Распечатать Read in English
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Президент Южной Осетии Леонид Тибилов и председатель парламента Анатолий Бибилов 26 мая 2016 г. подписали по итогам заседания Политического Совета при Президенте РЮО заявление о проведении референдума по вопросу вхождения Южной Осетии в состав Российской Федерации в 2017 г. Ранее власти республики планировали провести референдум до августа 2016 г. Российский совет по международным делам попросил Сергея Маркедонова, эксперта РСМД, прокомментировать перенос референдума в Южной Осетии.

Президент Южной Осетии Леонид Тибилов и председатель парламента Анатолий Бибилов 26 мая 2016 г. подписали по итогам заседания Политического Совета при Президенте РЮО заявление о проведении референдума по вопросу вхождения Южной Осетии в состав Российской Федерации в 2017 г. Ранее власти республики планировали провести референдум до августа 2016 г. Российский совет по международным делам попросил С. Маркедонова, эксперта РСМД, прокомментировать перенос референдума в Южной Осетии.

Почему вопрос проведения референдума в Южной Осетии в большей степени актуализировался сегодня? В чем заключаются внутриполитические причины переноса референдума на 2017 г.?

Идея объединения с Россией и проведения референдума в Южной Осетии существует давно. Сегодня этот вопрос стал обсуждаться по ряду причин. В 2014 г. состоялись парламентские выборы, на которых победу одержала партия «Единая Осетия», которая во главу угла ставила идею единства с Северной Осетией под эгидой России, а ее лидер Анатолий Бибилов стал спикером высшего представительного органа республики. Ясно, что администрация президента и сам президент республики Леонид Тибилов не могли в данной ситуации не отреагировать и не попытаться взять ситуацию под свой контроль и использовать ее в своих интересах. В 2017 г. в Южной Осетии пройдут президентские выборы, и очевидно, что тема референдума будет одной из ключевых в выборной тематике.

В 2017 г. в Южной Осетии пройдут президентские выборы, и очевидно, что тема референдума будет одной из ключевых в выборной тематике.

У осетин в Южной Осетии нет мощной диаспоры, как, например, у армян в Нагорном Карабахе, нет выхода к морю, как у абхазов, к тому же численность населения меньше, чем в других де-факто государствах. Экономическая зависимость от России достаточно велика. Поэтому вопрос о референдуме стоит настолько остро.

В руководстве Южной Осетии есть определенные расхождения во взглядах по вопросу проведения референдума. Анатолий Бибилов выступает за прямое вхождение Южной Осетии в состав России. Президент Леонид Тибилов, в свою очередь, предлагает принять поправку к десятой статье Конституции, которая гласит, что Южная Осетия может объединяться с другими государствами и передавать часть своих полномочий. Однако речь в ней пойдет именно о России. Л. Тибилов под этим подразумевает, что вхождение возможно, но это скорее пожелание, стратегическая цель, конституционно прописанная и формально закрепленная. Но все-таки это оставляет небольшое пространство для маневра с учетом реакции Москвы. Во внутриполитической ситуации Южной Осетии есть определенные нюансы, которые теряются в дискурсе «большой геополитики».

Сергей Маркедонов

Как на идею проведения референдума смотрит Москва?

Россия никогда прямо не высказывалась в поддержку проведения референдума в Южной Осетии и едва ли будет подыгрывать этим настроениям. В. Путин всегда уходил от ответа на вопрос о статусе Южной Осетии в составе России и укрывался за общими фразами о воле народа, об ответственности грузинского руководства за утрату Южной Осетии. Резкой отповеди нет, но в то же время нет и серьезной последовательной поддержки.

Более того, рациональных причин для включения Южной Осетии в состав России нет. Москва сегодня получила все, что хотела: в Южной Осетии есть и военное, и экономическое присутствие России. Остаются вопросы относительно степени интеграции и объединения республики с Россией. В этой ситуации просто повесить российский флаг в Цхинвали с рациональной точки зрения ничего не даст. Разве что потешит самолюбие.

Какую реакцию следует ожидать от стран Запада и Грузии?

В руководстве Южной Осетии есть определенные расхождения во взглядах по вопросу проведения референдума.

Представитель Госдепартамента США Марк Тонер заявил, что никаких попыток Южной Осетии получить суверенитет или иной статус вне Грузии Соединенные Штаты не признают. Представляется, что в ситуации вокруг Южной Осетии большая часть экспертов и политиков делает акцент на геополитическое противостояние России и Запада. Западные страны будут проводить аналогии с Крымом и, очевидно, будут критиковать Россию за ревизионизм. Вполне возможно, вслед за старыми последуют и новые санкции, что Москве совсем не нужно.

Западные страны будут проводить аналогии с Крымом и, очевидно, будут критиковать Россию за ревизионизм.

Запад поддерживает территориальное единство Грузии и не признает Южную Осетию независимым государством. Однако решительных шагов по возвращению этой республики под контроль Грузии страны Запада не делают. Если бы с грузинской стороны при поддержке Запада были предприняты какие-либо жесткие меры для возвращения Южной Осетии, тогда активные действия России были бы обоснованы и понятны. Поэтому Москва решила отложить решение вопроса до лучших времен, а может быть, и худших.

Россия никогда прямо не высказывалась в поддержку проведения референдума в Южной Осетии и едва ли будет подыгрывать этим настроениям.

Если отношения России с Западом улучшатся, если в будущем в Грузии будет сформировано правительство хотя бы не хуже настоящего, то, наверное, пожелания по присоединению Южной Осетии так и останутся пожеланиями. Если же ситуация вдруг будет развиваться по негативному сценарию (допустим, Грузия станет членом НАТО), тогда эта карта, вероятно, будет разыграна.

Интересно, что референдум предложено провести после окончания президентских выборов в самой Южной Осетии. Осенью состоятся парламентские выборы в Грузии. Получается, что выборы пройдут и в Южной Осетии, и в Грузии, где будет сформировано новое правительство (или несколько видоизмененное старое). Стоит учесть, что новая администрация с начала 2017 г. будет и в США. Поэтому решение отложить проведение референдума — это, если использовать шахматную терминологию, откладывание партии. Вероятно, за это время многое изменится.

ТАСС / Станислав Красильников
Поселок Ленингор в Южной Осетии.
28 мая, 2015

Насколько вероятны в будущем военные провокации, провокации местного населения к антироссийским выступлениям?

На данный момент я не вижу для этого больших предпосылок. Нельзя сравнивать нынешнюю ситуацию в Южной Осетии с положением до августа 2008 г. Тогда под грузинским контролем было четыре села так называемого «Лиахвского коридора» — Кехви, Курта, Тамарашени, Ачабети. Эти села отрезали Рокский тоннель от Цхинвали и фактически были анклавом. Лениногорский район также в значительной степени контролировался Грузией. Сейчас эти территории находятся под контролем Южной Осетии и России. В целом сегодня наблюдается иная военно-политическая ситуация. Военные силы России в Южной Осетии находятся официально, открыто. Когда несколько лет назад началась «бордеризация», то есть укрепление границ Южной Осетии и Грузии, Южная Осетия стала, как говорят, «крепким орешком». В военном плане Южную Осетию сокрушить сейчас крайне сложно, разве только при поддержке Запада. Я не думаю, что Запад заинтересован в прямой военной конфронтации с Россией. А у населения Южной Осетии антироссийских настроений нет, поэтому пока, полагаю, форс-мажоров не предвидится.

В военном плане Южную Осетию сокрушить сейчас крайне сложно, разве только при поддержке Запада.

Нынешнее правительство Грузии, которое интенсивно развивает отношения с НАТО и Европейским союзом, не использует свою страну в качестве арены прокси-конфронтации между Западом и Россией, что в свое время делал Михаил Саакашвили. Наоборот, грузинское правительство пытается поверх расхождений с Россией найти какие-то общие точки для взаимодействия. Получается, может быть, плохо, но кто способен действовать в данной ситуации лучше? Поэтому я констатирую, что нынешнее правительство абсолютно не заинтересовано в прямой военной конфронтации. Посмотрим, что будет в октябре, когда пройдут парламентские выборы в Грузии. Стоит заметить, что эти выборы отличаются от других парламентских кампаний на постсоветском пространстве. Грузия стала республикой парламентского типа, а не президентской. Ключевые министры, правительство в целом, парламентское большинство, основы внешней и внутренней политики будут определяться как раз по итогам этих выборов. И от этого тоже многое зависит.

Материал подготовили Ирина Сорокина, редактор сайта РСМД, и Дарья Хаспекова, шеф-редактор сайта.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся