Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Яков Бергер

Д.и.н., главный научный сотрудник Центра изучения стратегических проблем СВА и ШОС ИДВ РАН, эксперт РСМД

Сегодня человечество вновь сталкивается с вызовами и угрозами его дальнейшему развитию и самому существованию. Поэтому оно более чем когда-либо нуждается в обоснованных, всесторонне взвешенных оценках возможностей парировать эти вызовы и угрозы и в идеях, позволяющих избавиться от них. Именно такой анализ и такие идеи содержит книга М.Л. Титаренко и В.Е. Петровского «Россия, Китай и новый мировой порядок. Теория и практика».

Сегодня человечество вновь сталкивается с вызовами и угрозами его дальнейшему развитию и самому существованию. Поэтому оно более чем когда-либо нуждается в обоснованных, всесторонне взвешенных оценках возможностей парировать эти вызовы и угрозы и в идеях, позволяющих избавиться от них. Именно такой анализ и такие идеи содержит книга М.Л. Титаренко и В.Е. Петровского «Россия, Китай и новый мировой порядок. Теория и практика».

Титаренко М.Л., Петровский В.Е. Россия, Китай и новый мировой порядок. Теория и практика / Институт Дальнего Востока РАН. — М.: Весь мир, 2016. — 304 с.

Если попытаться определить подход авторов к рассматриваемым проблемам и главный вектор их рекомендаций посредством одного понятия, то таковым окажется понятие «синтез» во всех его разнообразных коннотациях.

Используемая в книге методология является по своему существу синтетической. Она соединяет философско-теоретическое осмысление мировых проблем с политологическим исследованием процессов становления нового мирового порядка, его институтов и норм.

Синтез цивилизаций рассматривается как непременная основа построения нового, более справедливого и гармоничного мироустройства, который не приемлет деления наций на цивилизованные (западные) и нецивилизованные (все остальные). Новый порядок призван исключить господство одних наций над другими и защитить суверенное право наций самим определять свою судьбу, свое социальное, политическое, экономическое устройство. Он стоит на страже духовных устоев и культурного достояния всего человечества.

Синтез восточной и западной цивилизаций рассматривается авторами в разных ракурсах. Касаясь соотношения традиций и модернизации, они замечают, что в ходе синтеза не только традиционное трансформируется под воздействием современного, но идет и встречный процесс — «современное» также видоизменяется, определенным образом приспосабливается к традиционному. В этом процессе сохраняется самобытность каждого народа и одновременно происходит созидание новых общечеловеческих принципов бытия.

Михаил Титаренко, Владимир Петровский
«Россия, Китай и новый мировой порядок.
Теория и практика
»

Важнейшее место в становлении системы нового глобального мироустройства должна занять, по мнению авторов, концепция нового евразийства. Ей отводится роль «идейного стратегического стержня российской духовной самоидентичности», которая в свою очередь создает основу межнациональных отношений в России, определяет ее отношения со странами Евразии и АТР и процесс евразийской интеграции.

Выступая последовательными сторонниками нового евразийства, авторы решительно противостоят евроцентризму. Его истоки, с их точки зрения, восходят еще к политике Петра I, толкавшего Россию в Европу. Приоритет евроцентризма укрепляли в советское время и призывы бороться с «азиатчиной». В результате, полагают авторы, принижалось значение исконно русских, славянских корней и компонентов российской цивилизации.

Евроцентризм негативно влияет на целый ряд аспектов экономической и культурной политики России. Однобокий евроцентристский курс, как утверждается в книге, привел к чрезмерной концентрации в западной части страны средств и стратегических целей развития, превратил Москву в финансового сверхмонополиста. Огромные восточные регионы, богатые ресурсами, стали де-факто своеобразной квазиколонией европейской части России. Сырьевая направленность экономики здесь доминирует. Под давлением вестернизации национальные черты русской культуры и культуры других национальностей стирались и растворялись в чуждых традициях, в чуждой и низкопробной западной масс-культуре.

Выправление этого пагубного крена началось с премьерства Е. Примакова и продолжилось в период президентства В. Путина. Равновесие восточного и западного азимутов внешней и внутренней политики России должно, по мысли авторов, подкрепляться балансом жесткого политического моноцентризма с экономическим и культурным полицентризмом, учитывающим громадные масштабы российской территории, своеобразие и самобытность регионов.

Исследуя процессы формирования современного миропорядка в Азии, авторы уделяют особое внимание российско-китайским отношениям. В них они видят воплощение новой модели международных отношений для XXI в. В книге подробно рассматриваются все основные виды и направления стратегического партнерства России и КНР: двустороннее и многостороннее, торговое и инвестиционное, энергетическое и транспортное, высокотехнологичное и гуманитарное.

Богатый опыт всестороннего сотрудничества России и Китая служит, как показано в книге, хорошей основой для их активного участия в институтах глобального управления. Авторы раскрывают как общее, так и особенное в подходах обеих держав к их реформированию. При этом расхождения оказываются менее существенными по сравнению с взаимодополняющими тенденциями.

Возрастающая полицентричность мира ведет к децентрализации глобальной системы управления. Важные ее рычаги и средства в большей мере перемещаются на региональный уровень. Этот процесс отвечает многообразию мира, его неоднородности и многоукладности. Ответственность за дела в регионах все чаще и увереннее берут на себя новые центры экономического роста и политического влияния.

В книге обстоятельно рассматривается роль России и КНР в системах РИК и БРИКС. Трехсторонний формат обсуждения и согласования позиций России, Индии и Китая, как отмечают авторы, выходит далеко за рамки отношений между ними. Три страны придерживаются близких взглядов на узловые вопросы глобального развития, на многие региональные проблемы. Сотрудничество в «тройке» становится, таким образом, важным двигателем становления нового, более демократичного миропорядка.

Формированию полицентричной системы мироустройства содействует и более широкая структура — БРИКС, которая также квалифицируется как диалоговая. Этот формат позволяет умножить усилия по решению глобальных и национальных задач экономического и социального развития. Страны БРИКС выработали комплекс инициатив и конкретных предложений по реформированию международной финансово-экономической архитектуры, отвечающих коренным интересам огромного большинства человечества.

Государства-участники БРИКС стремятся решать международные проблемы в тесном взаимодействии с экономически развитыми странами. Они поддерживают усилия «Группы двадцати» как важного механизма международного экономического сотрудничества, позволяющего смягчать разного рода глобальные дисбалансы. Авторы рассматривают БРИКС как формирующуюся структуру нового глобального управления. В ее рамках можно обсуждать гораздо более широкий круг вопросов, чем, например, в Совете Безопасности ООН, и находить ответы на многие экономические и экологические вызовы. Поэтому создание БРИКС считается одним из наиболее значимых геополитических событий начала XXI в.

Однако БРИКС — это далеко еще не сложившийся формат взаимодействия. Интересы и цели стран-участниц данного объединения не всегда и не во всем совпадают. Хотя между отдельными странами остаются еще достаточно серьезные противоречия, это не должно мешать сотрудничеству в сферах совпадающих интересов.

Деятельность Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) рассматривается в свете перспектив безопасности и сотрудничества прежде всего в регионах Центральной и Южной Азии, а также на прилегающих территориях. Авторы считают в целом ситуацию в регионе Центральной Азии стабильной, но при этом отмечают, что она достаточно сложна и отнюдь не гарантирована от вызовов и угроз как со стороны внутреннего экстремизма и религиозного радикализма, так и со стороны внерегиональных сил (в первую очередь США и их союзников). Стремясь получить доступ к богатому энергетическому потенциалу региона, эти силы продвигают сценарии «цветных революций», направленных на смещение существующих режимов и экспорт западных стандартов и ценностей. Важнейшее значение для дальнейшего повышения дееспособности и эффективности ШОС в обеспечении региональной безопасности имеет, как отмечается в книге, взаимодействие России и Китая, равно как и их сотрудничество с другими странами региона.

Делая акцент на укреплении сотрудничества как между странами-участницами, так и между Организацией и другими межгосударственными объединениями, авторы не обходят вопрос наличия проблем и противоречий внутри ШОС. В частности, они выявились при обсуждении китайской идеи создания зоны свободной торговли ШОС (позднее — Фонда развития и Банка развития ШОС) и альтернативной российско-казахстанской инициативы по созданию Банка развития ШОС путем расширения возможностей уже существующего Евразийского банка развития со штаб-квартирой в Алматы.

Авторы не исключают такой вариант развития событий, при котором перспективы региональной безопасности в зоне ответственности ШОС будут определяться стратегическим балансом «распределения ролей» России и Китая: Россия будет уделять преимущественное внимание вопросам безопасности, а КНР — вопросам экономического развития, торговли и взаимных инвестиций.

REUTERS/Stringern
Артем Лукин, Андрей Губин:
Китай через сто лет: до и после
Азиатской войны

В книге значительное внимание уделено возможностям и препятствиям на пути сопряжения интеграционных процессов в Европе, Евразии и АТР. Китайский проект «Экономического пояса Шелкового пути» (ЭПШП) рассматривается с разных сторон: в соотношении с евразийской интеграцией; вместе с предложениями по созданию Трансъевразийского пояса развития (ТЕПР); в связи с планами развития Крыма как ключевого звена ЭПШП; в контексте идей по строительству китайско-монголо-российского экономического коридора («Степной Шелковый путь»); в связи с национальными задачами России по подъему Восточной Сибири и Дальнего Востока; в плане обеспечения региональной безопасности. Успех проекта ЭПШП, который представляется судьбоносным для геоэкономической и геополитической ситуации в Евразии, зависит в конечном счете, как убеждены авторы, от способности России и Китая координировать свои усилия и укреплять сотрудничество. Подчеркивается также исключительно большое значение своевременного подключения России к создаваемым Китаем многосторонним институтам регионального развития.

В заключительной главе книги рассматриваются концепции безопасности, вызовы и угрозы региональной безопасности, а также модели региональной безопасности в Евразии и АТР.

В АТР имеются разные структуры международного взаимодействия, однако рамочного механизма для обсуждения всего спектра вопросов безопасности и сотрудничества в Азии пока нет. В рамках такого форума можно было бы обсуждать (по примеру СБСЕ/ОБСЕ) проблемы по трем «корзинам»: военная безопасность; экономическое сотрудничество; права человека и гуманитарное сотрудничество. Авторы полагают, что европейская модель «мирного сосуществования» с использованием принципов и механизмов СБСЕ/ОБСЕ может оказаться весьма востребованной и уместной в Северо-Восточной Азии и АТР.

Российская дипломатия, подчеркивается в книге, настойчиво стремится к продвижению инициатив, нацеленных на создание в АТР всеобъемлющей системы международной безопасности. Такая система должна включать урегулирование региональных конфликтов, предотвращение распространения ОМУ, сокращение вооруженных сил и вооружений, уменьшение военно-морской активности на Тихом океане, принятие мер транспарентности и военного доверия.

С точки зрения авторов, многосторонний переговорно-консультационный механизм в АТР мог бы выглядеть как периодические встречи (в разных форматах и на разных уровнях) представителей внешнеполитических ведомств, экспертного сообщества и гражданского общества заинтересованных стран. На этих встречах можно было бы обсуждать вопросы политики, безопасности, торгово-экономического, научно-технического и культурно-гуманитарного сотрудничества. Вырабатываемые на основе неформальных дискуссий договоренности могут впоследствии составить основу формальных решений, принимаемых правительствами стран-участниц.

Как следует из приведенного выше компендиума, рецензируемый труд вносит весомый вклад в осмысление теории и практики процессов, разворачивающихся в настоящее время в современном мире — как на глобальном, так и на региональном уровне. Отправная точка размышлений о направленности этих процессов — убежденность в принципиальной общности исходных ценностных устремлений человечества при всем его цивилизационном, социальном, политическом, культурном разнообразии. Наличие такой общности служит фундаментом представлений о необходимости и возможности построения нового, более справедливого, более демократичного, более открытого мирового порядка.

В книге убедительно доказано, что в силу целого ряда факторов решающую роль в реализации этих идей могут сыграть Россия и Китай. Исследуя форматы взаимодействия двух стран (как между собой, так и с окружающим миром), авторы видят в каждом из них огромный потенциал для построения глобальных и региональных систем, способных стать опорными конструкциями нового миропорядка.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся