Оценить статью
(Голосов: 16, Рейтинг: 4.5)
 (16 голосов)
Поделиться статьей
Андрей Губин

К.полит.н., доцент кафедры международных отношений Восточного института ДВФУ

Юго-Восточная Азия (ЮВА) приобретает все большее значение с изменением мирового порядка. Регион снова переживает период соревнования между «великими державами». Во время холодной войны некоторая часть стран смогла остаться в стороне от советско-американского противостояния, однако сегодня включенность в хозяйственные, технологические и гуманитарные обмены заставляет членов АСЕАН перекраивать собственный внешнеполитический курс в соответствии с приоритетностью партнерства с тем или иным центром силы. ЮВА обладает значительным потенциалом экономического роста, что делает развитие сотрудничества выгодным, а конфликты — затратными. Несмотря на напрашивающуюся в современных геополитических условиях суровую реалистскую логику, в данном регионе все же остается место для традиций идеализма и комплексной взаимозависимости как предпосылок для мирного сосуществования.

Страны АСЕАН явно не желают конфронтации с Пекином, однако остро нуждаются в надежной системе мирного управления любой деятельностью в акватории и на шельфе, которую еще только предстоит выработать совместно, при обеспечении гарантий беспрепятственного доступа для эксплуатации. Мир и сотрудничество в Южно-Китайском море невозможны друг без друга, а коллективная ответственность за безопасность неизменно будет способствовать развитию многомерных связей, дальнейшему повышению объема торговли и появлению на мировой карте Моря Сотрудничества.

Юго-Восточная Азия (ЮВА) приобретает все большее значение с изменением мирового порядка. Регион снова переживает период соревнования между «великими державами». Во время холодной войны некоторая часть стран смогла остаться в стороне от советско-американского противостояния, однако сегодня включенность в хозяйственные, технологические и гуманитарные обмены заставляет членов Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) перекраивать собственный внешнеполитический курс в соответствии с приоритетностью партнерства с тем или иным центром силы. ЮВА обладает значительным потенциалом экономического роста, что делает развитие сотрудничества выгодным, а конфликты — затратными. Несмотря на напрашивающуюся в современных геополитических условиях суровую реалистскую логику, в данном регионе все же остается место для традиций идеализма и комплексной взаимозависимости как предпосылок для мирного сосуществования.

Когда прибыль важнее претензий

Состоявшийся в октябре во Вьентьяне Саммит АСЕАН–2024 совершенно определенно стал площадкой для многомерного диалога между государствами «большой Восточной Азии», включая и Индию. Практически все участники старались не поднимать спорные вопросы; в частности, новый премьер-министр Японии Сигеру Исиба сделал акцент на инвестициях Токио в страны ЮВА и избегал любых обсуждений возможностей формирования «азиатского НАТО». Схожие идеи о свободе от столкновений и односторонних попыток изменения баланса сил высказывал и президент РК Юн Согель. Нарендра Моди сделал акцент на усилении многостороннего взаимодействия между азиатскими государствами в сфере информационных технологий, фармацевтической промышленности и модернизации инфраструктуры, что поможет быстрее восстановить производственно-сбытовые цепочки после пандемии COVID-19. Председатель Госсовета КНР Ли Цян твердо указал на «внешние силы» как на главного виновника нарушения регионального порядка. По его словам, Китай готов работать с каждым из государств АСЕАН в интересах формирования общего рынка и достижения устойчивого развития. Премьер-министр заявил, что КНР и страны ЮВА открываются друг другу, и этот процесс неизменно способствует общему процветанию, которое окажет положительное влияние на весь мир. Примечательно, что по итогам 2023 г. товарооборот между Китаем и участниками АСЕАН уже во второй раз подряд превысил отметку 900 млрд долл., а за последние 10 лет фактически удвоился. Наибольшая активность отмечается в развитии связей с Вьетнамом и Малайзией, на которые уже приходится 230 и 191 млрд долл. соответственно. То есть сегодня страны Юго-Восточной Азии для Пекина совокупно более важный (с точки зрения объема) партнер, чем США или Европейский союз.

Неудивительно, что на мероприятиях в рамках саммита АСЕАН, включая многочисленные двусторонние встречи, в центре внимания было именно взаимовыгодное сотрудничество, включая вопросы дальнейшего устранения барьеров, а также оптимизации транспортных маршрутов. Заявление Ли Цяна на 27-м Саммите Китай — АСЕАН об обновлении Соглашения о свободной торговле с Ассоциацией свидетельствует о явной доминанте экономической составляющей сотрудничества над вопросами безопасности, идеологическими и другими разногласиями. Конечно, существуют мнения, что Лаос на правах председателя намеренно «оторвал» политические вопросы от экономических, но что в этом плохого?

В одиночестве остался только президент Филиппин Ф. Маркос-мл., который обвинил Береговую охрану КНР в безрассудном и неоправданном давлении в «исключительной экономической зоне». И это при том, что в июле было достигнуто соглашение, позволяющее филиппинцам доставлять припасы к кораблю «Сьерра-Мадре», притопленному еще 10 лет назад на отмели Аюнгин в качестве аванпоста для отряда морской пехоты.

Профессионально и безопасно

Сегодня Южно-Китайское море (ЮКМ) является местом сосредоточения наиболее загруженных линий морских коммуникаций. В год здесь проходят не менее 500 тыс. судов, что составляет примерно 40% мирового грузового трафика, а через воздушное пространство над морем пролетают не менее миллиона гражданских рейсов ежегодно. Столь высокая интенсивность обменов повышает актуальность обеспечения безопасности перевозок в условиях нерешенных противоречий о разграничении исключительной экономической зоны, принадлежности части архипелага Спратли и Парасельских островов, а также обострения американо-китайских геополитических противоречий в АТР. Формально многосторонний спор об островах и участках акватории между странами-членами АСЕАН и Китаем все еще остается нерешенным.

В сентябре пекинский Научный центр по исследованию стратегической ситуации в Южно-Китайском море (South China Sea Strategic Situation Probing Initiative) опубликовал доклад о положении дел в регионе. Авторы документа отмечают, что в последние годы США проводят наступательную стратегию по сдерживанию Китая, главным образом используя «фактор нестабильности» в ЮКМ для обострения многостороннего спора и нагнетания антикитайских настроений. При этом Вашингтон всячески поощряет территориальные притязания стран АСЕАН к КНР, основываясь на собственном видении положений Конвенции ООН по морскому праву, а также концепции «порядка, основанного на правилах». Пока такие вспышки претензий в адрес Пекина, сопровождающиеся в ряде случаев инцидентами между судами береговой охраны, не привели к значимому нарушению свободы мореплавания и воздушного движения. Более того, китайская сторона отмечает, что в основном контакты имели «профессиональный и безопасный» характер. Бесспорно, в случае эскалации напряженности — например, при более активных действиях авиации, флота и береговой обороны каких-либо стран в отношении китайских самолетов и кораблей — логистические маршруты придется перестраивать, что чревато существенными убытками не только для Китая, но и для всей региональной системы хозяйства. Тем не менее, несмотря на попытки США и союзников придать особую геополитическую значимость ситуации в Юго-Восточной Азии, обстановка все еще находится в управляемой фазе. В связи с этим в Пекине и считают урегулирование мирным путем вполне возможным.

China Daily приводит мнение специалистов Китайского института международных исследований (КИМИ), согласно которому, с точки зрения стабильности обеспечения потоков международной торговли, свобода навигации в ЮКМ не находится под угрозой, однако в военном измерении растет нестабильность исключительно из-за чрезмерного вмешательства США [1]. В Институте полагают, что американская активность, подразумевающая отправку военных кораблей и самолетов для демонстрации силового потенциала, только провоцирует споры о суверенитете и границах. Подобные действия создают опасное заблуждение у руководства ряда стран о том, что Вашингтон при необходимости вмешается и сдержит экспансию Пекина, а значит, и окажет содействие в разрешении спора через давление. Демонизация и постоянное осуждение Китая уже негативно сказались на двусторонних отношениях с Филиппинами, Вьетнамом, Индонезией, Малайзией и Сингапуром, что требует от руководства КНР существенных дипломатических усилий по нормализации связей.

В Юго-Восточной Азии заметно возрастает военная активность как региональных, так и внерегиональных государств. При этом, помимо Соединенных Штатов, в процесс вовлекаются также Япония, Австралия и европейские члены НАТО: Германия, Франция, Великобритания, Нидерланды. В общей совокупности ВМС США проводят в регионе более 1 600 судочасов в год, еще не менее 3 000 судочасов приходятся на вспомогательные силы. В воздушном пространстве над ЮКМ в течение 2023 г. также было зафиксировано около 30 тыс. вылетов боевых самолетов и вертолетов, из которых треть приходится на внерегиональные государства и не менее 7800 — на ВМС, ВВС и КМП США.

В КИМИ уверены, что через действия военного характера Вашингтон «раздувает» собственную значимость в обеспечении свободы мореплавания, хотя заслуги американцев в этом и нет — Китай со своей стороны никак не препятствует судоходству и с пониманием относится к патрульным и учебным миссиям других стран. Хотя, конечно, совместные учения береговой охраны двух самых явных противников китайской активности в ЮКМ (Филиппин и Вьетнама), равно как и «всеасеановские» военно-морские маневры, проведенные по инициативе Индонезии, привлекли пристальное внимание командования НОАК. Главным же нарушителем спокойствия в регионе в Пекине считают США, которые фактически не соблюдают ими же и установленные «правила» по безопасному проходу кораблей, судов и самолетов, постоянно поддерживая военное присутствие в регионе, где наибольшая опасность исходит как раз от американских военных. Такие действия представляют собой попытку удержать гегемонию в условиях «стратегического отступления» и оттолкнуть страны региона от расширения сотрудничества с Китаем путем искусственного создания неспокойной атмосферы и разрушения многосторонних мер доверия.

Курс китайского руководства на отделение вопросов торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества от территориальных разногласий, в целом, находит понимание в претендующих на часть архипелага Спратли Малайзии, Индонезии, Брунее и Сингапуре, но одновременно становится целью для критики со стороны радикально настроенных кругов в данных странах, явно подстрекаемых из Вашингтона. Как показывает практика переговоров, КНР и страны ЮВА в состоянии самостоятельно выработать взаимоприемлемые правила действий в Южно-Китайском море на основе принципов международного права, а также с учетом интересов и озабоченностей друг друга. Главная идея — установление в любой спорной ситуации прямого диалога, поддержание постоянного механизма консультаций, сохранение конструктивных переговоров и следование максиме мирного урегулирования.

Страны АСЕАН явно не желают конфронтации с Пекином, однако остро нуждаются в надежной системе мирного управления любой деятельностью в акватории и на шельфе, которую еще только предстоит выработать совместно, при обеспечении гарантий беспрепятственного доступа для эксплуатации. Мир и сотрудничество в Южно-Китайском море невозможны друг без друга, а коллективная ответственность за безопасность неизменно будет способствовать развитию многомерных связей, дальнейшему повышению объема торговли и появлению на мировой карте Моря Сотрудничества.

1. Jiang, Chenglong. South China Sea disputes still ‘manageable’. China Daily. September 28-29, 2024. P. 2.


(Голосов: 16, Рейтинг: 4.5)
 (16 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju