Оценить статью
(Голосов: 18, Рейтинг: 4.33)
 (18 голосов)
Поделиться статьей
Алексей Наумов

Американист

Российское государство планирует выдавать дотации на «креативный контент», в том числе видеоигры — о таких планах сообщили в администрации президента. Первый замглавы АП РФ Сергей Кириенко заверил, что финансирование — «это не государственный заказ на производство контента в интернете, где те или иные чиновники определяют, чего они хотят и раздают соответствующие заказы», однако можно не сомневаться, что среди воплощенных с помощью дотаций проектов окажутся игры про историю нашей страны. И они появятся как раз вовремя — в последнее время видеоигры, особенно претендующие на реалистичность, показывают и Советский Союз, и Россию далеко не в лучшем, а порой и вовсе гипертрофированном, карикатурном виде.

Нарратив о Советском Союзе и России на сегодняшний день практически полностью сформирован западными играми — это касается и игр про современность, и про Вторую мировую. Образ нашей страны в массовой культуре, по сути, практически полностью зависит от воли иностранных разработчиков, которые стараются действовать, опираясь на массовые стереотипы. И их видение продается: Call of Duty: Modern Warfare с российскими военными преступниками в первые три дня продаж собрал более 600 млн долл.

В октябре 2019 года президент России Владимир Путин посетил ВГИК. «Немаловажно, что ваши специалисты работают как у нас в стране, так и за рубежом; вы обучаете студентов из-за рубежа. И это все, с учетом качества образования ВГИКа, является такой серьезной, как сейчас модно говорить, мягкой силой российской», — заявил он. Остается надеяться, что вслед за заявлением Кириенко Россия осознает важность «компьютерной» мягкой силы и явит публике много хороших полноценных игр, которые и продвинут образ и историю страны за рубежом, но и не превратятся в «Call of Duty наоборот». Россия явно достойна лучшего.

Российское государство планирует выдавать дотации на «креативный контент», в том числе видеоигры — о таких планах сообщили в администрации президента. Первый замглавы АП РФ Сергей Кириенко заверил, что финансирование — «это не государственный заказ на производство контента в интернете, где те или иные чиновники определяют, чего они хотят и раздают соответствующие заказы», однако можно не сомневаться, что среди воплощенных с помощью дотаций проектов окажутся игры про историю нашей страны. И они появятся как раз вовремя — в последнее время видеоигры, особенно претендующие на реалистичность, показывают и Советский Союз, и Россию далеко не в лучшем, а порой и вовсе гипертрофированном, карикатурном виде.

Красная тревога: как все начиналось

1924 год, городок Ландсберг, Германия. Молодой немецкий политик-бунтарь Адольф Гитлер выходит из тюрьмы, куда он попал после попытки захватить власть во время пивного путча. «Господин Гитлер!» — слышит он окрик. К нему подходит пожилой мужчина и протягивает ему руку. Будущий фюрер жмет ее, и, по-видимому, распадается на атомы.

Так начинается первая игра из легендарной серии Red Alert (Красная угроза), по сюжету которой в 1946 году Альберт Эйнштейн изобретает машину времени, отправляется в прошлое и «ликвидирует» Гитлера в попытке спасти мир от Второй мировой войны. Благие намерения ученого заканчиваются плачевно: роль возмутителя спокойствия в Европе берет на себя Советский Союз: сталинские легионы устремляются на Запад, не щадя ни военных, ни гражданских, ни своих, ни чужих.

Первая миссия за Советы показательна: Сталин в кабинете изучает эффекты от убийства людей газом, невозмутимо знакомится с данными, что дети умирают быстрее взрослых и приказывает начать масштабное производство отравляющего вещества. Затем отдает приказ уничтожить партизан в польском городе Торунь вместе со всеми жителями, так как все они — «враги народа», и мешают продвижению советских войск на Запад. При этом Сталин постоянно советуется со своей любовницей Надеждой Зеленковой — главой НКВД.

Эпопея Red Alert растягивается на три игры, где переплетаются альтернативные временные линии и доведенные до абсурда стереотипы о разных противоборствующих сторонах: и о Советском Союзе, и о США, и о Японии — интересно, что ради борьбы с «Империей восходящего солнца», ставшей одним из главных участников третьей части, ненадолго объединяются и советские, и американские войска.

Советский Союз в серии Red Alert показан в неприглядном свете: он предстает крайне милитаризированным обществом, где все подчинено безумству его руководителей, и идеология сведена к бесконечной экспансии.

Постер Red Alert 2

Но это не воспринимается оскорбительно, потому что вся вселенная — очевидная сатира: помимо советских дирижаблей «Киров» с бомбами, летящих уничтожать статую Свободы, электросолдат, использующих Эйфелеву башню в качестве огромного проводника для искровых разрядов, убивающих всех защитников Парижа, и Петропавловского собора в виде замаскированного космодрома, здесь хватает и других безумств — например, американского президента-самодура, тронувшегося умом на почве борьбы с коммунизмом и превратившего гору Рашмор в платформу для установки мощнейшего межконтинентального боевого лазера, или элитной натовской женщины-бойца, передвигающейся по полю боя в обтягивающем топе. В конце одной из кампаний вообще выясняется, что на самом деле хозяин Белого дома — засланный японцами андроид, скрывающийся под личиной человека и запрограммированный на развязывание войны с Советским Союзом.

И США, и Советский Союз, и Япония, показанные в Red Alert, — это своего рода гипертрофированные стереотипные версии самих себя, которые и не хотят казаться серьезными. Карикатурный «советский марш», сочиненный британским композитором Джеймсом Хэнниганом и исполненный на откровенно отвратном русском языке, стал одним из самых популярных игровых треков в истории. Слова об «огромном медведе с Востока», который «покоряет весь мир», идеально легли в западное стереотипное представление об СССР, не претендующее, однако, на серьезность. «Над землею везде будут петь: столица, водка, советский медведь наш», — заканчивается бравурная композиция.

Не стоит забывать, что первая часть игры вышла в 1996 г., а вторая, ставшая наиболее известной, — в 2000 г. Тогда вопрос идеологического противостояния с Западом не стоял в повестке дня, и Red Alert осталась тем, чем должна была остаться — игрой.

В 2003 году — через два года после начала американской «войны с террором» — было сказано следующее слово во вселенной Command & Conquer: вышла игра Generals, которая вполне в духе времени повествовала о новом глобальном конфликте — войне с терроризмом. По сюжету некая международная террористическая организация «Глобальная армия освобождения» (ГАО) закрепилась на территории Средней Азии и начала претворять в жизнь план по завоеванию глобального доминирования.

Она, несомненно, была вдохновлена «Аль-Каидой» — шахады на знаменах не было, но арабский акцент и портреты ее «генералов», немыслимые в современную эпоху политической корректности, сомнений не оставляли. На самом деле, конечно, у ГАО была территория и желание ею управлять — этот признак ее роднил больше с «Исламским государством» (запрещенная группировка в РФ).

Член «Глобальной армии освобождения» Generals

В отличие от современности, России в этой реальности подходящего места не нашлось — террористы в игре боролись с двумя крупнейшими сверхдержавами мира — США и Китаем. Россия в войне не только не участвовала, а наоборот — из-за слабости была не способна ликвидировать базы ГАО на своей территории.

Впрочем, Китай в игре был изображен примерно так же, как обычно стереотипно изображают СССР — не чурающимся жертв среди мирного населения и охотно применяющим ядерное оружие.

В КНР игра запрещена: по сюжету китайские войска, например, подрывают крупнейшую в мире ГЭС «Три ущелья» — чтобы обрушить потоки воды на террористов — и уничтожают Гонконгский центр конференций и выставок после захвата его боевиками ГАО. Не говоря уже о том, что поводом для ответных действий со стороны Китая становится уничтожение площади Тяньаньмэнь и почти всего Пекина украденной террористами ядерной боеголовкой.

Внешнеполитическое ослабление России совпало с ее «ослаблением» игровым — Москва больше не выглядела влиятельным игроком мировой политики и потенциальным участником глобального конфликта, а СССР остался в относительно далеком прошлом.

Call of Duty: хорошие люди, жестокий режим

Впрочем, места в прошлом СССР хватало: в 2003 году вышла прародительница одной из самых успешных — и скандальных — игровых серий современности — игра Call of Duty. «Зов долга» рассказывал о Второй мировой войне, и в нем была кампания за Советский Союз со всеми полагающимися стереотипами. Можно сказать, что она определила образ Советского Союза во Второй мировой войне, который в том или ином виде повторялся в каждой последующей игре: хорошие люди, жестокий режим.

Например, в первой миссии во время битвы за Сталинград игрок, вставая в очередь за оружием, не мог его получить: ему неизменно выпадало взять обойму, которую надлежало вставить в магазин винтовки, поднятой с тела убитого товарища — стереотип «в Красной Армии одна винтовка на двоих» именно тогда, пожалуй, наиболее прочно закрепился в головах массового обывателя. Во второй миссии, кстати, сотрудник НКВД из пулемета отстреливал отступавших красноармейцев, вместо того, чтобы помогать наступать на позиции вермахта.

Но «переписывания истории», которого сейчас опасаются особенно рьяно, в игре нет — американская кампания заканчивается Арденнской операцией, британская — Нормандской, а главный герой советской кампании — красноармеец Алексей Воронин — проходит Сталинград, Висло-Одерскую и Берлинскую операции и заканчивает войну сержантом 150-й стрелковой дивизии, вместе с товарищами водружая красное знамя над Рейхстагом. Кампания завершается проникновенным письмом, которое он пишет матери: «Я пересек Эльбу, и пожал руку американскому солдату. Я не понял ничего, что он сказал, но я почувствовал, что этот человек — мой брат. Мне кажется, он почувствовал то же самое».

Характерное для западной массовой культуры расчеловечивание комиссаров — при том что простые советские солдаты оставались нормальными людьми — возможно, помогло игре не вызвать массовой критики в России. Схожей логики придерживались многие другие игры про Вторую мировую войну, но советское государство все равно представало в играх откровенно бесчеловечным. Чем выше в иерархии — служебной или чиновничьей — оказывался герой, тем более «плохим» он был.

Значительный контраст в нарратив внесла игра World in Conflict, вышедшая в 2007 году, когда о «воскрешении неоимперского величия России» лишь начали говорить после знаменитой Мюнхенской речи Владимира Путина, и призрак «красной угрозы» успел подзабыться. В ней рассказывалось об альтернативном сценарии 1989 года: экономически обескровленный Советский Союз потребовал от Запада гуманитарной помощи, и, не получив ее, бросил остатки индустриальной мощи против стран Запада, разрушив Берлинскую стену и начав Третью мировую войну.

В ней хватало стереотипов — был и умудренный опытом советский полковник, прошедший Афганистан и старающийся беречь солдат; был и особист, следящий за моральным обликом бойцов и сам все более сомневающийся в правоте СССР; был и молодой ретивый капитан, искренне не понимающий, почему американский пролетариат не восстает против капиталистических воротил и не помогает советским освободителям. Именно он в одном из самых живописных роликов игры объявляет о начале вторжения под песню «Полюшко-поле».

Советский Союз в некоторых сценах предстает безрадостным местом, где во время войны люди выстраиваются в очереди в суповые кухни — но и советские военные, и мирные жители изображаются первую очередь людьми, со своими семьями, убеждениями и свободной волей. Пониманию «своей правды» с обеих сторон способствует и ход кампании: игрок от миссии к миссии контролирует то советских солдат, то американских. Свои злодеи и герои есть с обеих сторон — хотя Советский Союз и изображается агрессором, напавшим на Запад.

Но дух наступающей эпохи добрался и до компьютерных игр, и Советский Союз «образца Call of Duty претерпел изменения». Один из наиболее ярких образцов — игра Company of Heroes 2, выход которой в России в июне 2013 года, пожалуй, впервые был встречен массовым недовольством. Первая часть игры была посвящена рассказу о друзьях, прошедших войну от высадки на пляже Омаха до окончания боев в Европе. Во второй, посвященной Восточному фронту, места советским друзьям не нашлось — по словам разработчиков, трудно было представить группу людей, вместе дошедших от первых боев до Берлина.

Company of Heroes 2

Зато нашлось место ГУЛАГу — собственно, там же начинается первая миссия, где главный герой вспоминает свой боевой путь. Советские солдаты там изображены преимущественно трусливыми, а командиры — жестокими. В бой красноармейцы, по мнению разработчиков, идут в первую очередь из опасения перед заградотрядами — которые запросто стреляют в спину — да и один из самых эффективных советских военных — генерал Мороз. А один из самых страшных врагов — помимо Вермахта — приказ 227, «Ни шагу назад». В игре есть все — расстрел просоветских польских партизан Красной армией, разорение освобождаемой от нацистов Германии, убийство военнопленных.

Заканчивается все водружением флага над Рейхстагом — но если в Call of Duty герой потом говорил о братстве с другими солдатами антигитлеровской коалиции и радости победы, то в Company of Heroes 2 он все равно сожалеет, что «Рейхстагом немцы со времен Гитлера все равно не пользовались, а миллионы людей погибли ради фотографии», да и победа с его точки зрения стала лишь началом «новой тирании».

Company of Heroes 2 стала предвозвестником фактически расчеловечивания русских в компьютерных играх. Завершила его серия Call of Duty.

Ни слова по-русски

После рассказов о Второй мировой войне игры серии Call of Duty под названием Modern Warfare перешли к повествованию о приближенных к современным военных конфликтах. В первых играх серии в России были две противоборствующие фракции — лоялисты (дружные с Западом) и ультранационалисты (террористы, желающие возвращения Советского Союза). Со второй игрой серии связан первый громкий игровой скандал — в одной из миссий игроку под прикрытием нужно было принять участие в теракте, который устроили ультранационалисты, чтобы спровоцировать Россию объявить войну США.

Call of Duty: Modern Warfare

Боевики под видом американцев, используя западное обмундирование, оружие и не разговаривая по-русски (миссия в игре носила название «Ни слова по-русски») — расстреливали посетителей аэропорта. Причем игроку предлагалось или участвовать в убийстве мирных жителей, или безучастно за ним наблюдать. Попытка воспрепятствовать резне заканчивалась раскрытием и, соответственно, провалом миссии.

Игроки перед началом миссии или в любой ее момент могут пропустить ее — а в русской версии игры миссию вообще вырезали — большинство игровых изданий по всему миру ее раскритиковали, а российские игроки обратили свою ярость на разработчиков. На сайте Metacritic при среднем рейтинге от профессиональных обзорщиков в 8.6 из 10, рейтинг пользователей — 4.4; после терактов в аэропорту Домодедово телеканал RT сравнил произошедшее с уровнем из Call of Duty, а известный блогер BadComedian даже выпустил ролики с разъяснениями своих претензий к игре — как на русском, так и на английском языках.

Тем временем у авторов серии, желавших и дальше изображать современную войну, появился реальный источник вдохновения — война в Сирии. Отдавая дань жарким спорам вокруг происходящего в этой ближневосточной стране, разработчики обещали: будут учтены все позиции, и перед игроками предстанет реальная война, где нет ни хороших, ни плохих, а злодеи могут оказаться среди боевых товарищей.

Незадолго до выхода Call of Duty: Modern Warfare в сети появились сообщения, что авторам даже пришлось менять сюжет — слишком уж мрачным он получался. Неоднозначность и противоречивость обещали и в трейлере: один из главных героев говорил, что между правдой и ложью — лишь тонкая грань. В этом же ролике, впрочем, самолет Су-25 бомбил город, из-под завалов которого раненых вытаскивали люди в белых касках, списанные с активистов организации «Белые каски», которых российские власти обвиняли в сотрудничестве с террористами.

Когда игра вышла, обнаружилось, что это не единственный пример «неоднозначного» поведения российских сил. По сюжету игры, террористы перебрасывают в вымышленную страну Урзыкстан (списанной с Сирии и Афганистана одновременно) груз химического оружия, который пытается перехватить американский спецназ. Миссия проваливается, и игроку вместе с капитаном британской Особой воздушной службы нужно захватить опасный груз уже в Урзыкстане.

Ситуация осложняется тем, что в страну введены российские войска (под руководством «мятежного» генерала Баркова), также там действует террористическая группировка «Аль-Катала» и местные жители, пытающиеся выжить и вернуть себе власть в своей собственной стране.

Игра, претендующая на попытку показать размытость границ добра и зла в современных войнах, расставляет акценты практически с первых моментов: британский спецназ — герои, русские солдаты — военные преступники, запросто и часто без особой цели применяющие химическое оружие и убивающие мирных жителей.

Эта привычная ситуация сохраняется на протяжении всей игры, однако наиболее примечательными — и возмутительными — в игре стали два эпизода. В первом — игра обращается к истории и рассказывает о прошлом Урзыкстана, предлагая игроку увидеть, как российские самолеты разбомбили уходящие из осажденного города колонны мирных жителей, убив сотни человек.

Одна из героинь — Фара Карим, боец народного сопротивления, чей образ списан с добровольцев курдских женских отрядов самообороны — даже называет место, где случилась бойня, «шоссе смерти». «Шоссе смерти» действительно существовало, только виновными в гибели сотен людей были вовсе не русские — в 1991 году американские, британские, канадские и французские ВВС разбомбили колонну иракских войск, отступавших из Кувейта. Тогда по вине нападавших погибли до тысячи человек — и сразу после инцидента на шоссе смерти президент США Джордж Буш-старший объявил о прекращении боестолкновений.

В другом эпизоде игроку предлагают поиграть за саму Фару и пережить самый трагический момент ее детства. По сюжету, русский солдат врывается в дом семьи Карим, убивает ее безоружного отца, а затем решает расправиться с девочкой и ее братом — Хадиром. В этот момент управление передается игроку: он, управляя Фарой, должен вместе с Хадиром обхитрить русского убийцу, несколько раз воткнуть ему в живот отвертку и застрелить из его же собственного автомата.

Именно повзрослевшие сестра и брат Карим становятся одними из основных проводников «русофобии» — Фара заявляет, что между русскими и «Аль-Каталой» нет никакой разницы, потому что и те и те — террористы. Хадир же утверждает, что русские понимают только насилие, и каждый раз с удовольствием общается с ними на этом бесхитростном языке. Русские выглядят максимально похожими на героев комичной и гротескной антисоветской пропаганды, применявшейся немецкими нацистами.

На YouTube даже появился пародийный ролик, рассказывающий, что солдат J-12 (под таким позывным он известен в игре) был простым парнем «из тех, кто любит жизнь», а замучили его боевики. Он набрал более 400 тыс. просмотров и больше 33 тысяч «лайков».

Мем про J-12

Стилистика этого ролика отсылкой к образу «простого парня, который просто любил жить», напоминает известные мемы про «героев Донбасса, убитых украинскими карателями», рассчитанные на одурачивание неопытных пользователей соцсетей старшего поколения. Вместо лица настоящего ветерана в картинку вставляется фотография известной в Интернете личности, а затем пишется намеренно неграмотный текст. Один из каноничных примеров — российский политик Алексей Навальный.

В российском издании Call of Duty: Modern Warfare слово «русские» меняют на «люди Баркова», да и каски на «белых касках» не белые, а зеленые. Но в массовом сознании — как и в случае «одной сталинградской винтовки на двоих» — образ скорее всего будет сформирован именно игрой, а не реальными фактами.

Нарратив о Советском Союзе и России на сегодняшний день практически полностью сформирован западными играми — это касается и игр про современность, и про Вторую мировую. Образ нашей страны в массовой культуре, по сути, практически полностью зависит от воли иностранных разработчиков, которые стараются действовать, опираясь на массовые стереотипы. И их видение продается: Call of Duty: Modern Warfare с российскими военными преступниками в первые три дня продаж собрал более 600 млн долл.

***

В октябре 2019 года президент России Владимир Путин посетил ВГИК. «Немаловажно, что ваши специалисты работают как у нас в стране, так и за рубежом; вы обучаете студентов из-за рубежа. И это все, с учетом качества образования ВГИКа, является такой серьезной, как сейчас модно говорить, мягкой силой российской», — заявил он. Остается надеяться, что вслед за заявлением Кириенко Россия осознает важность «компьютерной» мягкой силы и явит публике много хороших полноценных игр, которые и продвинут образ и историю страны за рубежом, но и не превратятся в «Call of Duty наоборот». Россия явно достойна лучшего.

Оценить статью
(Голосов: 18, Рейтинг: 4.33)
 (18 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju