Выборы 13-го президента Финляндии, которым стал Александр Стубб, привлекли большое внимание не только в самой стране, но и вызвали определенный интерес за её пределами.
Основной задачей президента А. Стубба будет, конечно, реализация на практике новой внешнеполитической линии. В этом он будет опираться на консенсус, который уже сложился в финском обществе, а именно — уверенность, что его интересам в современных условиях в наибольшей степени соответствуют сотрудничество с США и членство в ЕС и НАТО. В течение почти пяти десятилетий — с самого начала хельсинкского процесса — Финляндия играла важную роль связующего звена между различными государствами и блоками на европейском континенте, которые зачастую могли противостоять друг другу. Теперь этого не будет — Финляндия будет строго следовать в русле общей политики ЕС и НАТО. Интересная инициатива о проведении в Хельсинки в 2025 г. саммита ОБСЕ в связи с 50-тилетием подписания Заключительного акта теперь полностью отпала. Вряд ли Финляндия продолжит играть роль посредника в различных переговорах не только России и Запада, но и некоторых других, благодаря чему она завоевала большой международный авторитет. Членство в НАТО существенно снимает, а во многих случаях и полностью исключает возможность для нее занимать беспристрастную позицию.
Отношения Хельсинки и Москвы в обозримом будущем будут не просто сложными, а напряженными. В отличие от России, где, несмотря на последние события, большинство населения воспринимает финнов нейтрально или положительно, в Финляндии среди политиков, экспертов-международников, обычных граждан возобладало мнение, что Россия представляет для них опасность и что изменений в политике России в ближайшее время не следует ожидать. Это мнение явно разделяет и А. Стубб. Поэтому желание большинства финнов — максимально отгородиться от России. Российско-финская граница, которая в первые два десятилетия XXI в. была одной из самых благоустроенных и гостеприимных, сейчас закрыта и в прежнем виде вряд ли будет работать. Транспортное сообщение, контакты между людьми, сотрудничество в сферах образования, науки, культуры прекращены или сведены к минимуму. А. Стубб заявил, что он против любых политических контактов с Россией до окончания военных действий на Украине. Переговоры во всех сферах, видимо, возможны только в тех случаях, когда без этого обе стороны не смогут обойтись. Финляндия в известной степени возвращается к роли форпоста на восточных границах Европы, которую она пыталась играть сто лет тому назад.
Что в этих условиях целесообразно делать России? Конечно, необходимо принять надлежащие меры по обеспечению своих интересов. Однако вряд ли при этом нужно играть на обострение — стабильность в регионе Балтийского моря значительно выгоднее для России и в краткосрочной, и в долгосрочной перспективе, чем любое другое развитие обстановки.
Выборы 13-го президента Финляндии, которым стал Александр Стубб, привлекли большое внимание не только в самой стране, но и вызвали определенный интерес за её пределами.
Институт президентства в Финляндии за более чем 100 лет независимости претерпел существенную эволюцию. Первоначально обладатель этого поста располагал большими полномочиями как во внутренней, так и во внешней политике, но в последние десятилетия, особенно после вступления страны в Европейский союз, часть из них, перешла к правительству, состав которого определяется парламентским большинством. Тем не менее, в отличие от почти всех других государств — членов ЕС, президент Финляндии является верховным главнокомандующим, играет очень важную роль в формировании внешней политики и политики безопасности. Если вопросы, связанные с членством Финляндии в ЕС, относятся к компетенции премьер-министра, то все остальные внешнеполитические дела, включая отношения с Россией, США, Китаем, участие в НАТО и многие другие, — прерогатива президента. В этой связи президентские выборы в Финляндии — это прежде всего вопрос о внешней политике.
Нынешнему президенту Саули Нийнистё пришлось действовать в условиях обострения международной обстановки и нарастающего противостояния России и Запада. Придерживаясь общей политики Запада, он в то же время стремился продолжать политический диалог с Россией и на каком-то этапе ему это удавалось. Однако в последние два года возможность для такого маневрирования резко сузилась, и Финляндия под его руководством сделала выбор в пользу интеграции не только в европейские, но и евроатлантические структуры, став членом НАТО.
Сближение Финляндии с ЕС и НАТО началось почти сразу после окончания холодной войны, но шло различными темпами. Вступление в Евросоюз прошло достаточно быстро, поскольку экономические связи Финляндии с Западной Европой были всегда очень тесными и основным препятствием для включения в европейскую экономическую интеграцию были возражения СССР. Как только Россия их сняла, процесс завершился очень быстро. При этом взаимовыгодное экономическое сотрудничество с Россией, пережив непростые времена в период трансформации 1990-х гг., в основном сохранялось. Более того, на качественно более высокий уровень вышли приграничное сотрудничество, связи в сферах образования, науки, культуры, контактов между людьми. Внутри ЕС позиция Финляндии была двойственной — с одной стороны, она была единственной северной страной, перешедшей на евро и почти всегда выступавшей за увеличение полномочий наднациональных институтов ЕС (одним из мотивов этого, конечно, было желание несколько обособиться от России), а с другой — ей принадлежал ряд инициатив по развитию связей с Москвой, как, например, «Северное измерение». Поскольку соглашение России, ЕС, Норвегии и Исландии (2006 г.) было первым, где Россия и ЕС выступали как равноправные стороны, то и оно, и роль Финляндии в его заключении расценивались в России в большинстве случаев позитивно.
В отношении НАТО эволюция политики была более сложной — дебаты о членстве шли и в 1990-е гг., и в начале 2000-х гг., но заканчивались признанием нецелесообразности подобного шага. Только в связи с возникновением острого кризиса на Украине (2014 г.) вопрос о вступлении в НАТО стал рассматриваться всерьёз. Однако он вновь был отложен, поскольку с точки зрения финских политиков и общества явного преобладания плюсов над минусами от этого шага не просматривалось. Решение о вступлении в НАТО было принято весной 2022 г. в условиях нового резкого обострения международной обстановки. Анализируя этот шаг, надо признать, что и с нашей стороны далеко не всегда правильно оценивалось состояние российско-финляндских отношений. Мы порой рисовали их картину такой, какой хотели бы их видеть, а не каковыми они были в реальности. Преобладавшее мнение, что широкое экономическое сотрудничество снимет все проблемы в других сферах, на практике не подтвердилось.
Президентские выборы 2024 г. были, по существу, соревнованием кандидатов, каждый из которых пытался убедить избирателей, что именно он может наиболее успешно руководить интеграцией страны в НАТО. Все претенденты в максимальной мере подчеркивали наличие у них большого опыта международной деятельности, особенно в международных организациях, наличие прочных зарубежных связей. Различия в программах были незначительны и касались отдельных аспектов. Так, кандидат партии «Истинные финны» Юси Халла-ахо выступал с наиболее враждебными заявлениями в адрес России. На этот момент стоит обратить внимание, так как у части нашего экспертного сообщества существует мнение, что все «евроскептики» могут быть партнерами России. Между тем в настоящее время в политическом мире ЕС наблюдаются очень сложные и противоречивые тенденции как к поляризации между различными течениями, так и к их внутренней фрагментации. И это относится как к мейнстриму, так и к тем, кто к нему не принадлежит. Можно с большой уверенностью предположить, что это проявится на ближайших выборах в Европейский парламент. Директор Банка Финляндии, бывший еврокомиссар Олли Рен несколько больше, чем другие говорил о Китае как потенциальной опасности. В целом в политических кругах Финляндии, как и в ряде других стран Запада, возрастает негативное отношение к КНР, но очень мало кто выступает с такими заявлениями открыто, поскольку не исключается перспектива ведения переговоров с Пекином.
Фаворитами гонки с самого начала были Александр Стубб и Пекка Хаависто. А. Стубб, выдвинутый партией «Национальная коалиция», хорошо известен в политических кругах Запада. Он получил образование в США и Франции, степень магистра в престижном Колледже Европы (Брюгге), где обучалась значительная часть современной политической элиты ЕС, избирался депутатом Европейского парламента, занимал посты министра иностранных дел и премьер-министра. П. Хаависто, выдвинутый «Зеленым союзом», также неоднократно входил в состав правительства страны (он был первым в истории «зеленым», получившим министерский портфель) и избирался депутатом парламента. В 2012 и 2018 гг. тоже был кандидатом на пост президента, но все три попытки оказались для него неудачными — во втором туре с незначительным большинством победил А. Стубб.
Основной задачей президента А. Стубба будет, конечно, реализация на практике новой внешнеполитической линии. В этом он будет опираться на консенсус, который уже сложился в финском обществе, а именно — уверенность, что его интересам в современных условиях в наибольшей степени соответствуют сотрудничество с США и членство в ЕС и НАТО. В течение почти пяти десятилетий — с самого начала хельсинкского процесса — Финляндия играла важную роль связующего звена между различными государствами и блоками на европейском континенте, которые зачастую могли противостоять друг другу. Теперь этого не будет — Финляндия будет строго следовать в русле общей политики ЕС и НАТО. Интересная инициатива о проведении в Хельсинки в 2025 г. саммита ОБСЕ в связи с 50-тилетием подписания Заключительного акта теперь полностью отпала. Вряд ли Финляндия продолжит играть роль посредника в различных переговорах не только России и Запада, но и некоторых других, благодаря чему она завоевала большой международный авторитет. Членство в НАТО существенно снимает, а во многих случаях и полностью исключает возможность для нее занимать беспристрастную позицию.
В отношении Украины Финляндия почти наверняка будет проводить линию, совместно выработанную в ЕС и НАТО. Она будет оказывать Украине помощь, включая военную, как на многосторонней, так и на двусторонней основе. Санкционный режим будет соблюдаться достаточно строго, и проекты ЕС по его ужесточению почти наверняка будут восприняты в Хельсинки с одобрением. В случае интенсификации военных действий на Украине вполне вероятно увеличение военного присутствия США и других стран НАТО в регионе Балтийского моря, включая Финляндию. А. Стубб во время предвыборной кампании не исключил возможность транспортировки ядерного оружия через территорию страны. В этих условиях военная напряжённость в этом регионе, включая границу России и Финляндии, будет нарастать, хотя причин для возникновения вооруженного конфликта, если только не исключить какую-то случайность или техническую неисправность, не видно.
Вступление Финляндии в НАТО безусловно укрепит позиции блока в Арктике, которая в среднесрочной перспективе при нынешнем развитии событий может также стать ареной острого противостояния.
Отношения Хельсинки и Москвы в обозримом будущем будут не просто сложными, а напряженными. В отличие от России, где, несмотря на последние события, большинство населения воспринимает финнов нейтрально или положительно, в Финляндии среди политиков, экспертов-международников, обычных граждан возобладало мнение, что Россия представляет для них опасность и что изменений в политике России в ближайшее время не следует ожидать. Это мнение явно разделяет и А. Стубб. Поэтому желание большинства финнов — максимально отгородиться от России. Российско-финская граница, которая в первые два десятилетия XXI в. была одной из самых благоустроенных и гостеприимных, сейчас закрыта и в прежнем виде вряд ли будет работать. Транспортное сообщение, контакты между людьми, сотрудничество в сферах образования, науки, культуры прекращены или сведены к минимуму. А. Стубб заявил, что он против любых политических контактов с Россией до окончания военных действий на Украине. Переговоры во всех сферах, видимо, возможны только в тех случаях, когда без этого обе стороны не смогут обойтись. Финляндия в известной степени возвращается к роли форпоста на восточных границах Европы, которую она пыталась играть сто лет тому назад.
Что в этих условиях целесообразно делать России? Конечно, необходимо принять надлежащие меры по обеспечению своих интересов. Однако вряд ли при этом нужно играть на обострение — стабильность в регионе Балтийского моря значительно выгоднее для России и в краткосрочной, и в долгосрочной перспективе, чем любое другое развитие обстановки.