Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Владимир Сударев

Д.полит.н., проф. каф. истории и политики стран Европы и Америки МГИМО (У) МИД России, эксперт РСМД

Современное состояние российско-мексиканских отношений во многом парадоксально. Мы имеем, с одной стороны, высокий уровень политического диалога, совпадение либо сходство позиций по большинству актуальных вопросов мировой политики, с другой – крайне незначительный, по сравнению с ведущими государствами Латинской Америки, масштаб связей в торгово-экономической области.

Современное состояние российско-мексиканских отношений во многом парадоксально. Мы имеем, с одной стороны, высокий уровень политического диалога, совпадение либо сходство позиций по большинству актуальных вопросов мировой политики, с другой – крайне незначительный, по сравнению с ведущими государствами Латинской Америки, масштаб связей в торгово-экономической области. Об этом говорил посол Мексики в России Р. Бельтран, вручавший в январе 2013 г. верительные грамоты президенту В. Путину. В чем причины дисбаланса отношений между нашими странами?

Особенности формирования новых отношений

В июне 2004 г. во время официального визита президента России В. Путина в Мексику были подписаны документы, в которых зафиксировано совпадение или сходство позиций сторон по широкому кругу вопросов мировой политики. В частности, в совместном заявлении отмечалась общая заинтересованность двух стран в упрочении многосторонней системы международных отношений, признавалась роль ООН как основного механизма их регулирования, подчеркивалась необходимость активизации усилий в борьбе с терроризмом, наркотрафиком, транснациональной преступностью [1]. При этом было обращено внимание на значительное отставание экономического взаимодействия от контактов в политической области и намечены пути оптимизации двусторонних связей. Подчеркнем, что за 120 лет существования отношений между двумя странами это был первый визит российской стороны на высшем уровне не только в Мексику, но и в континентальную Латинскую Америку в целом.

В Мексике сформировалось во многом негативное отношение к «новой» России. Сказалась не вполне продуманная политика российского руководства, которое хаотично сворачивало свои позиции в регионе. Особенно наглядно это проявилось в уходе, а точнее – в «бегстве» России с Кубы.

Однако не все в российско-мексиканских отношениях изначально складывалось так гладко, как отражалось в подписанных декларациях. В Мексике сформировалось во многом негативное отношение к «новой» России, что объяснялось целым рядом обстоятельств.

Во-первых, сказалась не вполне продуманная политика российского руководства, которое хаотично сворачивало свои позиции в регионе. Особенно наглядно это проявилось в уходе, а точнее – в «бегстве» России с Кубы.

Во-вторых, в российской внешнеполитической доктрине 1993 г. среди региональных направлений Латинской Америке было отведено привычное еще с советских времен самое последнее место (после Африки).

В-третьих, именно на мексиканском направлении произошло несколько эксцессов, которые редко встречаются в дипломатической практике. Так, в одном только 1995 г. визит в Мексику министра иностранных дел России А. Козырева анонсировался пять раз и в последний момент без вразумительных объяснений отменялся. Нетрудно себе представить, как это воспринималось мексиканской стороной.

Фото: english.peopledaily.com.cn
Владимир Путин и Винсенте Фокс, 2004

Как видим, негативное восприятие Мексикой «новой» России во многом было делом наших собственных рук, и сформировавшийся имидж надо было срочно исправлять. Е. Примаков, назначенный в январе 1996 г. новым министром иностранных дел, уже в мае отправился в свою первую длительную зарубежную поездку в Латинскую Америку и начал ее именно с Мексики [2]. В ходе визита был налажен политический диалог и подписано более 10 документов о сотрудничестве в различных областях. Были созданы две смешанные межправительственные комиссии: по экономическому, торговому, научно-техническому сотрудничеству и морскому судоходству; по культурному сотрудничеству. Кроме того, был запущен механизм политических консультаций между министерствами иностранных дел двух государств.

Почему не произошло реального продвижения вперед?

Уже упоминавшийся визит В. Путина в Мексику в 2004 г. позволил существенно расширить диапазон диалога, однако устранить узкие места сотрудничества, прежде всего, в торгово-экономической области так и не удалось. В первую очередь это было связано с нереализованностью анонсированных масштабных проектов. Так, российская сторона предложила проект поставок сжиженного газа с Дальнего Востока на тихоокеанское побережье Мексики, но не предприняла никаких практических действий в этом направлении, что во многом дискредитировало саму эту идею. Свою роль сыграла и устаревшая договорно-правовая база, основанная на документах, которые были подписаны еще в 1970–1980-е годы. Обновлению этой базы в значительной степени препятствовала незавершенность (вплоть до 2013 г.) переговоров о вступлении России в ВТО.

Энергетический сектор – еще одно пока слабо освоенное поле взаимодействия. Обе страны входят в число крупнейших в мире производителей и экспортеров углеводородов.

Во время визита президента России в 2004 г. и ответного визита в Москву президента В. Фокса в июне 2005 г. мексиканская сторона подтвердила свою готовность поддержать вступление России в ВТО. Между тем объем взаимного товарооборота двух стран был крайне незначительным и колебался между несколькими сотнями миллионов долларов. Так, в 2002–2003 гг. доля Мексики в российском внешнеторговом обороте составляла лишь 0,1% [3]. При этом в отношении российских экспортеров неоднократно применялись антидемпинговые процедуры, которые обосновывались тем, что Россия – страна с «нерыночной экономикой».

С начала второго десятилетия XXI века фактически прекратились обмен студентами и преподавателями, а также сотрудничество в научной и академической областях.

И все-таки определенный прогресс наметился

Фото: onceuponatimeinthewest1.wordpress.com
Патрисиа Эспиноса и Сергей Лавров

Тем не менее диапазон взаимодействия расширялся и в политической, и в экономической области, хотя и достаточно медленными темпами. Об этом, в частности, свидетельствовали результаты визита в Россию в июне 2011 г. министра иностранных дел Мексики П. Эспиносы. В ходе визита была подписана Программа научно-технического сотрудничества на 2011–2013 гг., в которой предусматривалась реализация 18 совместных проектов в области аэронавтики, нанотехнологий, здравоохранения, биотехнологий и в ряде других сфер. На встрече с российским коллегой С. Лавровым П. Эспиноса сообщила о решении правительства Мексики признать рыночный статус российской экономики.

К 2013 г. товарооборот между Россией и Мексикой впервые составил почти 1,6 млрд долл. [4] Таким образом, за период с 2008 по 2012 гг. он вырос на 200%. В результате Мексика вышла на 4-е место среди латиноамериканских партнеров России (после Бразилии, Аргентины и Эквадора) [4]. Вместе с тем обе стороны по-прежнему считают, что потенциал торгово-экономического взаимодействия используется далеко не в полной мере.

Одним из слабо задействованных направлений взаимодействия остается туризм. Хотя в 2012 г. в Мексике побывало около 80 тыс. россиян, мексиканская сторона считает, что эта цифра явно ниже реальных возможностей. По словам посла в России Р. Бельтрана, мексиканское руководство поставило задачу довести число туристов из России к 2018 г. до 500 тыс. человек.

Следует отметить, что развернутая в Мексике с 2006 г. война с наркокартелями, которая унесла жизни более 55 тыс. человек, включая немалое число иностранцев, и затронула знаменитые мексиканские курорты, отнюдь не способствовала превращению этой страны в туристическую Мекку.

Новая ситуация в Мексике после кризиса

Еще в конце первого десятилетия XXI века руководство Мексики стало осознавать, что страна все сильнее втягивается в североамериканскую экономическую «воронку» в результате действия НАФТА (по состоянию на 2012 г. около 80% мексиканского внешнеторгового оборота приходилось на США [5]). Это явно не отвечало национальным интересам, что особенно наглядно показал начавшийся в 2008–2009 гг. и спровоцировавший глобальную рецессию финансово-экономический кризис в Соединенных Штатах. Мексика, плотно «привязанная» к экономике США, как ни одно другое государство, ощутила на себе воздействие этого кризиса: в 2009 г. ВВП страны сократился на 6,2% [6].

Фото: fuerza.com.mx
Встреча Президента Мексики Э. Пенья
Ньето с Председателем КНР
Си Цзиньпинем

В этих условиях мексиканское руководство встало на путь активного поиска новых экономических партнеров.

Попытка интенсифицировать связи с ведущими государствами Латинской Америки и подключиться к интеграционным процессам в регионе первоначально имела лишь относительный и в основном демонстрационный эффект [7].

Другим вектором поиска новых партнеров стало тихоокеанское направление. В 2012 г. Мексика инициировала создание Тихоокеанского альянса, куда помимо самой Мексики вошли Колумбия, Чили и Перу.

В апреле 2013 г. новый президент Мексики Э. Пенья Ньето, избранный в 2012 г., совершил поездку в Китай и Японию. На встрече с китайским руководством он выдвинул программу интенсификации торгово-экономических связей с Поднебесной. Следует отметить, что отношения двух государств в торгово-экономической области складывались весьма непросто из-за немалого дисбаланса в торговле в пользу китайской стороны. Существенную роль изначально играли опасения мексиканских предпринимательских кругов по поводу возможностей Китая занять мексиканскую «нишу» на рынке США .

В январе 2013 г. президент Э. Пенья Ньето поставил задачу расширить торгово-экономическое взаимодействие с Россией [8]. Учитывая, что Мексика – одна из самых открытых экономик мира, имеющая соглашения о свободной торговле с 44 государствами, у России появляется шанс приступить, наконец, к освоению мексиканского рынка.

Перспективные области российско-мексиканского сотрудничества

Это создает благоприятные возможности для рывка в области научно-технического сотрудничества между Россией и Мексикой, учитывая, что наша страна пока еще сильна в области новых технологий, а мексиканская сторона остро в них нуждается.

Мексика стремится стать ведущим игроком в глобальной экономике, и у нее нет иного пути, кроме наращивания инвестиций в научно-исследовательские разработки. Будучи одним из лидеров ОЭСР по экспорту информационного и телекоммуникационного оборудования, она находится в самом конце списка стран по показателям развития науки и инновационной активности. Это создает благоприятные возможности для рывка в области научно-технического сотрудничества между Россией и Мексикой, учитывая, что наша страна пока еще сильна в области новых технологий, а мексиканская сторона остро в них нуждается. Речь может идти о сотрудничестве в таких сферах, как космос, нанотехнологии, высшая математика и пр.

Энергетический сектор – еще одно пока слабо освоенное поле взаимодействия. Обе страны входят в число крупнейших в мире производителей и экспортеров углеводородов. Предстоящая «сланцевая революция» в Соединенных Штатах уже через несколько лет может существенно повлиять на мировой рынок этого стратегического сырья. К этому нужно готовиться уже сейчас, и координация действий двух стран в данной области представляется отнюдь не лишней.

Мексика представляет собой благоприятное поле деятельности для российских инвесторов, тем более что эта страна может служить своеобразным трамплином для проникновения на самый емкий в мире североамериканский рынок.

Целесообразно рассмотреть (особенно после вступления России в ВТО) вопрос о заключении с Мексикой соглашения о свободной торговле, проведя предварительно тщательный анализ возможных выгод и потерь.

Новый импульс необходимо придать работе смешанной российско-мексиканской комиссии по экономическому, торговому, научно-техническому сотрудничеству и морскому судоходству. Заседания этой комиссии пока проходят нерегулярно и зачастую носят формальный характер. Целесообразно наполнить ее работу реальным содержанием, например, в плане создания предпринимательских объединений. В связи с этим можно было бы рассмотреть вопрос о создании специального совета делового сотрудничества, в котором главную роль играли бы не государственные чиновники, а представители бизнеса двух стран, до сих пор еще мало знающие возможности друг друга.

Иными словами, для выхода российско-мексиканского партнерства на качественно новый уровень сегодня наступил наиболее благоприятный момент. И Россия не должна упустить свой шанс.

1. Мексика в современном мире и в системе международных отношений Российской Федерации. М.: ИЛА, 2005. С. 44.

2. Облик России – взгляд из Латинской Америки М., 2009. С. 23.

3. Мексика в современном мире и в системе международных отношений Российской Федерации. М.: ИЛА, 2005. С. 47.

4. Федеральная таможенная служба в 2012 году. Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации: Сборник. М., 2013. С. 12.

5. Banco de Mexico. Cuadro A56. P. 123.

6. IMF. World Economic Outlook, September 2011. Washington, 2011. P. 178–184.

7. Латинская Америка. 2013. № 6. С. 73–80.

8. Латинская Америка. 2013. № 6. С. 67.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся