Уже сейчас можно предположить, что Германия полностью поддержит санкции ЕС и будет последовательно следовать принятым ограничениям, которые, очевидно, затронут практически все экономические сектора. Вице-канцлер и министр климата и экономики Р. Хабек готов поставить вопрос о существенном сокращении импорта энергоносителей из России. Вряд ли это произойдёт в ближайшие недели и месяцы, но можно предположить, что Берлин ускорит поиски альтернативных источников. По экспертным оценкам, сделать это по разным объективным причинам даже в среднесрочной перспективе вряд ли возможно. Рост цен в Германии и Европе на все энергоносители гарантирован. На полях заметим, что поставки американского сланцевого сжиженного природного газа в Германию не только ограничены возможностями добывающих компаний США, но и противоречат климатическим «зелёным» принципам правящей коалиции. Согласно заключению министерства окружающей среды ФРГ, подготовленного по запросу партии «Союз 90/Зелёные» осенью 2020 г., сланцевые технологии добычи газа сопровождаются выбросами СО2, сравнимые по своему объёму с работой угольных станций. Кроме того, Германия так и не создала необходимую инфраструктуру по приёму СПГ, строительство которой планировали поддержать ещё два прежних кабинета министров под руководством А. Меркель.
По нашим осторожным оценкам, немецкое бизнес-сообщество в РФ, осудив «российскую агрессию» и выразив солидарность с Украиной, тем не менее сохранит своё присутствие в России и продолжит реализацию существующих инвестиционных проектов. Какая-то часть предпринимателей, в основном малых и средних, уйдёт из России. Эта тенденция обозначилась уже в прошлые годы и продолжилась в 2021 г. Деятельность российских инвесторов в ФРГ будет ещё более осложнена. Очевидно, может произойти существенное сокращение совместных мероприятий, намеченных на 2022 год, как в рамках перекрёстного Года Германии и России по экономике и устойчивому развитию, так и в других существующих форматах и сферах. Под вопросом — межведомственное взаимодействие, в том числе в энергетической сфере. Вряд ли в этих условиях следует рассчитывать на размораживание «Петербургского диалога», хотя именно в таких кризисных условиях востребованность в независимых экспертных дискуссиях крайне высока.
Таковы основные оценки на середину дня 24 февраля. Понятно, что к моменту его выхода появятся новые факты и информация, но по своему содержанию в ближайшее время они сохранят свою актуальность.
Германо-российские отношения находятся в центре внимания немецкого политического истэблишмента с середины декабря 2021 г. Новый федеральный канцлер, выступая 15 декабря с правительственным заявлением в Бундестаге и заявив о недопустимости нарушения Россией границ Украины, неотвратимости «наказания» за такие действия, указал на то, что Берлин будет в этой связи говорить «единым голосом» с европейскими партнёрами и трансатлантическими союзниками. В тот же день Высший суд Берлина приговорил гражданина РФ к пожизненному заключению за убийство гражданина Грузии чеченского происхождения З. Хангошвили, указав в своём решении, что преступник мог действовать «по государственному заказу». По инициативе новой главы внешнеполитического ведомства А. Бербок персонами нон-грата были объявлены два российских дипломата. Канцлер поддержал это решение.
16 декабря руководитель Федерального агентства Й. Хоманн сообщил, что по причине отсутствия необходимых документов касательно будущей дочки компании Нордстрим 2 АГ, «Северный поток-2» (СП-2) вряд ли будет сертифицирован ранее середины 2022 г. До этого сопредседатели партии «Союз 90 / Зелёные» А. Бербок и Р. Хабек (глава министерства климата и экономики) неоднократно публично подтверждали своё отрицательное отношение к СП-2, называя его геополитическим российским проектом и по сути выражая надежду на его закрытие.
17 декабря официальная Москва опубликовала проекты документов по обеспечению правовых гарантий безопасности со стороны США и НАТО, в которых сформулировала свои озабоченности касательно этой сферы. Ожидаемо последовала отрицательная реакция немецкого экспертного сообщества и усиление антироссийской риторики СМИ Германии. 22 декабря немецкий медиарегулятор MABB обязал оператора европейской спутниковой связи Eutelsat 9В снять со своей платформы телеканал RT DE, начавшего вещание 16 декабря. Протест российской стороны остался без какого-либо ответа официального Берлина.
К концу декабря количество статей с критикой политики Кремля и сдержанной в этом отношении позиции федерального канцлера увеличилось.
С таким негативным фоном отношения ФРГ и РФ вступили в 2022 г. Важную роль в их некоторой стабилизации сыграла первая официальная встреча руководителей внешнеполитических ведомств обоих государств, состоявшаяся 18 января в Москве. А. Бербок (накануне она встретилась в Киеве с украинским коллегой Кулебой) и С. Лавров в ходе переговоров констатировали существование актуальной конструктивной повестки двусторонних отношений. Немецкая министр избежала резких критических высказываний, которые от неё ожидали эксперты.
22 января новым председателем партии ХДС был избран Ф. Мерц, известный своими антироссийскими взглядами. Уже 27 января, впервые выступая от имени ведущей парламентской оппозиции, озвучил их на заседании Бундестага, посвящённого обсуждению будущего германо-российских отношений. Федеральный канцлер в дискуссию предпочёл на вмешиваться.
Со второй половины января в немецких СМИ развернулась критика тех, кто «понимает Путина». В итоге она сконцентрировалась на бывшем канцлере Г. Шрёдере — его в основном обвиняли в том, что он «продался» Кремлю, заняв ряд руководящих постов в государственных компаниях, поставляющих энергоносители в ФРГ. Руководство Социал-демократической партии Германии было вынуждено провести специальное заседание, посвящённое «непатриотичному поведению Шрёдера».
В первой половине февраля О. Шольц совершил три важных для отношений с Россией инагурационных визита в Вашингтон, Киев и Москву. В ходе двух первых визитов ему удалось отстоять свою позицию в отношении Северного потока-2. Несмотря на оказанное на него давление, он не стал делать заявления о готовности ввести санкции против СП-2 и подтвердил отказ поставлять вооружение Украине.
Перед визитом в Киев 8 февраля вместе с Э. Макроном федеральный канцлер реанимировал формат Веймарского треугольника, встретившись с президентом А. Дудой (неформальный лидер стран Вишеградской группы), заверил его в гарантиях безопасности для стран Восточной Европы и подтвердил свою приверженность принципам территориальной целостности государств и готовность противостоять «агрессивному поведению Кремля».
На следующий день во время встречи с премьер-министром Дании Метте Фредериксен он обозначил свой подход к европейской безопасности, названный «двойной стратегией» и состоящий в необходимости сочетать диалог с Россией с политикой её сдерживания. 10 февраля он подтвердил основы германской позиции во время переговоров с премьер-министрами Латвии и Эстонии, а также президентом Литвы (с июня 2022 г. ФРГ в течение года будет председателем в Совете стран Балтийского моря). В тот же день безрезультатно закончилась рабочая встреча политических советников стран Нормандской четвёрки.
Тем не менее из Киева канцлер привёз предложения В. Зеленского представить в рамках Трёхсторонней контактной группы «законопроекты по статусу Восточной Украины, по изменению Конституции и подготовке выборов». Прилетев в Москву 15 февраля из Берлина, О. Шольц провёл содержательные и конструктивные переговоры с В. Путиным, которые охватили все сферы двусторонних отношений. Во время пресс-конференции наблюдатели отметили ряд критических замечаний канцлера в адрес российского президента, включая его отношение к югославским событиям конца 1990-х гг. в контексте актуальной ситуации на Донбассе.
18–20 февраля прошла 58-я Мюнхенская конференция по безопасности, которую в последний раз провёл В. Ишингер, передавший пост председателя К. Хойсгену — бывшему внешнеполитическому советнику А. Меркель, известному своим негативным отношением к позиции Кремля. Накануне её открытия очередные дебаты в Бундестаге по российскому вопросу, прошедшие 17 февраля, показали в основном критический настрой депутатов к внешнеполитической позиции официальной Москвы в отношении Европы и Украины. В тот же день О. Шольц обсудил с Дж. Байденом перспективы реализации Минских соглашений и возможные подвижки в Нормандском формате, подчеркнув необходимость продолжения дипломатических усилий с целью достижения прогресса в этом направлении.
Во время самой конференции, в которой представители российского руководства решили не принимать участие, лейтмотивом стала жёсткая критика требований Кремля в сфере безопасности, сформулированных в упомянутых декабрьских проектах, а также размещение на границе с Украиной войск РФ. В этом контексте также была выражена единодушная поддержка официального Киева, включая выступление В. Зеленского, заявившего о готовности отказаться от безъядерного статуса Украины.
О. Шольц, подчеркнув необходимость следовать дипломатическим усилиям в разрешении конфликта вокруг Украины и использовать для этого существующие форматы (Совет Россия-НАТО, ОБСЕ, Нормандский формат), возвратился к вопросу о геноциде, затронутому на пресс-конференции в Москве, назвав озвученную президентом РФ позицию «смехотворной» — по крайней мере, так это слово было переведено в прямом эфире на немецкий с английского, на который во время ответов на вопросы перешёл канцлер.
По всей видимости, В. Путин принял во внимание все события, которые происходили последние недели, включая описанные нами выше, а также постоянное давление, оказываемое на Москву из Вашингтона, руководства НАТО и Европейского союза, столиц входящих в него государств и их нежелание услышать и понять суть российских предложений. Мюнхенская конференция окончательно убедила российского президента, что каких-либо изменений ожидать не следует и надо брать управление кризисной ситуацией в свои руки. 21 февраля состоялось известное заседание Совета безопасности РФ, обращение В. Путина к гражданам России, последующее подписание договоров с ДНР и ЛНР и их ратификация 22 февраля Госдумой и Советом федерации РФ.
Первая реакция Германии и коллективного Запада была ожидаемой. Немецкие СМИ уже вечером 21 февраля обрушились с жёсткой критикой как выступления В. Путина, так и подписанных соглашений, определив содержание антироссийского дискурса в последующие дни. Для него уже была подготовлена соответствующая почва, на которой появление каких-либо попыток независимого анализа причин создавшейся ситуации было обречено на провал.
Стало понятно, что отношениям Германии и России предстоят серьёзные испытания. 22 февраля Брюссель заявил о продолжении работы над санкционным пакетом и готовности наполнить его ещё более жёсткими ограничительными мерами. О. Шольц отозвал отчёт Федерального сетевого агентства о безопасности 3 и 4 ниток морского газопровода, направленного министерству климата и энергетики, и сообщил о своём решении остановить процесс сертификации СП-2. Восточный комитет германской экономики заявил о переносе предполагавшейся в начале марта встречи с российским президентом.
Ситуация качественно изменилась после объявления российским президентом ранним утром 24 февраля начала военной операции на Украине. Реакция немецких СМИ была единой: «Вся Германия в шоке». Федеральный канцлер в полдень сделал заявление, осудив «самым решительным образом» нападение России, назвав его «вопиющим нарушением международного права», которое «нельзя ничем оправдать». По его мнению, решение В. Путина — «серьёзная ошибка», и она будет иметь «горькую цену». Он подтвердил, что в ближайшее время ЕС примет санкционный пакет, который будет более жёстким по сравнению с обсуждавшимся до этого, к нему добавятся финансовые ограничения. Канцлер выразил готовность созвать во второй половине дня заседание кабинета безопасности правительства, как председатель в «Группе семи» провести видеоконференцию с участием глав государств и правительств, а также выступить с обращением к немецкой нации. Вечером 24 февраля он должен был провести совещание со своими партнёрами в Брюсселе.
О. Шольц подтвердил высказанную им в феврале поддержку государствам Восточной Европы и Балтики, а также единство Берлина с позицией НАТО. На воскресенье 27 февраля было запланировано выступление с правительственным заявлением в Бундестаге. Позицию канцлера поддержала А. Бербок и фракции Бундестага. На этом фоне появилась перспектива изменения позиции Берлина по вопросам поставки вооружения Киеву, но такая вероятность оценивается нами как невысокая.
Уже сейчас можно предположить, что Германия полностью поддержит санкции ЕС и будет последовательно следовать принятым ограничениям, которые, очевидно, затронут практически все экономические сектора. Вице-канцлер и министр климата и экономики Р. Хабек готов поставить вопрос о существенном сокращении импорта энергоносителей из России. Вряд ли это произойдёт в ближайшие недели и месяцы, но можно предположить, что Берлин ускорит поиски альтернативных источников. По экспертным оценкам, сделать это по разным объективным причинам даже в среднесрочной перспективе вряд ли возможно. Рост цен в Германии и Европе на все энергоносители гарантирован. На полях заметим, что поставки американского сланцевого сжиженного природного газа в Германию не только ограничены возможностями добывающих компаний США, но и противоречат климатическим «зелёным» принципам правящей коалиции. Согласно заключению министерства окружающей среды ФРГ, подготовленного по запросу партии «Союз 90/Зелёные» осенью 2020 г., сланцевые технологии добычи газа сопровождаются выбросами СО2, сравнимые по своему объёму с работой угольных станций. Кроме того, Германия так и не создала необходимую инфраструктуру по приёму СПГ, строительство которой планировали поддержать ещё два прежних кабинета министров под руководством А. Меркель.
По нашим осторожным оценкам, немецкое бизнес-сообщество в РФ, осудив «российскую агрессию» и выразив солидарность с Украиной, тем не менее сохранит своё присутствие в России и продолжит реализацию существующих инвестиционных проектов. Какая-то часть предпринимателей, в основном малых и средних, уйдёт из России. Эта тенденция обозначилась уже в прошлые годы и продолжилась в 2021 г. Деятельность российских инвесторов в ФРГ будет ещё более осложнена. Очевидно, может произойти существенное сокращение совместных мероприятий, намеченных на 2022 год, как в рамках перекрёстного Года Германии и России по экономике и устойчивому развитию, так и в других существующих форматах и сферах. Под вопросом — межведомственное взаимодействие, в том числе в энергетической сфере. Вряд ли в этих условиях следует рассчитывать на размораживание «Петербургского диалога», хотя именно в таких кризисных условиях востребованность в независимых экспертных дискуссиях крайне высока.
Таковы основные оценки на середину дня 24 февраля. Понятно, что к моменту выхода данного материала появятся новые факты и информация, но по своему содержанию в ближайшее время он сохранит свою актуальность.