Оценить статью
(Голосов: 16, Рейтинг: 4.25)
 (16 голосов)
Поделиться статьей
Владислав Игнатов

Сооснователь и CEO информационно-аналитической компании Hindex Solutions

25 мая 2023 г. контейнеровоз Crystal St Petersburg прибыл в порт Карачи, Пакистан. Больший вес событие получило в свете недавних соглашений Исламабада и Москвы: было достигнуто взаимопонимание по вопросам о сотрудничестве в таможенной и авиационной сферах, обновлено соглашение 2015 г., благодаря чему закрепилась идея «Пакистанского потока», а главное, были заключены договоренности о поставках СПГ и нефти.

Именно последний факт вызывает наибольший ажиотаж в мировом сообществе. Россия и ранее поставляла нефтепродукты в Пакистан, однако теперь речь идет о беспрецедентном объеме: планируется, что Москва закроет до 35% потребностей Исламабада в нефти. Достигнутое на текущий момент соглашение подразумевает единовременную поставку, но ожидается наращивание объемов вплоть до 100 тыс. барр. в сутки. Основной камень преткновения — валюта оплаты.

Хотя «пробная» сделка по поставке российской сырой нефти в Пакистан через Оман оплачивается именно в долларах, обе страны не готовы сохранять такую форму оплаты: Россия стремится уходить от доллара, а долларовые резервы Пакистана по последним данным составляют всего 4,46 млрд долл. и стремительно уменьшаются. У Пакистана также нет достаточной ликвидности рубля, юаня или дирхамов — валют, с которыми Россия готова работать и работает, в частности, с Индией.

Не так давно Пакистан пережил серьезный кризис власти, отголоски которого все еще не стихают. Инфляция, которая составила рекордные 28%, задирает цены на товары первой необходимости и топливо, в портах скапливаются грузы. Не самые грамотные меры привели к просадке национальной валюты до нового минимума. Ударом по стране стали и прошлогодние наводнения, ущерб от которых оценивается в 16 млрд долл.

В последние годы Пакистан заметно отставал от своих соседей по экономическим показателям и сейчас явно проигрывает в инвестиционной привлекательности Вьетнаму и даже Камбодже. В Пакистане наблюдается отсутствие роста производительности в несельскохозяйственных отраслях. Низкая степень индустриализации и недоинвестированность промышленности препятствуют наращиванию экспорта и не дают производителям из Пакистана успешно конкурировать на мировом рынке. Во многом проблемы с экспортом обусловлены жесткой тарифной политикой правительства, выступающей существенным торговым барьером, а также высокими налогами, «душащими» предприятия. Тарифы ложатся бременем как на экспорт, так и на импорт и ограничивают возможности участия в региональных и глобальных цепочках создания добавленной стоимости.

Единственный выход для исправления тяжелого экономического положения правительство Шехбаза Шарифа видит в предоставлении кредитной линии от МВФ, продолжающего выдвигать все новые требования по реформированию финансовой системы страны, выполнение которых уже нанесло удар по экономике. Тем не менее действующее правительство продолжает прислушиваться к фонду в надежде получить новый кредит, что свидетельствует о значительной степени отчаяния.

По сути, для оплаты российской нефти существуют две рабочие опции — это юань и доллар. Первый вариант представляется политически идеальным, однако недостижимым ввиду существенного торгового перекоса между Китаем и Пакистаном. В то же время не остается сомнений, что Запад не преминет указать Китаю на непривлекательность его стратегии «Пояса и пути» и, продолжая линию обвинения в создании «долговых ловушек», выпишет Исламабаду очередной чек от МВФ в долларах. Часть этих денег и пойдет на оплату поставок российской сырой нефти, которые, скорее всего, будут произведены в кредит. Таким образом, Пакистан в очередной раз осуществит знакомое ему перераспределение заемных средств для погашения предыдущих займов, клан Шарифов какое-то время продолжит балансировать во власти, а Запад в очередной раз оплатит оборонные расходы России на СВО.

25 мая 2023 г. контейнеровоз Crystal St Petersburg грузоподъемностью 1 740 в двадцатифутовом эквиваленте (ДФЭ) прибыл в порт Карачи, Пакистан. Прибытие судна, завершившего 22-дневный путь из порта Санкт-Петербурга, приветствовали генеральный консул РФ Андрей Федоров, председатель Karachi Port Trust Седаин Раза Заиди и министр по морским делам Пакистана Сайед Фейсал Сабзвари. Последний назвал событие «знаковым» для наращивания торговли между странами: теперь у пакистанских трейдеров появился прямой доступ на российский рынок. Больший вес событие получает в свете недавних соглашений Исламабада и Москвы: было достигнуто взаимопонимание по вопросам о сотрудничестве в таможенной и авиационной сферах, обновлено соглашение 2015 г., благодаря чему закрепилась идея «Пакистанского потока», а главное, были заключены договоренности о поставках СПГ и нефти.

Именно последний факт вызывает наибольший ажиотаж в мировом сообществе: спустя долгое время Пакистан наконец покупает российскую нефть, пускай и транзитом через Оман. Россия и ранее поставляла нефтепродукты в Пакистан. Так, за 2021 г. объем поставок составил 11 600 т. Однако теперь речь идет о беспрецедентном объеме: планируется, что Москва закроет до 35% потребностей Исламабада в нефти. До недавнего времени основными поставщиками выступали Саудовская Аравия и ОАЭ (порядка 60 млн барр. в год в совокупности), но непростая экономическая ситуация подталкивает Пакистан к поиску более выгодных сделок.

Если стоимость сортов Dubai и Arab Light составляет 74 долл. и 78 долл. за баррель (по данным на 6 июня 2023 г.), соответственно, то российская нефть с момента введения санкций и эмбарго вынуждена торговаться с сильным дисконтом, и ее стоимость сейчас оценивается в диапазоне 50–60 долл. за баррель. По этой причине Пакистан еще в 2022 г. выразил сильную заинтересованность в приобретении именно российских энергоносителей.

В то же время потенциал сделки оставался сомнительным для России: неясной выглядела способность Пакистана заключить долгосрочную сделку. Достигнутое на текущий момент соглашение подразумевает единовременную поставку, но ожидается наращивание объемов вплоть до 100 тыс. барр. в сутки. Основной камень преткновения — валюта оплаты.

На сегодняшний день Кремлем взят курс на уход от «токсичных» валют и создание системы взаиморасчетов с дружественными странами в национальных валютах. Однако наиболее оптимистичное соглашение с Индией о механизме оплаты рубль–рупия уже показало негативную тенденцию на короткой дистанции ввиду существенного торгового дисбаланса: России, проще говоря, нечего делать с накопившимся объемом индийской рупии. В случае с Пакистаном возможны следующие валютные опции: доллар США, пакистанская рупия, китайский юань и дирхамы ОАЭ.

Хотя «пробная» сделка по поставке российской сырой нефти в Пакистан через Оман оплачивается именно в долларах, обе страны не готовы сохранять такую форму оплаты при дальнейшем сотрудничестве: Россия стремится уходить от доллара, а долларовые резервы Пакистана по последним данным составляют всего 4,46 млрд долл. и стремительно уменьшаются. У Пакистана также нет достаточной ликвидности рубля, юаня или дирхамов — валют, с которыми Россия готова работать и работает, в частности, с Индией. Взаиморасчеты в нацвалюте Пакистана являются и вовсе абсурдными — России не нужен очередной балласт на востро-счетах. Все это создает серьезное затруднение для укрепления дальнейшего сотрудничества и ставит серьезную задачу перед ЦБ РФ и Госбанком Пакистана.

Как так вышло?

Не так давно Пакистан пережил серьезный кризис власти, отголоски которого все еще не стихают. Гораздо большей угрозой для клана Шарифов, чем политический «полтергейст» в лице экс-премьера, является стремительно разрушающаяся экономика. Инфляция, которая составила рекордные 28%, задирает цены на товары первой необходимости и топливо, в портах скапливаются грузы. Не самая грамотная экономическая политика регулятора под давлением МВФ привела к просадке национальной валюты до нового минимума (на данный момент курс составляет около 287 рупий за доллар). Ударом по стране стали и прошлогодние наводнения, ущерб от которых оценивается в 16 млрд долл.

Кризис платежного баланса уничтожает экономику страны на глазах и вынуждает регулятор все больше сокращать запасы доллара, в результате чего стоимость пакистанской рупии продолжает падать. Так, дефицит торгового баланса за 2022 г. по данным Госбанка Пакистана составил 17,5 млн долл., поскольку экспорт составляет только 45% от импорта.

В последние годы Пакистан заметно отставал от своих соседей по экономическим показателям и сейчас явно проигрывает в инвестиционной привлекательности Вьетнаму и даже Камбодже. Согласно отчету Всемирного банка, в Пакистане наблюдается отсутствие роста производительности в несельскохозяйственных отраслях. Низкая степень индустриализации и недоинвестированность промышленности препятствуют наращиванию экспорта и не дают производителям из Пакистана успешно конкурировать на мировом рынке. Во многом неспособность пакистанского производителя выйти на мировой рынок обусловлена жесткой тарифной политикой правительства, выступающей существенным торговым барьером, а также высокими налогами, «душащими» предприятия, в частности, это непопулярный налог в размере 10% для производителей текстиля, стали и цемента. Тарифы ложатся бременем как на экспорт, так и на импорт и ограничивают возможности участия в региональных и глобальных цепочках создания добавленной стоимости. Они заставляют пакистанских производителей ориентироваться только на внутренний рынок, где они в отсутствие иностранных конкурентов ввиду высоких импортных пошлин остаются защищенными от серьезной конкуренции, что также снижает стимулы к развитию.

Единственный выход для исправления тяжелого экономического положения правительство Шехбаза Шарифа видит в предоставлении кредитной линии от МВФ. Ранее фонд уже предоставлял финансовую помощь стране в совокупном объеме 4,2 млрд долл., однако на текущий момент предоставление нового пакета в размере 6 млрд долл. отложено. МВФ продолжает выдвигать все новые и новые требования по реформированию финансовой системы страны, выполнение которых уже нанесло удар по экономике: именно по рекомендации МВФ Исламабад отказался от поддержки нацвалюты, что и привело к падению ее курса. Тем не менее действующее правительство продолжает прислушиваться к фонду в надежде получить кредитную линию, что свидетельствует о значительной степени отчаяния. Напомним, что не так давно другая страна в Южной Азии была вынуждена объявить дефолт: Шри-Ланка годами получала кредитную поддержку от МВФ, игнорируя реальные проблемы в экономике. Одним из основных кредиторов Шри-Ланки также выступает Китай.

Долговой капкан или рука помощи?

КНР давно продвигает свою стратегию «Один пояс — один путь», в рамках которой в 2015 г. был инициирован совместный с Пакистаном проект Китайско-пакистанский экономический коридор (КПЭК). Страну в тот момент возглавлял Наваз Шариф. Для Пакистана это означало получение инвестиций в транспортный и энергетический секторы в размере 46 млрд долл. Объявленная модель сотрудничества «1+4» охватывала следующие отрасли: развитие порта Гвадар, развитие энергетики страны, инвестиции в транспортную инфраструктуру и укрепление промышленного сотрудничества. Однако, несмотря на создание Пакистано-китайского профессионально-технического института (10 млн долл.), развитие портовой инфраструктуры Гвадара и создание свободной экономической зоны за 300 млн долл., КПЭК столкнулся с рядом сложностей и увяз в самом себе. Коррупция, инертность пакистанских подрядчиков и высокая стоимость импортируемого из Китая оборудования, как и вытеснение пакистанских компаний из общего дела в 2018 г., не раз становились объектом жалоб правительства Имран Хана. И хотя обвинение в прокитайской коррупции в адрес Наваза Шарифа — это скорее часть внутриполитического дискурса, в них есть зерно истины. Схожая ситуация наблюдалась на Шри-Ланке: точно так же, как Китай опирался на клан Раджапаксов, он использовал алчность и недальновидность Шарифов для интеграции китайских элит в экономику страны и фактическое присваивание ее инфраструктуры, конечной целью которого стало приобретение новых звеньев «жемчужной нити» — порта Хамбантота и порта Гвадар. Колоссальная задолженность перед Китаем стала еще одной причиной для обращения за финансовой помощью к МВФ.

Не следует забывать о том, что КНР удерживает доминирующую позицию в пакистанском ВПК, курируя такие проекты, как истребитель-бомбардировщик JF-17 Thunder (Chengdu FC-1 Xiaolong) и танк Al-Khalid (MBT-2000). Китай выступает основным поставщиков вооружений для Пакистана: в период с 2017 по 2021 гг. Китай обеспечил до 72% потребности Пакистана в вооружениях.

Кроме того, Китай выступает одним из ключевых торговых партнеров Пакистана: в 2022 г. Пекин экспортировал товаров на 23 млрд долл. В этой связи в 2018 г. было достигнуто соглашение о создании системы взаиморасчетов в юане; в 2022 г. регуляторы обеих стран подтвердили намерение укреплять торговлю в юане — соответствующий меморандум о взаимопонимании был подписан в ходе двухдневного визита Шехбаза Шарифа в КНР. Однако между странами сохраняется существенный дисбаланс более 15 млрд долл., что не позволяет Исламабаду аккумулировать значительный объем юаня.

Что дальше?

На сегодняшний момент лед тронулся: нефтяной сделке между Исламабадом и Москвой быть, но как долго? Пакистану в его отчаянном положении действительно выгодна российская нефть, но все упирается в оплату. По сути, существуют две рабочие опции — это юань и доллар. Первый вариант представляется политически идеальным, однако недостижимым ввиду существенного торгового перекоса между Китаем и Пакистаном: у Исламабада попросту нет достаточного количества юаней, чтобы поддерживать долгосрочные торговые отношения с Россией. То же касается и дирхамов ОАЭ: торговый баланс пары Пакистан — ОАЭ существенно отличается от пары Индия — ОАЭ.

В то же время не остается сомнений, что Запад не преминет указать Китаю на непривлекательность его стратегии «Пояса и пути» и, продолжая линию обвинения в создании «долговых ловушек», выпишет Исламабаду очередной чек от МВФ в долларах. Ожидаемо, что часть этих денег и пойдет на оплату поставок российской сырой нефти, которые, скорее всего, будут произведены в кредит. Таким образом, Пакистан в очередной раз осуществит знакомое ему перераспределение заемных средств для погашения предыдущих займов, клан Шарифов какое-то время продолжит балансировать во власти, а Запад в очередной раз оплатит оборонные расходы России на СВО.


Оценить статью
(Голосов: 16, Рейтинг: 4.25)
 (16 голосов)
Поделиться статьей
Выберите
Выберите

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся