Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 25, Рейтинг: 5)
 (25 голосов)
Поделиться статьей
Луиза Хлебникова

К.и.н., доцент кафедры иудаики ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова, научный сотрудник Отдела изучения Израиля и еврейских общин ИВ РАН

На протяжении последних как минимум 10 лет политический кризис в Израиле продолжал нарастать, достигнув своего апогея в последние годы. Политическая нестабильность вкупе с неэффективным управлением и другими неурегулированными социально-политическими вопросами повлияли на неспособность отразить угрозу безопасности в начале октября 2023 г. Несмотря на то, что еще рано говорить о долгосрочных последствиях атаки ХАМАС на Израиль 7 октября, она уже вошла в израильскую историю, как один из политических и военных провалов государства по защите населения. Очевидно, что для израильской нации — это коллективная травма.

В Израиле принцип разделения властей является «гибким», т.е. существует специфика взаимодействия исполнительной и законодательной властей. Глава правительства, премьер-министр страны — это лидер партии, набравшей большинство голосов на выборах, получивший мандат президента и способный создать коалицию. Кнессет осуществляет контроль за деятельностью правительства. В свою очередь, Верховный суд (или Высший суд справедливости) следит за деятельностью Кнессета, имея возможность отменить принятые законы, которые, с точки зрения судей, не соответствуют Основным законам Государства Израиль. В 2023 г. предложенная министром юстиции Я. Левином судебная реформа воспринималась частью общества как антидемократический шаг с целью ослабить Верховный суд и сделать его подконтрольным действующей власти.

В последние десятилетия особенно ярко проявился кризис лидерства в Израиле. Самая узнаваемая и опытная политическая фигура последних 15 лет — это глава секулярной, правой партии «Ликуд» Б. Нетаньяху. Он возглавляет правительство дольше, чем первый премьер-министр Израиля Д. Бен-Гурион, которого относят к поколению «отцов-основателей» государства.

В израильском обществе прослеживается падение доверия к государственным институтам, включая правительство, Кнессет и действующие партии. По данным Института изучения демократии за 2021 г., израильские еврейские респонденты меньше всего доверяют политическим партиям (10%), Кнессету (21%), правительству (25%), а больше всего — ЦАХАЛ (78%) и президенту (58%). Согласно этому же исследованию, израильские арабские респонденты больше всего доверяют Верховного суду Израиля (49%).

Не менее важно и то, что израильские граждане имеют серьезные опасения о будущем демократического устройства страны. Столкновение этнонационализма и либерализма является стресс-тестом для израильской политической системы, ранее отличавшейся своей высокой адаптивностью.

По результатам парламентских выборов в ноябре 2022 г. стало очевидно, что закрепился тренд на то, что левые партии не просто перестали доминировать на политической сцене, но и окончательно уходят в прошлое. Израильский электорат уже не голосует за левые партии, разочаровавшись в их программе и попытках урегулировать палестино-израильский конфликт. При этом доминирование исключительно правых светских или религиозных партий маловероятно. Среднестатистический израильский избиратель тяготеет к правоцентристским или левоцентристским партиям.

Демографические показатели в Израиле демонстрируют, что рост численности населения продолжится. Одной из самых быстрорастущих и молодых групп являются ультраортодоксы. Согласно данным Центрального бюро статистики Израиля, к 2030 г. численность ультраортодоксальных евреев достигнет уже 16%, в том числе благодаря высокой фертильности и большому количеству детей в семье, как и развитой медицине, что снижает детскую смертность. Наблюдается и увеличение численности израильских арабов, которые составляют 21% населения на начало 2020-х гг. Социальный портрет среднестатистического израильтянина, предположительно, будет выглядеть так: молодой (треть израильтян моложе 20 лет), религиозный, сторонник правых или правоцентристских политических взглядов.

Внутриполитические тенденции, особенно тренд на антидемократизацию политической системы и усиление роли религии в государстве, будут оказывать влияние не только на характер Израиля, но и на курс его развития. Корректировку могут вносить многочисленные вызовы глобального и регионального характера, особенно вопросы безопасности и климатические изменения. Среди них выделяется то, что неурегулированный палестино-израильский конфликт останется одной из ключевых угроз безопасности и сохранения демократического режима Израиля.

На протяжении последних как минимум 10 лет политический кризис в Израиле продолжал нарастать, достигнув своего апогея в последние годы. Особенно ярко это проявилось в пяти внеочередных выборах за три года (2019–2022 гг.), а также неспособности создать стабильную коалицию.

Начавшиеся в 2023 г. протесты против предложенной судебной реформы, которую стала продвигать правительственная коалиция во главе с Беньямином Нетаньяху, оказались самыми длительными за всю историю страны. Эти события продемонстрировали глубокие линии разлома в обществе.

Политическая нестабильность вкупе с неэффективным управлением и другими неурегулированными социально-политическими вопросами повлияли на неспособность отразить угрозу безопасности в начале октября 2023 г. Была продемонстрирована полная дисфункциональность израильской системы, стоившая жизни, по официальным данным, более 1,4 тыс. израильтян [1]. Несмотря на то, что еще рано говорить о долгосрочных последствиях атаки ХАМАС на Израиль 7 октября, она уже вошла в израильскую историю, как один из политических и военных провалов государства по защите населения. Очевидно, что для израильской нации — это коллективная травма.

К началу 2020-х гг. несмотря на то, что страна уже превратилась в региональный центр силы, Израиль продолжал сталкиваться с разного рода вызовами. На развитие государства продолжают влиять глобальные и региональные тренды, но есть и специфические внутренние социально-политические тенденции.

Рост антидемократических тенденций в Израиле

Полемика о том, как можно охарактеризовать политический режим Израиля, давно ведется между учеными по обе стороны Атлантики. Мнения сильно разнятся: Израиль относят, как к (не)либеральной демократии, демократии с четырьмя отклонениями (Б. Ньюбергер), этнической демократии (С. Смуха) и даже к этнократиям (О. Йифтахель) [2]. Известный российский израилевед Т.А. Карасова в своей статье с М. Штереншисом использует термин «мультикратия с демократической доминантой» [3]. Важно то, что политический режим Израиля не был статичным, на его развитие влияли внутриполитические и внешнеполитические факторы. В целом, политическая система и культура Израиля всегда была полна различных демократических и антидемократических элементов. Заложенный в самое основание государства еврейский и демократический характер не сразу проявил свой конфликтный потенциал. В последние годы становится очевидным, что еврейский характер государства стал преобладать над демократическим. И это влияет не только на израильских граждан, но и на палестинцев на Западном берегу р. Иордан, в Восточном Иерусалиме и в Секторе Газа.

Израиль является парламентской республикой, поэтому на основании результатов выборов в Кнессет (c 1996 г. по 2001 г. проходили прямые выборы премьер-министра) с одобрения президента создается коалиционное правительство. Таким образом, в Израиле принцип разделения властей является «гибким», т.е. существует специфика взаимодействия исполнительной и законодательной властей. Глава правительства, премьер-министр страны — это лидер партии, набравшей большинство голосов на выборах, получивший мандат президента и способный создать коалицию. Кнессет осуществляет контроль за деятельностью правительства. В свою очередь, Верховный суд (или Высший суд справедливости) следит за деятельностью Кнессета, имея возможность отменить принятые законы, которые, с точки зрения судей, не соответствуют Основным законам Государства Израиль.

С 1990-х гг. стал усиливаться «судебный активизм» Верховного суда, особенно после принятия Основного закона о достоинстве и правах гражданина 1992 г. Это позволило разным группам населения добиваться успеха в борьбе за реализацию своих прав в Израиле. Созданная в 1996 г. правозащитная группа «Адала», борющаяся за права арабов в Израиле и палестинцев на разных частях Западного берега р. Иордан, выиграла большое число дел в Верховном суде. В 2023 г. предложенная министром юстиции Я. Левином судебная реформа [4] воспринималась частью общества как антидемократический шаг с целью ослабить Верховный суд и сделать его подконтрольным действующей власти.

В последние десятилетия особенно ярко проявился кризис лидерства в Израиле. Самая узнаваемая и опытная политическая фигура последних 15 лет — это глава секулярной, правой партии «Ликуд» Б. Нетаньяху. Он возглавляет правительство дольше, чем первый премьер-министр Израиля Д. Бен-Гурион, которого относят к поколению «отцов-основателей» государства.

В израильском обществе прослеживается падение доверия к государственным институтам, включая правительство, Кнессет и действующие партии. По данным Института изучения демократии за 2021 г., израильские еврейские респонденты меньше всего доверяют политическим партиям (10%), Кнессету (21%), правительству (25%), а больше всего — ЦАХАЛ (78%) и президенту (58%) [5]. Согласно этому же исследованию, израильские арабские респонденты больше всего доверяют Верховного суду Израиля (49%).

Не менее важно и то, что израильские граждане имеют серьезные опасения о будущем демократического устройства страны. Столкновение этнонационализма и либерализма является стресс-тестом для израильской политической системы, ранее отличавшейся своей высокой адаптивностью.

Усиление влияния религии на политические процессы

Израиль не является секулярным государством. На основании соглашения «статуса-кво» между Д. Бен-Гурионом и ультраортодоксальной партией «Агудат Исраэль» статус личности, вопросы брака и разводов, относятся к компетенции религиозных институтов и судов. В Главном раввинате доминируют ортодоксальные раввины.

На израильской политической сцене продолжают занимать важное положение партии религиозных сионистов и ультраортодоксов, без которых уже сложно сформировать коалицию, как минимум, правым партиям. Ультраортодоксальные партии, ашкеназская «Яхадут ха-Тора» (Единство Торы) и сефардская ШАС, отвергают демократические идеалы, акцентируя внимание на том, что государство должно в качестве основы взять галаху, т.е. еврейские религиозные законы. Представители политического лагеря религиозных сионистов отличаются от ультраортодоксальных партий, но в каких-то вопросах они находят точки соприкосновения.

В связи с политическими и демографическими изменениями в стране стало укрепляться влияние религии на внутриполитические процессы в Израиле. И это будет приводить к усилению противоречий между светскими и религиозными группами населения в бо́льших масштабах, чем ранее.

Ослабление политических партий в Израиле

Партийно-политическая система в Израиле формировалась еще в догосударственный период и проходила свои этапы развития. При этом, для нее всегда была характерна многопартийность и интенсивная борьба между разными блоками/партиями. Более того, может происходить слияние партий в один список или, наоборот, их раскол и выдвижение собственного списка; наличие партий «одной повестки», которые не доживают до следующего электорального цикла и др.

В XXI в. политические партии уже не играют ту роль, которая им отводилась ранее. Израиль не является здесь исключением, но кризис, связанный с партиями, его застиг позже, чем другие развитые страны. Интересно, что сам термин «партия» никогда не был популярен среди израильских политических объединений, которые предпочитали брать названия, включавшие термины «союз», «движение» и др.

Разделение израильских партий на левые, правые и центристские уже не отражает политическую реальность сегодняшнего Израиля. Среди партийного изобилия можно условно выделить левые, левоцентристские, правоцентристские, правые, а также арабские и ультраортодоксальные партии. Это приводит к увеличению числа партийных группировок, что вносит дополнительную нестабильность в политическую систему.

Главный разлом между израильскими политическими партиями проходит по вопросу о способах решения палестино-израильского конфликта. Спектр взглядов разнообразен, от радикального избавления от арабского населения путем «трансфера» до умеренного реалистичного подхода на основе принципа «два государства для двух народов». Помимо этого, наиболее заметно противостояние между светскими политиками и партийными объединениями, основанными на религиозной и национально-религиозной идеологии. Размежевание также проходит по ряду других вопросов, в том числе и по экономическим в отношении распределения бюджетных средств между группами различных интересов.

По результатам парламентских выборов в ноябре 2022 г. стало очевидно, что закрепился тренд на то, что левые партии не просто перестали доминировать на политической сцене, но и окончательно уходят в прошлое. Израильский электорат уже не голосует за левые партии, разочаровавшись в их программе и попытках урегулировать палестино-израильский конфликт. При этом доминирование исключительно правых светских или религиозных партий маловероятно. Среднестатистический израильский избиратель тяготеет к правоцентристским или левоцентристским партиям.

Рост популизма

Как и большинстве государств мира, в Израиле процветает политический популизм, который особо остро проявляется в электоральный сезон. С одной стороны, здесь выделяется правый популизм. Б. Нетаньяху, который является фигурантом судебного процесса, активно использует популистские инструменты, объявляя ответственными за разного рода неудачи своей политики «левых», «СМИ» и разные группы населения, в частности арабских граждан. С другой стороны, популизм свойственен и ультраортодоксальной сефардской партии ШАС, которая выстраивает свою программу на противостоянии народа («мы») и элиты («они», под которыми могут подразумеваться ашкеназские евреи, арабы или светские евреи). Например, ее представители часто определяют как основную угрозу государству и его основам «либеральную элиту» и/или трудовых мигрантов [6].

Углубление раскола в обществе

Израильское общество всегда отличалось большим разнообразием этнокультурного состава. Различные группы населения нередко оказываются в конфликтных отношениях друг с другом. Фрагментированность общества затрудняет формирование единых ценностных ориентиров в стране.

Сохраняющаяся проблема социально-экономического неравенства в Израиле усугубила положение ряда групп населения. К уязвимым группам страны стоит отнести израильских арабов, ультраортодоксальных и эфиопских евреев. Для них наиболее остро стоят проблемы бедности, безработицы и т.п. На фоне неурегулированных политических и социально-экономических проблем происходит радикализация отдельных групп населения, например, религиозных сионистов, среди которых много поселенцев, живущих на оккупированных территориях Западного берега р. Иордан. Одновременно с этим прослеживается рост преступности в стране, особенно в арабском секторе.

Демографические показатели в Израиле демонстрируют, что рост численности населения продолжится. Одной из самых быстрорастущих и молодых групп являются ультраортодоксы. Согласно данным Центрального бюро статистики Израиля, к 2030 г. численность ультраортодоксальных евреев достигнет уже 16%, в том числе благодаря высокой фертильности и большому количеству детей в семье, как и развитой медицине, что снижает детскую смертность [7]. Наблюдается и увеличение численности израильских арабов, которые составляют 21% населения на начало 2020-х гг. [8]

Социальный портрет среднестатистического израильтянина, предположительно, будет выглядеть так: молодой (треть израильтян моложе 20 лет), религиозный, сторонник правых или правоцентристских политических взглядов.

Разнообразные конфликты, расколы, противостояния в израильском обществе имеют тенденцию к преодолению во время испытаний, подобных событиям, которые произошли в Израиле осенью 2023 г.

Внутриполитические тенденции, особенно тренд на антидемократизацию политической системы и усиление роли религии в государстве, будут оказывать влияние не только на характер Израиля, но и на курс его развития. Корректировку могут вносить многочисленные вызовы глобального и регионального характера, особенно вопросы безопасности и климатические изменения. Среди них выделяется то, что неурегулированный палестино-израильский конфликт останется одной из ключевых угроз безопасности и сохранения демократического режима Израиля.

Автор выражает благодарность и признательность к.и.н., ведущему научному сотруднику Отдела изучения Израиля и еврейских общин ИВ РАН Т.В. Носенко за важные комментарии и замечания к тексту работы.

1. FM Cohen addresses UN Security Council // Israel Ministry of Foreign Affairs. 24.10.2023. URL: https://www.gov.il/en/departments/news/fm-cohen-addresses-un-security-council--24-oct-2023

2. Основные позиции и дебаты представлены в главе Б. Ньюйбергера. См.: Neuberger B. From Liberal Democracy to Ethnocracy: Different conceptions of Israel’s Democracy. Handbook of Israel: Major Debates. (eds. by Ben-Rafael E. etc). Volume 1. De Gruyter. 2016. P. 705-740.

3. Карасова Т.А., Штереншис М. Политический режим современного Израиля. Международная аналитика. 2016. № 4. С. 30.

4. План судебной реформы предложен министром юстиции Я. Левином и председателем законодательного комитета Кнессета С. Ротманом. Основные положения включают сокращение возможностей Верховного суда Израиля осуществлять судебный надзор за законодательными актами и передачу права назначения судей правительству. Кроме этого, согласно предложенной реформе, Кнессет сможет отменить решение Верховного суда большинством голосов (61 из 120).

5. Hermann T. Anabi O., Kaplan Y., Sapozhnikova I.O. The Israeli Democracy Index 2021 // The Israel Democracy Institute. 06.01.2022. URL: https://en.idi.org.il/articles/37858

6. Porat G., Filc D. Remember to be Jewish: Religious Populism in Israel. Politics and Religion. 2020. P. 1-24.

7. Cahaner L. Malach G. Statistical Report on Ultra-Orthodox Society in Israel // The Israel Democracy Institute. 31.12.2022. URL: https://en.idi.org.il/haredi/2022/?chapter=48263

8. Haddad Haj-Yahya N., Khalaily M., Rudnitzky A. Statistical Report on Arab Society in Israel 2021 // The Israel Democracy Institute. URL: https://en.idi.org.il/media/18218/statistical-report-on-arab-society-in-israel-2021.pdf


Оценить статью
(Голосов: 25, Рейтинг: 5)
 (25 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся