Read in English
Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 4.8)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
Андрей Губин

К.полит.н., доцент кафедры международных отношений ДВФУ, адъюнкт-профессор Исследовательского центра Северо-Восточной Азии Цзилиньского университета (КНР)

Саммит форума Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) пройдёт 18–19 ноября 2022 г. в Таиланде в условиях исключительной международной напряжённости, связанной с конфликтом между Россией и НАТО, эскалацией в Тайваньском проливе, нестабильностью на Корейском полуострове.

В этом году девиз мероприятия — открывать, соединять, уравновешивать (Open. Connect. Balance). Главная цель сводится к открытию новых торговых и инвестиционных возможностей для всего Азиатско-Тихоокеанского региона, увеличению связанности стран и экономик во всех областях, а также содействию достижения баланса в различных аспектах для реализации общих целей устойчивого развития. Особое внимание в ходе работы мероприятия планируется уделить также «зелёной» экономике, свободному и равноценному внедрению инноваций, укреплению внутрирегиональных связей. Одна из центральных идей — наделение экономических субъектов большей самостоятельностью в условиях осложнений межгосударственных отношений.

Для России в современных условиях затруднённости торговли и инвестиционной деятельности будет оправдан акцент на выстраивании гибких схем партнёрства со странами АТР за пределами межправительственных договорённостей. Внимание стоит уделять связям министерского уровня, а также непосредственному общению участников внешнеэкономической деятельности. С учётом крайней заинтересованности даже некоторых партнёров из недружественных стран к развитию сотрудничества с Россией подобные форматы могут быть успешными.

Не исключено, что всем вовлечённым сторонам может пойти навстречу и Бангкок, вполне способный извлечь для себя значительные преимущества из роли хаба и посредника. С учётом того, что председательство в АТЭС в 2023 г. перейдёт к Соединенным Штатам, лучшее время для установления новых перспективных форматов сотрудничества — именно сейчас.

Свободу бизнесу

Саммит форума Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) пройдёт 18–19 ноября 2022 г. в Таиланде в условиях исключительной международной напряжённости, связанной с конфликтом между Россией и НАТО, эскалацией в Тайваньском проливе, нестабильностью на Корейском полуострове.

В этом году девиз мероприятия — открывать, соединять, уравновешивать (Open. Connect. Balance). Главная цель сводится к открытию новых торговых и инвестиционных возможностей для всего Азиатско-Тихоокеанского региона, увеличению связанности стран и экономик во всех областях, а также содействию достижения баланса в различных аспектах для реализации общих целей устойчивого развития. Особое внимание в ходе работы мероприятия планируется уделить также «зелёной» экономике, свободному и равноценному внедрению инноваций, укреплению внутрирегиональных связей. Одна из центральных идей — наделение экономических субъектов большей самостоятельностью в условиях осложнений межгосударственных отношений.

Неувядающая привлекательность

В 1989 г. у форума АТЭС не было конкурентов, однако сегодня это лишь часть мозаики из структур и организаций, сложившихся в регионе. Схожие функции и цели заявлены у китаецентричного Всеобъемлющего регионального экономического партнёрства (RCEP), антикитайского Всеобъемлющего прогрессивного транстихоокеанского партнёрства (CPTPP) и американской инициативы Индо-Тихоокеанского экономического рамочного партнёрства (IPEF). Форум не слишком преуспел в деле либерализации торговли, и Богорские цели 1994 г. по большей части остались невыполненными, поскольку более перспективными оказались двух- и многосторонние форматы зон свободной торговли. Вопросы политики и безопасности также не прижились в состоящей из «экономик» АТЭС.

Вместе с тем форум всё ещё не утратил актуальности. Следование принципу открытого регионализма по мере нарастания глобализационных процессов, по замыслу, способно предотвратить доминирование закрытых региональных группировок. Преимуществом представляется и направленность форума на поддержку малого и среднего бизнеса, повышение мобильности предпринимателей.

На саммите АТЭС — 2020 в Малайзии был принят новый программный документ «Путраджайские ориентиры развития до 2040 года», согласно которым акцентируется внимание на трёх движущих силах экономического роста — торговле и инвестициях, инновациях и цифровизации, уверенном, сбалансированном, безопасном, устойчивом росте. В 2021 г. в Новой Зеландии был одобрен Аотеароанский план действий по реализации Путраджайских ориентиров. В число приоритетов деятельности АТЭС в 2022 г. и далее включена проблематика постпандемийного экономического восстановления, дальнейшей либерализации торгово-инвестиционной деятельности, укрепления региональной взаимосвязанности, обеспечения безопасного перемещения физических лиц, развития цифровой и биоциркулярной «зеленой» экономики, изменения климата.

Однако, несмотря на правильность и логичность приоритетов, всё же маловероятно, чтобы в ближайшее время данный форум послужил основой для последующей масштабной тихоокеанской интеграции. АТЭС по-прежнему неизменно воспринимается в регионе как «западный проект», созданный для укрепления транстихоокеанских связей, продвижения либеральной экономической модели на пространстве Большой Восточной Азии и ослабления Китая. По этой причине КНР и некоторые другие страны региона не склонны видеть в форуме всеобщего характера, равно как и не разделяют все принципы функционирования. Более того, сами США в рамках «ребалансирования» (rebalancing) тихоокеанской политики сделали акцент не на громоздкой структуре из 21-ой экономики, а на более всеобъемлющих межправительственных форматах, таких как первоначальный TPP и вновь предложенный IPEF.

Азиатско-тихоокеанская экономическая мечта

В 1998 г. Россия вступила в форум Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества вместе с Перу и Вьетнамом. Особый интерес РФ был связан с открытым характером формата, не имеющего статуса международной организации. Цели Москвы в целом совпадали с приоритетами диалогового механизма и заключались в обеспечении всеобъемлющего и устойчивого экономического роста и углублении интеграционных процессов. Гибкие неправительственные схемы взаимодействия, в том числе непосредственно между участниками внешнеэкономической деятельности, потенциально были способны ускорить взаимные обмены и сделать связи более эффективными. Кроме того, многосторонние режимы партнёрства позволили бы дополнить двусторонние в целях диверсификации российского присутствия на мировых рынках, а также использования потенциала АТР для «подъёма» территорий Сибири и Дальнего Востока.

Масштабные приготовления в связи с проведением во Владивостоке саммита в 2012 г. и мероприятия на «полях» форума во Владивостоке, Санкт-Петербурге и Казани в год председательства стали явным свидетельством российских намерений максимально полно использовать потенциал членства в АТЭС. Более того, ещё в 2012 г. Россия выделила темы, которые определили направление деятельности форума на длительный период. Во-первых, либерализация торговли и инвестиций, региональная экономическая интеграция с особым вниманием к улучшению административной среды и снятию барьеров для малых и средних предприятий. Во-вторых, укрепление продовольственной безопасности, включая формирование устойчивых рынков, инновационное сельское хозяйство, обеспечение социально уязвимых слоёв населения, ответственное поддержание экосистем. В-третьих, формирование надёжных транспортно-логистических и производственно-сбытовых цепочек, в том числе устранение препятствий в инфраструктуре, укрепление возможностей в сфере ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, антитеррористическая защита объектов транспорта. Наконец, интенсивное взаимодействие для обеспечения инновационного роста, а именно, инвестирование в высокие технологии, трансграничное взаимодействие технологических центров, преодоление «цифрового разрыва» [1].

Формат неправительственного партнёрства приобретает особую актуальность сегодня, в условиях международных финансовых, транспортных и других ограничений со стороны Запада. Примечательно, что из стран Юго-Восточной Азии осудил действия России в связи с событиями на Украине только Сингапур, кроме него из участников АТЭС к недружественным официально отнесены Австралия, Новая Зеландия, США, Канада, Япония, Республика Корея и остров Тайвань. Перу и Чили выступили в поддержку Украины на ассамблее Организации американских государств в октябре 2022 г. С другими же членами АТЭС (КНР с Гонконгом, Малайзией, Индонезией, Филиппинами, Таиландом, Вьетнамом, Мексикой, Папуа-Новой Гвинеей, Брунеем) Россия будет развивать сотрудничество, поскольку они не присоединились к санкциям и заинтересованы в укреплении собственных международных позиций.

Сиамский слон

В контексте председательства Таиланда в АТЭС в этом году особое значение для России имеет характер двустороннего взаимодействия. Так, в августе 2022 г. посол Королевства Таиланд в России Сасиват Вонгсинсават заявил о твёрдом намерении правительства пригласить президента России Владимира Путина на предстоящий Саммит АТЭС. Особое значение такой визит будет иметь и в связи со 125-летием дипломатических отношений между двумя странами. Российская сторона официально поблагодарила тайские власти за приглашение. Согласно заявлению Кремля, Россия последовательно участвует в работе АТЭС и придаёт большое значение этому объединению как важному и открытому формату многостороннего взаимодействия на пространстве Тихого океана. Примечательно, что в 2003 г. российский президент лично принял участие в саммите АТЭС в Таиланде.

В мае 2022 г. в Бангкоке прошёл министерский форум АТЭС, где присутствовал министр экономического развития России Максим Решетников. Коммюнике по итогам принято не было из-за демарша представителей Японии, Канады, Австралии, Новой Зеландии и США. Вместе с тем, по данным российской стороны, 23 пункта из 24-х были согласованы, что подтверждает способность АТЭС продвигать экономическую повестку.

Главная цель развития двустороннего сотрудничества между Россией и Таиландом — в перспективе достичь объёма товарооборота в 10 млрд долл. По итогам 2021 г. данный показатель составил только 2,7 млрд долл., что тем не менее на 29% больше, чем в 2020 г. Ключевые сферы, представляющие интерес для Бангкока с точки зрения наращивания экспорта в Россию, — продукты питания, текстиль, спортивные товары, автомобильные запчасти, медикаменты. Из России планируется поставлять удобрения, энергоносители, вертолёты, а также развивать сервисный сектор. На ближайшее время намечена детальная проработка инициатив по восстановлению туристических обменов — в частности, рейсы из Москвы в Таиланд частично восстановлены с октября 2022 г. Ведётся работа по расширению использования в королевстве платёжной системы «Мир», внедрению расчётов в национальных валютах, не оставлена и идея соглашения о свободной торговле с Евразийским экономическим союзом.

The time is now

Для России в современных условиях затруднённости торговли и инвестиционной деятельности будет оправдан акцент на выстраивании гибких схем партнёрства со странами АТР за пределами межправительственных договорённостей. Внимание стоит уделять связям министерского уровня, а также непосредственному общению участников внешнеэкономической деятельности. С учётом крайней заинтересованности даже некоторых партнёров из недружественных стран к развитию сотрудничества с Россией подобные форматы могут быть успешными.

Не исключено, что всем вовлечённым сторонам может пойти навстречу и Бангкок, вполне способный извлечь для себя значительные преимущества из роли хаба и посредника. С учётом того, что председательство в АТЭС в 2023 г. перейдёт к Соединенным Штатам, лучшее время для установления новых перспективных форматов сотрудничества — именно сейчас.

1. АТЭС: справочная информация 2011-2013. Российский центр исследований АТЭС. М.: 2012. 70 с., с.52-53.

(Голосов: 5, Рейтинг: 4.8)
 (5 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся