Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 3)
 (2 голоса)
Поделиться статьей
Юрий Зайцев

К.э.н., с.н.с. Института прикладных экономических исследований, РАНХиГС при Президенте РФ, эксперт РСМД

За последние десятилетия в мировой экономике произошли существенные трансформации, связанные с изменением роли развивающихся стран и стран с быстро растущей экономикой. Благодаря вкладу именно этих государств мировой экономике удалось вернуться на траекторию роста после кризиса 2008–2009 гг. Более того, многие государства с быстро растущей экономикой накопили значительные резервы в фондах национального благосостояния. Средства из этих фондов инвестируются в развитые страны зачастую в ущерб интересам национальных экономик. Разрешить возникающие проблемы призван Новый банк развития БРИКС, официальный запуск которого состоялся на прошедшем в июле 2015 г. саммите БРИКС в Уфе.

За последние десятилетия в мировой экономике произошли существенные трансформации, связанные с изменением роли развивающихся стран и стран с быстро растущей экономикой. Благодаря вкладу именно этих государств мировой экономике удалось вернуться на траекторию роста после кризиса 2008–2009 гг. Более того, многие государства с быстро растущей экономикой накопили значительные резервы в фондах национального благосостояния. Средства из этих фондов инвестируются в развитые страны зачастую в ущерб интересам национальных экономик. Разрешить возникающие проблемы призван Новый банк развития БРИКС, официальный запуск которого состоялся на прошедшем в июле 2015 г. саммите БРИКС в Уфе.

Новые ресурсы или новые возможности?

Как было неоднократно заявлено в преддверии и непосредственно на саммите БРИКС в Уфе, работа Нового банка развития будет сфокусирована на финансировании инфраструктурных объектов. Проблема развития инфраструктуры имеет существенное значение не только для БРИКС, но и для других развивающихся стран и стран с быстро растущей экономикой. На сегодня 1 млрд человек не имеют доступа к дорогам с твердым покрытием, 783 млн – к чистой питьевой воде, а 1,3 млрд не могут воспользоваться электроэнергией.

Страны БРИКС позиционируют себя в качестве партнеров в сфере развития, а не доноров.

Логично предположить, что основными получателями средств Банка станут как сами страны-учредители, так и их наиболее приоритетные партнеры. Следует отметить, что отдельные инфраструктурные проблемы существуют не только у партнеров, но и во всех странах БРИКС.

Среди стран БРИКС с наибольшими инфраструктурными проблемами сталкивается Индия, поэтому для нее развитие крупных инфраструктурных проектов имеет приоритетное значение (см. табл. 1).

Таблица 1.Уровень развития инфраструктуры в странах БРИКС и в странах – приоритетных партнерах (2010–2014 гг.)

Инфраструктура Россия Приоритетные партнеры (среднее значение) 1 Бразилия Приоритетные партнеры (среднее значение) 2 Китай Приоритетные партнеры (среднее значение) 3
Количество авиаперевозок (2014 г.) 67440 22027 958782 59948,18 3,073,450
Потребление электроэнергии (КВт/ч на душу населения, 2010–2014 гг.) 6486 2423 2438 961,28 3,298
Потребление пресной воды (млрд м3, 2013 г.) 66,2 16,54 748 8,56 554,1
Доступ к сети Интернет (число подписок на 100 чел., 2013 г.) 16,62 9,94 10,08 6,9 13,63
Инфраструктура Индия Приоритетные партнеры (среднее значение) 4 ЮАР Приоритетные партнеры (среднее значение) 5
Количество авиаперевозок (2014 г.) 681063 20771 185963 9556,7
Потребление электроэнергии (КВт/ч на душу населения, 2010–2014 гг.) 684 54 4606 252,3
Потребление пресной воды (млрд м3, 2013 г.) 761 15,83 12,5 4,23
Доступ к сети Интернет (число подписок на 100 чел., 2013 г.) 1,16 1,005 3,06 0,44

Источник: Составлено автором по данным Всемирного банка, 2015 г..

1 – страны СНГ

2 – страны Латинской Америки, а также страны Африки, использующие португальский язык в качестве официального

3 – Китай реализует инвестиционные программы и осуществляет содействие развитию в странах Африки, Азии, Латинской Америки (из стран БРИКС внешнеэкономические интересы КНР наиболее диверсифицированы)

4 – Бутан, Мьянма, Непал, Афганистан и некоторые страны Африки

5 – Зимбабве, Мали, Сомали

Ресурсные возможности Банка ограничиваются стартовым капиталом 50 млрд долл. и ежегодными кредитами, не превышающими 3,4 млрд долл. Это несопоставимо с объемами инфраструктурных кредитов, предоставляемых Всемирным банком.

Несомненно, страны-партнеры государств БРИКС, находящиеся в фокусе их сотрудничества по линии Юг-Юг, имеют гораздо больше инфраструктурных проблем. Однако ресурсные возможности Банка ограничиваются стартовым капиталом 50 млрд долл. и ежегодными кредитами, не превышающими 3,4 млрд долл. Это несопоставимо с объемами инфраструктурных кредитов, предоставляемых Всемирным банком. В 2014 г. они превысили 65 млрд долл.

Несмотря на то, что финансирование Нового банка может быть увеличено до 100 млрд долл., большая часть инфраструктурных потребностей развивающихся стран останется неудовлетворенной. Всемирный банк оценивает потребности стран Южной Азии в следующее десятилетие на уровне 2,5 трлн долл., в то время как самим странам БРИКС в ближайшие пять лет понадобятся около 4,5 трлн долл. для решения своих инфраструктурных задач.

Учреждение Нового банка развития БРИКС не связано с созданием принципиально новых механизмов сотрудничества и не способствует генерированию достаточного объема ресурсов, необходимых для финансирования программ развития как в самих странах БРИКС, так и в странах-партнерах. На сегодня между участниками группы действуют двусторонние договоренности, касающиеся финансирования программ развития. В частности, заключены соглашения о валютных свопах (Китай – Бразилия) и о двусторонних займах (Китай – Южная Африка).

Страны БРИКС вполне могли бы финансировать программы развития и на двусторонней основе, однако у них были стимулы к созданию банка, такие как необходимость разделения рисков и повышение легитимности их сотрудничества по линии Юг-Юг [1].

Накопленный потенциал стран БРИКС

Бразильский банк развития (BNDES) осуществляет поддержку стран Латинской Америки и Карибского бассейна, банки развития Китая (CDBC) и Индии сотрудничают в основном с ближайшими соседями – странами Азии, усилия Российской Федерации направлены преимущественно на страны СНГ, а ЮАР – на страны Сообщества развития Юга Африки.

Один из определяющих факторов создания Банка развития БРИКС – текущая практика стран в сфере реализации программ экономического развития, в том числе по линии содействия международному развитию (СМР), и подходы к обеспечению работы национальных банков развития.

Содействие БРИКС развитию беднейших стран определяется через понятие «сотрудничество Юг-Юг в области развития», в рамках которого предполагается предоставление экспертной и финансовой поддержки для укрепления экономического и социального положения стран Юга [2]. Страны БРИКС позиционируют себя в качестве партнеров в сфере развития, а не доноров. Поэтому взаимодействие затрагивает также торговлю, инвестиции и другие коммерческие операции на взаимовыгодной основе.

Оценка объемов ресурсов для финансирования программ по линии СМР осложняется тем, что в большинстве стран БРИКС не существует единой системы учета ресурсов, направляемых на социально-экономическое развитие стран-партнеров. Согласно экспертным оценкам, по объемам финансирования программ по линии СМР лидирует Китай (см. табл. 2).

Таблица 2.Объемы помощи, предоставленной странами БРИКС в 2008–2013 гг. (млн долл. в текущих ценах)

Страна 2008 2009 2010 2011 2012 2013 Источник данных
Бразилия 336,8 362,2 Агентство Бразилии по сотрудничеству
Китай 1807,57 1947,65 2010,61 2841,4 Фискальный ежегодник, Министерство финансов КНР
Индия 609,5 488,0 639,1 789,8 Годовые отчеты, МИД Индии
Россия 220 789 472 514 465 609,6 КСР ОЭСР, Россотрудничество
ЮАР 89,2 119,5 98,4 160,5 151,9 156,7 Оценки государственных расходов, Казначейство ЮАР

ИсточникOECD-DAC. Statistics on Resource Flows to Developing Countries. Table 33a. Estimates of gross concessional flows for development co-operation («ODA-like» flows) from OECD Key Partners..

Несмотря на сложность количественной оценки, можно выделить несколько общих для стран направлений политики СМР. Во-первых, сфера экономических интересов всех стран БРИКС включает сотрудничество с близлежащими соседями на условиях равного партнерства. Во-вторых, гранты и кредиты, предоставляемые странами БРИКС, как правило, не являются политически связанными. В-третьих, помощь, предоставляемая некоторыми странами, часто касается коммерческих интересов бизнеса и направлена на обеспечение его доступа к национальным рынкам стран-партнеров.

Что касается функционирования национальных банков развития стран БРИКС, то изначально их деятельность была в большей мере ориентирована на финансирование развития инфраструктуры. Однако в начале 2000-х годов рост цен на сырьевые товары привел к существенному увеличению количества внешнеэкономических транзакций этих банков, прежде всего, с соседними странами региона. Так, Бразильский банк развития (BNDES) осуществляет поддержку стран Латинской Америки и Карибского бассейна, банки развития Китая (CDBC) и Индии сотрудничают в основном с ближайшими соседями – странами Азии, усилия Российской Федерации направлены преимущественно на страны СНГ, а ЮАР – на страны Сообщества развития Юга Африки.

Финансовая составляющая деятельности Банка будет касаться предоставления денежных средств государственному и частному сектору. Финансирование будет осуществляться по результатам оценки эффективности предлагаемых проектов.

Особенности, лежащие в основе работы национальных банков развития стран БРИКС, могут усложнить финансовое сотрудничество этих стран. В первую очередь это связано с различием в практиках оценки рисков и кредитования. Например, CDBC и BNDES имеют очень низкую долю проблемных займов в кредитном портфеле, так как финансируют проекты больших корпораций, а не компаний из сектора малого и среднего бизнеса (МСБ), чьи риски намного выше. В отличие от партнеров российский Внешэкономбанк (ВЭБ) имеет собственную программу кредитования МСБ. Банк развития Южной Африки (DBSA) также подвергался высоким рискам в результате кредитования наиболее уязвимых секторов национальной экономики в период финансового кризиса 2008–2009 гг.

Следует учитывать и различия в источниках поступления финансовых средств. Так, ВЭБ и BNDES привлекают долгосрочное финансирование по низким процентным ставкам из пенсионных фондов, а также за счет выпущенных государственных облигаций (1, 2). CDBC выпускает облигации долгосрочного займа по низкой ставке процента с государственной гарантией . DBSA осуществляет финансирование проектов за счет выпуска облигаций и привлекаемых кредитов из двусторонних и многосторонних институтов развития, в то время как Экспортно-импортный банк Индии привлекает средства за счет займов на рынке.

Меморандум о намерениях по сотрудничеству с Новым банком развития между национальными банками развития стран БРИКС [3] станет не только институциональной основой для такого рода взаимодействия, но и поможет преодолеть различия и сформировать синергетический эффект.

Механизмы работы банка

С точки зрения обеспечения операционной эффективности работа Банка БРИКС должна быть максимально диверсифицирована и включать деятельность, непосредственно связанную с финансированием проектов/программ развития и оказанием консультационных услуг партнерам и странам-учредителям.

Новый банк развития будет дополнять, а не замещать существующие финансовые институты в рамках сотрудничества как с государственным, так и с частным сектором.

Финансовая составляющая деятельности Банка будет касаться предоставления денежных средств государственному и частному сектору в форме займов, посредством выпуска гарантий, приобретения облигаций, осуществления лизинговых операций, участия в уставном капитале. Финансирование будет осуществляться по результатам оценки эффективности предлагаемых проектов. Что касается проектов, которые планируется рассмотреть на предмет кредитования, российская сторона намерена предложить Банку БРИКС принять участие в строительстве высокоскоростной магистрали Москва – Казань.

По аналогии с другими банками развития консультации могут предоставляться как на этапе составления заемщиками проектных предложений, так и на этапе осуществления проектов. При этом Банк должен также делать оценку проектов, реализованных при его участии. Это позволит провести не только финансовый анализ деятельности института, но и оценить воздействие таких проектов на экономическое развитие региона, в котором реализуется проект/программа Банка.

REUTERS/Takaki Yajima
Kazushige Kobayashi, Manuel A.J. Teehankee:
The AIIB’s Launch Sets the Stage for Supply-
Side Competition in Development Finance

Следует отметить, что направления работы Банка этим не исчерпываются. В долгосрочной перспективе институт может расти по логике развития существующих банков развития (например, Всемирного банка) и формировать новые направления деятельности, связанные со страхованием и обеспечением арбитража.

Эффективность работы Банка могут обеспечить параллельные инициативы. Так, на саммите БРИКС в Уфе было подписано соглашение о совместных инвестициях в инфраструктурные проекты между инвестиционными институтами стран-участниц – Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ), китайским фондом «Silk Road», бразильской «BTG Pactual», южноафриканским DBSA, индийской группой компаний IDFC. Предполагается, что фонды будут работать на двусторонней основе с фокусом на инвестиции в акционерный капитал, а не на долговое финансирование. Это значительно повысит интерес акционеров к проектам.

Выводы и рекомендации

Новый банк развития, безусловно, будет дополнять, а не замещать существующие финансовые институты в рамках сотрудничества как с государственным, так и с частным сектором. В целях формирования и укрепления потенциала в этой сфере страны-учредители могли бы работать по следующим направлениям.

Первое. Достижение целей Банка в долгосрочной перспективе будет зависеть от двух переменных – надежности финансирования и объема имеющихся ресурсов. На практике это условие может быть выполнено за счет как государственного, так и частного финансирования. Государственные ресурсы будут обеспечивать гарантии, доступность, долгосрочную устойчивость и контрцикличность финансирования, в то время как частные – масштаб и диверсификацию кредитования.

Второе. В долгосрочной перспективе функции Банка не должны ограничиваться предоставлением только инфраструктурных кредитов. Банк должен приобретать черты института устойчивого и «инклюзивного» развития, поддерживая проекты экономического роста и предоставляя для этих целей доступное долгосрочное финансирование. Это позволит обеспечить устойчивость проектов Банка.

Третье. Чтобы получить общественную поддержку и международное признание, процесс принятия кредитных решений должен быть транспарентным. Достижению этой цели может способствовать внедрение внутренней и внешней систем мониторинга и оценки реализации Банком проектов/программ.

1. В 2010 г. ЮНКТАД определила сотрудничество Юг-Юг (South-South Cooperation, SSC) как совокупность процессов, институтов, положений, разработанных для продвижения экономического, политического и технического сотрудничества между развивающимися странами в целях достижения общих целей развития. См.: South–South Co-operation: Africa and New Forms of Development Partnerships. Geneva: UNCTAD, 2010.

2. Zimmerman F., Kimberly S. More Actors, More Money, More Ideas for International Development Cooperation // Journal of International Development. 2011. Vol. 23. Issue 5. P. 722–738.

3. Меморандум о намерениях по сотрудничеству с Новым банком развития между Национальным банком социально-экономического развития Бразилии (BNDES), Государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», Экспортно-импортным банком Индии (Export-Import Bank of India), Государственным банком развития Китая (China Development Bank Corporation) и Банком развития Южной Африки (Development Bank of Southern Africa). 9 июля 2015 г.

Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 3)
 (2 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся