Распространение нестабильности из Сахеля напрямую угрожает странам Западной Африки, особенно государствам Гвинейского залива (Бенину, Кот-д`Ивуару и Того) — в последнее время участились нападения боевиков-джихадистов на их территории. Возможный успех этих атак самым серьезным образом отразится на мировой экономике в целом и экономике Евросоюза в частности. События весны 2025 г. свидетельствуют о прогрессе джихадистского движения в регионе, что создает серьезные проблемы его безопасности, а значит, и экономике.
Страны Гвинейского залива под ударом джихадистов
Ранее джихадисты наносили удары исключительно по северной, приграничной с Буркина-Фасо, Мали и Нигером части Бенина, Кот-д`Ивуара и Того. Однако 24 апреля 2025 г. они подорвали и захватили БТР бенинской армии в центральной части страны, за сотни километров от северной границы. Тем самым они продемонстрировали свои возможности наносить удары по бенинским силовикам далеко от границы, где сосредоточена большая часть армии страны; видимо, это было сделано для того, чтобы вынудить их ослабить северную группировку войск и добиться ее рассредоточения по стране, и, как следствие, ослабления ее возможностей. Произошедшее может свидетельствовать о распространении зоны боевых действий на прежде спокойные районы. Соответствующий видео-отчет о нападении джихадистов разместил один из каналов действующих в Африке подразделений группы Вагнера.
Еще более тревожным моментом стало произошедшее 12 мая нападение джихадистов на золотоносный рудник в Мали — в районе города Нарена, на границе с Гвинеей. В результате атаки были похищены работавшие на руднике граждане Китая. Показательно, что расстояние между двумя пунктами, подвергшимися нападению, составляет около 1 700 км, что указывает на масштабы распространения зоны нестабильности в Африке.
Не менее тяжелая ситуация складывается в Бенине, армия которого в последние годы подвергается особенно болезненным ударам джихадистов. Так, 17 апреля они разгромили два поста бенинской армии на севере страны. Ее командование признало гибель 54 своих военнослужащих (джихадисты утверждали о ликвидации 70 солдат и офицеров). Ранее, 8 января 2025 г. радикальные исламисты убили 28 бенинских военнослужащих. Общее же число погибших от рук джихадистов бенинских силовиков в 2019–2025 гг. превысило 300 человек. Причем рекордным в плане потерь стал еще не завершившийся 2025 год — 157 погибших по состоянию на май.
Схожая ситуация наблюдается и в соседних с Бенином государствах. Например, в Того в 2022–2024 гг. только в ходе крупных «групповых» атак погибли минимум 37 военных и гражданских лиц (из них 29 — в 2024 г. ). Страдает от джихадистских атак и Кот-д`Ивуар. Только в первой в 2016 г. погибли минимум 15 человек, включая трое бойцов элитного спецназа. Еще как минимум 15 военных этой страны были убиты в ходе серии нападений радикальных исламистов в 2021–2022 гг. И это не считая осуществленных ими более мелких атак.
Причины обострения
Западноафриканские страны стали еще одной мишенью для ударов джихадистов сразу по ряду причин. Разумеется, дестабилизирующее влияние оказывает ситуация в соседней Нигерии, где действует джихадистская группировка «Боко Харам» (организация признана террористической, ее деятельность запрещена на территории РФ), часть которой примкнула к запрещенному в РФ «Исламскому государству» (ИГ). Ее появление способствовало дестабилизации на юге стран Сахеля, схожий процесс разворачивался на севере после свержения в 2011 г. М. Каддафи в Ливии.
Захватившие значительную часть Мали, Буркина-Фасо и Нигера радикальные исламисты стремятся распространить свое влияние и дальше. Речь идет о джихадистских «катибах» (с араб. — отряд), действующих под «вывеской» запрещенных в России JNIM (филиал «Аль-Каиды» (организация признана террористической, ее деятельность запрещена на территории РФ) в Сахеле) и IS Sahel («Исламское государство провинции Сахель», организация признана террористической, ее деятельность запрещена на территории РФ). Они стремятся развить успехи в борьбе против французского влияния в Африке, ликвидировать его и в других странах континента, включая Бенин, Того и Кот-д`Ивуар. А заодно распространить «исламские правление» и законодательство (шариат) на другие территории — в этом джихадисты видят свою «миссию». Как представляется, этот замысел они попытаются реализовать в среднесрочной перспективе. Пока же, как видится автору, основная их задача — сокрушить ослабленные режимы в странах Сахеля. Несмотря на то, что положение Буркина-Фасо, Мали и Нигера остается тяжелым, а их власти надежно контролируют лишь крупные города, задачу по уничтожению военных режимов джихадисты не выполнили. Их успеху мешает в том числе и российское военное присутствие в регионе, представленное государственными («Африканский корпус») и частно-государственными («Группа Вагнера») организациями. При этом без уничтожения правящих режимов сахелианских государств начинать полноценные действия по дестабилизации и завоеванию других стран опрометчиво. Но не исключено, что, столкнувшись с российскими военными специалистами, заметно усилившими боевые возможности Мали, Буркина-Фасо и Нигера, джихадисты пытаются переключиться на западноафриканские государства, где они пока не присутствуют.
Однако предположим, что еще одна задача джихадистов, активизировавших свои действия в Западной Африке — нанесение вспомогательных ударов по противнику в Сахеле со стороны севера прибрежных государств Гвинейского залива. Так, например, обосновавшись на севере Бенина, Кот-д`Ивуара и Того, радикальные исламисты получают тыловую базу для действий в южной части Буркина-Фасо и Нигера и возможность угрожать столице последнего — Ниамею. Кроме того, джихадисты размещают в местных лесах свои тыловые лагеря и семьи, чтобы не допустить их попадания в руки правительственных сил стран Сахеля. Наконец, они используют страны Гвинейского залива как транзитную территорию для получения нужных им грузов и ресурсов. Например, из Нигерии доставляют контрабандой топливо для их «механизированной конницы» — легковых автомобилей и мотоциклов; оплата в данном случае происходит нелегально добываемым в странах Сахеля и Западной Африки золотом и скотом.
Особую роль в подобных операциях играет Гана — единственная из стран Гвинейского залива, имеющая границу с государствами Сахеля, но не испытавшая кровопролитных джихадистских нападений. Ее географическое положение играет особенно важную роль в логистике радикальных исламистов, их активности способствуют и условия местности. Так, в северной части Бенина и Того расположены заповедники и национальные парки, протянувшиеся на сотни километров (W и Pendjari в Бенине, Comoe в Кот-д`Ивуаре, комплекс Oti-Keran Mandouri в Того), они представляют собой пересеченную труднодоступную местность с густыми лесами и слаборазвитой дорожной сетью. В этих условиях затруднены действия громоздких и маломобильных силовых структур стран региона, но сравнительно небольшим группам легковооруженных боевиков, наоборот, удается выполнять поставленные задачи.
Неготовность силовиков к борьбе против джихадистов
Среди причин неспособности западноафриканских стран добиться перелома в борьбе против радикальных исламистов отмечается «физическая» слабость (как в случае с Того и Бенином) государственных силовых структур и их общая неготовность к проведению оперативных антипартизанских операций. Так, их увеличенные в условиях нынешнего обострения армии не превышают по численности 12 300 человек каждая, включая военно-морские силы (фактически не участвовавшие в этой борьбе). Для осуществления эффективного контроля их северной границы с Буркина-Фасо и Нигером (более 700 км в общей сложности) этого явно недостаточно.
Техническое оснащение армий Бенина и Того также оставляет желать лучшего ввиду нехватки транспортных средств, авиации (особенно беспилотной) и, в целом, современной экипировки (например, среди бронетехники до сих пор встречаются образцы 1950-х гг.). Армия Кот-д`Ивуара выглядит на порядок сильнее. Так, ее численность на конец 2024 г. составляла 22 тыс. бойцов, включая военно-морские силы, а также более 5 тыс. бойцов нерегулярных формирований. Однако этого недостаточно для эффективного охранения сложной границы с Мали и Буркина-Фасо общей протяженностью 1 183 км и со сложным рельефом пересеченной местности. В таких условиях перелома в боевых действиях ожидать сложно.
Недостаточная лояльность местного населения
Установлению контроля исламистов над северными территориями стран Гвинейского залива мешает также низкая лояльность местного населения. Так, понимая, что без поддержки (пусть вынужденной и ограниченной) местного населения пришлые сахельские джихадисты не могли бы действовать столь умело, силовики стран региона нередко обрушивают на него репрессии. Это явно не добавляет лояльности местных жителей властям и создает им дополнительные проблемы в будущем. Такие люди способны сильно навредить местным военным, даже действуя пассивно — например, выступая в качестве проводников, разведчиков и осведомителей джихадистов.
В первую очередь это касается кочевников-скотоводов, представителей этноса фульбе. Которые, как известно, и составляют костяк джихадистских формирований в странах Сахеля. Немало их представителей проживает также в Западной и Центральной Африке. Причина высокой вовлеченности представителей фульбе и части других этносов в джихадизм во многом кроется в их недовольстве своим положением. Так, они нередко считают себя обделенными при распределении ресурсов, постов в управлении и т.д., при этом проявления их недовольства в лучшем случае игнорируются, а в худшем — гасятся репрессиями.
Недовольство граждан других стран Западной Африки действиями собственных властей и общим положением дел объясняется целым рядом факторов. Среди них серьезный, а в ряде случаев — многократный рост численности местного населения с момента провозглашения государствами региона независимости. Параллельно с этим происходит сокращение ресурсов на душу населения, в том числе воды и плодородных земель. За этим закономерно следует рост конфликтности.
Подобно тому, как это происходило в Сахеле, в Западной Африке ужесточились конфликты за воду и земли между скотоводами, земледельцами, охотниками и рыболовами. В странах Гвинейского залива этот процесс накладывался на действия властей по спасению от разрушения упомянутых уникальных природных парков, объявленных заповедниками, но ставших позже джихадистскими оплотами. Соответственно, ведение хозяйственной деятельности на их территории было в лучшем случае сильно ограничено, а зачастую и вовсе запрещено, что сильно ударило по доходам местного населения. При этом власти государств региона, по мнению их граждан, вкладывали мало ресурсов в развитие отдаленных северных регионов, особенно в местную инфраструктуру. Правда, наличие удаленных от цивилизации почти нетронутых уголков африканской природы привело к развитию здесь туризма (в период до прихода сюда джихадистов), благодаря чему некоторые несостоявшиеся земледельцы и скотоводы стали устраиваться в этой сфере. Недовольством местного населения воспользовались повстанцы — их приход, снявший запреты властей на ведение хозяйственной деятельности (кроме вырубки скрывающего их отряды леса), включая добычу прежде охраняемых редких видов животных, многие местные жители восприняли положительно.
Перспективы ведения борьбы
Столкнувшись напрямую с угрозой сахелизации, руководство стран региона пытается экстренно стабилизировать ситуацию. Так, армию (и другие силовые структуры) Бенина увеличили в полтора раза — если на момент начала джихадистских нападений она насчитывала 8 тыс. человек, то теперь — 12,3 тыс. человек. Власти стран Гвинейского залива обратились за помощью к былым гарантам их безопасности — Франции и США, начавших поставки современного вооружения. Однако само по себе новое оружие неспособно осуществить перелом в борьбе, не изменит ситуацию даже наличие беспилотников, позволяющих более продуктивно осуществлять разведку местности и выявлять джихадистские оплоты. А леса в зоне боевых действий настолько густые, что современные БПЛА не всегда могут засечь расположение неприятеля даже при его слабой маскировке.
Бенинские и ивуарийские власти занялись развитием приграничной территории и трудоустройством молодежи, чтобы затруднить ее вербовку джихадистами. Власти Бенина также рассматривают возможность склонить скотоводов к изменению своего кочевого образа жизни внедрением среди них более эффективного и менее экологозатратного земледелия. Эта задумка может быть успешной в долгосрочной перспективе, но ее осуществление потребует огромных ресурсов и способно дополнительно радикализировать скотоводов, которым крайне трудно изменить привычный кочевой образ жизни. За Бенином и Кот-д`Ивуаром явно не поспевает более бедное Того, чьи власти ограничиваются ведением пропаганды среди своего населения и рассказами о «вреде джихадизма».
Таким образом, меры по недопущению дальнейшей активизации джихадизма ведутся в этих странах недостаточно согласованно. Отсутствие координации действий наблюдается и при ведении самой борьбы. Например, исламские радикалы неоднократно ускользали от возмездия на территории сопредельных сахелианских государств. Причина — отсутствие между ними координации действий, которая бы позволила силовикам одной страны преследовать противника на территории другой. Важно отметить, что в 2017 г., видя рост опасности со стороны радикальных исламистов, страны Сахеля и Гвинейского залива подписали «Аккрскую инициативу», ставшую антиджихадистским союзом. Однако вскоре по региону прокатились перевороты, сокрушившие профранцузские режимы в странах Сахеля, при этом в прибрежных государствах Гвинейского залива (за исключением самой Гвинеи) власть сохранили лояльные Парижу силы. Такое положение дел испортило отношения между государствами Сахеля и сохранившими лояльность Франции западно-африканскими странами. Опирающиеся в той или иной мере на Париж Бенин, Кот-д`Ивуар и Того подключились к блокаде Мали, Буркина-Фасо и Нигера и рассматривали возможность военной интервенции. Военные власти стран Сахеля стали активно сотрудничать с Россией.
С тех пор никакой координации между недавними союзниками по борьбе против джихадизма нет. И пока вражда не будет устранена, рассчитывать на ведение эффективной трансграничной войны с джихадистами сложно. Соответственно, уже в краткосрочной перспективе следует ожидать ухудшения положения дел в регионе, ведь в условиях продолжающегося взрывного роста сахельского населения его миграция в том числе в южном направлении, в сторону западноафриканских стран будет продолжаться, усугубляя конкуренцию за скудеющие ресурсы.
Влияние развивающейся борьбы на ситуацию в мире и позицию России
Несмотря на дестабилизирующий характер «сахелизации» и распространения джихадизма в прибрежные страны Гвинейского залива, здесь существуют возможности для России. В частности, нельзя исключать, что население западноафриканских государств подобно жителям стран Сахеля разочаруется во Франции; это может произойти в случае неспособности Парижа остановить наступление джихадистов. Соответственно, в странах Гвинейского залива также нельзя исключать осуществления антифранцузских переворотов. Этим может воспользоваться и Россия для дальнейшего ослабления Запада в целом и Франции в частности в условиях продолжающегося украинского конфликта. Уже возникающий политический вакуум в регионе будут заполнять и другие государства. Этим пытаются заниматься США, предоставляя странам региона военно-техническую поддержку и явно вытесняя французское влияние.
При самом неблагоприятном развитии событий (крахе правящих в прибрежных западноафриканских государствах режимов) джихадисты способны выйти к важным судоходным путям Гвинейского залива. Поскольку здесь проходят важные международные транспортные коммуникации, будет создана непосредственная угроза торговле, в первую очередь, Евросоюза. Впрочем, пока этот сценарий представляется возможным лишь при полном обрушении созданных после развала мировой колониальной системы африканских государств.
Гораздо более опасным может оказаться, с одной стороны, выход джихадистов к границам с Гвинеей, а с другой — их проникновение все дальше вглубь прибрежных западноафриканских стран. В первом случае речь идет об угрозе мировой экономике, в целом, ведь на Гвинею приходится 20% международных поставок бокситов — сырья для получения алюминия; она также богата месторождениями железной руды и прочих полезных ископаемых. Важно отметить, что от их поставок сильно зависит не только Запад, но и Китай; работают в Гвинее и российские компании. Поэтому у ряда внешних игроков (например, у США, Турции, ОАЭ, Катара и др.) появляется серьезный соблазн при помощи сахелианских повстанцев осуществить передел рынка в стране. Здесь проживают немало недовольных разделом сырьевых богатств, при котором большая часть населения живет за чертой бедности, значительную его часть (треть от 14 млн жителей) составляют все те же «пассионарные» фульбе, обычно составляющие повстанческий костяк. Вероятно, часть из них будет способна примкнуть к боевикам в случае вторжения в Гвинею из Мали.
Что же касается попыток переноса боевой активности джихадистов в центр Бенина, то это очень плохая новость для Евросоюза, рассчитывающего на получение дешевого трубопроводного газа в случае постройки «Атлантического» газопровода Нигерия — Марокко. Поэтому активизация в прибрежных странах Гвинейского залива джихадистов способна отпугнуть инвесторов от строительства столь дорогостоящего объекта. В то же время у России есть шанс воспользоваться развитием событий в своих интересах.