Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Мария Апанович

К.полит.н., доцент кафедры демографической и миграционной политики факультета управления и политики МГИМО МИД России, заместитель начальника управления магистерской подготовки МГИМО МИД России

Программа первой зимней школы РСМД «Миграция в глобальном мире» была весьма насыщенной и содержательной. В первую очередь хочется отметить тренинги Тимофея Нестика, которые положили начало сплачиванию коллектива, настроили нас на работу в командах. Особенно понравилась часть тренинга по командообразованию под названием «Желтые страницы»: на большом листе бумаге участники размещали листочки с информацией о себе, о своих интересах, достижениях, хобби.

Программа первой зимней школы РСМД «Миграция в глобальном мире» была весьма насыщенной и содержательной.

В первую очередь хочется отметить тренинги Тимофея Нестика, которые положили начало сплачиванию коллектива, настроили нас на работу в командах. Особенно понравилась часть тренинга по командообразованию под названием «Желтые страницы»: на большом листе бумаге участники размещали листочки с информацией о себе, о своих интересах, достижениях, хобби. К сожалению, за короткий промежуток времени, выделенный на задание, у многих физически не было возможности ознакомиться со всеми файлами участников. Хотелось бы также отметить тренинг Натальи Кирсановой «Жребий», прежде всего ту его часть, которая была связана с орехами. Любой из участников, сталкиваясь в профессиональной сфере с каким-либо явлением (понятием), начинает исследовать его, выявлять общие черты и особенности, что мы и делали в случае с орехами, которые, на первый взгляд, все одинаковые, но на самом деле – разные. Завершающий тренинг «Оркестр» позволил уже сплотившимся за время занятий участникам научиться слушать друг друга. Умение слушать не только себя, но и собеседника крайне важно для любого исследователя.

Организаторам удалось собрать прекрасный состав лекторов, в числе которых оказались почти все ключевые специалисты в области изучения миграционных процессов. Лично мне, в силу тематики моего исследования, были наиболее интересны лекции И.В. Ивахнюк (об эффективной миграционной политике), О.Р. Гулиной (о правовом регулировании миграционных потоков в Европе) и В.С. Малахова (об опыте интеграции мигрантов в принимающее общество). В целом выделенные организаторами школы четыре тематических блока – государство и миграция, миграция как инструмент «мягкой силы», бизнес и миграция, НКО и миграция – охватывают практически все аспекты, связанные с миграцией. Мне показалось особенно интересным и новаторским выделение миграции как инструмента «мягкой силы». Данный блок можно было бы, на мой взгляд, расширить, выделив в отдельное направление, хотя в России не принято соотносить миграцию с «мягкой силой». В ходе занятий лекторы сосредоточились на своих направлениях, и тему несколько «замяли». Никто не упоминал Дж. Ная как гуру в вопросе «мягкой силы», мы не обсуждали, что же относится к «мягкой силе». Но это скорее даже не минус организации занятий, а тенденция рассмотрения миграционных процессов. Пожалуй, было бы интересно увидеть в числе приглашенных лекторов и С.В. Рязанцева, но это тоже лишь пожелание, которое нисколько не умаляет достоинств и качества проведенной в Виноградово зимней школы РСМД.

Весьма интересный опыт был получен нами в ходе групповой работы. Общий алгоритм проведения обсуждений предусматривал разделение каждой встречи на два блока. Первый блок был посвящен обсуждению проблематики лекций (с фиксированием на флипчарте ключевых тезисов каждого лектора), второй – разбору так называемого кейса, т. е. примера по тематике дня.

Первая встреча с курируемой мной группой в составе восьми человек прошла 1 февраля и была посвящена теме «Государство и миграция». Группе удалось составить общий список тезисов по мероприятиям, которые прошли за два предыдущих дня (лекция «Международные миграции в современном мире», встреча с представителями ФМС России и т. д.). С целью структурирования полученных знаний все тезисы были поделены на частные и общие.

Затем группа перешла к обсуждению вопроса «Эффективность миграционной политики» на примере миграционной политики США. После просмотра видеоролика выступления президента США Б. Обамы на заданную тему группе были предложены три вопроса для обсуждения:

  • что такое эффективность (необходимо было сформулировать критерии эффективности);
  • критерии эффективности (сформулированные в первом пункте) применительно к миграционной политике;
  • миграционная политика США: эффективная или неэффективная (в качестве дополнительных материалов использовались документы, которые были подготовлены для группы до начала занятий в школе).

Вторая встреча была посвящена проблематике адаптации и интеграции мигрантов в принимающее общество. После обсуждения общих моментов, прозвучавших на лекциях 2 февраля, группе был показан видеоролик о курсах профессиональной переподготовки (рабочих, слесарей, строителей и т. д.), открытых для мигрантов в Германии. В качестве вопросов для обсуждения были выделены следующие:

  • понятия адаптации и интеграции в принимающее общество (участникам группы было предложено сформулировать, что они понимают под этими понятиями);
  • механизм адаптации мигрантов (группе было предложено придумать идеальный механизм адаптации мигрантов на основе полученных на лекциях знаний и дополнительных материалов);
  • миграционная политика Германии (группе было предложено сравнить схему миграционной политики Германии, представленную куратором, с механизмом, предложенным самой группой, и обсудить, что из придуманного можно реально воплотить в жизнь).

Третья встреча состоялась после круглого стола на тему «Бизнес и миграция». Было продолжено обсуждение темы адаптации и интеграции мигрантов, начатое на предыдущей встрече, после чего группа плавно перешла к следующему кейсу – «Бизнес и миграция в сфере образования на примере России». В качестве видеоряда были показаны рекламные ролики о привлечении иностранных студентов в Высшую школу экономики (ВШЭ), а также ролик об участии иностранных профессоров в работе бизнес-инкубаторов ВШЭ. Для подробного разбора кейса участникам группы были также предоставлены общие сводные данные о реализации бизнес-модели по привлечению иностранцев в ВШЭ (на основе материалов куратора). Для обсуждения были предложены следующие вопросы:

  • привлечение зарубежных специалистов и студентов в российские вузы: нужны ли они или нет;
  • материальные выгоды и риски принимающего учебного заведения (на примере ВШЭ);
  • треугольник миграция–бизнес–государство: какие существуют барьеры?

На четвертой (завершающей) встрече в группах были затронуты вопросы мультикультурализма и толерантности. По обоим сюжетам были показаны видеоролики российских СМИ. Затем состоялась свободная дискуссия на тему толерантности в России, восприятия опыта мультикультурализма других стран, а также влияния и роли СМИ в миграционной политике.

На последней встрече были подведены итоги работы в группе. После каждой встречи куратор выставлял оценки участникам группы по пятибалльной шкале (по пяти показателям: вовлеченность, креативность, сотрудничество, культура общения и ответственность), которые суммировались по итогам занятий в школе и приплюсовывались к баллам, полученным за другие мероприятия. Это позволило выявить и наградить особо активных участников зимней школы памятными призами.

Тематика, обсуждавшаяся на встречах, нашла свое продолжение в вопросах, которые участники моей группы позднее задавали лекторам, так что я полностью уверена в успехе наших встреч, поскольку изначально ставила перед собой задачу быть неким связующим звеном между группой и лекторами. Некоторые идеи, обсужденные в группе (например, в ходе выработки идеального механизма адаптации мигрантов), затем повторялись в проектах участников на деловой игре, что опять-таки говорит о мостике, который мы как кураторы перебрасывали от темы к теме. Отдельно хочется отметить хороший уровень подготовки и профессиональную вовлеченность участников школы. Я уверена, что, окажись мы со всеми нашими презентациями и кейсами на обычном семинаре в обычном университете, нам не удалось бы сгенерировать столько идей. Остается только надеяться, что эти идеи не будут потеряны, и что наиболее интересные и реализуемые из них получат импульс к дальнейшему развитию. Но это уже пожелание к организаторам.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся