Read in English
Оценить статью
(Голосов: 11, Рейтинг: 5)
 (11 голосов)
Поделиться статьей
Алла Левченко

Политолог-международник, редактор журнала «Russian Journal of Cultural Studies and Communication» МГИМО МИД России

Украинский кризис, который перерос в интенсивный военно-политический конфликт России и стран Запада, выступающих на украинской стороне, предполагает столкновение такого рода политических интересов, значимость которых определяется участниками в категориях жизненно важных, что резко ограничивает вероятность заключения какого-либо соглашения. Нынешняя стадия конфликта характеризуется негативной динамикой и высокой степенью напряженности конфронтационных действий. Соответственно, перспективы урегулирования ситуации на данный момент не просматриваются, а гипотетические переговоры, начавшиеся в нынешних военных и политических условиях (что маловероятно), могли бы закончиться либо «заморозкой» военного конфликта, либо фиктивным соглашением, выгодным в большей степени для ослабленной стороны с целью перегруппировки сил.

В данном контексте выдвигаемые мирные инициативы имеют скорее пропагандистский смысл, повышая дипломатический капитал страны-инициатора. Это касается, прежде всего, тех государств, которые напрямую не участвуют в конфликте и позиционируют себя как нейтральные. В настоящее время известно о нескольких мирных инициативах, предложенных заинтересованными государствами для урегулирования украинского конфликта в период после 24 февраля 2022 г. Следует сразу оговориться, что рассматриваемые мирные планы по большей части не представлены в виде отдельных структурированных документов, а только могут быть реконструированы аналитически посредством систематизации тематических заявлений государственных деятелей и официальных комментариев. Все они были предложены так называемыми нейтральными странами — Китай, Бразилия, африканские страны и Индонезия, то есть странами, которые прямо не вовлечены в украинский конфликт и считают себя непредвзятыми игроками.

Предлагаемые мирные инициативы заслуживают внимания хотя бы потому, что а) расширяют диапазон альтернатив разрешения конфликта, которые могут быть так или иначе в перспективе рассмотрены участниками; б) вводят дискурс коммуникации и компромиссов в ситуацию высокой степени военно-политической напряженности.

Теоретики, изучающие варианты завершения военных конфликтов, часто указывают на критическую проблему в отношениях участников — отсутствие доверия. Стороны конфликта категорически не верят в то, что условия мирного договора будут выполнены, что заставляет их продолжать борьбу. В нынешних условиях формально закрепленного отказа Киева от переговоров с российской стороной, продолжающейся накачки Западом Украины вооружениями и агрессивной тональности заявлений в адрес Москвы перспективы начала переговоров трудно различимы. Пока же пушки продолжают греметь, и голос дипломатов сложно расслышать, особенно из дальних краев…

Идея мирного урегулирования и разрешения военно-политических конфликтов онтологически опирается на кантовскую формулу «состояние мира не является естественным, оно должно быть установлено», для чего, как правило, требуются соответствующие стратегические обстоятельства, политическая готовность и воля участников идти на компромиссы. До тех пор, пока противоречащие интересы сторон, которые стали источником конфликта, не будут согласованы, любые предложения третьих лиц о переговорах будут носить лишь пропагандистский и спекулятивный характер. В ситуациях же, когда интенсивность столкновения достигла уровня военного противостояния, вопрос переговоров становится напрямую связан с соотношением материальных и политических сил участников. При этом, как точно отмечал известный военный теоретик, автор труда «Стратегия» А. Свечин, военные действия не являются самоцелью, но ведутся «в целях возможности заключения затем мира на определенных условиях». Таким образом, наиболее благоприятным условием начала переговоров становится ситуация, при которой государства приходят к пониманию, что дальнейшая реализация их целей становится возможной посредством достижения компромисса. В этом смысле оценка вероятности и содержания переговоров должна быть сопряжена с анализом реальных возможностей и намерений сторон отстаивать свои интересы в текущих условиях.

Украинский кризис, который перерос в интенсивный военно-политический конфликт России и стран Запада, выступающих на украинской стороне, предполагает столкновение такого рода политических интересов, значимость которых определяется участниками в категориях жизненно важных, что резко ограничивает вероятность заключения какого-либо соглашения. Нынешняя стадия конфликта характеризуется негативной динамикой и высокой степенью напряженности конфронтационных действий. Соответственно, перспективы урегулирования ситуации на данный момент не просматриваются, а гипотетические переговоры, начавшиеся в нынешних военных и политических условиях (что маловероятно), могли бы закончиться либо «заморозкой» военного конфликта, либо фиктивным соглашением, выгодным в большей степени для ослабленной стороны с целью перегруппировки сил.

В данном контексте выдвигаемые мирные инициативы имеют скорее пропагандистский смысл, повышая дипломатический капитал страны-инициатора. Это касается, прежде всего, тех государств, которые напрямую не участвуют в конфликте и позиционируют себя как нейтральные. В настоящее время известно о нескольких мирных инициативах, предложенных заинтересованными государствами для урегулирования украинского конфликта в период после 24 февраля 2022 г. Следует сразу оговориться, что рассматриваемые мирные планы по большей части не представлены в виде отдельных структурированных документов, а только могут быть реконструированы аналитически посредством систематизации тематических заявлений государственных деятелей и официальных комментариев. Все они были предложены так называемыми нейтральными странами — Китай, Бразилия, африканские страны и Индонезия, то есть странами, которые прямо не вовлечены в украинский конфликт и считают себя непредвзятыми игроками.

При этом есть и другой «мирный план», который предложил президент Украины В. Зеленский и который представляет из себя десять пунктов, обозначающих наиболее предпочтительный исход для украинской стороны. Этот проект, строго говоря, не может быть назван мирным планом, так как игнорирует российские интересы и исключает возможность компромисса. Скорее, это структурированная декларация ультимативной позиции Украины, которая при этом не может стать основой для переговоров и тем более урегулирования конфликта. Показательно, что европейские и американские чиновники поддержали «план Зеленского», еще раз подтвердив свою незаинтересованность в разрешении фундаментальных противоречий.

Довольно расхожее утверждение, что «любая война заканчивается миром». Добавим лишь, что сама «формула мира» зависит от того, каким образом и при каком раскладе сил закончилось военное противостояние. Когда стороны находятся в состоянии текущего военно-политического конфликта, то параметры переговорной ситуации определяются во многом «на поле боя». Тем не менее предлагаемые мирные инициативы заслуживают внимания хотя бы потому, что а) расширяют диапазон альтернатив разрешения конфликта, которые могут быть так или иначе в перспективе рассмотрены участниками; б) вводят дискурс коммуникации и компромиссов в ситуацию высокой степени военно-политической напряженности.

Китайский план: не хватает лишь восточного ветра

24 февраля 2023 г. Китай предложил свой мирный план урегулирования ситуации, который отличается детальностью, основательностью и целостностью. Единственное, непонятным остается лишь практический механизм достижения указанных целевых ориентиров. По большому счету предложенный проект больше походит на представление китайских принципов регулирования международных отношений в целом, нежели конкретный план разрешения украинского конфликта (хотя отдельные пункты имеют весьма прикладное значение). План состоит из 12 пунктов и содержит как общие концептуальные положения, наподобие «уважения территориальной целостности», «преодоления ментальности холодной войны», «сокращения стратегических рисков», так и более конкретные действия по достижению режима прекращения огня, возобновлению мирных переговоров, обеспечению гуманитарной работы и безопасности ядерных станций, поддержке Черноморской зерновой инициативы и сохранению безопасности цепочек поставок. Показательно, что в пункте 2 упоминается, что «Безопасность региона не должна быть обеспечена за счет усиления и расширения военных блоков. Легитимные интересы безопасности и опасения всех государств должны учитываться и приниматься всерьез». Тем самым Пекин связывает истоки нынешнего кризиса с процессом расширения военно-политического альянса НАТО и его инфраструктуры к российским границам, что привело к фактическому исключению России из архитектуры евроатлантической безопасности. Говоря о прекращении военных действий, в заявлении используются очень выверенные и сбалансированные формулировки. Так, КНР призывает «все страны поддерживать Россию и Украину» на пути к установлению прямого диалога с целью снижения градуса напряженности. Кроме того, Китай однозначно подтверждает, что рассматривает переговоры в качестве единственного инструмента разрешения украинского кризиса. Одновременно предложенный проект урегулирования содержит множество расплывчатых и двусмысленных формулировок, предлагая скорее общий эскиз китайского мировидения в приложении к украинской ситуации.

В США и Европе скептически отнеслись к китайскому мирному плану, сомневаясь в нейтральности позиции Китая. Глава внешнеполитической службы ЕС Жозеп Боррель заявил, что «Есть только один мирный план по Украине — план Зеленского. Китайский план — это просто набор благих пожеланий». В Америке также без энтузиазма отнеслись к китайским предложениям, продолжая упрекать Китай в поддержке России. В свою очередь генсек НАТО Й. Столтенберг, отвечая на вопросы журналистов о роли Китая в переговорном процессе, указал на тот факт, что Китай не осудил действия России на Украине. Он также добавил, что западные союзники убеждены, что «возможности сторон за переговорным столом будут определяться достижениями на поле боя». Очевидно, что главе западного альянса трудно комментировать какие-либо перспективы дипломатического разрешения конфликта, когда присутствует устойчивая убежденность в «силе оружия». Следует заметить, что американский дипломат и теоретик международных отношений Г. Киссинджер высоко оценил вероятное участие Китая в переговорном процессе. Так, он отметил: «Теперь, когда Китай вступил в переговоры, они быстро достигнут кульминации, я даже думаю, что к концу года». Другой известный ученый С. Уолт также полагает, что Вашингтону необходимо кооперироваться с Пекином для совместного регулирования ситуации («мирный план великих держав»), скептически оценивая политику США по поддержке украинской боеспособности.

Примечательно также, что российская сторона в лице президента Российской Федерации В. Путина и официального представителя МИД России М. Захаровой заявляла о заинтересованности в предложениях Китая по украинскому вопросу. Так, по итогам переговоров с председателем КНР Си Цзиньпином В. Путин отметил: «Полагаем, что многие из положений выдвинутого Китаем мирного плана созвучны российским подходам и могут быть взяты за основу для мирного урегулирования, когда к нему будут готовы на Западе и в Киеве. Однако пока такой готовности с их стороны мы не наблюдаем».

Бразильский «мирный клуб»

В апреле 2023 г. последовало предложение от президента Бразилии Лулы да Силва о создании группы стран (среди них, в частности, Индия, Индонезия, Китай и ряд латиноамериканских государств), которая будет совместно разрабатывать план мирного урегулирования украинского конфликта. «Когда был экономический кризис 2008 года, мы быстро создали G20, чтобы попытаться спасти экономику. Теперь важно создать еще одну G20, чтобы положить конец войне и установить мир», — отметил бразильский президент. Какого-либо официального документа о мирной инициативе подготовлено не было, но заявления Лулы да Силва позволяют реконструировать его предложения. Во-первых, предполагается формирование переговорной группы нейтральных стран-посредников, не участвующих в конфликте и не поставляющих оружие сторонам, которые стимулируют участников начать процесс согласования позиций. Во-вторых, Украина должна отказаться от своих территориальных претензий (в частности, признать воссоединение Крыма с Россией) и признать изменившиеся стратегические реалии, что станет отправной точкой для взаимодействия сторон. В-третьих, необходимо прекратить поддержку Западом украинской стороны, что приводит к «подогреванию» конфликта.

Не удивительно, что бразильские предложения вызвали резкое неприятие в Вашингтоне, где их охарактеризовали как «повторение российской и китайской пропаганды, совершенно не обращая внимания на факты». В Москве к предложениям президента Бразилии отнеслись благосклонно, позитивно оценив любые попытки добиться урегулирования конфликта. Во время визита в Бразилию в апреле 2023 г. министр иностранных дел России С. Лавров отметил, что «Мы констатируем, что подходы России и Бразилии к событиям, которые в настоящее время происходят, созвучны. Нас объединяет общее стремление содействовать в формировании более справедливого, подлинно демократического, полицентричного миропорядка, который основывался бы на фундаментальном, международном принципе суверенного равенства государств».

При этом бразильская инициатива не получила дальнейшего продолжения, а также не была замечена активизация дипломатических усилий на этом направлении. Таким образом, это дает основания полагать, что мирный жест бразильского президента носил в себе в большей степени политико-идеологический замысел, конструируя имидж президента как влиятельного миротворца и утверждая великодержавные амбиции страны.

Африканский «песчаный котел» идей

В июне 2023 года неожиданно со своим мирным планом выступил президент Южно-Африканской Республики Сирил Рамафоса. 16 июня группа представителей африканских стран ЮАР, Сенегал, Республика Конго, Уганда, Замбия, Коморские острова и Египет совершили специальный визит в Киев, а затем в Россию, где представили проект из десяти пунктов по урегулированию украинского конфликта. Следует заметить, что обнародованные предложения не отличаются четкостью и детальностью, а скорее представляют свод принципов и благих пожеланий о необходимости скорейшего установления мира.

Лейтмотив мирной инициативы сводится к скорейшему началу переговоров, прекращению военных действий, уважению суверенитета, обмену пленными и заключенными, послевоенному восстановлению территории. При этом представляется, что основная цель дипломатической миссии состояла в привлечении внимания мирового сообщества к угрозам нарушения цепочек поставок и рискам обострения проблемы глобальной продовольственной безопасности в результате продолжения конфликта. В одном из пунктов сказано, что частью плана по урегулированию конфликта является обеспечение бесперебойных поставок зерна и удобрений на внешний рынок. В частности, президент ЮАР Сирил Рамафоса объяснил дипломатическую активность африканских стран следующим образом: «Как африканские лидеры мы говорим об этом, потому что пришли к выводу, что этот конфликт хотя и не затрагивает Африку напрямую в виде смертей и разрушений инфраструктуры, все же оказывает влияние на жизни многих. Мы говорим о продовольственной безопасности: выросли цены на удобрения, выросли цены на зерновые и топливо».

Российская сторона с одобрением отнеслась к африканской инициативе, выразив при этом осторожные опасения о перспективах ее имплементации, в частности, по вопросу прекращения огня со стороны Украины и мирных переговоров, которые украинская сторона сама себе запретила вести с Россией. Так, на Саммите Россия — Африка В. Путин отметил: «[Африканская] инициатива, на мой взгляд, может быть положена в основу каких-то процессов, направленных на поиск мира так же, как и другие, например, китайская мирная инициатива».

Индонезийские мотивы решения

Выступая на азиатском саммите по безопасности «Диалог Шангри-Ла», министр обороны Индонезии Прабово Субианто также выступил с предложением о возможном разрешении конфликта. Его идеи отличаются предельной конкретностью и педантичностью, свойственные военной риторике. Так, он призвал немедленно достичь соглашения о прекращении огня «на нынешних позициях обеих сторон». Кроме того, далее предполагается создание демилитаризованной зоны посредством отступления на 15 км от нынешних позиций сторон. С целью поддержания мира в созданной зоне безопасности планируется привлечение миротворцев ООН. Более того, допускается возможность проведения повторных референдумов под эгидой ООН для решения вопроса о принадлежности спорных территорий. Интересно, что озвученные предложения по мирному урегулированию не являются официальной позицией Индонезии. В частности, президент Индонезии Джоко Видодо отметил, что мирный план, изложенный министром обороны, является его личной инициативой и станет предметом обсуждения на их ближайшей встрече. Ранее сам президент Индонезии прилагал усилия по оказанию посреднических услуг между российской и украинской сторонами.

Данное предложение было сразу отвергнуто украинской стороной, которая не готова признать какие-либо территориальные изменения. Так, министр обороны Украины А. Резников отметил, что данный план отвечает интересам России и не может стать основой для урегулирования.

Украинский гопак вместо танго

В ноябре 2022 г. президент Украины В. Зеленский на саммите «Группы двадцати» поделился своим видением мирного плана. Было озвучено десять пунктов, которые в меньшей степени представляют из себя план урегулирования, а больше похожи на презентацию системы целей украинской стороны в рамках данного кризиса. Или как точно их охарактеризовала официальный представитель МИД России М. Захарова, «это не план и не мирный. Это очередная американская методичка по разжиганию конфликта в Европе». Соответственно, провозглашенные принципы едва ли могут стать основой для переговорного процесса, но при этом позволяют воссоздать структуру переговорной стратегии украинской стороны.

Украинский лидер предлагает восстановить территориальную целостность Украины (территориальный вопрос «не подлежит обсуждению», по его мнению), осуществить «вывод российских войск и вооруженных формирований» с территории Украины. Предполагается, что контроль Украины над всеми частями государственной границы должен быть восстановлен», далее необходимо добиться обеспечения Киеву гарантий безопасности со стороны западных союзников в соответствии с предложенным в сентябре «Киевским договором по безопасности». Примечательно, что остальные пункты плана сформулированы таким образом, чтобы подчеркнуть связь украинского кризиса с глобальными политическими и экономическими процессами. Данный акцент сделан, вероятно, с целью убеждения международных партнеров в продолжении оказания материальной поддержки Киеву. Так, показано влияние конфликта на способность Украины осуществлять экспорт зерна, что несет в себе риск обострения глобального кризиса продовольственной безопасности. Кроме того, украинский глава государства обвинил Россию в разрушении инфраструктуры, призвав союзников оказывать больше помощи, в том числе посредством введения потолка цен на российские энергетические ресурсы. В целом так называемый «мирный план» отличается крайней тенденциозностью и догматичностью, ограничивающих пространство для возможного компромисса.

По всей видимости, данная позиция находит полную поддержку западных союзников и, более того, скорее всего, была сформулирована при непосредственном их содействии. Так, глава дипломатии ЕС Ж. Боррель открыто заявил, что «План Зеленского — единственный, который обсуждается на международной арене. Есть другие планы — от Китая, Бразилии, африканских стран, но все они были отодвинуты. Ни один из них не обсуждался [серьезно] на международной арене, кроме плана Зеленского».

У стран Запада прослеживается наличие определенного консенсуса относительно наиболее желательного разрешения конфликта. При этом все же некоторые трансформации в их позиции не исключены, что отчасти продемонстрировала международная встреча в Джидде в августе 2023 г.

Глобальный Юг на тропе дипломатии

В августе стало известно о прошедших в Саудовской Аравии, Джидде, консультациях с участием США, Великобритании, стран Евросоюза, Турции, Бразилии, Индии, Китая и ЮАР по урегулированию украинского конфликта. Примечательно, что на встрече присутствовали представители Украины, в то время как Россия приглашение не получила. Из открытых источников стало известно, что во время мероприятия Саудовская Аравия поделилась собственными идеями о путях урегулирования ситуации. В частности, прозвучали призывы к прекращению огня, обеспечению территориальной целостности Украины и проведению мирных переговоров при посредничестве ООН.

С одной стороны, подобный дипломатический маневр выглядит как попытка США и их европейских союзников расширить антироссийскую коалицию, с другой же — страны глобального Юга стремятся внести свой вклад в процесс всеобщего «мозгового штурма» по вариантам решения проблемы. Более того, судя по попавшим в открытые источники предложениям, они поддерживают выработку сбалансированного и взаимоприемлемого решения, что прямо противоречит «плану Зеленского». Вероятно, именно поэтому изначальная повестка обсуждения 10 пунктов украинского плана в итоге завершилась предложением «незападными» странами своего видения прекращения конфликта, которое кажется более умеренным и менее категоричным.

Вместо заключения

Все существующие на сегодняшний день проекты планов урегулирования украинского конфликта, предложенные третьими сторонами, скорее представляют из себя хорошие дипломатические упражнения, нежели реальные предложения по разрешению глубинных противоречий между сторонами. Сложившаяся проблемная ситуация характеризуется практически непримиримым антагонизмом интересов сторон, которые трудно разрешимы при помощи влияния внешних акторов. Теоретики, изучающие варианты завершения военных конфликтов, часто указывают на критическую проблему в отношениях участников — отсутствие доверия. Стороны конфликта категорически не верят в то, что условия мирного договора будут выполнены, что заставляет их продолжать борьбу. В нынешних условиях формально закрепленного отказа Киева от переговоров с российской стороной, продолжающейся накачки Западом Украины вооружениями и агрессивной тональности заявлений в адрес Москвы перспективы начала переговоров трудно различимы. Пока же пушки продолжают греметь, и голос дипломатов сложно расслышать, особенно из дальних краев…

(Голосов: 11, Рейтинг: 5)
 (11 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся