Read in English
Оценить статью
(Голосов: 7, Рейтинг: 4.86)
 (7 голосов)
Поделиться статьей
Андрей Кортунов

К.и.н., научный руководитель РСМД, член РСМД

Есть некоторые основания полагать, что проблема, высвеченная последним политическим кризисом в Лондоне, заключается не только и не столько в фатальном невезении или в тех или иных конкретных ошибках, допущенных Лиз Трасс. Эта проблема, как представляется, имеет гораздо более глубокие корни, уходящие в самую основу современных либеральных политических систем.

С одной стороны, универсальные императивы социально-экономического развития требуют от государственных лидеров долгосрочного стратегического планирования, которое почти по умолчанию подразумевает, что западные лидеры должны быть готовыми идти на радикальные, болезненные, а иногда и на явно непопулярные политические решения. С другой стороны, существующие в либеральных демократиях правила политической игры так или иначе ориентируют лидеров на принятие в основном тактических, ситуативных, конъюнктурных решений, проистекающих из ближайших политических интересов и соображений текущего момента. Трехмерная картина будущего подменяется двухмерной фотографией настоящего, динамика уступает место статике, а политические рефлексы детерминируют важнейшие государственные решения.

Лиз Трасс, по-видимому, стала очередной жертвой этого противоречия между стратегическими целями и тактическими соображениями. Лиз Трасс, как можно предположить, поставила тактику выше стратегии; в результате она потеряла критически важную поддержку внутри Консервативной партии, не получив никакой сколько-нибудь приличной компенсации от электората оппозиционной Лейбористской партии.

Печальная реальность заключается в том, что большинство современных либеральных демократий остаются глубоко разделенными. Выборы последних лет в Соединенных Штатах и во Франции, в Италии и Соединенном Королевстве снова и снова воспроизводят глубокие непреодоленные расколы — политические, социальные, экономические, региональные, демографические и даже ценностные. Такое разделение делает власть чрезмерно зависимой от ее ядерного электората и от базовых групповых интересов, стоящих за властью.

К сожалению, эта ситуация вряд ли изменится в ближайшее время. Лидеры, опирающиеся на очень узкую и хрупкую политическую и социальную базу, не могут продемонстрировать черты сильного лидера, какими бы яркими и убежденными в своих идеях они ни были бы. В международных делах это означает, что лидеры Запада, скорее всего, продолжат пристально вглядываться в прошлое своих стран, а не смотреть в будущее. В свою очередь, такая обратная перспектива предполагает, что коллективный Запад продолжит фокусироваться на восстановлении старого однополярного миропорядка рубежа веков, а не на построении нового многополярного, отражающего формирующиеся реалии третьего десятилетия XXI столетия.

Если это произойдет, функция стратегического мышления в мировых делах должна будет так или иначе перейти от исторического Запада к постепенно складывающемуся не-Западу, где общества пока еще не столь разделены и фрагментированы, и где государственные лидеры все еще могут позволить себе роскошь долгосрочного видения и перспективного планирования. Остается только надеяться, что не-Запад окажется на высоте стоящих перед ним задач.

Проведя менее семи недель в резиденции на Даунинг-стрит, Лиз Трасс оказалась самым недолговечным британским премьер-министром в истории страны за последние три столетия. Ее амбиции стать новой Маргарет Тэтчер для современной Британии обернулись поспешной и обескураживающей отставкой.

Было бы заманчивым приписать это фиаско личному невезению Лиз Трасс или сочетанию не вполне удачных кадровых решений, очевидных промахов в парламенте и информационно-пропагандистских провалов, которое оказались роковым для ранее неудержимой политической карьеры честолюбивой преемницы Бориса Джонсона. В таком случае, почему бы просто не перевернуть эту не самую славную страницу британской истории и не пожелать подданным короля Карла III, чтобы новый премьер-министр Риши Сунак оказался более успешным и продержался в своем кресле дольше, чем незадачливая Лиз Трасс.

Однако, есть некоторые основания полагать, что проблема, высвеченная последним политическим кризисом в Лондоне, заключается не только и не столько в фатальном невезении или в тех или иных конкретных ошибках, допущенных Лиз Трасс. Эта проблема, как представляется, имеет гораздо более глубокие корни, уходящие в самую основу современных либеральных политических систем.

С одной стороны, универсальные императивы социально-экономического развития требуют от государственных лидеров долгосрочного стратегического планирования, которое почти по умолчанию подразумевает, что западные лидеры должны быть готовыми идти на радикальные, болезненные, а иногда и на явно непопулярные политические решения. Искусство лидерства всегда включало и по-прежнему включает в себя способность и решимость думать не только о том, что, вероятно, произойдет на следующей неделе или в следующем месяце, но и о том, что может или не может произойти через пять, десять или даже через двадцать лет.

С другой стороны, существующие в либеральных демократиях правила политической игры так или иначе ориентируют лидеров на принятие в основном тактических, ситуативных, конъюнктурных решений, проистекающих из ближайших политических интересов и соображений текущего момента. Трехмерная картина будущего подменяется двухмерной фотографией настоящего, динамика уступает место статике, а политические рефлексы детерминируют важнейшие государственные решения. В наши дни лидеры, принимающие решения, просто не могут игнорировать постоянные колебания общественного мнения, политические ходы своих оппонентов и противников, позиции, которые транслируют влиятельные СМИ и всемогущие социальные сети.

Лиз Трасс, по-видимому, стала очередной жертвой этого противоречия между стратегическими целями и тактическими соображениями. Ее кабинет министров объявил о намерениях сократить налоги для самых богатых людей и крупнейших корпораций страны, но не объяснил, откуда возьмутся деньги на такое снижение. Лиз Трасс заняла не вполне понятную позицию по важным экологическим вопросам, в том числе по вопросу о добыче сланцевой нефти. Она не смогла сплотить вокруг себя команду единомышленников и породила представления о ком, что в ее кабинете нет внутреннего консенсуса. Лиз Трасс, как можно предположить, поставила тактику выше стратегии; в результате она потеряла критически важную поддержку внутри Консервативной партии, не получив никакой сколько-нибудь приличной компенсации от электората оппозиционной Лейбористской партии.

Конечно, противоречие между тактикой и стратегией — не новость и не исключительная особенность либеральных политических систем. На протяжении всей истории человечества государственные лидеры и политики всегда были зажаты между краткосрочными и долгосрочными соображениями, между узко определенными групповыми и более широкими национальными интересами, между реальными потребностями и заявленными желаниями своих сторонников. Тем не менее именно сегодня эти вечные дилеммы политики значительно осложняются почти непреодолимой хрупкостью и хронической нестабильностью правящих политических коалиций в большинстве западных либеральных демократий.

Сергей Шеин:
Нежелезная леди

Печальная реальность заключается в том, что большинство современных либеральных демократий остаются глубоко разделенными. Выборы последних лет в Соединенных Штатах и во Франции, в Италии и Соединенном Королевстве снова и снова воспроизводят глубокие непреодоленные расколы — политические, социальные, экономические, региональные, демографические и даже ценностные. Такое разделение делает власть чрезмерно зависимой от ее ядерного электората и от базовых групповых интересов, стоящих за властью. Эта зависимость почти исключает любые возможности для формирования долгосрочного стратегического видения и следования ему — будь то во внутренних или в международных делах. В этом смысле Лиз Трасс стала жертвой сложившейся политической системы как минимум в такой же степени, как и жертвой собственных предрассудков и заблуждений.

К сожалению, эта ситуация вряд ли изменится в ближайшее время. Трудно поверить, что Риши Сунак станет новым Уинстоном Черчиллем или что Джо Байден запомнится будущим историкам как Франклин Рузвельт XXI века. Олаф Шольц вряд ли превзойдет Ангелу Меркель или Гельмута Коля как самый уважаемый и эффективный канцлер современной Германии. Лидеры, опирающиеся на очень узкую и хрупкую политическую и социальную базу, не могут продемонстрировать черты сильного лидера, какими бы яркими и убежденными в своих идеях они ни были бы.

В международных делах это означает, что лидеры Запада, скорее всего, продолжат пристально вглядываться в прошлое своих стран, а не смотреть в будущее. В свою очередь, такая обратная перспектива предполагает, что коллективный Запад продолжит фокусироваться на восстановлении старого однополярного миропорядка рубежа веков, а не на построении нового многополярного, отражающего формирующиеся реалии третьего десятилетия XXI столетия.

Если это произойдет, функция стратегического мышления в мировых делах должна будет так или иначе перейти от исторического Запада к постепенно складывающемуся не-Западу, где общества пока еще не столь разделены и фрагментированы, и где государственные лидеры все еще могут позволить себе роскошь долгосрочного видения и перспективного планирования. Остается только надеяться, что не-Запад окажется на высоте стоящих перед ним задач.

Впервые опубликовано в Global Times.

(Голосов: 7, Рейтинг: 4.86)
 (7 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся