Read in English
Оценить статью
(Голосов: 18, Рейтинг: 4.39)
 (18 голосов)
Поделиться статьей
Андрей Кортунов

К.и.н., эксперт Международного дискуссионного клуба «Валдай»

С самого начала специальной военной операции России одной из главных целей единой стратегии консолидированного Запада стала максимальная изоляция Москвы в мировой политике и экономике. Для достижения этой цели было явно недостаточно поддерживать достигнутую в первые месяцы кризиса западную сплоченность; более сложная задача состояла в том, чтобы перетянуть на «правильную сторону истории» как можно больше стран глобального Юга. Однако, на протяжении года данная задача так и не была решена; как выяснилось, она едва ли вообще поддается решению.

Упорное сопротивление Юга постоянному и всестороннему давлению со стороны Запада нуждается в объяснениях. Наверное, было бы неправильным сводить все к меркантильным экономическим интересам российских партнеров среди развивающихся стран — в конце концов, до начала кризиса российские торговые и инвестиционные связи с этими странами были куда более скромными, чем связи Москвы с партнерами в Европе.

Одним из возможных объяснений является широко распространенное на Юге мнение о том, что западный подход к российско-украинскому противостоянию отражает характерную для Запада практику двойных стандартов. Другое объяснение сводится к тому, что на Западе продолжающийся российско-украинский конфликт часто позиционируется как часть глобального столкновения между «хорошими демократиями» и «плохими автократиями», как еще один крестовый поход в защиту западных либеральных ценностей против «варварского восточного деспотизма».

Тем не менее самая важная причина, по которой Юг не присоединяется к Западу в попытках изоляции России, насколько можно судить, заключается в другом. Реальность такова, что коллективный Запад, похоже, никоим образом не заинтересован в равноправном и содержательном диалоге с глобальным Югом, чтобы совместно обсудить украинский кризис и попытаться найти для него соответствующее сбалансированное решение. Вместо этого Запад неявно или явно предлагает, чтобы страны Юга просто подписались под всеми позициями, уже принятыми в одностороннем порядке западными лидерами и, в частности, администрацией Дж. Байдена в Вашингтоне и руководством ЕС в Брюсселе. Если такой алгоритм предлагается использовать применительно к украинскому кризису, то логично предположить, что он же будет использоваться и в других вопросах, затрагивающих фундаментальные интересы развивающихся стран.

С другой стороны, кризис превратился в возможность для ведущих игроков, представляющих глобальный Юг, продемонстрировать, что у них есть своя повестка дня в мировых делах, включая многочисленные предложения по поиску развязок в различных измерениях российско-украинского конфликта. Неудивительно, что предложения по урегулированию сегодня исходят не только от таких признанных тяжеловесов развивающегося мира, как Китай и Индия, но и от новых региональных лидеров, — таких как Турция, Саудовская Аравия, Бразилия, Южная Африка или Индонезия.

Разрешение российско-украинского и более общего российско-западного кризиса вполне может оказаться катализатором долгожданных реформ в мировом порядке, которые должны подразумевать, среди прочего, более заметную роль стран глобального Юга в международной системе. Это, возможно, было бы единственным, но весьма значимым положительным итогом трагических и опасных процессов, развивающихся в мировой политике в настоящее время.

С самого начала специальной военной операции России одной из главных целей единой стратегии консолидированного Запада стала максимальная изоляция Москвы в мировой политике и экономике. Для достижения этой цели было явно недостаточно поддерживать достигнутую в первые месяцы кризиса западную сплоченность; более сложная задача состояла в том, чтобы перетянуть на «правильную сторону истории» как можно больше стран глобального Юга. Если бы Запад добился решительного успеха в этом своем начинании, Россия превратилась бы в международного изгоя, лишенного былых друзей и партнеров. Тотальная международная изоляция, возможно, заставила бы российское руководство пересмотреть свои подходы — как к Украине, так и к отношениям с западными оппонентами.

Однако, на протяжении года данная задача так и не была решена; как выяснилось, она едва ли вообще поддается решению. Конечно, не все развивающиеся страны готовы безоговорочно принять официальную российскую позицию в конфликте; об этом говорят хотя бы итоги голосований в Генеральной Ассамблее ООН по резолюциям, касающимся украинского кризиса. Однако государства глобального Юга, как правило, не присоединяются к антироссийским санкциям США или ЕС. Они однозначно против исключения России из важных многосторонних международных организаций и форумов. Они продолжают принимать высокопоставленные делегации из Москвы и подписывать соглашения о сотрудничестве с российскими деловыми партнерами, пусь и с оглядкой на риски потенциальных вторичных санкций. На глобальном Юге нет попыток «отменить» русскую культуру, а отношение к россиянам за последний год здесь принципиально не поменялось в худшую сторону. В целом, страны глобального Юга до сих пор демонстрировали примечательную последовательность и настойчивость в своем нежелании втягиваться в конфликт между Россией и Западом.

Это упорное сопротивление Юга постоянному и всестороннему давлению со стороны Запада нуждается в объяснениях. Наверное, было бы неправильным сводить все к меркантильным экономическим интересам российских партнеров среди развивающихся стран — в конце концов, до начала кризиса российские торговые и инвестиционные связи с этими странами были куда более скромными, чем связи Москвы с партнерами в Европе. Вероятно, есть какие-то другие, более веские основания для решительного отказа Юга следовать в общем фарватере нынешней политики Запада.

Одним из возможных объяснений является широко распространенное на Юге мнение о том, что западный подход к российско-украинскому противостоянию отражает характерную для Запада практику двойных стандартов. Мало того, что Запад почти полностью отстранился от многих кровопролитных конфликтов за пределами евроатлантического пространства (например, в Йемене или в Эфиопии), но еще и должен взять на себя прямую ответственность за развязывание хотя бы некоторых из них (к примеру, в Ираке и в Ливии). Резкий контраст между тем, как страны Европейского союза относились к украинским беженцам в 2022 г., и тем, как они обращалась с беженцами из Сирии всего несколько лет назад, так же говорит о том, что декларируемые Западом принципы «универсальных» гуманитарных норм прав человека в их практическом воплощении оказываются конъюнктурными, избирательными и предвзятыми.

Другое объяснение сводится к тому, что на Западе продолжающийся российско-украинский конфликт часто позиционируется как часть глобального столкновения между «хорошими демократиями» и «плохими автократиями», как еще один крестовый поход в защиту западных либеральных ценностей против «варварского восточного деспотизма». Однако хорошо известно, что многие страны Африки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии едва ли могут в полной мере соответствовать западным стандартам политической организации общества. Напомним, что многие из стран глобального Юга даже не были приглашены на виртуальный Саммит за демократию, организованный администрацией Дж. Байдена в конце 2021 года. Почему же эти «дисквалифицированные» страны на Юге обязаны скрупулезно придерживаться кодекса поведения того эксклюзивного клуба, в который они даже не были допущены?

Тем не менее самая важная причина, по которой Юг не присоединяется к Западу в попытках изоляции России, насколько можно судить, заключается в другом. Реальность такова, что коллективный Запад, похоже, никоим образом не заинтересован в равноправном и содержательном диалоге с глобальным Югом, чтобы совместно обсудить украинский кризис и попытаться найти для него соответствующее сбалансированное решение. Вместо этого Запад неявно или явно предлагает, чтобы страны Юга просто подписались под всеми позициями, уже принятыми в одностороннем порядке западными лидерами и, в частности, администрацией Дж. Байдена в Вашингтоне и руководством ЕС в Брюсселе. То есть из западных столиц на страны Юга смотрят не как на полноценных участников процесса принятия важнейших решений в вопросах международной безопасности, а, скорее, как на послушных и безропотных исполнителей решений, уже принятых кем-то от их имени, но без их ведома. Такие односторонние представления о том, как следует решать международные проблемы, вызывают в памяти модель однополярного мира рубежа веков, в котором международные правила игры устанавливались почти исключительно Белым домом.

Если такой алгоритм предлагается использовать применительно к украинскому кризису, то логично предположить, что он же будет использоваться и в других вопросах, затрагивающих фундаментальные интересы развивающихся стран. Излишне говорить, что это не слишком привлекательная картина грядущего мирового порядка для новых, быстро растущих участников мировой политики, пытающихся позиционировать себя в роли не безмолвных объектов, а полноправных субъектов процесса перестройки международной системы.

Сказанное не означает, что глобальный Юг не испытывает на себе негативных последствий российско-украинского конфликта, или что он не заинтересован в его урегулировании. Эскалация кризиса имеет многочисленные последствия для международной системы в целом, включая глобальную и региональную безопасность, международную торговлю и финансы. Это отвлекает внимание великих держав от решения таких острых вопросов, как изменение климата, продовольственная и энергетическая безопасность, трансграничная миграция, экономическая помощь менее развитым странам и многие другие. С другой стороны, кризис превратился в возможность для ведущих игроков, представляющих глобальный Юг, продемонстрировать, что у них есть своя повестка дня в мировых делах, включая многочисленные предложения по поиску развязок в различных измерениях российско-украинского конфликта. Неудивительно, что предложения по урегулированию сегодня исходят не только от таких признанных тяжеловесов развивающегося мира, как Китай и Индия, но и от новых региональных лидеров, — таких как Турция, Саудовская Аравия, Бразилия, Южная Африка или Индонезия.

Разрешение российско-украинского и более общего российско-западного кризиса вполне может оказаться катализатором долгожданных реформ в мировом порядке, которые должны подразумевать, среди прочего, более заметную роль стран глобального Юга в международной системе. Это, возможно, было бы единственным, но весьма значимым положительным итогом трагических и опасных процессов, развивающихся в мировой политике в настоящее время.

Впервые опубликовано на английском языке в Global Times.

Оценить статью
(Голосов: 18, Рейтинг: 4.39)
 (18 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju