Оценить статью
(Голосов: 16, Рейтинг: 4.81)
 (16 голосов)
Поделиться статьей
Роман Жилин

М.н.с. Отдела европейской безопасности Института Европы РАН; руководитель объединения молодых исследователей «Арктическое сообщество»

В 2020-х гг. внимание к Арктике в политических заявлениях российских официальных лиц нашло отражение в специализированных документах стратегического планирования, нормативных актах и действиях профильных министерств. 2025 год открывает возможности для полного пересмотра координации работы специализированных ведомств и создания общего плана развития российской Арктики.

Предложенное президентом В. Путиным на Международном арктическом форуме определение Трансарктического транспортного коридора (ТТК) отличается от предыдущих более узконаправленных шагов своим концептуальным уклоном и представляет собой, с одной стороны, кульминацию предыдущих инициатив, с другой — переосмысление подхода к Арктике в результате накопленного опыта развития региона во внутренней политике и мировых геополитических изменений.

Ключевая задача для правительства и государственных корпораций — сделать ТТК экономически выгодным и привлекательным для бизнеса и мирового сообщества, заменить модель субсидирования, создать условия для инвестиций в Арктику. Более того, именно такой подход рыночной экономики совместно с гарантиями от государства должен привлечь иностранных инвесторов.

Глобальные цели подразумевают большой риск. В отличие от предыдущих более точечных инициатив, комплексный план потребует постановки реалистичных целей, нескольких вариантов развития объемов перевозок и учета внешней геополитической обстановки. Кроме того, масштабный «перезапуск» подхода к Арктике, в особенности для внешней аудитории, не получится проводить часто и от новой концепции будет невозможно «отказаться» в ближайшем будущем.

На внутреннем направлении новая модель должна включить решения использования бюджетных и внебюджетных источников, обеспечить неизменность налогового окружения, регулирование новых видов технологий, а также стать частью актуализации документов стратегического планирования. На внешнем направлении — стать фундаментом для развития международных отношений и обеспечить равный доступ для конструктивно настроенных иностранных инвесторов. Определение концепции представляет собой первый шаг в новом позиционировании Арктики. Реализация концептуального видения будет зависеть от организационных и технических факторов, таких как выбор оператора ТТК, структура финансовой и пространственно-экономической систем.


От локального к глобальному

В 2020-х гг. внимание к Арктике в политических заявлениях российских официальных лиц нашло отражение в специализированных документах стратегического планирования, нормативных актах и действиях профильных министерств. Так, Арктический регион в целом и Северный морской путь (СМП, Севморпуть) в частности отдельно упоминаются в Транспортной стратегии (2021 г.), Морской доктрине (2022 г.), Концепции внешней политики (2023 г.). В 2020 г. была принята Стратегия развития Арктической зоны, в 2022 г. был утвержден План развития Северного морского пути. В 2020–2023 гг. в рамках уточнения режима судоходства по СМП были внесены изменения в ряд федеральных законов, а также в правила плавания и пребывания иностранных судов в акватории Севморпути.

В свою очередь 2025 год открывает возможности для полного пересмотра координации работы специализированных ведомств и создания общего плана развития российской Арктики. Предложенное президентом В. Путиным на Международном арктическом форуме (МАФ) определение Трансарктического транспортного коридора (ТТК) отличается от предыдущих более узконаправленных шагов своим концептуальным уклоном и представляет собой, с одной стороны, кульминацию предыдущих инициатив, с другой —переосмысление подхода к Арктике в результате накопленного опыта развития региона во внутренней политике и мировых геополитических изменений.

Стоит отдельно подчеркнуть способ презентации новой концепции. Именно в речи президента на МАФ, мероприятии с участием иностранных партнеров, был впервые упомянут ТТК. В таком виде переосмысление арктической политики было сделано в первый раз в современной истории.

Своевременно и закономерно

Северный морской путь на протяжении более 10 лет был основным «проектом» в Арктике, который отражал все последние тенденции в области законодательства и государственного финансирования, являлся неотъемлемой частью ресурсных и энергетических проектов и служил для проецирования международной позиции России. Стоит отметить, что, несмотря на большую площадь, границы СМП с 2012 г. определены с точки зрения Конвенции по морскому праву 1982 г., в частности, вследствие положений статьи 234, позволяющей устанавливать недискриминационные законы по контролю загрязнения морской среды только в районах, покрытых льдом более 6 месяцев в году. Кроме того, интерпретация других положений Конвенции позволяет аргументировать особый статус арктических проливов, таких как Маточкин Шар, Карские Ворота, Югорский Шар, которые обрамляют СМП, что в свою очередь позволяет говорить о пути как об «исторически сложившейся национальной единой транспортной коммуникации».

Нормативные акты, регулирующие проход судов и кораблей, ледокольное и лоцманское сопровождение, а также цели Плана развития СМП или федерального проекта «Развитие СМП» также применимы для акваторий морского пути в соответствии с Кодексом торгового мореплавания от архипелага Новая Земля до линии разграничения морских пространств с США и параллели мыса Дежнева в Беринговом проливе. Таким образом, необходимость создания более комплексного проекта в 2025 г., с одной стороны, обусловлена ужесточением и окончательным правовым формированием СМП, фактически завершенным за последние пять лет, с другой — территориальной ограниченностью транспортной артерии, которую невозможно изменить ввиду ее непосредственной связи с международным морским правом.

Кроме того, на данный момент можно говорить об адаптации российских компаний к санкционному давлению со стороны стран Запада, более системном переориентировании экономических связей «на Восток», а также передаче государственной корпорации «Росатом» большинства ключевых полномочий в рамках СМП. Если по итогам 2022 г. транзитный грузопоток по Севморпути упал на 90%, то к 2024 г. он достиг самого высокого показателя за всю историю маршрута (37,8 млн тонн), в котором более 3 млн тонн приходится на транзитные грузы. В 2024 г., спустя полтора года после объявления идеи о создании двусторонней инициативы для координации развития Севморпути в рамках визита Си Цзиньпина в Москву, была создана подкомиссия по СМП с КНР, которая представляет межправительственный орган по выработке и принятию решений. В ходе российско-индийского саммита лидеры двух стран выразили готовность развивать морские перевозки по СМП и в будущем создать совместный орган. Таким образом, российская Арктика выработала систему с учетом современного геополитического состояния, что говорит о готовности к более глубоким изменениям и системной интеграции иностранных инвесторов.

Также ТТК может «перезапустить» подход к долгосрочному планированию в Арктике. В ответственных ведомствах признается неспособность достижения поставленных ранее показателей (в частности, объемов грузооборота по СМП в соответствии с федеральными проектами) в силу внутренних и внешних причин. На совещаниях государственной корпорации «Росатом» в 2024 г. были предложены сценарии по грузоперевозкам, согласно одному из которых в 2031 г. по СМП будет перевезено 117 млн тонн, а в 2035 г. — 150 млн тонн грузов, что намного меньше, чем закрепленные в документах планы. В новой концепции за счет расширения географических рамок и пересмотра предыдущих документов возможно адаптировать целевые показатели без потери международной репутации и без прямого отказа от предыдущих амбициозных планов.

Концептуальное позиционирование

Трансарктический транспортный коридор в широком смысле — это переосмысление позиционирования России в Арктике как во внутренней, так и во внешней политике. На данный момент рано говорить о деталях финансово-экономической и инфраструктурной моделях проекта. Согласно поручениям президента, соответствующие предложения от государственных корпораций и министерств должны быть подготовлены к августу 2025 г. В то же время концептуальные основы ТТК уже были обозначены на высшем уровне в рамках как Международного арктического форума в марте, так и Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) в июне 2025 г.

Ключевой посыл ТТК, в отличие от предыдущих федеральных проектов, таких как «Развитие БСМП», заключается в формировании финансово-экономической модели, которая должна воплотить отход от преимущественно государственной составляющей в пользу сотрудничества с бизнесом. Государственной корпорации развития России (ВЭБ.РФ) было поручено создание проектного офиса, призванного содержать элементы корпорации, способной в обозримом будущем приобрести структуру акционерного общества и выйти на финансовый рынок в виде публичной компании. Похожими принципами руководствуются другие глобальные инфраструктурные проекты, такие как Суэцкий канал. Одновременно с этим Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) разрабатывает отдельный фонд для развития Арктической зоны Российской Федерации в целом и ТТК в частности. Инициативы призваны найти способ эффективного и открытого сотрудничества с крупным бизнесом для финансирования проектов на протяжении всего ТТК.

Несостоятельность системы, где государство играет превалирующую роль в выделении средств, стала основным лейтмотивом секции, посвященной экономике СМП в рамках ПМЭФ. Так, специальный представитель по вопросам развития Арктики государственной корпорации «Росатом» В. Панов отметил: «Развитие СМП и Арктики не может строиться на амбициях какой-то одной страны… Оно может идти только на основе экономики». Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики А. Чекунков подчеркнул, что, в отличие от предыдущего подхода к освоению Арктики, сейчас «мы подошли к тому моменту, когда, к сожалению, не можем сказать “любой ценой”, поскольку так экономика не работает». Такой же позиции придерживается начальник управления президента РФ по вопросам национальной морской политики С. Вахруков: «За счет бюджета мы вряд ли справимся с развитием ТТК».

ТТК должен включать все измерения логистической и инфраструктурной системы: порты, железнодорожное сообщение, автомобильные дороги, внутренние водные пути. Кроме того, модель ТТК должна предполагать четкую систему контроля за исполнением поручений на каждом этапе, что отсутствовало в предыдущих инициативах. Несмотря на то, что более 40 из 155 мероприятий плана развития были выполнены к 2025 г., отдельные проекты по развитию портовой инфраструктуры превысили свои расчетные сроки. Новым акцентом становится цифровизация документооборота для упрощения коммуникации и доступа для бизнеса. Таким образом, все «новые» инициативы сводятся к стремлению соответствовать бизнес-модели, настроенной на прибыль, жесткую систему ответственности и отчетности.

Географические рамки проекта сохраняются в пределах предыдущей концепции Большого СМП (БСМП) и включают торговые пути от Калининграда, Санкт-Петербурга, Мурманска и Архангельска до Владивостока. В то же время горизонт планирования нового комплексного документа должен превысить все предыдущие инициативы.

Новое определение также понадобилось в свете обновления профильных документов министерств. Например, ТТК должен стать частью дополнений к Транспортной стратегии, что позволит акцентировать внимание на внутренних путях сообщения, в том числе водных, новых беспилотных и автономных системах. Арктика становится регионом, где применение инновационных технологий представляется необходимостью. Это связано с тяжелыми климатическими условиями, а также сохраняющейся тенденцией на отток населения несмотря на планы по значительному повышению объемов производств, добычи ресурсов и грузопотока. В свою очередь эффективное развитие требует своевременной адаптации в профильных документах.

Все отмеченные нововведения (потенциальный выход на фондовый рынок, прозрачная система контроля, электронный документооборот, создание проектного офиса в рамках ВЭБ.РФ), а также долгосрочное планирование, которое может превзойти существующее на данный момент геополитическое противостояние, напрямую связаны с привлечением не только внутренних инвесторов, но и иностранных компаний. Международное сотрудничество, по оценке В. Панова, находится на одном уровне важности в рамках направлений развития с проектами по добыче, энергетике и логистике. С. Вахруков определил одной из ключевых задач «синхронизировать цели [развития ТТК] с международными партнерами», а также не просто «соблюсти суверенитет над ТТК», но и «создать условия для всех участников».

Объявление концепции ТТК — сигнал для всех заинтересованных в продуктивном сотрудничестве на долгосрочный период иностранных компаний. Составляющие проекта станут инструментами функционирования иностранных государств и бизнеса в российской Арктике.

Задача на будущее

Ключевая задача для правительства и государственных корпораций — сделать ТТК экономически выгодным и привлекательным для бизнеса и мирового сообщества, заменить модель субсидирования, создать условия для инвестиций в Арктику. Более того, именно такой подход рыночной экономики совместно с гарантиями от государства должен привлечь иностранных инвесторов.

Глобальные цели подразумевают большой риск. В отличие от предыдущих более точечных инициатив, комплексный план потребует постановки реалистичных целей, нескольких вариантов развития объемов перевозок и учета внешней геополитической обстановки. Кроме того, масштабный «перезапуск» подхода к Арктике, в особенности для внешней аудитории, не получится проводить часто и от новой концепции будет невозможно «отказаться» в ближайшем будущем.

На внутреннем направлении новая модель должна включить решения использования бюджетных и внебюджетных источников, обеспечить неизменность налогового окружения, регулирование новых видов технологий, а также стать частью актуализации документов стратегического планирования. На внешнем направлении — стать фундаментом для развития международных отношений и обеспечить равный доступ для конструктивно настроенных иностранных инвесторов. Определение концепции представляет собой первый шаг в новом позиционировании Арктики. Реализация концептуального видения будет зависеть от организационных и технических факторов, таких как выбор оператора ТТК, структура финансовой и пространственно-экономической систем.


(Голосов: 16, Рейтинг: 4.81)
 (16 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju