Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 12, Рейтинг: 4.58)
 (12 голосов)
Поделиться статьей
Ксения Дорохина

К. полит. н., МГУ им. М.В. Ломоносова

Полина Груздева

К. полит. н., мастер спорта международного класса по художественной гимнастике, МГУ им. М.В. Ломоносова

В преддверии Олимпиады-2020 вновь встает вопрос о степени защищенности мероприятия от возможных террористических атак. История предлагает множество примеров трагических событий, произошедших в периоды состязаний мирового масштаба. Несмотря на успешную борьбу с терроризмом на Ближнем Востоке в последние годы, не следует ожидать, что попытки нападений прекратятся. Авторы статьи рассмотрели историю террористических атак на спортивных состязаниях, методов, применяемых для защиты; а также попытались ответить на вопрос о том, какие средства по обеспечению антитеррористической безопасности являются наиболее эффективными.

С каждым годом возрастает уровень технологической оснащенности спортивных состязаний. В эпоху масштабной цифровизации, казалось бы, можно обеспечить высочайшую степень защиты от любой угрозы, включая террористическую. Однако на деле государства оказываются втянутыми в «технологическую гонку» с преступными группировками, которые так же активно применяют современные информационные технологии.

Парадокс методов, используемых боевиками, заключается в том, что наряду с применением современных технологий, террористические группы используют более простые и «дешевые» в реализации методы, подобные массовым расстрелам и автомобильным терактам, подготовку которых сложнее отследить. Кроме того, даже в условиях усиления мер по обнаружению и зачистке действующих в стране террористических организаций накануне мероприятий, подобных Олимпийским играм, не всегда удается предотвратить нападение «одиночек», часто психически нестабильных и разделяющих экстремистские взгляды. В результате для предотвращения атак, аналогичных трагедии на Бостонском марафоне, требуется непрерывный мониторинг, в первую очередь в Интернете, а также усиление международного сотрудничества, предполагающего обмен данными о террористических и экстремистских группировках.


Терроризм как особая разновидность преступлений характеризуется, прежде всего, использованием насилия для достижения политической цели при максимальной огласке. Поэтому очевидно, что крупнейшие международные спортивные события становятся мишенью для террористов. Каждое подобное мероприятие, начиная от локальных соревнований и заканчивая чемпионатами мира или Олимпийскими играми, представляет особый интерес для террористических группировок. Причины очевидны — это всегда крупное скопление гражданского населения, в том числе женщин и детей. Нередко спортивные мероприятия посещают высокопоставленные гости, в том числе и представители государственных органов высшего ранга.

В 1972–2014 гг. на каждых из десяти Олимпийских играх была совершена по меньшей мере одна попытка террористического нападения в период мероприятия. Исключением можно назвать Игры 1992 г. в Испании: в Барселоне не было совершено ни одного теракта, несмотря на то, что в это время в стране действовали две крайне активные террористические организации — леворадикалы ГРАПО и сепаратисты ЭТА.

От Мюнхена до Бостона. Как спортивные состязания стали мишенью для террористов

Впервые на Олимпийских играх спортсмены подверглись нападению в Мюнхене в 1972 г. Рано утром 5 сентября восемь палестинцев ворвались в израильскую резиденцию Олимпийской деревни, убили тренера и взяли 10 израильских спортсменов в заложники. Они намеревались использовать заложников, чтобы надавить на власти для освобождения арестованных палестинских террористов в израильской тюрьме. В результате атаки палестинской террористической организации «Черный сентябрь» погибли 11 членов олимпийской сборной Израиля. Общий бюджет игр тогда составил 580 млн долл., 170 млн из которых были выделены на обеспечение безопасности. По завершении Игр власти Германии создали спецподразделение по борьбе с терроризмом (GSG-9). Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций (ГА ООН) 18 декабря 1972 г. приняла «Резолюцию о мерах по предотвращению международного терроризма».

В 1996 г., когда на Олимпийских играх в Атланте была взорвана бомба в одном из скверов олимпийской деревни, два человека погибли и более 100 получили ранения. Этот случай показал, что опасность представляют не только члены террористических группировок, но и «одинокие волки». Во время Бостонского марафона 2013 г. произошел взрыв бомбы на обочине дороги, где после мероприятия собралось большое количество зрителей. Три человека погибли, а еще более 200 — пострадали. Впоследствии было установлено, что это преступление совершил человек, разделявший интересы исламских экстремистов и бывший ранее арестованным.

После событий 11 сентября 2001 г. опасения в отношении способности обеспечить безопасность на крупных мероприятиях только усилились. П. Райан, ведущий консультант по вопросам безопасности Международного олимпийского комитета, выразил мнение, что «это всего лишь вопрос времени, когда террористы будут нацелены на крупное спортивное мероприятие в Северной Америке». Главный урок, который может быть извлечен из событий сентября 2001 г., заключается в том, что внутренние угрозы безопасности существуют в масштабах, которые ранее представлялись реальными только в период войны.

После террористических актов в Париже 13 ноября 2015 г., в результате которых погибли 130 человек, активизировались обсуждения вопросов безопасности и охраны на крупных спортивных мероприятиях, в том числе в контексте Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро 2016 г. и проведения парижской процедуры выборов города — хозяина Олимпийских игр 2024 г.

Токио-2020: вопросы бюджета и безопасность

Олимпийские игры 2020 г. в Токио — крупномасштабное спортивное мероприятие; они отвечают всем условиям, свойственным мишени для террористов. Необходимо обеспечение безопасности как спортсменов, так и болельщиков, национальных высокопоставленных лиц, международных наблюдателей и жителей города — организатора Игр.

Далеко не последним вопросом, поднимаемым во время подготовки к Олимпийским играм, является финансирование, в том числе объем средств, выделяемых на обеспечение безопасности. Группа исследователей из Оксфорда в 2016 г. проанализировала затраты на проведение Олимпийских игр с 1960 по 2016 гг. Помимо вывода о том, что все страны превышали первоначально заявленный бюджет (при этом более затратными оказались летние игры), они также выявили заметный рост расходов на безопасность. А уже это привело к многочисленным спекуляциям на тему того, что мировые столицы, способные нести подобное бремя расходов, скоро закончатся.

Бюджетные расходы на обеспечение безопасности стали столь высокими, что в ноябре 2015 г. Гамбург отказался от участия в «гонке» за организацию летних Игр 2024 г. На проведенном по этому вопросу референдуме 51,6% жителей Гамбурга проголосовали против проведения Игр в городе. В 2013 г. году жители Мюнхена также выступили против идеи провести зимние Игры 2022 г. в их городе.

В феврале 2017 г. была снята заявка Будапешта. Это было связано с тем, что граждане Венгрии выступили против проведения Олимпийских игр в их стране. Более 260 тыс. человек подписали петицию, содержащую призыв отказаться от участия в «гонке» за право проведения Игр. За год до этого Рим отказался от заявки на летние Игры в 2024 г. Такое решение было принято мэром Рима Вирджинией Рагги по причине отсутствия экономических возможностей для проведения столь масштабного мероприятия [1]. А в ноябре 2018 г. заявку на проведение Олимпиады-2026 отозвала Канада. Комитет по исследованию заявок в Калгари заявил в своем докладе, что средняя стоимость обеспечения безопасности «на последних Играх» составила 1,3 млрд долл., что почти в три раза превышает предлагаемый бюджет Калгари на обеспечение безопасности. Помимо расходов на инфраструктуру и организацию (с учетом значительного перерасхода заявленного бюджета на каждых Играх), не представилось возможным обеспечить и должный уровень технической оснащенности, а также найм достаточного количества людей для обеспечения безопасности.

Именно этот вопрос стал поводом к началу дискуссии в Международном олимпийском комитете (МОК), не утихающей с 2013 г. Тогда было объявлено, что олимпийской столицей летних Игр 2020 г. станет Токио. Обозначенный в 2016 г. бюджет в 16 млрд долл. без учета составляющей, необходимой для обеспечения безопасности, подвергся критике со стороны МОК, назвавшего его «раздутым» и рекомендовавшим предпринять шаги по его оптимизации.

В июле 2019 г. появилась информация о сокращении расходов до 1,35 трлн иен (12,5 млрд долл.). Несмотря на все усилия по снижению расходов, обеспечение безопасности и другие вопросы продолжают требовать увеличения расходов. Безопасность — отдельная статья расходов, многие из которых не включены в бюджет Олимпийских игр. Во многом рост расходов был связан с расположением олимпийских объектов. Хотя изначально подразумевалось, что 85% из них должны располагаться в пределах 8 км от Олимпийской деревни, в результате 40% из них оказались за пределами Токио.

Немаловажным является и тот факт, что не существует единых стандартов обеспечения антитеррористической безопасности на олимпийских объектах (например, для принятия на уровне МОК), которые могли бы включать необходимость оснащенности современными средствами обеспечения безопасности, привлечения людей, способных контролировать применение этих средств, в том числе — специалистов по кибербезопасности. С другой стороны, принятие подобных стандартов создаст дилемму — у слишком малого числа государств будет финансовая возможность следовать стандартам, а сам Международный олимпийский комитет едва ли увеличит долю финансирования при подготовке к Олимпийским играм.

Технические новшества и старые угрозы: как будет обеспечиваться антитеррористическая безопасность в Токио?

Японское правительство сообщило, что в преддверии Олимпийских игр предпримет все необходимые меры для обеспечения защиты от террористических атак.

В первую очередь в рамках подготовки к Олимпийским играм было принято резонансное антитеррористические законодательство, ужесточающее наказание за планирование и подготовку группами лиц 277 видов преступлений. Помимо этого, был принят закон, существенно расширявший возможности спецслужб в сфере контроля над телекоммуникациями. Данная мера была воспринята рядом граждан и правозащитников резко негативно — они выступили с опасениями неправомерной «прослушки» переговоров и онлайн-чатов. Таким образом, в очередной раз был поднят вопрос о границах личного пространства граждан в условиях, когда необходимо обеспечить безопасность (аналогичный той дискуссии, которая привела к блокировке мессенджера Telegram в России).

Не менее значимой мерой является оснащение всех олимпийских объектов, в том числе и олимпийской деревни, максимально современной техникой, не имеющей аналогов в мире, что обещает сделать Игры-2020 самыми технологически оснащенными за всю историю проведения Игр. Было объявлено, что на стадионах устанавливаются ворота, позволяющие в течение трех секунд обнаруживать мельчайшие частицы взрывчатых веществ, а также камеры с функцией определения направления перемещения толпы. Кроме того, впервые будет задействована система, разработанная японской компанией NEC. Она имеет функцию распознавания лиц для спортсменов, чиновников, журналистов и волонтеров и, как заявлено, позволит избежать проникновения на территорию спортивных объектов по чужому пропуску. Похожие сканеры для паспортного контроля уже достаточно давно расположены во всех международных терминалах токийских аэропортов. Однако данная мера не затронет болельщиков, проход которых к местам проведения соревнований будет осуществляться по билетам. Таким образом, открытым остается вопрос о том, как будут отслеживаться попытки террористов проникнуть на спортивные объекты под видом зрителей.

Остается актуальным и вопрос обеспечения безопасности в местах массового скопления людей — например, в фан-зонах и в придорожных районах на марафонах. Проверить всех, кто находится в толпе, вряд ли представляется возможным, в особенности с учетом того, что террористические методы день претерпели изменения. На смену «бомбовому» терроризму пришли нападения с холодным или огнестрельным оружием. Кроме того, в последние годы участились террористические акции с использованием автотранспортных средств, врезающихся в толпу. Опасностью таких терактов является то, что они отличаются «дешевизной», практически не требуют специальной подготовки, и их достаточно тяжело отследить и предотвратить [2].

Организаторы Игр в Токио уверяют, что будет задействованы более 14 тыс. сотрудников службы безопасности, оснащенных смартфонами, прикрепленными к одежде, изображение и информация с которых будет передаваться в центральный офис. Однако теракт, совершенный в Барселоне 17 августа 2017 г., когда террорист за рулем фургона наехал на пешеходов на бульваре в самом центре города (постоянно патрулируемом полицией), показал, что предотвратить такие происшествия становится непросто.

Защита инфраструктуры и кибербезопасность

Помимо обеспечения безопасности олимпийских сооружений, остается открытым вопрос о защите городской инфраструктуры, атаки на которую не всегда возможно предотвратить. Подобные инциденты, даже если они не влекут человеческие жертвы, могут нанести серьезный удар по экономике и саботировать проведение самих соревнований, особенно если такой удар будет нанесен по энергетике.

Острым оказался вопрос об обеспечении ядерной безопасности в условиях возможности террористических атак на японские АЭС. В апреле 2019 г. Комиссия по ядерному регулированию Японии приняла решение о приостановке тех электростанций, которые не отвечают требованиям антитеррористической защиты. Сроки создания соответствующей инфраструктуры жестко ограничены — так, для действующей АЭС Сэндай он истекает в марте 2020 г.

Тем не менее в обществе существуют опасения относительно безопасности аварийной станции Фукусима-1. Премьер-министр Японии Синдзо Абэ заявил, что в отношении Фукусимы «ситуация регулируется», а «в Токио никогда не было негативных последствий и не будет», однако с учетом того, что Токио располагается всего в 200 км от места аварии, некоторых представителей общественности слова премьер-министра не успокоили.

Другую опасность представляют кибератаки. Подобные инциденты уже случались ранее. В частности на Играх в Пхенчхане в 2018 г. вредоносные программы проникли в системы Зимних игр до церемонии открытия. Компьютерный червь «Olympic Destroyer» отключил Интернет на стадионе, а также телепередачи, заземлил дроны вещателей, закрыл официальный сайт и запретил зрителям распечатывать билеты и, следовательно, посещать церемонию. То есть потенциально возможными оказываются кибератаки на систему распознавания лиц, автоматические сканеры частиц взрывных устройств и т.д. При наличии действующих АЭС не исключена возможность совершения кибератак на их оборудование, что и вызывает опасения некоторых специалистов, несмотря на заявления японского правительства о полном контроле над ситуацией.

Для защиты от хакерских атак были внесены поправки в закон о кибербезопасности от 2014 г. Они предусматривают создание специального совета по содействию мерам кибербезопасности, состоящего из национальных и местных правительственных учреждений, операторов критически важной информационной инфраструктуры, научных кругов и частного сектора.

В условиях наличия данной угрозы Федеральная служба безопасности РФ также предложила помощь японскому правительству — отправить на Олимпийские игры своих специалистов по кибербезопасности (сведений об отзыве данного предложения в связи с рекомендациями Всемирного антидопингового агентства (WADA) об отстранении российских спортсменов от участия в Играх-2020 пока не поступало).

Однако неутешительно прозвучало признание отвечающего за кибербезопасность министра Ёситака Сакурада о том, что он никогда не использовал компьютер. Немаловажно, что Ё. Сакурада — заместитель руководителя управления японского правительства по киберстратегии и министр по проведению Олимпийских игр в Токио в 2020 г. Безусловно, эта новость не отменяет заслуг специалистов по кибербезопасности, работающих под его руководством, но она послужила поводом для критики со стороны экспертного сообщества и прессы; они посчитали, что японское правительство недостаточно серьезно отнеслось к столь острой проблеме.

Жаркое лето и запреты на воду

Согласно прогнозам, лето 2020 г. в Японии обещает быть таким же жарким, как предыдущее. В связи с этим возникает вопрос об обеспечении питьевой водой спортсменов, официальных лиц, журналистов и болельщиков. Однако этот вопрос стал дискуссионным после объявления о том, что, как и на предыдущих Играх, на стадионы запрещено будет проносить любые жидкости. Такая мера вызвала масштабную критику в условиях того, что температура воздуха в отдельных регионах Японии летом 2019 г. достигала +39°. Таким образом, условие обеспечения антитеррористической безопасности ставит под угрозу физическую безопасность болельщиков, персонала, волонтеров и самих спортсменов.

Власти Японии заверили, что предпримут все необходимые меры, вплоть до обеспечения гостей Игр бесплатной питьевой водой. Однако данная ситуация также стала поводом для спекуляций на тему того, что подобное решение принесет дополнительную прибыль компании «Coca-Cola» — официальному спонсору Олимпийских игр, но не решит проблему террористической угрозы.

Достаточно ли действующих механизмов?

С каждым годом возрастает уровень технологической оснащенности спортивных состязаний. В эпоху масштабной цифровизации, казалось бы, можно обеспечить высочайшую степень защиты от любой угрозы, включая террористическую. Однако на деле государства оказываются втянутыми в «технологическую гонку» с преступными группировками, которые так же активно применяют современные информационные технологии.

В условиях роста значимости спортивных состязаний в международной повестке требуется непрерывное обновление подходов к обеспечению безопасности спортивных мероприятий, требующее консолидации международного сообщества, правоохранительных органов и специальных служб. Такие меры должны ставить человеческие ресурсы, технологическое развитие, финансовую обеспеченность, уровень общей организации и гарантий безопасности на одну ступень с возможностью страны предоставить должное качество и необходимое количество олимпийских стадионов и сооружений.

Парадокс методов, используемых боевиками, заключается в том, что наряду с применением современных технологий, террористические группы используют более простые и «дешевые» в реализации методы, подобные массовым расстрелам и автомобильным терактам, подготовку которых сложнее отследить. Кроме того, даже в условиях усиления мер по обнаружению и зачистке действующих в стране террористических организаций накануне мероприятий, подобных Олимпийским играм, не всегда удается предотвратить нападение «одиночек», часто психически нестабильных и разделяющих экстремистские взгляды. В результате для предотвращения атак, аналогичных трагедии на Бостонском марафоне, требуется непрерывный мониторинг, в первую очередь в Интернете, а также усиление международного сотрудничества, предполагающего обмен данными о террористических и экстремистских группировках.

В контексте противодействия кибертерроризму не раз поднимался вопрос о необходимости принятия «Правил поведения в области обеспечения международной информационной безопасности», проект которых еще в 2011 г. Россия внесла на рассмотрение в Генеральную Ассамблею ООН; однако проект так и не был принят [3].

К сожалению, в условиях, когда спортивные состязания становятся ареной для столкновения геополитических интересов государств, зачастую отходят на второй план даже такие важные вопросы, как обеспечение антитеррористической безопасности. Для предотвращения трагедий в будущем, как бы шаблонно это ни звучало, требуется так и не достигнутая сегодня консолидация усилий мирового сообщества.

Список источников и литературы

  1. В Японии могут остановить АЭС, не отвечающие требованиям антитеррористической безопасности. // Neftegaz.ru URL: https://neftegaz.ru/news/nuclear/444088-v-yaponii-mogut-ostanovit-aes-ne-otvechayushchie-trebovaniyam-antiterroristicheskoy-bezopasnosti/. (Дата обращения: 03.12.2019);
  2. Груздева П.О. МОК и перспективы развития международного олимпийского движения в глобальном мире. //Материалы XXVI Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2019», издательство ООО "МАКС Пресс" (Москва), тезисы;
  3. Дорохина К.М. Особенности взаимодействия России с международными организациями в сфере противодействия терроризму на примере ШОС и ОДКБ. дис. ... канд. полит. наук, МГУ им. М.В. Ломоносова, 2019. – С. 28;
  4. Карабанова М.А., Дорохина К.М. Развитие цифровой экономики России в условиях воздействия международных санкций: противодействие внешним угрозам, // Многополярность как фактор мировой стабильности и безопасности Российской Федерации. Сборник материалов научного семинара. M.: ВАГШ ВС РФ, 2019. – С. 236-247.
  5. МОК уценивает Игры. // Комерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3177202. (Дата обращения: 03.12.2019);
  6. Олимпиада-2020 в Токио перенесет в будущее: роботы, беспилотный транспорт и метеоритный дождь. // URL: https://www.sports.ru/tribuna/blogs/interval/2446709.html. (Дата обращения: 03.12.2019);
  7. Токио ужесточает законодательство ради безопасности. // Известия. URL: https://iz.ru/news/713492/. (Дата обращения: 03.12.2019);
  8. Япония усовершенствует систему безопасности к Олимпиаде-2020. // ТАСС. URL: https://tass.ru/sport/3689927. (Дата обращения: 03.12.2019);
  9. Систему распознавания лиц впервые массово применят на Олимпиаде 2020 года в Токио. // ТАСС. URL: https://tass.ru/sport/4838949. (Дата обращения: 03.12.2019);
  10. Abe claims Fukushima radioactive water woes are 'under control'// The japntimes. URL: https://www.japantimes.co.jp/news/2013/10/16/national/politics-diplomacy/abe-claims-fukushima-radioactive-water-woes-are-under-control/#.Xen9d6zVLIU. (Accessed on December, 3 2019);
  11. Japan Prepares for Olympic-Level Cybersecurity. // RAND. June 3, 2019 URL: https://www.rand.org/blog/2019/06/japan-prepares-for-olympic-level-cybersecurity.html. (Accessed on December, 3 2019);
  12. Japan sets up cybersecurity council to secure the 2020 Olympics. // GovInsider URL: https://govinsider.asia/connected-gov/japan-sets-up-cybersecurity-council-to-secure-the-2020-olympics/. (Accessed on December, 3 2019);

  13. Olympic Security Budget for 2026 Calgary Games Cut. // Security today. URL: https://securitytoday.com/articles/2018/11/12/olympic-security-budget-for-2026-calgary-games-cut.aspx/. (Accessed on December, 3 2019);
  14. Philip Boyle and Kevin D. Haggerty Spectacular Security: Mega-Events and the Security Complex. URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.476.8759&rep=rep1&type=pdf. (Accessed on October, 1 2019);
  15. The Oxford Olympics Study 2016: Cost and Cost Overrun at the Games. URL: https://arxiv.org/ftp/arxiv/papers/1607/1607.04484.pdf. (Accessed on December, 3, 2019);
  16. Tokyo Olympics budget swells to $12bn a year before games. URL: https://asia.nikkei.com/Spotlight/Tokyo-2020-Olympics/Tokyo-Olympics-budget-swells-to-12bn-a-year-before-games. (Accessed on December, 3 2019);

1. Груздева П.О. МОК и перспективы развития международного олимпийского движения в глобальном мире. //Материалы XXVI Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2019», издательство ООО «МАКС Пресс» (Москва), тезисы;

2. Груздева Дорохина К.М. Особенности взаимодействия России с международными организациями в сфере противодействия терроризму на примере ШОС и ОДКБ. дис. ... канд. полит. наук, МГУ им. М.В. Ломоносова, 2019. – С. 28;

3. Груздева Карабанова М.А., Дорохина К.М. Развитие цифровой экономики России в условиях воздействия международных санкций: противодействие внешним угрозам, // Многополярность как фактор мировой стабильности и безопасности Российской Федерации. Сборник материалов научного семинара. M.: ВАГШ ВС РФ, 2019. – С. 242.


Оценить статью
(Голосов: 12, Рейтинг: 4.58)
 (12 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся