрировать свою Исламскую партию (ранее она называлась Партия безопасности и развития) и члены движения «Джамаат аль-Исламия», представленные зарегистрированной в 2011 г. Партией строительства и развития.

Другие религиозные политические силы

Конституция Мурси, принятая в конце декабря 2012 и временно приостановленная, сыграла неблаговидную роль в сфере межконфессиональных отношений. Несмотря на то, что Конституция гарантировала защиту христианам и иудеям (ст.5), фактически копты-христиане, которые являются в первую очередь этническим меньшинством, и суфии остались вне защиты государства, что обернулось ростом числа нападений на эти группы со стороны исламистов. Представители нубийцев пытались, но у них не получилось зарегистрировать Партию нубийцев Нила. Самый многочисленный суфийский орден (тарикат), Рифаия (более 3 млн последователей), инициировал создание партии «Голос свободы», но она не прошла в парламент. Представитель другого суфийского ордена, Азамия (1,5 млн последователей), Ибрахим Захран основал Партию египетской независимости. Эта партия светского толка вобрала в себя мусульман, армян, коптов, нубийцев и суфиев. Она выступает оппозицией салафитам, которые считают суфиев еретиками и разрушают их обители.

Кто сейчас идеальный президент для Египта

Фото: rferl.org
Адли Мансур, временно исполняющий
обязанности Президента Египта

После падения Мурси власть принадлежит светским кругам либерального толка, которые в 2011 г. свергли режим Хосни Мубарака и теперь вернули достижение революции себе. 15 июля новое переходное правительство приняло присягу. Генерал Абдель Фаттах ас-Сиси, как и ожидалось, не только сохранил за собой пост министра обороны и военной промышленности Египта, но и стал первым заместителем премьер-министра. Из 33 министерских постов в новом правительстве три принадлежат коптам, а министерство торговли и промышленности возглавил либеральный политик-христианин Мунир Фахри Абдель Нур. Кроме этого, в составе правительства есть три женщины: министр здравоохранения и народонаселения Маха Зейн эль-Аабдин, министр по вопросам окружающей среды Лейла Рашид Экзандер и министр культуры Дориа Шараф эль-Дин, что является хорошим символическим шагом в деле восстановления равенства и снятия всех дискриминационных преград, которые были заложены в конституции Мурси.

Новому правительству необходимо будет взаимодействовать со всеми конфессиями на равных условиях, и этот диалог должен вестись на равноудаленной дистанции от всех религиозных движений. Однако реализация подобных целей осложняется тем фактом, что движение «Братьев-мусульман», у которого остается много сторонников, отказавшись войти в переходное правительство, выступает за возвращение на президентский пост Мурси.

Вопрос заключается в том, какую позицию они займут: мирное или насильственное противостояние? Ведь в арабских странах исламские движения – больше, чем политические партии. Это и социальная помощь, и военизированная охрана порядка, и образование [7] – по типу мафиозных кланов Сицилии в середине XX века. Парадокс заключается в том, что чем дальше они от парламента, тем сильнее их позиции среди бедных слоев населения, но отсутствие доступа к механизмам государственного управления порождает их нелегитимность и отстраненность от принятия решений в распределении ресурсов для достижения наивысшей цели – установления государства Ислама.

Салафиты, напротив, вовремя отдалившись от президента Мурси, после его свержения поддержали армию и переходное правительство, поэтому это движение приобрело легитимность в глазах переходной власти, но одновременно осталось верным протестам улицы.

Идеальным правительством для Египта стало бы правительство национального единства, в котором были бы представлены разные течения египетской политики и различные конфессии. Но для восстановления экономики и инвестиционной привлекательности главой правительства или даже президентом страны должен быть представитель светских кругов, хорошо известный за рубежом, – например, аль-Барадеи или сегодняшний премьер-министр Хазем аль-Беблави. В этих условиях армия начнет выполнять функции, схожие с функциями армии в Турции до прихода к власти премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана в 2003 году: охрана светских начал государственности. Хотя данная задача в Египте будет встречать ожесточенное сопротивление, поскольку в стране политический ислам более укоренен и развит.

Заключение

Фото: alraips.com
Коптская церковь, сожженная салафитами
8 мая 2013 г.

Несмотря на то, что сейчас сложно предсказывать, что будет с Египтом, однозначно можно утверждать, что короткий период власти Мурси закончился. Пользующееся широкой поддержкой движение «Братьев-мусульман» стоит перед выбором: пытаться участвовать в новом политическом процессе, предложенном переходным правительством, или заняться насильственным противостоянием и, как во времена Хосни Мубарака, уйти в подполье. Первый сценарий более предпочтительный для всех сторон, поскольку позволяет и армии, и правительству контролировать движение, для того, чтобы движение «Братьев-мусульман» не перешло из сектора умеренных исламистов в сектора радикального или ультрарадикального ислама (джихадисты и движение «Джамаат аль-исламия»).

Салафиты, напротив, вовремя отдалившись от президента Мурси, после его свержения поддержали армию и в настоящий момент могут, как минимум, рассчитывать на формирование широкой коалиции в новом парламенте. Тем самым они получат возможность диктовать власти свои предпочтения, как это уже произошло с провалом назначения аль-Барадеи в качестве премьер-министра.

Как уже было ранее сказано, идеальным правительством для Египта будет правительство национального единства. Но при нынешней напряженности и неясности судьбы движения «Братьев-мусульман» такое правительство вряд ли сформируется. Другим примером для руководства может стать возврат к конструкции власти при Гамале Абдель Нассере и Анваре Садате – сильная военная власть на базе национальной идеологии (вместо исламистской). Если армии удастся противостоять радикальным силам, то возможно, что в будущем получится сформировать правительство на более или менее паритетных началах, где будут представлены различные политические партии (за исключением ультрарадикалов). Однако такое правительство будет неустойчиво, и государство может пойти по пути Турции середины 1950-х годов, когда во имя сохранения светского характера государства (кемалисткого толка) часто происходили военные перевороты. Еще один неблагоприятный сценарий – это победа представителей радикального ислама (салафиты), которые могут начать строить исламское государство без оглядки на Европу и США, подавляя внутреннюю оппозицию.

1. Бывший премьер-министр Египта (с января по март 2011 года). Ранее был министром гражданской авиации (2002-2012), командующим Военно-воздушных сил Египта (1996-2002). В 2012 году выступал кандидатом на выборах президента Египта, но проиграл их Мохаммеду Мурси.

2. Основателем этой партии считается индо-пакистанский богослов и публицист Абуль-Ала Маудуди (1903-1979). Он считал, что человек как наместник Аллаха на земле и главный объект Корана должен жить по Божьим законам. Мир делится на «партию Аллаха» («Хизб Алла») и «партию Сатаны», и должен стать миром ислама. Подробнее см.: Левин З.И. Реформа в исламе. Быть или не быть? М.: 2005, С.181.

3. Мурси и лидеры движения «Братьев-мусульман» Мухаммед Бадье, Махди Акеф и др. проходят по официальному расследованию прокуратуры о бегстве Мурси и членов его партии из тюрьмы во время революции 25 января 2011 г.

4. Например, прокуратура Египта приказала арестовать главу телеканала «Аль-Джазира» за подстрекательство к насилию.

5. О принципах самого движения и связи с ваххабизмом см.: Muhammad Hisham Kabanni. The “Salafi” Unveiled. USA. 1998.

6. Напомним, что согласно Конституции 1971 г. все политические силы религиозной направленности были запрещены.

7. См.: Nathan J. Brown. When Victory Is Not An Option. Cornell University, 2012. P.9.

Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся