Read in English
Оценить статью
(Голосов: 20, Рейтинг: 3.95)
 (20 голосов)
Поделиться статьей
Юлия Мельникова

К.полит.н., руководитель программного направления РСМД

Европейско-китайские отношения с конца 2020 года находятся на паузе. Политизация взаимодействия стала основной тенденцией развития диалога ещё во второй половине 2010-х годов, что привело к превращению Пекина из просто «стратегического партнёра» в «стратегического партнёра и системного соперника» для ЕС. Апогея конфронтационные тенденции достигли в 2021 году. Сначала сорвалась ратификация Всеобъемлющего инвестиционного соглашения, текст которого с трудом удалось согласовать в конце 2020 года. Затем Литва демонстративно покинула формат «17+1», спровоцировав существенные торговые ограничения с китайской стороны и ответную подачу коллективного иска ЕС против КНР в ВТО. Закономерно впервые с 2008 года не состоялся саммит ЕС — КНР на высшем уровне и появился ряд новых законопроектов антикитайской направленности . В 2022 году саммит состоялся в контексте событий вокруг Украины, но не привёл к удовлетворительным для ЕС результатам.

В ситуации, когда общеевропейская линия приобретает отчётливый охранительный характер, изменения в неё могли бы внести европейские государства — стейкхолдеры диалога, в первую очередь Германия, стратегия по Китаю которой будет обновлена к началу 2023 года. При том что охранительный курс Германии по отношению к Китаю пока нельзя назвать ни окончательным, ни устоявшимся, усиление в нём геополитической составляющей сближает позицию ФРГ с Францией. Между двумя крупнейшими государствами ЕС не было принципиальных разногласий по китайскому вопросу, но до последнего времени они исходили из разной мотивации. Для Парижа интерес к сотрудничеству исторически был обусловлен стратегическими и геополитическими соображениями, а экономическая взаимозависимость двух стран не столь высока. Курс Эммануэля Макрона на укрепление именно общей позиции ЕС по отношению к Китаю несколько расходился со стремлением Берлина к прагматизму и индивидуализации своего подхода. Сегодня, когда Германия также высказывается в пользу более прочной единой позиции Европы по отношению к КНР, а экономическая мотивация дрейфует в сторону снижения взаимозависимости, создаётся платформа для объединения усилий тандема, а значит, — дальнейшей деградации европейско-китайского диалога.

Европейско-китайская диагональ в геометрии мировой политики имеет не меньшее значение, чем американо-китайские, российско-американские или российско-китайские отношения. Само её наличие и обладание самостоятельной динамикой в 2000-е годы было свидетельством полицентризации мирового развития, усложнения структуры международных отношений. Её отсутствие, соответственно, будет в очередной раз свидетельствовать о возвращении к бинарному восприятию реальности.

Европейско-китайские отношения с конца 2020 года находятся на паузе. Политизация взаимодействия, обусловленная как объективными диспропорциями в развитии торгового и инвестиционного партнёрства, так и стремлением Брюсселя контролировать отношения государств-членов с КНР, стала основной тенденцией развития диалога ещё во второй половине 2010-х годов, что привело к превращению Пекина из просто «стратегического партнёра» [1] в «стратегического партнёра и системного соперника» [2] для ЕС.

Апогея конфронтационные тенденции достигли в 2021 году. Сначала на фоне обвинений КНР в нарушении прав человека в Синьцзян-Уйгурском автономном округе и последовавшего за этим обмена санкциями сорвалась ратификация Всеобъемлющего инвестиционного соглашения (ВИС), текст которого с трудом удалось согласовать в конце 2020 года. Затем Литва демонстративно покинула формат «17+1», спровоцировав существенные торговые ограничения с китайской стороны и ответную подачу коллективного иска ЕС против КНР в ВТО. Закономерно впервые с 2008 года не состоялся саммит ЕС — КНР на высшем уровне [3] и появился ряд новых законопроектов антикитайской направленности [4]. В 2022 году саммит состоялся в контексте событий вокруг Украины, но не привёл к удовлетворительным для ЕС результатам.

В ситуации, когда общеевропейская линия приобретает отчётливый охранительный характер, изменения в неё могли бы внести европейские государства — стейкхолдеры диалога, в первую очередь Германия. Правительству Олафа Шольца выпала участь принимать незапланированные стратегические решения в отношении всех основных партнёров вне ЕС — США, России и КНР. Для европейско-китайских отношений это может иметь серьёзные последствия.

Роль Германии в политике ЕС на китайском направлении

Германия исторически оказывала воздействие на выстраивание модели взаимодействия ЕС и КНР. В 1990-е годы именно интересы германского экспорта привели к приоритетному преследованию экономических выгод при вынесении за скобки политических опасений и проблематики прав человека — политики «конструктивного вовлечения» ЕС [5]. В дальнейшем огромные усилия для развития диалога приложили правительство Герхарда Шрёдера, заслужившего репутацию проводника китайских интересов в Европе, и, после кризиса Еврозоны 2010 года, правительство Ангелы Меркель. В этот период интересы бизнеса — в первую очередь автопрома и машиностроительных концернов — были приоритетом ФРГ. Меркель также до последнего отстаивала самостоятельность германской и общеевропейской линии по отношению к КНР как альтернативы американскому влиянию и способа избежать биполярности. Саммит 2020 года, в период германского председательства, должен был пройти в Лейпциге в присутствии всех глав государств — членов ЕС и завершиться подписанием множества договорённостей, в первую очередь — Всеобъемлющего инвестиционного соглашения.

Однако приход нового правительства привёл к стратегической паузе и в германо-китайских отношениях. В коалиционном договоре СДПГ, СвДП и «Зелёных» партнёры резко высказываются против нарушений прав человека в КНР и видят сотрудничество возможным только при изменении ситуации. Они также заявляют о необходимости преодоления «зависимости» от Китая в критических секторах и о невозможности ратификации ВИС в текущих условиях. В августе стало известно, что германская стратегия по Китаю будет обновлена к началу 2023 года.

Причины перемен

Перемены в позиции ФРГ обусловлены во многом внешними факторами. Рост роли КНР в международных делах сам по себе стимулирует привлечение геополитических аргументов в заявлениях по Китаю и отход от прагматичного тематического дискурса. Это проявилось в Руководящих указаниях по Индо-Пацифике 2020 года, где Берлин мотивирует необходимость активизации в ИТР в том числе стремлением к стабильности и порядку, «основанному на правилах», в регионе стратегического соперничества США и КНР. Документ не делает акцент на военной составляющей, но указывает на необходимость установления и защиты своих интересов. Косвенно ощущение нестабильности на китайском треке для Германии усугубляет эскалация напряжённости в Европе, стимулируя уже отход от выстраивания индивидуальной линии по отношению к Пекину в пользу общеевропейской — для приращения своего ресурса.

Однако только внешних факторов недостаточно для перехода к мягкому балансированию, поскольку непосредственной угрозы безопасности для Германии Пекин не представляет. Структурные основания изменений накапливались внутри страны параллельно с общеевропейскими. ФРГ и КНР, действительно, в определённом смысле находятся в отношениях взаимозависимости: с 2016 года Китай является первым торговым партнёром Германии, в 2021 году на его долю пришлось 8 процентов экспорта из и 11,4 процента импорта в ФРГ, а доля ФРГ в общеевропейском товарообороте с КНР занимает больше 35 процентов. Это естественным образом делало её заинтересованным игроком в дальнейшем открытии китайского рынка и улучшении условий для инвесторов через ВИС. В отсутствие перспектив урегулирования этих вопросов стимулы к сотрудничеству снизились, а опасения обострились.

Наиболее чувствительной зоной для Германии является взаимодействие с КНР в высокотехнологичном секторе. Если в середине 2010-х годов оно развивалось семимильными шагами, были даже подписаны документы по сопряжению Industrie 4.0 и Made in China — 2025, то несколько поглощений и попыток поглощений китайским капиталом флагманов немецкой робототехники и электроники в 2016–2017 годах привели к росту алармизма и изменению внутреннего инвестиционного законодательства. Союз германских промышленников в 2019 году даже выпустил доклад о соперничестве с КНР. В некоторых отраслях при этом зависимость от китайского рынка в абсолютных показателях действительно можно назвать критической. Немецкая автомобильная промышленность поставляет на китайский рынок больше половины своего производства. Схожая ситуация, но в обратном направлении наблюдается на рынке микроэлектроники, что стимулирует попытки как-то выровнять диспропорции.

Значение перемен для европейско-китайских отношений и за их пределами

При том что охранительный курс Германии по отношению к Китаю пока нельзя назвать ни окончательным, ни устоявшимся, усиление в нём геополитической составляющей сближает позицию ФРГ с Францией. Между двумя крупнейшими государствами ЕС не было принципиальных разногласий по китайскому вопросу, но до последнего времени они исходили из разной мотивации. Для Парижа интерес к сотрудничеству исторически был обусловлен стратегическими и геополитическими соображениями, а экономическая взаимозависимость двух стран не столь высока, в связи с чем интерес Парижа к сохранению кооперационных тенденций в последние годы был ниже. Помимо этого, курс Эммануэля Макрона на укрепление именно общей позиции ЕС по отношению к Китаю несколько расходился со стремлением Берлина к прагматизму и индивидуализации своего подхода. Сегодня, когда Германия также высказывается в пользу более прочной единой позиции Европы по отношению к КНР, а экономическая мотивация дрейфует в сторону снижения взаимозависимости, создаётся платформа для объединения усилий тандема, а значит, — дальнейшей деградации европейско-китайского диалога.

Потенциальная активизация во франко-германском тандеме на китайском треке и последующее усугубление конфронтационных тенденций во внешней политике ЕС по отношению КНР, в свою очередь, имеют значение для России в том же смысле, в каком они важны для мирового порядка в целом. Европейско-китайская диагональ в геометрии мировой политики имеет не меньшее значение, чем американо-китайские, российско-американские или российско-китайские отношения. Само её наличие и обладание самостоятельной динамикой в 2000-е годы было свидетельством полицентризации мирового развития, усложнения структуры международных отношений. Её отсутствие, соответственно, будет в очередной раз свидетельствовать о возвращении к бинарному восприятию реальности.

Впервые опубликовано на сайте Международного дискуссионного клуба «Валдай».

[1] Этот статус отношения получили в 2003 году.

[2] Впервые такая оценка прозвучала из уст Урсулы фон дер Ляйен и впоследствии нашла закрепление в Стратегии по Китаю 2019 года, подготовленной Еврокомиссией совместно с Европейской службой внешних действий, отражая крепнущее восприятие Китая не только через экономические, но уже через геополитические линзы.

[3] Саммиты также не проводились в 2011 и 2014 годах, но по техническим, а не политическим причинам. В 2008 году мероприятие было отменено из-за визита Далай-ламы в Париж, который тогда должен был принимать саммит.

[4] В 2021 году вступили в силу поправки в Регламент о соблюдении правил торговли, расширившие возможности ЕС применять ответные меры до завершения процедур по урегулированию споров в ВТО. В 2022–2023 годах планируются поправки в Регламент о соблюдении правил торговли в области защиты интеллектуальной собственности, разработка Инструмента против экономического принуждения со стороны третьих стран и более строгого Механизма регулирования международных государственных закупок.

[5] Такая политика была провозглашена в 1995 году, но в основе документа Европейской комиссии лежала Концепция ФРГ по Азии 1993 года.


Оценить статью
(Голосов: 20, Рейтинг: 3.95)
 (20 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju