Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Светлана Суслина

Д.э.н., главный научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН, эксперт РСМД

России следует внимательно отслеживать интеграционные инициативы, которые в последнее время обсуждаются в АТР. Это важно для того, чтобы нацеливать свою дальневосточную стратегию на те азиатские интеграционные структуры, с которыми России было бы полезно сотрудничать в первую очередь, чтобы максимально эффективно вписаться в экономику региона. К числу таких перспективных структур можно отнести зону свободной торговли КНР–Япония–Южная Корея, создание которой было анонсировано 13 мая 2012 г.

России следует внимательно отслеживать интеграционные инициативы, которые в последнее время обсуждаются в АТР. Это важно для того, чтобы нацеливать свою дальневосточную стратегию на те азиатские интеграционные структуры, с которыми России было бы полезно сотрудничать в первую очередь, чтобы максимально эффективно вписаться в экономику региона. К числу таких перспективных структур можно отнести зону свободной торговли КНР–Япония–Южная Корея, создание которой было анонсировано 13 мая 2012 г.

После десятилетнего периода переговоров тройка ведущих экономик Северо-Восточной Азии (СВА) приняла решение о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) и тем самым завершила давно ведущиеся дискуссии о том, почему только этот субрегион мира до сих пор не захватила «горячка» регионализма. 13 мая на трехсторонней встрече в Пекине руководители Китая, Японии и Южной Кореи объявили о готовности начать переговоры о ЗСТ до конца 2012 г. Экономической целесообразностью создания такой интеграционной группировки страны-участницы посчитали скорее взаимодополняющий, нежели конкурирующий характер своих экономик. Примечательно, что не договоренности о снижении или отмене тарифных и прочих барьеров, а соглашение о взаимном продвижении и защите инвестиций должно лечь в основу ЗСТ, создаваемой между этими мощными азиатскими экономиками. Это можно рассматривать как свидетельство серьезности намерений ее учредителей и как решительную заявку на старт с более высокой ступени взаимной интегрированности названных экономик, что, как предполагается, отвечает интересам всего азиатского региона.

К созданию ЗСТ уже давно сложились достаточно весомые предпосылки. Это – нарастающий экономический потенциал и высокий динамизм развития этих стран в 1990–2000-х годах (за исключением Японии.) Суммарный объем ВВП трех стран в настоящее время составляет более 15 трлн долл. Странами накоплены самые крупные запасы мировых валютных резервов, которые в 2011 г. достигли почти 5 трлн долл. В 2010 г. РК, Китай и Япония договорились о создании совместного стабилизационного фонда, что стало одной из восьми совместных инициатив в финансовой области, согласованных тремя странами.

Не договоренности о снижении или отмене тарифных и прочих барьеров, а соглашение о взаимном продвижении и защите инвестиций должно лечь в основу ЗСТ.

Вместе с тем интеграционный процесс в сфере торгового взаимодействия этих стран имеет свои особенности и препятствия. Что касается интегрированности их взаимной торговли, то за 1999–2011 гг. суммарный товарооборот между ними увеличился с 130 млрд до 690 млрд долл. КНР является крупнейшим торговым партнером для Японии и Южной Кореи, а те, в свою очередь, входят в первую пятерку внешнеторговых партнеров Китая. Торговля с остальными членами тройки для КНР составляет около 20%, для Японии – более 30%, для Южной Кореи – более 60%.

Переход КНР к инновационному развитию обостряет конкуренцию товаров китайского производства с товарами из Японии и РК. Сужение сферы взаимодополнения и обострение конкуренции ведут к тому, что определяющая роль Китая для Южной Кореи и Японии не уравновешивается приблизительно такой же значимостью внешнеторговых связей с этими странами для КНР. Это порождает несбалансированность торговых интересов и сулит в перспективе немалые проблемы для РК и Японии в процессе согласования единой тарифной политики и т.п.

КНР, Япония и РК пришли к единому мнению о необходимости активизации отношений регионального финансово-экономического сотрудничества, одобрили идею усиления конвертируемости своих национальных валют и выступили за содействие взаимному обмену инвестициями и расширению доступа к необходимой информации. По мнению экспертов трех стран, эти меры необходимы в условиях уязвимости и возможного спада мировой экономики. Нужно объединить совместные усилия, направленные на реализацию таких адекватных экономических мер, как консолидация бюджета, стимулирование внутреннего спроса и занятости, а также ускорение процесса экономических преобразований, достижение интенсивного, сбалансированного и поступательного экономического развития.

Какие выгоды преследуют страны-участницы нового триумвирата в СВА?

Интересы всех трех стран объединяет, хотя и в разной степени выраженности, стремление плавно уменьшать свою зависимость от рынков США и влияния американской валюты, т.е. всем участникам импонирует возможность снижения давления американского фактора на развитие СВА.

Начнем с КНР потому, что это не только самое экономически мощное государство в формирующейся группировке, но и, на наш взгляд, наиболее заинтересованное в ее создании. Пекину представляется реальная возможность подтвердить свою заявку на признание юаня в качестве главной региональной валюты. Китай продвигает проект создания китайско-японо-южнокорейской ЗСТ, даже несмотря на то, что он может стать серьезным конкурентом уже имеющейся ЗСТ КНР–АСЕАН. Основной бонус, который привлекает Китай в проекте трио стран СВА, – более мощные экономические и технологические ресурсы Японии и РК. КНР активно интегрируется и с Южной Кореей. 2 мая 2012 г. Сеул и Пекин объявили о начале переговоров по подготовке двустороннего соглашения о свободной торговле. И в двустороннем, и в трехстороннем формате наиболее «чувствительными» отраслями для КНР и РК будут сельское хозяйство и рыболовство (для РК), автомобиле- и машиностроение, а также нефтяная промышленность (для КНР).

Интересы всех трех стран объединяет, хотя и в разной степени выраженности, стремление плавно уменьшать свою зависимость от рынков США и влияния американской валюты.

Что касается интересов Японии, то в реализации проекта КНР–Япония–РК Токио видит возможность несколько расширить свои политические и экономические позиции и защитить интересы страны, зажатой между Соединенными Штатами, которые пытаются удержать свое доминирующее положение в мире, и Китаем, стремящимся занять их место. Являясь стратегическим союзником США, Япония в то же время испытывает сильное экономическое давление со стороны КНР и РК. Для Токио привлекательной выглядит идея финансовой и инвестиционной составляющей интеграционного процесса, при этом Япония желала бы сразу начать с региональной валютной интеграции. Это послужило бы еще одним импульсом для оживления роста японской экономики.

Южная Корея активно поддерживает идею общего рынка трех стран, имея намерение заключить дополнительно к этому соглашения о свободной торговле с КНР и с Японией. В Южной Корее предполагают, что новый формат экономических отношений Сеула, Пекина и Токио может дать еще и положительный эффект в сфере безопасности в СВА, поскольку Китай и Япония будут заинтересованы в политической стабильности на Корейском полуострове. РК рассчитывает на расширение доступа своей продукции на рынки КНР и Японии, но в большей степени – на расширение инвестиционного и технологического сотрудничества с этими странами. В 2011 г. объем двусторонней торговли между РК и КНР составил 246 млрд долл., между РК и Японией – 108 млрд долл.

Препятствия на пути интеграции КНР–Японии–Южной Кореи

Говоря о препятствиях на пути интеграции трех стран, следует отметить, во-первых, неизжитое наследие прошлого, которое проявляется как в обидах на освещение истории взаимоотношений каждой из стран, так и в территориальных претензиях друг к другу. Во-вторых, как уже отмечалось, сокращение разрыва в уровнях экономического развития и схожие стратегии экономического развития ведут к конкуренции интересов. В области культуры такие препятствия менее выражены, и, даже наоборот, глобализация обусловливает взаимопроникновение национальных культур и приводит к появлению так называемых «азиатских волн». Однако у народов этих стран еще сохраняется исторически мотивированная предубежденность в отношении друг друга, которая постепенно изживается по мере расширения сотрудничества. Япония, которая раньше не решалась играть активную роль в АТР из-за исторических обстоятельств, вызванных ошибками прошлого, сегодня надеется, что сумеет преодолеть проблемы непонимания с соседями и станет «мостом» между странами Азии. Китай же, ранее игравший скромную роль догоняющей страны, начинает вести экспансивную политику. Понятно, что серьезным препятствием может стать то, что и китайцы, и японцы будут стремиться строить новую группировку «под себя» и играть в ней лидирующую роль. В условиях, когда неясны многие контуры этого проекта, трудно прогнозировать сроки введения единой валюты, хотя намерения подобного рода участниками проекта неоднократно декларировались.

«Ниша» новой интеграционной модели в АТР

У народов этих стран еще сохраняется исторически мотивированная предубежденность в отношении друг друга, которая постепенно изживается по мере расширения сотрудничества.

Ситуация в АТР сейчас определяется двумя наиболее заметными инициативами, связанными с формированием к 2020 г. Азиатско-Тихоокеанского сообщества (АТС) и с созданием Восточноазиатского сообщества (ВАС). Укрепление позиций КНР в АТР беспокоит США, Японию, Австралию. В то же время КНР рассматривает стратегию возврата США в Азию («Соглашение о Транс-тихоокеанском партнерстве», ноябрь 2011 г.) как удар по конкурентоспособности своей экономики. В настоящее время, видимо, уже невозможно избежать конкуренции модели зоны свободной торговли Китай–АСЕАН с моделью Транс-тихоокеанского партнерства. Модель трехсторонней интеграции может еще более укрепить позиции Китая в Азии и послужить балансером в отношениях столь разных по размеру, населению, экономическому весу, культуре, политическому устройству государств.

Трио и Россия

Россия постепенно начинает видеть в интеграции в СВА определенные возможности для инновационного развития в духе объявленного руководством курса на модернизацию и избавление от сырьевой зависимости. С одной стороны, подключение к формирующейся системе трехсторонней интеграции дало бы дополнительный импульс развитию России, особенно ее Дальнего Востока, поскольку все три страны имеют хорошую ресурсную взаимодополняемость с российской экономикой. С другой стороны, отстраненная позиция России, равно как и нежелание стран-участниц трехсторонней группировки принять Россию, могут негативно повлиять на планы ускоренной модернизации страны и закрепление ведущих позиций в АТР.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся