Заявление Специальной рабочей группы проекта «Будущее Большой Европы»
О рабочей группе
Рабочая группа «Будущее Большой Европы» выдвигает предложения, способствующие преодолению всеми странами региона наследия холодной войны и наиболее эффективному реагированию на возникающие в XXI веке вызовы в сфере политики, экономики и безопасности.
Рабочая группа фокусирует свою деятельность на преодолении причин недоверия, существующего на данном этапе между ключевыми странами и акторами в регионе, имеет своей первостепенной задачей построение доверительных отношений, выступает с инициативой создания Большой Европы, в основе которой лежит принцип сотрудничества ее членов, а также предлагает конкретные шаги для достижения этой цели.
Cопредседатели Рабочей группы:
Игорь Иванов, бывший министр иностранных дел России, президент Российского совета по международным делам, член-корреспондент РАН.
Десмонд Браун, бывший министр обороны Великобритании.
Адам Даниэль Ротфельд, бывший министр иностранных дел Польши.
Оздем Санберк, бывший постоянный заместитель министра иностранных дел и бывший главный советник премьер-министра Турции по внешней политике.
В предыдущем заявлении Специальной рабочей группы «Управление «холодным миром» между Россией и Западом», опубликованном в мае 2017 г., говорится о том, что «самым главным на данный момент является прекращение дальнейшего раскручивания спирали враждебности и эффективное управление рисками путем повышения стабильности в отношениях между Россией и Западом в сфере безопасности».
Отношения между Россией и Западом пока не достигли своей низшей точки. Однако напряженность уже наблюдается во многих регионах — от Арктики и Балтийского моря до Украины, региона Черного моря и Сирии. Стороны признают риски конфронтации, но не всегда должным образом работают над их снижением.
Наша задача
После президентских выборов 2018 г. в России начался новый политический цикл, НАТО готовится к июльскому саммиту в Брюсселе, в Финляндии пройдет встреча российского и американского президентов. В этой связи мы предлагаем переосмыслить возможности безопасного сосуществования России и НАТО в ближайшие годы, а также оценить перспективы его положительного влияния на укрепление безопасности в Европе. Вместо взаимных обвинений и деления на «плохих» и «хороших» в условиях продолжающегося противостояния нам необходимо сосредоточиться на мерах по снижению взаимных рисков.
Текущее положение дел
Можно говорить o нарушении всех принципов, лежащих в основе взаимоотношений России и НАТО. Стороны полностью утратили взаимное доверие. Члены Рабочей группы придерживаются противоположных мнений относительно того, кто виновен в сложившейся ситуации. Одни утверждают, что ответственность лежит исключительно на России из-за ее агрессивных действий в отношении Украины. Другие называют в числе факторов нестабильности расширение НАТО на восток.
Однако недоверие и отстаивание противоположных позиций не способствуют снижению растущих рисков. Нравится это кому-то или нет, но отношения между НАТО и Россией сохранятся и впредь. И если обе стороны действительно заинтересованы в снижении рисков, необходимо работать над разрешением нынешнего кризиса сообща, невзирая на имеющиеся серьезные разногласия.
Текущий статус урегулирования кризиса представляется крайне неудовлетворительным. Можно бесконечно долго рассуждать о том, кто виноват в этой ситуации. Однако суть проблемы заключается в том, что между Россией и НАТО отсутствует рациональный и нацеленный на результат диалог, с помощью которого стороны могли бы разрешать имеющиеся политические и военные проблемы. Совет Россия — НАТО в его нынешнем состоянии сохранил лишь тень своей былой значимости. Что же до основ взаимоотношений и диалога между сторонами, то достаточно даже беглого взгляда на Основополагающий акт Россия — НАТО от 1997 г. и Римскую декларацию «Отношения Россия-НАТО: новое качество» от 2002 г., чтобы убедиться, что это документы другой эпохи.
Налаживание отношений
Вместо констатации того факта, что в отношениях между Россией и НАТО более не существует правил, или ожидания коренных изменений в поведении другой стороны, необходимо выработать новый, временный подход.
Пусть Россия и НАТО видят друг в друге противника, но им необходимо принимать меры предосторожности во избежание возможной открытой конфронтации. При этом нет необходимости в разработке какого-либо нового документа. Однако достижение общего понимания базовых принципов нынешних взаимоотношений не только позволило бы снизить риски, но и дало бы возможность сторонам добиться большего прогресса по конкретным вопросам в рамках Совета Россия – НАТО (СРН) и ОБСЕ, а также в ad hoc и двусторонних форматах.
В рамках действующего Основополагающего акта Россия — НАТО от 1997 г. и Римской декларации от 2002 г. такого взаимопонимания можно было бы добиться за счет следующих шагов:
1. Подтверждение содержащегося в Основополагающем акте и Римской декларации утверждения о том, что Совет Россия — НАТО остается «основной структурой консультаций между Россией и НАТО в периоды кризисов или каких-либо других ситуаций, оказывающих влияние на мир и стабильность». СРН необходимо превратить в орган разрешения кризисных ситуаций, не зависящий от политической конъюнктуры, а его первоочередной задачей должно стать повышение уровня предсказуемости и прозрачности в военной сфере;
2. Признание того факта, что в условиях нынешней конфронтации России и НАТО необходимо сосредоточить усилия на предотвращении угрозы непреднамеренной или случайной эскалации и на создании ограниченного пространства для взаимодействия в целях минимизации этой угрозы;
3. Приверженность обязательству воздерживаться от применения силы или угроз применения силы друг против друга и урегулировать любые военные кризисы или инциденты мирным путем;
4. Приверженность принципам конструктивной работы по урегулированию существующих конфликтов в Европе, с упором на содействие созданию миссии под мандатом ООН по поддержанию мира на востоке Украины;
5. Приверженность обязательству соблюдать все двусторонние и многосторонние соглашения в области урегулирования кризисов и предотвращения инцидентов, а также актуализировать существующие договоренности и разрабатывать новые (например, соглашения о предотвращении инцидентов на море);
приверженность принципам сдержанности и строгой достаточности при проведении военных мероприятий, учений и развертывания сил вдоль границ НАТО и России с задействованием обычных и ядерных вооружений;
6. Учитывая состояние отношений между НАТО и Россией, представляется маловероятным, что стороны будут готовы дать четкие определения терминам «сдержанность» и «строгая достаточность» или определить максимальный уровень военного присутствия в приграничных районах. Однако наличие (или отсутствие) военной сдержанности поддается оценке непосредственно в каждой конкретной ситуации. Если обе стороны в течение определенного времени будут демонстрировать сдержанное поведение, впоследствии можно приступить к обсуждению более детализированных механизмов контроля над вооружениями.
7. Признание полномочий СРН создавать специальные рабочие группы для решения конкретных вопросов в области урегулирования кризисов и разработки предложений по укреплению доверия, а также для обмена информацией и проведения дополнительных консультаций по вопросам военных доктрин, учений, развертываний сил и средств и т. д.;
Данное решение не будет идти вразрез с заявлением НАТО о приостановке любого практического гражданского и военного сотрудничества с Россией и недавним заявлением о невозможности работы с Россией «в обычном режиме». Однако оно увеличило бы возможности достижения прогресса по конкретным жизненно важным вопросам снижения рисков в интересах обеих сторон и под контролем соответствующего политического органа.
8. Создание каналов связи для регулярных и экстренных контактов между военными структурами сторон при участии военного руководства НАТО и Министерства обороны России;
Целью налаживания подобных каналов должно стать создание надежного механизма урегулирования военных кризисов под управлением военных специалистов. Контакты могут осуществляться в виде периодических встреч на высшем уровне между Главнокомандующим объединенными силами НАТО в Европе или председателем Военного комитета НАТО и начальником российского Генерального штаба, более регулярных встреч на уровне их заместителей, а также механизмов и протоколов связи при чрезвычайных ситуациях. Такие контакты должны стать составным элементом постоянной системы связи между Россией и НАТО, не зависящей от политической ситуации.
9. Достижение соглашения о поддержании на паритетной основе российского представительства в штаб-квартире НАТО и представительства НАТО в Москве на уровне, позволяющем им выполнять вышеперечисленные задачи.
Практическая польза
Реализация вышеперечисленных мер будет способствовать предотвращению и урегулированию кризисных ситуаций, а также в определенной мере повысит уровень предсказуемости и прозрачности в военной сфере. Это, в свою очередь, поможет стабилизировать отношения между Россией и НАТО и положительно скажется на безопасности Большой Европы. Если обе стороны выразят политическую волю, любой прогресс будет способствовать разрешению более широкого круга вопросов в области снижения рисков, взаимной военной сдержанности и контроля над вооружениями.
Достижение базового уровня понимания временных «правил игры» не приведет к «перезагрузке» отношений между Россией и НАТО; оно не призвано вытеснить или заменить собой Основополагающий акт Россия — НАТО. Не разрешит этот процесс и основных разногласий между сторонами. Однако он будет способствовать большей прозрачности, предсказуемости и снижению рисков, а также позволит избежать недоразумений, просчетов и непреднамеренной эскалации — по всей видимости, в нынешних условиях это тот минимум, о котором способны договориться Россия и НАТО. Таким образом была бы заложена основа для более безопасного соперничества в краткосрочной перспективе, а в долгосрочной перспективе открылись бы перспективы возвращения к модели сотрудничества и всеобщей безопасности, предусмотренной Основополагающим актом и Римской декларацией.
Изложенные соображения не следует рассматривать как принятие или одобрение Рабочей группой сложившейся ситуации в Европе. Мы по-прежнему надеемся, что в регион вернется мир. Но для того, чтобы найти выход из нынешнего затруднительного положения, Россия и НАТО должны проявить большую гибкость и готовность к созданию условий для конструктивного диалога и работы по нормализации ситуации.
Позиционный документ подписали следующие члены Рабочей группы:
Десмонд Браун, член Палаты лордов, бывший министр обороны Великобритании (Великобритания) (сопредседатель Рабочей группы);
Оздем Санберк, бывший постоянный заместитель министра иностранных дел Турции, бывший главный советник премьер-министра Турции по внешней политике, бывший директор Организации международных стратегических исследований, (сопредседатель Рабочей группы);
Берт Кендерс, бывший министр иностранных дел Нидерландов;
Алексей Громыко, директор Института Европы РАН, член РСМД;
Винченцо Кампорини, бывший начальник Генерального штаба вооруженных сил Италии
Борис Тарасюк, депутат Верховной Рады Украины, бывший министр иностранных дел Украины;
Руслан Гринберг, научный руководитель Института экономики РАН, член-корреспондент РАН, член РСМД;
Поль Килес, бывший министр обороны Франции;
Хикмет Четин, бывший министр иностранных дел Турции;
Бенуа Д'Абовиль, бывший Посол и постоянный представитель Франции при НАТО, вице-президент Фонда стратегических исследований;
Дэвид Ричардс, бывший глава вооруженных сил Великобритании;
Анатолий Адамишин, президент неправительственной организации «Ассоциация евро-атлантического сотрудничества», бывший Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации (Россия);
Стефано Стефанини, бывший постоянный представитель Италии при НАТО, бывший советник Президента Италии;
Натали Точчи, директор Института международных отношений, специальный советник Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности;
Игорь Юргенс, председатель правления Института современного развития (ИНСОР), член Правления Российского союза промышленников и предпринимателей, член РСМД;
Эрик Вад, бывший генерал бундесвера, бывший директор по военной политике в Ведомстве федерального канцлера Германии, преподаватель в Мюнхенском и Зальцбургском университетах;
Клаус Витман, бывший генерал бундесвера, старший научный сотрудник Института Аспена;
Виталий Журкин, Почетный директор Института Европы РАН, академик РАН, член РСМД.