Оценить статью
(Голосов: 13, Рейтинг: 4.92)
 (13 голосов)
Поделиться статьей
Никита Белухин

Младший научный сотрудник Отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН

В мае 2023 г. председательство в Арктическом совете перейдет к Норвегии, министр иностранных дел страны Анникен Хюитфельт в этой связи заявила, что важнейшая задача состоит в сохранении организации, но нет гарантий, что эту задачу удастся осуществить. Семь стран — членов Арктического совета по-прежнему настроены на продолжение работы в рамках организации, признавая, что создание альтернативных структур не соответствует их интересам, особо отмечая, что в период норвежского председательства вопросы климата и охраны окружающей среды в Арктике будут той областью, где привлечение России не только наиболее возможно, но и крайне желательно.

Передача председательства, однако, происходит на фоне нового похолодания в отношениях России и Норвегии в связи с объявлениям 15 сотрудников посольства России персонами нон-грата, которые подозреваются норвежской службой безопасности PST в работе на российскую разведку и представляют, по их версии, угрозу для национальной безопасности Норвегии. Ранее в апреле 2022 г. Норвегия объявила трех сотрудников посольства России персонами нон-грата за то, что они якобы вели деятельность, «несовместимую с их дипломатическим статусом». Россия отреагировала зеркально, выслав трех сотрудников норвежского посольства. Сейчас в случае аналогичной реакции в составе норвежского посольства останется всего семь сотрудников из 22, что, по словам самих норвежских экспертов, будет недостаточно для поддержания нормальных дипломатических отношений и увеличит недоверие и риски непонимания в двусторонних отношениях.

Атмосфера подозрения, вероятно, не добавит стабильности и прозрачности в остающихся аспектах сотрудничества России и Норвегии. К примеру, Норвегия, вероятно, будет негативно воспринимать намерение России развивать научное сотрудничество со странами БРИКС на Шпицбергене и в целом в Арктике, в условиях когда другие члены Арктического совета изолируются от любого значимого взаимодействия с Россией. Скорее всего, недавнее решение норвежских властей в июне 2022 г. лишить иностранцев на Шпицбергене, которые не прожили минимум трех лет на территории континентальной Норвегии, избирательного права на выборах в органы местного самоуправления также было связано с опасениями относительно растущего числа иностранных граждан на архипелаге и необходимостью гарантировать следование местных властей в общем русле норвежской политики. Российские рыболовные суда, которые по-прежнему могут заходить в три норвежских порта, также все больше воспринимаются как представляющие угрозу шпионажа в отношении норвежской энергетической и военной инфраструктуры, а морские перевозчики Норвегии стремятся ограничивать число российских сотрудников и их найм в России.

В то же время формат будущего норвежского председательства очень важен для Арктического совета, так как примеру Норвегии, скорее всего, последуют Дания и Швеция, к которым перейдет руководство АС в 2025–2027 гг. и 2027–2029 гг. В отношении Совета Баренцева/Евроарктического региона, которому в январе 2023 г. исполнилось 30 лет, Норвегия придерживается той же линии, говоря о заинтересованности в сохранении этого формата сотрудничества при заморозке участия России, но в то же время подчеркивая, что «Россия не исключена ни из Арктического совета, ни из СБЕР, ни из северного измерения ЕС», и что сотрудничество с ней может быть возобновлено, когда ситуация изменится.

Несмотря на то, что для Норвегии по-прежнему представляет существенный интерес сотрудничество с Россией в сфере спасательных операций, оценки климатических изменений в Арктике, управления биологическими ресурсами и предупреждения опасных инцидентов на пограничной территории, которые могут привести к непреднамеренной эскалации, особенно в условиях масштабных военных учений, норвежская сторона в то же время демонстрирует готовность снизить политические контакты с Россией до минимума и разгонять тематику «российской угрозы», в том числе в Северной Норвегии, которая исторически имеет тесные пограничные связи с российскими территориями. Важным каналом связи для предупреждения случаев эскалации при этом остается прямая телефонная линия вооруженных сил Норвегии с командованием Северного флота. Представляется, что сохранение подобной прозрачности, которая ценилась как российскими, так и норвежскими военными, способствовала бы снижению напряженности в отношениях между двумя странами.

В мае 2023 г. председательство в Арктическом совете перейдет к Норвегии, министр иностранных дел страны Анникен Хюитфельт в этой связи заявила, что важнейшая задача состоит в сохранении организации, но нет гарантий, что эту задачу удастся осуществить. Норвежская сторона отказывается от очного участия в официальной церемонии передачи председательства, которая должна состояться в России 11 мая 2023 г. Семь стран — членов Арктического совета по-прежнему настроены на продолжение работы в рамках организации, признавая, что создание альтернативных структур не соответствует их интересам, особо отмечая, что в период норвежского председательства вопросы климата и охраны окружающей среды в Арктике будут той областью, где привлечение России не только наиболее возможно, но и крайне желательно, ведь без российских данных и ученых правильная оценка масштаба климатических изменений в Арктике и выработка адекватных мер по их предотвращению или адаптации невозможны. Ранее в июне 2022 г. бывший представитель Дании в Арктическом совете и ранее посол в России Томас Винклер также отмечал, что «с Россией по-прежнему связана существенная часть арктического сотрудничества», и что «она заинтересована в его продолжении в привычном формате», а не в нагнетании напряженности.

Передача председательства, однако, происходит на фоне нового похолодания в отношениях России и Норвегии в связи с объявлениям 15 сотрудников посольства России персонами нон-грата, которые подозреваются норвежской службой безопасности PST в работе на российскую разведку и представляют, по их версии, угрозу для национальной безопасности Норвегии. Ранее в апреле 2022 г. Норвегия объявила трех сотрудников посольства России персонами нон-грата за то, что они якобы вели деятельность, «несовместимую с их дипломатическим статусом». Россия отреагировала зеркально, выслав трех сотрудников норвежского посольства. Сейчас в случае аналогичной реакции в составе норвежского посольства останется всего семь сотрудников из 22, что, по словам самих норвежских экспертов, будет недостаточно для поддержания нормальных дипломатических отношений и увеличит недоверие и риски непонимания в двусторонних отношениях.

Для Норвегии такой шаг в исторической перспективе можно считать необычно жестким: пять человек были высланы и четыре объявлены персонами нон-грата во время скандала вокруг Арне Трехольта в середине 1980-х гг., что можно считать предыдущим антирекордом. Норвегия в лице PST подчеркивает, что подобное решение не является политическим жестом или символом, а напрямую связано с угрозами национальной безопасности, в особенности оборонному и нефтегазовому сектору. Ранее в 2021 г., по заявлениям PST, двое граждан России были высланы из страны после встречи с норвежским бизнесменом. Подобный шаг демонстрирует готовность Норвегии идти на дальнейшее ограничение политического диалога с Россией и при этом осуществлять это в одностороннем порядке без координации с ЕС. В Швеции журналисты SVT также передали 13 апреля 2023 г. сведения о возможных российских агентах главе SÅPO Даниэлю Стенлингу. Примечательно, что нагнетание тематики угрозы со стороны российской разведки происходит перед премьерой серии документальных фильмов “Skuggkriget” («Война в тени»), которые совместно готовили крупнейшие медиахолдинги SVT, NRK, DR и YLE о деятельности «российских агентов» на территории Северной Европы. В схожем ключе выдержан недавний норвежский документальный фильм о русских в Норвегии, вышедший в начале апреля 2023 г. на портале NRK, где, в частности, прослеживается намек на то, что Киркенес можно считать своеобразным оплотом российской разведки, а также на расколотость и поляризованность русскоязычного сообщества в Норвегии.

Атмосфера подозрения, вероятно, не добавит стабильности и прозрачности в остающихся аспектах сотрудничества России и Норвегии. К примеру, Норвегия, вероятно, будет негативно воспринимать намерение России развивать научное сотрудничество со странами БРИКС на Шпицбергене и в целом в Арктике, в условиях когда другие члены Арктического совета изолируются от любого значимого взаимодействия с Россией. Скорее всего, недавнее решение норвежских властей в июне 2022 г. лишить иностранцев на Шпицбергене, которые не прожили минимум трех лет на территории континентальной Норвегии, избирательного права на выборах в органы местного самоуправления также было связано с опасениями относительно растущего числа иностранных граждан на архипелаге и необходимостью гарантировать следование местных властей в общем русле норвежской политики. Российские рыболовные суда, которые по-прежнему могут заходить в три норвежских порта, также все больше воспринимаются как представляющие угрозу шпионажа в отношении норвежской энергетической и военной инфраструктуры, а морские перевозчики Норвегии стремятся ограничивать число российских сотрудников и их найм в России.

Норвежское правительство 28 марта 2023 г. представило приоритеты будущего председательства в АС на 2023–2025 г., где выделено четыре тематических раздела: «морская среда», «климат и окружающая среда», «устойчивое экономическое развитие» и «население Арктики». Эксперт Института Фритьофа Нансена Свейн Роттем, комментируя арктическую программу Норвегии, говорил о необходимости в той или иной форме вовлекать Россию, без которой невозможно представить и понять Арктику, и сохранять пространство для восстановления сотрудничества с ней, когда это будет приемлемо «этически и политически». Подобную позицию разделяют и другие эксперты института, говоря о том, что без российских данных и контактов с российскими учеными невозможно создавать правдоподобные долгосрочные модели изменения климата в Арктике. Однако остается непонятным, как эти потребности, которые четко осознаются норвежскими экспертами, сочетаются с курсом Норвегии на максимальное ограничение контактов с Россией.

В то же время формат будущего норвежского председательства очень важен для Арктического совета, так как примеру Норвегии, скорее всего, последуют Дания и Швеция, к которым перейдет руководство АС в 2025–2027 гг. и 2027–2029 гг. В отношении Совета Баренцева/Евроарктического региона, которому в январе 2023 г. исполнилось 30 лет, Норвегия придерживается той же линии, говоря о заинтересованности в сохранении этого формата сотрудничества при заморозке участия России, но в то же время подчеркивая, что «Россия не исключена ни из Арктического совета, ни из СБЕР, ни из северного измерения ЕС», и что сотрудничество с ней может быть возобновлено, когда ситуация изменится. Норвежский Баренцев секретариат, созданный в 1993 г. и финансирующийся главным образом Министерством иностранных дел Норвегии, продолжает функционировать, но с серьезными ограничениями с норвежской и российской сторон; с 1 февраля 2023 г. три офиса секретариата в Архангельске, Мурманске и Нарьян-Маре также прекратили работу. Фокусом работы организации, однако, остаются контакты с «независимыми участниками гражданского общества», а связи с муниципальными или региональными властями России заморожены. Ранее, однако, данная организация воспринималась в том числе в негативном ключе, выступая инструментом культурного влияния на пограничные регионы и коренные народы Севера России.

Более того, Норвегия, несмотря на отсутствие членства, стремится влиять и на арктическую политику ЕС. По словам исследователя Андреаса Распотника, «норвежские дипломаты считали, что хорошо контролируют то, что будет отражено в итоговом тексте арктической политики ЕС», отчасти поэтому положения, где указывалось намерение добиваться запрета на добычу арктических углеводородов, стало для Норвегии неприятным удивлением. Однако сейчас, в условиях сокращения поставок природного газа из России, ЕС вполне может смягчить свою позицию в этом вопросе. В самой Норвегии, однако, предложение правительства в январе 2023 г. расширить 26-й раунд концессий на 92 дополнительных, так называемых «незрелых» блока в особо уязвимых природных районах, которые находятся далеко от существующей инфраструктуры, вызывают критику со стороны левых партий. Социалистическая левая партия, в частности, выступает с предложением запретить дальнейшее расширение добычи углеводородов в Баренцевом море при сохранении двух действующих месторождений — Snøhvit и Goliat, а также Johan Castberg, которое должно начать работу в 2024 г. Большинство партий Стортинга (Рабочая партия, Центристская партия, Партия Прогресса и консерваторы Хёйре), тем не менее, намерены наращивать темп развития нефтегазовой отрасли Норвегии, привлекая инвестиции, особенно в условиях необходимости замещения российских поставок газа для ЕС.

Верховный суд Норвегии в марте 2023 г. вынес знаковое решение, согласно которому участники договора о Шпицбергене 1920 г. не имеют особых прав за пределами территориальных вод Шпицбергена, в том числе на ловлю снежных крабов и добычу других ресурсов на континентальном шельфе. Этот вопрос особенно обострился после января 2017 г., когда береговой охраной Норвегии было задержано латвийское судно «Сенатор», которое занималось ловлей краба на норвежском, по мнению Норвегии, континентальном шельфе. Так или иначе, расхождения трактовки договора 1920 г. сохранятся еще на продолжительное время, и ни один из участников договора пока не готов доводить дело до Постоянной палаты третейского суда или Международного суда ООН.

Несмотря на то, что для Норвегии по-прежнему представляет существенный интерес сотрудничество с Россией в сфере спасательных операций, оценки климатических изменений в Арктике, управления биологическими ресурсами и предупреждения опасных инцидентов на пограничной территории, которые могут привести к непреднамеренной эскалации, особенно в условиях масштабных военных учений, норвежская сторона в то же время демонстрирует готовность снизить политические контакты с Россией до минимума и разгонять тематику «российской угрозы», в том числе в Северной Норвегии, которая исторически имеет тесные пограничные связи с российскими территориями. Важным каналом связи для предупреждения случаев эскалации при этом остается прямая телефонная линия вооруженных сил Норвегии с командованием Северного флота. Ранее в январе 2022 г. по инициативе норвежской стороны командующий СФ А.А. Моисеев был проинформирован о проведении учений Cold Response 2022 под руководством Норвегии, а российские наблюдатели были также приглашены на учения в соответствии с Венским документом ОБСЕ. Представляется, что сохранение подобной прозрачности, которая ценилась как российскими, так и норвежскими военными, способствовала бы снижению напряженности в отношениях между двумя странами.


(Голосов: 13, Рейтинг: 4.92)
 (13 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся