Современное состояние российско-мексиканских отношений во многом парадоксально. Мы имеем, с одной стороны, высокий уровень политического диалога, совпадение либо сходство позиций по большинству актуальных вопросов мировой политики, с другой – крайне незначительный, по сравнению с ведущими государствами Латинской Америки, масштаб связей в торгово-экономической области. Об этом говорил посол Мексики в России Р. Бельтран, вручавший в январе 2013 г. верительные грамоты президенту В. Путину. В чем причины дисбаланса отношений между нашими странами?
Особенности формирования новых отношений
В июне 2004 г. во время официального визита президента России В. Путина в Мексику были подписаны документы, в которых зафиксировано совпадение или сходство позиций сторон по широкому кругу вопросов мировой политики. В частности, в совместном заявлении отмечалась общая заинтересованность двух стран в упрочении многосторонней системы международных отношений, признавалась роль ООН как основного механизма их регулирования, подчеркивалась необходимость активизации усилий в борьбе с терроризмом, наркотрафиком, транснациональной преступностью [1]. При этом было обращено внимание на значительное отставание экономического взаимодействия от контактов в политической области и намечены пути оптимизации двусторонних связей. Подчеркнем, что за 120 лет существования отношений между двумя странами это был первый визит российской стороны на высшем уровне не только в Мексику, но и в континентальную Латинскую Америку в целом.
Однако не все в российско-мексиканских отношениях изначально складывалось так гладко, как отражалось в подписанных декларациях. В Мексике сформировалось во многом негативное отношение к «новой» России, что объяснялось целым рядом обстоятельств.
Во-первых, сказалась не вполне продуманная политика российского руководства, которое хаотично сворачивало свои позиции в регионе. Особенно наглядно это проявилось в уходе, а точнее – в «бегстве» России с Кубы.
Во-вторых, в российской внешнеполитической доктрине 1993 г. среди региональных направлений Латинской Америке было отведено привычное еще с советских времен самое последнее место (после Африки).
В-третьих, именно на мексиканском направлении произошло несколько эксцессов, которые редко встречаются в дипломатической практике. Так, в одном только 1995 г. визит в Мексику министра иностранных дел России А. Козырева анонсировался пять раз и в последний момент без вразумительных объяснений отменялся. Нетрудно себе представить, как это воспринималось мексиканской стороной.
Как видим, негативное восприятие Мексикой «новой» России во многом было делом наших собственных рук, и сформировавшийся имидж надо было срочно исправлять. Е. Примаков, назначенный в январе 1996 г. новым министром иностранных дел, уже в мае отправился в свою первую длительную зарубежную поездку в Латинскую Америку и начал ее именно с Мексики [2]. В ходе визита был налажен политический диалог и подписано более 10 документов о сотрудничестве в различных областях. Были созданы две смешанные межправительственные комиссии: по экономическому, торговому, научно-техническому сотрудничеству и морскому судоходству; по культурному сотрудничеству. Кроме того, был запущен механизм политических консультаций между министерствами иностранных дел двух государств.
Почему не произошло реального продвижения вперед?
Уже упоминавшийся визит В. Путина в Мексику в 2004 г. позволил существенно расширить диапазон диалога, однако устранить узкие места сотрудничества, прежде всего, в торгово-экономической области так и не удалось. В первую очередь это было связано с нереализованностью анонсированных масштабных проектов. Так, российская сторона предложила проект поставок сжиженного газа с Дальнего Востока на тихоокеанское побережье Мексики, но не предприняла никаких практических действий в этом направлении, что во многом дискредитировало саму эту идею. Свою роль сыграла и устаревшая договорно-правовая база, основанная на документах, которые были подписаны еще в 1970–1980-е годы. Обновлению этой базы в значительной степени препятствовала незавершенность (вплоть до 2013 г.) переговоров о вступлении России в ВТО.
Во время визита президента России в 2004 г. и ответного визита в Москву президента В. Фокса в июне 2005 г. мексиканская сторона подтвердила свою готовность поддержать вступление России в ВТО. Между тем объем взаимного товарооборота двух стран был крайне незначительным и колебался между несколькими сотнями миллионов долларов. Так, в 2002–2003 гг. доля Мексики в российском внешнеторговом обороте составляла лишь 0,1% [3]. При этом в отношении российских экспортеров неоднократно применялись антидемпинговые процедуры, которые обосновывались тем, что Россия – страна с «нерыночной экономикой».
С начала второго десятилетия XXI века фактически прекратились обмен студентами и преподавателями, а также сотрудничество в научной и академической областях.
И все-таки определенный прогресс наметился
Тем не менее диапазон взаимодействия расширялся и в политической, и в экономической области, хотя и достаточно медленными темпами. Об этом, в частности, свидетельствовали результаты визита в Россию в июне 2011 г. министра иностранных дел Мексики П. Эспиносы. В ходе визита была подписана Программа научно-технического сотрудничества на 2011–2013 гг., в которой предусматривалась реализация 18 совместных проектов в области аэронавтики, нанотехнологий, здравоохранения, биотехнологий и в ряде других сфер. На встрече с российским коллегой С. Лавровым П. Эспиноса сообщила о решении правительства Мексики признать рыночный статус российской экономики.
К 2013 г. товарооборот между Россией и Мексикой впервые составил почти 1,6 млрд долл. [4] Таким образом, за период с 2008 по 2012 гг. он вырос на 200%. В результате Мексика вышла на 4-е место среди латиноамериканских партнеров России (после Бразилии, Аргентины и Эквадора) [4]. Вместе с тем обе стороны по-прежнему считают, что потенциал торгово-экономического взаимодействия используется далеко не в полной мере.
Одним из слабо задействованных направлений взаимодействия остается туризм. Хотя в 2012 г. в Мексике побывало около 80 тыс. россиян, мексиканская сторона считает, что эта цифра явно ниже реальных возможностей. По словам посла в России Р. Бельтрана, мексиканское руководство поставило задачу довести число туристов из России к 2018 г. до 500 тыс. человек.
Следует отметить, что развернутая в Мексике с 2006 г. война с наркокартелями, которая унесла жизни более 55 тыс. человек, включая немалое число иностранцев, и затронула знаменитые мексиканские курорты, отнюдь не способствовала превращению этой страны в туристическую Мекку.
Новая ситуация в Мексике после кризиса
Еще в конце первого десятилетия XXI века руководство Мексики стало осознавать, что страна все сильнее втягивается в североамериканскую экономическую «воронку» в результате действия НАФТА (по состоянию на 2012 г. около 80% мексиканского внешнеторгового оборота приходилось на США [5]). Это явно не отвечало национальным интересам, что особенно наглядно показал начавшийся в 2008–2009 гг. и спровоцировавший глобальную рецессию финансово-экономический кризис в Соединенных Штатах. Мексика, плотно «привязанная» к экономике США, как ни одно другое государство, ощутила на себе воздействие этого кризиса: в 2009 г. ВВП страны сократился на 6,2% [6].
В этих условиях мексиканское руководство встало на путь активного поиска новых экономических партнеров.
Попытка интенсифицировать связи с ведущими государствами Латинской Америки и подключиться к интеграционным процессам в регионе первоначально имела лишь относительный и в основном демонстрационный эффект [7].
Другим вектором поиска новых партнеров стало тихоокеанское направление. В 2012 г. Мексика инициировала создание Тихоокеанского альянса, куда помимо самой Мексики вошли Колумбия, Чили и Перу.
В апреле 2013 г. новый президент Мексики Э. Пенья Ньето, избранный в 2012 г., совершил поездку в Китай и Японию. На встрече с китайским руководством он выдвинул программу интенсификации торгово-экономических связей с Поднебесной. Следует отметить, что отношения двух государств в торгово-экономической области складывались весьма непросто из-за немалого дисбаланса в торговле в пользу китайской стороны. Существенную роль изначально играли опасения мексиканских предпринимательских кругов по поводу возможностей Китая занять мексиканскую «нишу» на рынке США .
В январе 2013 г. президент Э. Пенья Ньето поставил задачу расширить торгово-экономическое взаимодействие с Россией [8]. Учитывая, что Мексика – одна из самых открытых экономик мира, имеющая соглашения о свободной торговле с 44 государствами, у России появляется шанс приступить, наконец, к освоению мексиканского рынка.
Перспективные области российско-мексиканского сотрудничества
Мексика стремится стать ведущим игроком в глобальной экономике, и у нее нет иного пути, кроме наращивания инвестиций в научно-исследовательские разработки. Будучи одним из лидеров ОЭСР по экспорту информационного и телекоммуникационного оборудования, она находится в самом конце списка стран по показателям развития науки и инновационной активности. Это создает благоприятные возможности для рывка в области научно-технического сотрудничества между Россией и Мексикой, учитывая, что наша страна пока еще сильна в области новых технологий, а мексиканская сторона остро в них нуждается. Речь может идти о сотрудничестве в таких сферах, как космос, нанотехнологии, высшая математика и пр.
Энергетический сектор – еще одно пока слабо освоенное поле взаимодействия. Обе страны входят в число крупнейших в мире производителей и экспортеров углеводородов. Предстоящая «сланцевая революция» в Соединенных Штатах уже через несколько лет может существенно повлиять на мировой рынок этого стратегического сырья. К этому нужно готовиться уже сейчас, и координация действий двух стран в данной области представляется отнюдь не лишней.
Мексика представляет собой благоприятное поле деятельности для российских инвесторов, тем более что эта страна может служить своеобразным трамплином для проникновения на самый емкий в мире североамериканский рынок.
Целесообразно рассмотреть (особенно после вступления России в ВТО) вопрос о заключении с Мексикой соглашения о свободной торговле, проведя предварительно тщательный анализ возможных выгод и потерь.
Новый импульс необходимо придать работе смешанной российско-мексиканской комиссии по экономическому, торговому, научно-техническому сотрудничеству и морскому судоходству. Заседания этой комиссии пока проходят нерегулярно и зачастую носят формальный характер. Целесообразно наполнить ее работу реальным содержанием, например, в плане создания предпринимательских объединений. В связи с этим можно было бы рассмотреть вопрос о создании специального совета делового сотрудничества, в котором главную роль играли бы не государственные чиновники, а представители бизнеса двух стран, до сих пор еще мало знающие возможности друг друга.
Иными словами, для выхода российско-мексиканского партнерства на качественно новый уровень сегодня наступил наиболее благоприятный момент. И Россия не должна упустить свой шанс.
1. Мексика в современном мире и в системе международных отношений Российской Федерации. М.: ИЛА, 2005. С. 44.
2. Облик России – взгляд из Латинской Америки М., 2009. С. 23.
3. Мексика в современном мире и в системе международных отношений Российской Федерации. М.: ИЛА, 2005. С. 47.
4. Федеральная таможенная служба в 2012 году. Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации: Сборник. М., 2013. С. 12.
5. Banco de Mexico. Cuadro A56. P. 123.
6. IMF. World Economic Outlook, September 2011. Washington, 2011. P. 178–184.
7. Латинская Америка. 2013. № 6. С. 73–80.
8. Латинская Америка. 2013. № 6. С. 67.