Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 5)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
Юрий Зайцев

К.э.н., с.н.с. Института прикладных экономических исследований, РАНХиГС при Президенте РФ, эксперт РСМД

Преодоление бедности в странах Африки через достижение к 2015 г. Целей развития тысячелетия – ключевая задача международного сообщества. Формирование новой повестки в сфере развития после 2015 г. диктует необходимость расширения и диверсификации источников финансирования. В число таких источников могут войти программы в сфере корпоративной социальной ответственности бизнеса в странах африканского континента. Расширение источников финансирования отвечает и интересам российской политики в области содействия международному развитию.

Преодоление бедности в странах Африки через достижение к 2015 г. Целей развития тысячелетия – ключевая задача международного сообщества. Формирование новой повестки в сфере развития после 2015 г. диктует необходимость расширения и диверсификации источников финансирования. В число таких источников могут войти программы в сфере корпоративной социальной ответственности бизнеса в странах африканского континента. Расширение источников финансирования отвечает и интересам российской политики в области содействия международному развитию.

Рост мировых цен на продовольственные товары, диверсификация механизмов официальной помощи развитию (ОПР), списание долговой нагрузки, реструктуризация экономических систем стран Африки во многом способствовали улучшению инвестиционного климата в этих странах. По данным исследования «Ведение бизнеса» Всемирного банка и Международной финансовой корпорации, за период 2008–2014 гг. такие африканские государства, как Маврикий, Гана, Непал, Замбия и Тунис улучшили свою инвестиционную привлекательность. В рейтинге стран мира по условиям ведения бизнеса они поднялись в среднем на 21 пункт (1, 2). Это, в свою очередь, расширило возможности для привлечения зарубежных инвесторов в экономику этих государств. В то же время интенсивная работа международного сообщества по решению проблем социально-экономического развития стран Африки направлена на выработку более высоких требований к социальной ответственности бизнеса.

Советское наследие

На протяжении нескольких десятилетий Африка оставалась одним из приоритетов сначала советской, а затем и российской внешнеэкономической политики. СССР направлял значительные инвестиции на развитие первичного сектора экономики африканских стран. Так, в период 1954–1987 гг. объемы финансирования советских социально-экономических программ в Африке к югу от Сахары составили 10,14 млрд долл., в Северной Африке – около 11,7 млрд долл. [1]. Эти инвестиции были связаны как с достижением целей социально-экономического развития беднейших стран, так и с решением их хозяйственных задач.

basel.ru
Республика Гвинея. Компания бокситов
Киндии

Присутствие СССР на сырьевых рынках стран Северной Африки берет свое начало с 1930-х годов, когда молодое советское государство стало помогать беднейшим странам в разведке и добыче природных ресурсов – нефти, газа, минеральных ископаемых. Интенсивность экономического сотрудничества существенно возросла на рубеже 1950–1960-х годов с включением в сферу геополитических и экономических интересов Советского Союза стран Тропической и Южной Африки.

Из стран Тропической Африки наиболее масштабное сотрудничество осуществлялось с Гвинеей, которая располагала богатыми залежами бокситов. При технической помощи Советского Союза в этой стране была создана первая национальная компания по добыче бокситов «Киндия», объем производства которой составлял 2,5 млн т минералов в год [2]. Для покрытия концессионного долга компания продавала советским предприятиям бокситы по льготной цене. Такая форма экономического взаимодействия, получившая название «модель Анголы», позволяла правительству Гвинеи своевременно выплачивать долги, а Советский Союз получал доступ к залежам бокситов, используемых для производства алюминия. В настоящее время эта модель активно используется китайским бизнесом, работающим в странах Африки [3].

Помимо добычи полезных ископаемых, СССР реализовывал в Африке программы, направленные на социально-экономическое развитие стран континента в форме международной помощи. Советские власти предоставляли помощь для совершенствования инфраструктуры, строительства промышленных предприятий, транспортных мощностей, подготовки национальных кадров, а также для ведения геологоразведочных работ. Кроме того, СССР помогал осуществлять институциональные преобразования, предоставлял льготное кредитование. К концу советской эпохи Советский Союз заключил с 37 странами Африки соглашения об экономическом сотрудничестве и с 42 странами – торговые соглашения [4].

Экономическая помощь СССР выполняла функцию программ социальной ответственности советских предприятий, работавших в странах Африки.

По сути, экономическая помощь СССР выполняла функцию программ социальной ответственности советских предприятий, работавших в странах Африки. Такая форма кооперации была направлена на преодоление негативных внешних эффектов, связанных с работой советских промышленных предприятий, а также на укрепление их позиций в Африке. По идейным соображениям социально ориентированные программы, сопровождавшие работу советских организаций, не могли концептуально и содержательно пересекаться с программами компаний из капиталистических стран. Но фактически они имели много точек пересечения с проектами по линии корпоративной социальной ответственности (КСО) западных партнеров.

От советской практики социальной ответственности к российской

Работа советских предприятий в Африке, несомненно, способствовала занятию российскими компаниями прочных позиций на сырьевых рынках континента. Тем не менее проникновение российских компаний на африканские рынки осложняется высокой конкуренцией со стороны бизнеса из Китая, США и стран ЕС. Сегодня перед российским бизнесом в Африке стоят более масштабные задачи, связанные не только с достижением коммерческих целей, но и с обеспечением интересов местных сообществ.

gazprom.com
Геологоразведочные работы в Алжире

Среди ключевых российских бизнес-игроков, поддерживающих высокую активность в добывающем секторе экономики африканских стран, можно выделить компании «Алроса», «Лукойл», «РУСАЛ», «Газпром», «Роснефть». В настоящее время на страны Африки приходится около 11% зарубежных активов российских корпораций (1, 2).

Компания «Лукойл», покрывающая порядка 2,1% мирового спроса на сырую нефть, стала крупнейшей российской компанией по объему активов и продаж, осуществляющей деятельность в развивающихся странах Африки). Доказательством может служить факт вхождения компании в десятку крупнейших нефинансовых транснациональных корпораций, представленных на рынках развивающихся стран и стран с переходной экономикой (см. табл. 1).

Таблица 1. Добывающие компании из стран БРИКС в рейтинге Топ 100 нефинансовых корпораций из стран с переходной экономикой на рынках развивающихся стран (2013 г.)

Компания Страна Отрасль Место в рейтинге по объему зарубежных активов Объемы активов (всего), млн долл. Объемы активов за рубежом, млн долл.
Hutchison Whampoa Ltd Китай (Гонконг) Многономенклатурная продукция 1 103715 85721
CITIC Group Китай Многономенклатурная продукция 2 565884 78602
Vale SA Бразилия Металлургия 5 131478 45721
Lukoil Россия Нефть и газ 9 98961 31174
Gazprom JSC Россия Нефть и газ 17 396454 23425
Tata Motors Ltd Индия Автомобильная промышленность 20 31281 21575
Petroleo Brasileiro SA Бразилия Нефть и газ 29 331078 16927
MTN Group Ltd ЮАР Телекоммуникации 31 21409 15263
Bharti Airtel Limited Индия Телекоммуникации 32 30783 15153
Gold Fields Ltd ЮАР Металлургия 49 11200 10931
Severstal Group Holdings Россия Металлургия 76 15707 5954
Mechel Россия Металлургия 84 17695 5186

Источник: The Top 100 Non-Financial TNCs from Developing and Transition Economies Ranked by Foreign Assets.

Компания «Лукойл» реализует проекты в Египте, Гане и Сьерра-Леоне. Крупнейший из африканских проектов – Мелейя (Западная пустыня) – осуществляется на условиях концессии до 2024 г. Компания владеет более 50% акций проекта. Держатели другой части акций – правительство Египта и египетская государственная нефтяная компания EGPC. Одним из условий концессии стала реализация социально ориентированных проектов, направленных на обеспечение интересов местных сообществ и развитие инфраструктуры.

www.rb.ru/blog/africangold
Алексей Васильев, Евгений Корендясов:
Российско-африканские отношения через
десять лет: новый старт

Группа компаний «Газпром» исторически осуществляет сотрудничество со странами Северной Африки в сферах геологоразведки и добычи газа. Ярким примером работы компании в регионе стало сотрудничество с алжирской государственной нефтегазовой компанией «Sonatrach» по разведке и добыче углеводородов в бассейне Беркин и в районе Эль-Ассель. Деятельность «Газпрома» в Африке сопровождается программами, направленными на формирование и развитие технического, профессионального, кадрового и институционального потенциала национальных компаний, участвующих в проекте.

РУСАЛ входит в число типичных представителей российского бизнеса, реализующих проекты, направленные на социально-экономическое развитие стран Африки. Одно из ключевых направлений – подготовка кадров по инженерным и экономическим специальностям в российских вузах для Гвинеи и Нигерии. Кроме того, компания активно развивает инфраструктуру в местах добычи бокситов. К примеру, РУСАЛ поддерживает комплексы для бесперебойного обеспечения населения города Фрия водными и энергетическими ресурсами. Среди наиболее успешных проектов компании в сфере КСО можно отметить содействие развитию системы школьного образования в Нигерии и предоставление стипендий гвинейским студентам. Так, в 2010 г. РУСАЛ в партнерстве с американской некоммерческой организацией «One Laptop Per Child» («Каждому ребенку по лэптопу») и компанией «Schlumberger» передал нигерийским школам более 700 ноутбуков для повышения компьютерной грамотности детей. В 2011 г. программа «Стипендия РУСАЛа 2011» позволила 100 молодым людям из Гвинеи получить образование в лучших российских вузах по экономическим, техническим и медицинским специальностям. Корпорация взяла на себя все расходы по обучению студентов.

Социальные проекты бизнеса в России осуществляются преимущественно в качестве благотворительных программ. Зарубежные проекты КСО.

На сегодня вопросы в сфере КСО не представляют принципиальной новизны для российского частного сектора. Тем не менее можно отметить существенное различие между практиками реализации программ социальной ответственности российского бизнеса в самой России и за рубежом. Социальные проекты бизнеса в России осуществляются преимущественно в качестве благотворительных программ. Зарубежные проекты КСО (по аналогии с проектами западных партнеров) реализуются в рамках конкурентной стратегии бизнеса, а также способствуют внедрению международных экологических и социальных стандартов, в том числе в странах Африки.

Несмотря на обусловленность проектов в сфере КСО внешними требованиями международного сообщества и местного населения, социально ориентированные программы влекут за собой прямые выгоды для бизнеса в регионе – как репутационные, так и инфраструктурные. Это, в свою очередь, влияет на уровень получаемой бизнесом прибыли.

www.one.org
Африка и Цели тысячелетия

Что касается финансового обеспечения программ в сфере КСО, то в российской практике подход к решению этого вопроса зависит от конкретной компании. В большинстве случаев проекты в сфере социальной ответственности ориентированы на интересы бизнеса. Например, компании с высокой логистической составляющей в своей деятельности, как правило, инвестируют в развитие инфраструктуры в регионе присутствия бизнеса. Такое направление работы одновременно решает коммерческие задачи и способствует экономическому росту в регионе.

Бизнес-риски и программы социальной ответственности

Работа российского бизнеса на рынках стран Африки связана с повышенными рисками, имеющими различную природу и происхождение. Условно их можно разделить на внутренние и внешние.

Основным внутренним риском остается коммерческий риск, который отражает внутренняя норма возврата капитальных вложений (IRR). В условиях беднейших стран данный показатель определяется следующими факторами: транспортировка; способность национальных правительств/корпораций вовремя выполнить условия контракта; использование технологий и практик ведения бизнеса, дающих конкурентное преимущество перед зарубежными партнерами из Китая, США, стран Европы. Закреплению компаний из этих стран на африканских рынках способствует согласование позиций государственных и частных структур, в том числе в части, касающейся социальных инвестиций.

К рискам относятся также слабые геополитические позиции России на континенте, что выражается в недостаточной политической и экономической поддержке бизнеса со стороны российских органов власти. Такая поддержка могла бы оказываться в форме предоставления экономической помощи странам Африки, укрепления культурных связей и т.д.

Чтобы повысить конкурентоспособность российского бизнеса и расширить участие России в экономике стран Африки, необходимо не только создавать новые объекты производственно-рыночной инфраструктуры, но и реализовывать программы для удовлетворения социально-экономических потребностей населения этих стран.

Еще один риск заключается в давлении со стороны местного сообщества, международных НКО и национальных профсоюзов. Движения профсоюзов за права рабочих стали явлением, с которым российский бизнес часто сталкивается в Африке, например, в Нигерии и в Гвинее. Для преодоления такого рода рисков одним из приоритетов деятельности бизнеса должно стать сотрудничество с местными сообществами в рамках проектов КСО.

Риск политической нестабильности в регионе в целом относится к числу наиболее существенных рисков макроуровня. Нестабильность может способствовать смещению экономических и бизнес-циклов, что чревато изменением условий контрактов, в том числе и в связи с установлением нового режима правления. Примерами политически нестабильных ситуаций на континенте могут служить Дарфурский конфликт, Сомалийская война, интервенция в Ливии. В частности, перекрытие сепаратистами нефтепроводов после отделения Южного Судана привело не только к спаду местной экономики, но и к снижению объемов производства нефтегазовых компаний «Petrodar», GNPOC, KRC, более 40% акций которых принадлежит китайской национальной нефтегазовой корпорации CNPC.

Большую часть из перечисленных выше рисков можно преодолеть не только путем повышения операционной эффективности и учета возможных последствий в условиях контрактов, но и через активное взаимодействие российских и местных органов власти с представителями общественности, лоббирование интересов в органах государственной власти для усиления экономического сотрудничества со странами Африки. Преодолению рисков может также способствовать улучшение международного имиджа компаний через реализацию проектов по линии КСО, а также в рамках участия в государственных проектах на африканском континенте.

Заключение и рекомендации

Завод РУСАЛ во Фрии

Несмотря на то, что на сегодня в Африке работают более 30 российских компаний, возможности для ведения бизнеса на континенте по-прежнему ограничены. Основная причина – высокая конкуренция со стороны корпораций из США, стран ЕС и Китая. Чтобы повысить конкурентоспособность российского бизнеса и расширить участие России в экономике стран Африки, необходимо не только создавать новые объекты производственно-рыночной инфраструктуры, но и реализовывать программы для удовлетворения социально-экономических потребностей населения этих стран.

В связи с этим представляется возможным сделать следующие рекомендации.

Во-первых, программы бизнеса в сфере КСО должны быть направлены на усиление присутствия российских компаний, в том числе через расширение культурных связей. В частности, часть образовательных программ и программ по оказанию технической помощи можно реализовывать на русском языке. Такое применение инструмента «мягкой силы» может способствовать укреплению позиций российского частного капитала в африканских странах.

Во-вторых, социально ответственная деятельность российского бизнеса должна содействовать повышению эффективности использования ресурсов, выделяемых правительством России на реализацию программ развития стран Африки, а, следовательно, и разрешению всего комплекса стоящих перед ними проблем.

В-третьих, дополнительными инструментами российского бизнеса в содействии развитию Африки могут стать торговля и улучшение инвестиционного климата. Работа в этом направлении возможна через выполнение трех ключевых условий: технологическая модернизация российской промышленности в странах Африки; расширение сегмента проектов в формате государственно-частного партнерства на африканских рынках; оказание помощи российскому малому и среднему бизнесу в получении большего доступа к рынкам африканских государств.

1. Machowski H., Shultz S. Soviet Economic Policy in the Third World // International Studies. 1987. Vol. 24. № 3. P. 234.

2. Fituni L., Abramova I. Resource Potential of Africa and Russia’s National Interests in the XXI Century. M., 2010. С. 112.

3. Foster V., Butterfield W., Chen C., Pushak N. Building Bridges. China’s Growing Role in Infrastructure Financier for Sub Saharan Africa. World Bank, 2008.

4. Африка во внешнеполитических приоритетах России / Отв. ред. Т.Л. Дейч. М.: Институт Африки, 2003. С. 52.

Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 5)
 (3 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся